ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Новые датировки состарили наскальную живопись Индонезии

Новые датировки состарили наскальную живопись Индонезии


19-10-2014, 10:33. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Новые датировки состарили наскальную живопись Индонезии


Вход в пещеру Leang Burung

Так выглядит вход в пещеру Леанг-Бурунг (Leang Burung), одну из комплекса парка-музея с пещерной живописью на острове Сулавеси около городка Марос (Maros). По датировкам плейстоценовых слоев в этой пещере установлено самое раннее присутствие людей современного типа в Юго-Восточной Азии — около 35 тысяч лет назад. Фото с сайта travel.detik.com

Археологи применили новый метод для датировок наскальной живописи в знаменитых пещерах острова Сулавеси в Индонезии. Они использовали кальцитовые бляшки, образовавшиеся поверх древних рисунков, то есть минералы более позднего возраста, чем сами рисунки. Оказалось, что эти кальцитовые образования имеют возраст около 40 тысяч лет, а значит, и наскальная живопись Сулавеси никак не моложе этого времени. Обобщив данные по возрасту различных известных наскальных рисунков в Европе и Азии, ученые заключили, что палеохудожники Юго-Восточной Азии не отставали от своих европейских современников, практикуя так же, как и они, сложную предметную живопись. Важно также, что художественные изображения животных и предметов появились повсюду раньше, чем упрощенная орнаментная живопись.

В осадочных известняках юго-западной оконечности острова Сулавеси, в Индонезии, существует целая сеть карстовых пещер. Эти пещеры хорошо известны археологам: с середины 30-х годов XX века там ведутся раскопки и найдено множество артефактов и костных остатков, а также около 90 мест с наскальными рисунками. Предполагалось, что люди заселили этот район около 35 тысяч лет назад — такой возраст был установлен по радиоуглеродному датированию остатков из последовательных плейстоценовых слоев в двух пещерах этого комплекса. При этом считалось, что рисунки гораздо моложе этого времени, так как влажные стены и потолки пещер подвержены сильной эрозии, поэтому им давали не больше 10 тысяч лет.

Группа ученых из индонезийских и австралийских лабораторий, ведущих комплексные исследования в этих пещерах, применила недавно опробованную методику для переопределения возраста наскальных рисунков. Вместо того чтобы использовать традиционный метод радиоуглеродного датирования костных остатков, они решили оценить возраст кальцитовых бляшек — натеков, образовавшихся поверх рисунков на стенах пещер. Эти бляшки — результат медленного осаждения карбоната кальция на каменной поверхности. Они выпуклые, имеют толщину около 1 см, образуют плотные группы, и рисунки под ними иногда еле просматриваются. Такую бляшку нетрудно снять, сделать тонкий поперечный шлиф и оценить возраст по тем или иным изотопам. В данном случае применялась датировка по изотопам урана. Современная аппаратура позволяет выполнить анализы в нескольких местах такого шлифа, то есть получить последовательные возрастные серии. Некоторые участки линий рисунков проходят по таким бляшкам, а поверх них высадились уже следующие слои кальцита. Поэтому имеется возможность очертить возрастные границы создания рисунка, оценив древность слоев, между которыми он «зажат».

 

Пример двух образцов и их анализов

Пример двух образцов и их анализов. Верхняя часть (a) — это фотография наскальной живописи с потолка пещеры, где хорошо видны два элемента — ладонь, отконтрастированная пигментом, и контурный рисунок бабируссы, эндемика Сулавеси. Кальцитовые бляшки и выветренные участки маскируют оба элемента, нужно приглядеться, чтобы их заметить. В середине (b) — прорисовки пигмента и бляшек, серым цветом закрашены отслоившиеся участки каменной поверхности. Внизу (с и d — образцы с рисунков бабируссы и руки соответственно) — оценки возраста двух бляшек, выполненные на разных участках шлифов. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature

Возраст 14 исследованных рисунков — контурных изображений и ладоней — оказался неожиданно древним, существенно больше предполагаемых 10 тысяч лет (полные данные приведены в таблице). Самой старой оказалась прорисовка неизвестного животного: возраст по урановым изотопам был оценен как 44 тысячи лет. Немногим моложе признаны были изображения ладоней, выполненные закрашиванием поверх наложенной руки. Их возраст близок к 40 тысячам лет. Выразительную бабируссу древний художник нарисовал около 37 тысяч лет назад.

 

Череп самца бабируссы

Так выглядит череп самца бабируссы. У самок клыки меньше, поэтому предполагается, что на наскальных рисунках изображены самки. Рисунок с сайта ru.wikipedia.org

Примерно тот же возрастной порядок, как это ни удивительно, имеет наскальная живопись Европы, известная нам многими примерами. Самый древний европейский рисунок — красное пятно из пещеры Эль-Кастильо — было сделано 40,8 тысяч лет назад (эти нижняя оценка возраста), наложенные на пятно ладони несколько моложе, им 37–35 тысяч лет; экспрессивная живопись пещеры Шове — 35 тысяч лет назад, рисунки пещеры Альтамиры — около 36–22 тысяч лет назад.

 

Датировки различных художественных мотивов из пещер северной Испании

Датировки различных художественных мотивов из пещер северной Испании. Оценки возраста проводились тем же методом — по изотопам урана в кальцитовых натечных бляшках. Самый старый образец — красное пятно O-83; такие рисунки делались выдуванием красящего пигмента на стену, так же, вероятно изготовлялись и отпечатки ладоней: на прижатую к стене ладонь так или иначе выдували пигмент. В Испанских пещерах рисование пятен и ладоней появилось раньше, чем контурные рисунки животных. Рисунок из статьи A. W. G. Pike et al. 2012. U-Series Dating of Paleolithic Art in 11 Caves in Spain

Сопоставляя датировки рисунков запада и востока, можно сделать удивительный вывод. Наскальная живопись Европы и Азии появилась и развивалась более или менее синхронно, эксплуатируя схожие мотивы и техники. Вряд ли теперь можно говорить о том, что азиатские художники переняли изобразительное искусство и художественные навыки у искушенных европейских предшественников. Либо оно появилось независимо и параллельно на двух сторонах континента, либо было унаследовано и теми и другими от центрально-азиатских (сибирских) палеоживописцев. Авторы работы склоняются к последней версии. Кроме того, они подчеркивают ранний возраст контурного рисунка бабируссы и делают вывод, что реалистичные животные мотивы появились вместе с символьными. Поэтому гипотеза о развитии изобразительных мотивов от орнаментов и знаков к реалистическим, фигуративным рисункам, скорее всего, не подтверждается.

Источник: M. Aubert et al. Pleistocene cave art from Sulawesi, Indonesia // Nature. 2014. V. 514. P. 223–227.

Елена Наймарк


Вернуться назад