ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Новые датировки состарили наскальную живопись Индонезии
Новые датировки состарили наскальную живопись Индонезии19-10-2014, 10:33. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
||||||||
Новые датировки состарили наскальную живопись Индонезии
Археологи применили новый метод для датировок наскальной живописи в знаменитых пещерах острова Сулавеси в Индонезии. Они использовали кальцитовые бляшки, образовавшиеся поверх древних рисунков, то есть минералы более позднего возраста, чем сами рисунки. Оказалось, что эти кальцитовые образования имеют возраст около 40 тысяч лет, а значит, и наскальная живопись Сулавеси никак не моложе этого времени. Обобщив данные по возрасту различных известных наскальных рисунков в Европе и Азии, ученые заключили, что палеохудожники Юго-Восточной Азии не отставали от своих европейских современников, практикуя так же, как и они, сложную предметную живопись. Важно также, что художественные изображения животных и предметов появились повсюду раньше, чем упрощенная орнаментная живопись. В осадочных известняках юго-западной оконечности острова Сулавеси, в Индонезии, существует целая сеть карстовых пещер. Эти пещеры хорошо известны археологам: с середины 30-х годов XX века там ведутся раскопки и найдено множество артефактов и костных остатков, а также около 90 мест с наскальными рисунками. Предполагалось, что люди заселили этот район около 35 тысяч лет назад — такой возраст был установлен по радиоуглеродному датированию остатков из последовательных плейстоценовых слоев в двух пещерах этого комплекса. При этом считалось, что рисунки гораздо моложе этого времени, так как влажные стены и потолки пещер подвержены сильной эрозии, поэтому им давали не больше 10 тысяч лет. Группа ученых из индонезийских и австралийских лабораторий, ведущих комплексные исследования в этих пещерах, применила недавно опробованную методику для переопределения возраста наскальных рисунков. Вместо того чтобы использовать традиционный метод радиоуглеродного датирования костных остатков, они решили оценить возраст кальцитовых бляшек — натеков, образовавшихся поверх рисунков на стенах пещер. Эти бляшки — результат медленного осаждения карбоната кальция на каменной поверхности. Они выпуклые, имеют толщину около 1 см, образуют плотные группы, и рисунки под ними иногда еле просматриваются. Такую бляшку нетрудно снять, сделать тонкий поперечный шлиф и оценить возраст по тем или иным изотопам. В данном случае применялась датировка по изотопам урана. Современная аппаратура позволяет выполнить анализы в нескольких местах такого шлифа, то есть получить последовательные возрастные серии. Некоторые участки линий рисунков проходят по таким бляшкам, а поверх них высадились уже следующие слои кальцита. Поэтому имеется возможность очертить возрастные границы создания рисунка, оценив древность слоев, между которыми он «зажат».
Возраст 14 исследованных рисунков — контурных изображений и ладоней — оказался неожиданно древним, существенно больше предполагаемых 10 тысяч лет (полные данные приведены в таблице). Самой старой оказалась прорисовка неизвестного животного: возраст по урановым изотопам был оценен как 44 тысячи лет. Немногим моложе признаны были изображения ладоней, выполненные закрашиванием поверх наложенной руки. Их возраст близок к 40 тысячам лет. Выразительную бабируссу древний художник нарисовал около 37 тысяч лет назад.
Примерно тот же возрастной порядок, как это ни удивительно, имеет наскальная живопись Европы, известная нам многими примерами. Самый древний европейский рисунок — красное пятно из пещеры Эль-Кастильо — было сделано 40,8 тысяч лет назад (эти нижняя оценка возраста), наложенные на пятно ладони несколько моложе, им 37–35 тысяч лет; экспрессивная живопись пещеры Шове — 35 тысяч лет назад, рисунки пещеры Альтамиры — около 36–22 тысяч лет назад.
Сопоставляя датировки рисунков запада и востока, можно сделать удивительный вывод. Наскальная живопись Европы и Азии появилась и развивалась более или менее синхронно, эксплуатируя схожие мотивы и техники. Вряд ли теперь можно говорить о том, что азиатские художники переняли изобразительное искусство и художественные навыки у искушенных европейских предшественников. Либо оно появилось независимо и параллельно на двух сторонах континента, либо было унаследовано и теми и другими от центрально-азиатских (сибирских) палеоживописцев. Авторы работы склоняются к последней версии. Кроме того, они подчеркивают ранний возраст контурного рисунка бабируссы и делают вывод, что реалистичные животные мотивы появились вместе с символьными. Поэтому гипотеза о развитии изобразительных мотивов от орнаментов и знаков к реалистическим, фигуративным рисункам, скорее всего, не подтверждается. Источник: M. Aubert et al. Pleistocene cave art from Sulawesi, Indonesia // Nature. 2014. V. 514. P. 223–227. Елена Наймарк Вернуться назад |
Так выглядит вход в пещеру Леанг-Бурунг (Leang Burung), одну из комплекса парка-музея с пещерной живописью на острове Сулавеси около городка Марос (Maros). По датировкам плейстоценовых слоев в этой пещере установлено самое раннее присутствие людей современного типа в Юго-Восточной Азии — около 35 тысяч лет назад. Фото с сайта travel.detik.com