ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Кристофер Пирс о воинах древнего Китая

Кристофер Пирс о воинах древнего Китая


17-06-2015, 08:37. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Кристофер Пирс о воинах древнего Китая

 

Кому-то может показаться, что ознакомление посетителей «ВО» с доспехами и вооружением всадников разных народов носит несколько фрагментарный характер. На деле мы уже рассмотрели «эпоху кольчуги», ранние доспехи самураев, познакомились с доспехами тех же римлян, а затем и у японцев в средние века. И теперь можно даже и выводы сделать, причем самый главный вывод будет такой: и доспехи, и тактика конных воинов были прямо связаны с их посадкой на коне! То есть всадники в прочных доспехах в древнем мире были у многих народов, а вот рыцари появились только лишь тогда, когда были изобретены жесткое седло и еще стремена! Но где именно были сделаны эти поистине революционные изобретения? Оказывается, все там же, в Китае, стране подарившей человечеству порох и компас, акупунктуру и бумагу, фарфор и шелк. А вот теперь еще и высокое седло, и парные стремена. Поистине, мы все в неоплатном долгу перед китайцами. Ну, а едва ли не самым известным специалистом, изучавшим военное дело в Китае, является британский историк Кристофер Пирс. Вот на основе его работ мы с этой темой сегодня и познакомимся.

Кристофер Пирс о воинах древнего Китая

«Керамическая армия»

Начать нужно с того, что уже погребальные фигурки ханива из Японии IV—V вв. часто показывают нам лошадей под седлами с высокими, вертикально поставленными луками, а по обеим сторонам у них висят стремена. А это означает, что такое снаряжение в то время уже существовало, причем не только в островной Японии, но и на континенте! Ну, а использовали стремена тяжеловооруженные всадники, которые в Китае появились уже в начале IV в. н.э. Интересно, что Пирс считает, что стремя у всадника сначала было всего лишь одно, и представляло оно собой подставку, на которую всадник ставил ногу, когда садился в седло. Два стремени, превратившиеся в опору для обеих ног, когда он уже оказался в седле, появились несколько позднее.


Кристофер Пирс о воинах древнего Китая

Конская фигурка ханива эпохи Кофун, V—VI вв. Япония. Очень хорошо видны стремена (Музей Гиме, Париж)

Можно попытаться себе представить, какими непривычными должны были казаться такие седла тем, кто привык ездить на старых, мягких, да к тому же еще и без стремян. Ведь новое седло, можно сказать, зажимало всадника между его луками, зато посадка становилась сразу очень устойчивой. Ну, и потом высокие луки сами по себе давали всаднику еще и защиту, почему именно такие вот жесткие седла стали столь важной частью рыцарского снаряжения.

Здесь следует отметить, что тяжеловооруженной конницей обладал не только просвещенный Китай, но и окружавшие его номады. Причем тактика номадов состояла в том, чтобы сначала стрелять по противнику из луков, после чего всадники в доспехах наносили ему решающий удар при помощи копий. Но лук и стрелы в номадской коннице опять-таки были у каждого воина, неважно, тяжелым или же легким защитным вооружением он обладал, что позволяло в случае нужды всем воинам действовать ими совместно.

Ну, а насколько такая стрельба была эффективной, свидетельствуют данные современных исследований. Например, другой английский исследователь Ричард Ригли для этого съездил в Венгрию, где повстречался с Лайошем Кассаи — руководителем группы исторических реконструкций, и тот на практике показал ему как нужно стрелять из лука с коня. При этом на коне он держался не пользуясь стременами, управляя им лишь только шенкелями. Стреляя по цели, он выпускал в нее восемь стрел: три во время приближения к мишени, две — будучи с ней на одной линии, и три последних, когда он удалялся от нее и при этом стрелял в нее через плечо. Семь выпущенных стрел он считал своей творческой неудачей, хотя все его стрелы при этом попали в мишень! По его мнению, гунны, вот так стреляя из лука на скаку, могли убить противника, была ли это лошадь или человек, на дистанции в 300 м, и вряд ли у конных лучников других народов этот показатель различался так уж значительно.

Кристофер Пирс о воинах древнего Китая

Древний лучник-кочевник. Наскальные изображения на хребте Ешкиольмес

К. Пирс подчеркивает, что кочевники вторгались не только в Европу. Китай был ближе и богаче. Поэтому неудивительно, что для них он был целью номер один! Поэтому неудивительно, что традиции воинского искусства зародились там очень давно. Уже во времена династии Шан-Инь (ок.1520 — 1030 гг. до н.э.) у китайцев были не только прекрасные образцы бронзового оружия, но и хорошо продуманная военная организация. Воины «ма» сражались на колесницах. «Ше» — лучники в то время были самой многочисленной частью войска, а воины «шу» участвовали в ближнем бою. Кроме этого, была гвардия, охранявшая особу императора, то есть китайская армия ничем не отличались от армий Древнего Египта, хеттов, и греков, что бились под стенами Трои.

Кристофер Пирс о воинах древнего Китая

Бронзовый топор династии Шан

Правда, колесницы у китайцев были выше, чем у других народов и имели по 2 и 4 высоких оспицованных колеса, а запрягали в них от 2-х до 4-х коней. Именно поэтому они возвышались над толпой сражающихся, и ее экипаж, состоявший из возницы, лучника и воина, вооруженного копьем-алебардой, могли успешно сражаться с пехотой, да и что проходимость такой колесницы была весьма высока. Откуда все это известно? А вот откуда: дело в том, что они являлись настолько значимым символом престижа, что их нередко погребали вместе с их владельцами, добавляя для полноты счастья возничих и коней!

Вооружены воины шан-иньцы были вооружены бронзовыми ножами с изогнутыми лезвиями, имели мощные тугие луки и различного рода длиннодревковое оружие типа алебард. Доспехи представляли собой что-то вроде кафтанов из ткани или кожи, на которые нашивались, либо приклепывались, пластины из кости или металла. Щиты делались из дерева либо их сплетали из прутьев и покрывали лакированной кожей. Шлемы — литые бронзовые, с толщиной стенок около 3 мм, причем на них часто были маски, закрывавшие воину лицо.

В эпоху династии Чжоу стали использоваться длинные кинжалы из бронзы и гибриды копий и клевцов, копий и топоров, и даже копий и булавы. То есть в Китае и появилась и первая алебарда, причем воин с алебардой сражался на колеснице, и стоя на ней отбивался от вражеской пехоты.

Кристофер Пирс о воинах древнего Китая

Свистящая стрела XVII — XVIII вв. Китай или Тибет (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Лошадей китайцы получали из северных степей. Это были большеголовые, низкорослые животные, похожие на лошадь Пржевальского. В Древнем Китае в сражениях наравне с мужчинами участвовали и женщины, что представляется редкостью для оседлых культур. В Китае они даже командовали войсками, что позднее, в средние века, случалось уже и в Западной Европе.

В «Эпоху сражающихся царств» (ок. 475-221 гг. до н.э.) появляются и всадники, и уже не только лучники, но и арбалетчики. Да-да, арбалет в Китае появился около 450 г. до н.э. — т.е. намного раньше, чем в других районах Евразии! То есть и арбалет первыми придумали все те же китайцы!

Кристофер Пирс о воинах древнего Китая

Бронзовые мечи «Эпохи сражающихся царств» (Исторический музей провинции Шэнси)

Правда, у этих арбалетов был один серьезный недостаток: тетиву натягивали руками, поэтому дальнобойность и убойная сила их была невелика. Зато устроены они были просто, и научиться ими владеть было не трудно. Появились у китайцев и многозарядные арбалеты. Так, что теперь любую атаку их арбалетчики встречали градом стрел, причем если лучников требовалось долго обучать и тренировать, то тут справиться после нескольких занятий смог бы и любой слабосильный крестьянин.

К. Пирс отмечает, что китайцы обратили внимание на возможности этого нового оружия очень быстро. Например, уже в III в. н.э. в Китае из арбалетчиков начали комплектовать целые подразделения, выпускавшие стрелы так, что те «падали… подобно дождю», и «никто не мог устоять перед ними». В X в. арбалеты начали производить на государственных оружейных мастерских, причем подчеркивалось, что арбалет это оружие, которого «четыре вида варваров боятся больше всего». Одновременно с появлением арбалета в Китае перестали использовать колесницы, поскольку он для находившихся на них воинов оказался неудобен, и к тому же, возвышаясь над сражающими, они, как оказалось, и сами были хорошей мишенью для противника.

Именно тогда в Китае и начали делать и первые доспехи из прямоугольных железных пластин, нашивавшихся или же приклепывавшихся на кожаную основу. Доспехи эти просты, но по-современному функциональны. Тысячи таких фигур в натуральную величину нашли в гробнице императора Цинь Шихуанди (ок. 259—210 гг. до н.э.), что наилучшим образом доказывает их использования Китае этого периода. Правда, известно, что воины Цинь Шихуанди, случалось, сбрасывали свои доспехи, чтобы легче управляться своими топорами на длинных рукоятках и алебардами, поскольку это оружие требовало свободного замаха.

Как уже отмечалось, китайская конница восседала на низкорослых лошадках, полученных из монгольских степей и только в 102 году до н.э., после того, как полководец Бань Чао разбил кушанов в Средней Азии, китайский император У-ди («Государь-воин») получил рослых коней из Ферганы, которые требовались ему для войны с гуннами. Более 60000 китайцев тогда вошли на ее территорию, и лишь заполучив несколько тысяч лошадей (в Китае их называли «небесными конями»), возвратились обратно.

Кристофер Пирс о воинах древнего Китая

Фигурка ханива VI вв. Япония (Музей Гиме, Париж)

К. Пирс ссылается на целый ряд китайских письменных источников, которые говорят о том, что первые конские доспехи в Китае начали применять в эпоху династии Хань, примерно около 188 г. н.э. Но судя по конской фигурке из погребения в провинции Хунань, относящейся к 302 г. н.э., конская броня в то время имела вид короткого стеганного нагрудника, который защищал только грудь лошади. Но зато китайцы уже тогда (т. е. около 300 г. н.э.) использовали высокое седло. Одинарное стремя-подставку при самой езде не применяли. Ну, а о том, что такие вот стремена-подножки были, свидетельствуют и археологические находки. Но потом кто-то догадался навесить на коня стремена одновременно с двух сторон, а уже сидя в седле, додумался еще и просунуть в них ноги...

Историки в случае со стременами знают и более точные даты. Так, в биографии китайского полководца Лю Суна говорится, что в 477 году стремя ему было послано в качестве сигнала. Но вот какое это было стремя, одинарное или парное, нам неизвестно. Хотя, несомненно, что стремена тогда уже применяли.

 

 

Автор Вячеслав Шпаковский

Вернуться назад