Первое вмешательство Хрущева в военные дела страны датируется 1954 годом. Возвращаясь из поездки в Китай, Первый секретарь проинспектировал флот и пришел к неутешительному выводу, что ВМФ СССР не способен в открытую противостоять флотам Англии и США.
Возвратившись в Москву, Н.С. Хрущев отверг концепцию строительства надводного военно-морского флота, предложенную адмиралом Н.Г. Кузнецовым в докладной записке от 31 марта 1954 г., которая в целом продолжала сталинскую программу кораблестроения.
Дальнейшие события развивались стремительно.
Постановлением ЦК ЦПСС и Совета Министров СССР от 8 декабря 1955 года Николай Сергеевич Кузнецов был снят с должности главкома ВМФ. С этого момента СССР выбрал ориентацию на подводный флот, строительство надводных кораблей было приостановлено, на стапелях начали разрезать практически готовые крейсеры.
13 февраля 1956 года по инициативе Хрущева было принято очередное постановление «О неудовлетворительном состоянии дел в Военно-Морском Флоте», осудившее низкую боевую готовность флотов и возложившее ответственность за создавшееся положение на Н.Г. Кузнецова.
Горек был 1956 год.
В январе прекратила свое существование военно-морская база Порккала-Удд — «пистолет у виска Финляндии». 100 кв. километров финской территории, переданные в 1944 году в аренду СССР в добровольно-принудительном порядке сроком на 50 лет. Уникальная позиция, откуда простреливался весь Финский залив, была бездарно сдана финнам под предлогом «улучшения отношений с Хельсинки».
В мае по инициативе Н.С. Хрущева и маршала Г.К. Жукова были расформированы части морской пехоты. Закрыто единственное в стране Выборгское военно-морское училище, готовившее офицерские кадры для «черных бушлатов».
Новый удар настиг военно-морской флот в 1959 г. В тот год было отправлены на слом сразу семь (!) практически готовых крейсеров:
— «Щербаков» снят со строительства при готовности 80,6%;
— «Адмирал Корнилов» снят со строительства при готовности 70,1%;
— «Кронштадт» снят со строительства при готовности 84,2%;
— «Таллин» снят со строительства при готовности 70,3%;
— «Варяг» снят со строительства при готовности 40%;
— «Архангельск» снят со строительства при готовности 68,1%;
— «Владивосток» снят со строительства при готовности 28,8%.
Охваченное «ракетной эйфорией» советское руководство сочло артиллерийские крейсеры проекта 68-бис безнадежно устаревшим оружием.
Отсек недостроенного корпуса ТКР пр. 82, использованный в качестве мишени. Потопить ракетами его так и не удалось!
Похожая история произошла с тяжелыми крейсерами типа «Сталинград» (проект 82), которые можно классифицировать как настоящие линкоры. Согласно проекту, полное водоизмещение «Сталинградов» достигало 43 тыс. тонн. Длина исполинского корабля составляла 250 метров. Экипаж, согласно проекту, — 1500 человек. Главный калибр — 305 мм.
Всего через месяц после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина три громадины были сняты со стапелей и разделаны на металл. «Сталинград» находился в готовности 18%. «Москва» — 7,5%. Третий корпус, так и оставшийся без названия, имел готовность 2,5%.
Три линкора и семь крейсеров отправились на слом.
Если бы не другие 14 крейсеров пр. 68-бис из «сталинского задела», до которых не дотянулись руки «реформаторов», — боюсь, что к концу 50-х наш флот мог вообще остаться без соответствующей надводной компоненты, полностью погрузившись под воду.
Многоцелевая атомная подлодка пр. 627А (November, по классификации НАТО). Всего в период с 1957 по 1963 гг. в строй вступили 13 субмарин данного проекта
К счастью, у любителя кукурузы не хватило смелости тронуть подводный флот. К началу Карибского кризиса (октябрь 1962 г.) в составе ВМФ СССР находилось 17 подводных атомоходов, из них 5 — подводные ракетные крейсеры стратегического назначения. Впервые со времен русско-японской войны русские моряки вновь заявили о себе на просторах Мирового океана. В Северной и Центральной Атлантике, в Тихом и Ледовитом океанах. В июле 1962 года ПЛА К-3 впервые в отечественной истории смогла пройти подо льдами до Северного полюса!
Тем временем Хрущев продолжал свои чудачества: особую известность получила история с подаренной эскадрой Тихоокеанского флота, которая, по прихоти Генсека, навсегда осталась в Индонезии. 12 подводных лодок, шесть эсминцев, сторожевые корабли, 12 ракетных катеров… И главный подарок — крейсер «Орджоникидзе», вошедший в состав ВМС Индонезии под именем «Ириан»!
Флагман Северного флота — ТКР "Мурманск". Похожий крейсер Хрущев продал за бесценок Индонезии!
Целая эскадра и сотни единиц современной боевой техники (плавающие танки, истребители), береговые ракетные комплексы, 30 тыс. морских мин — все это было отдано индонезийцам.
Домой экипажи подаренных кораблей возвращались самолетами, сжимая в бессильной злобе кулаки.
«Сталинские» крейсеры имели водоизмещение по 18 тысяч тонн!
Несмотря на всю тяжесть послевоенной разрухи, на верфях Советского Союза был заложен 21 крейсер! Из них было достроено 14. (Могли быть достроены все, если бы флотом управляли более ответственные и компетентные люди.)
Всё, что осталось после «хрущевской оттепели» из крупных надводных боевых кораблей, — это два противолодочных и восемь ракетных крейсеров водоизмещением 5-7 тыс. тонн.
Ракетный крейсер "Грозный", 1962 год. Первый в мире корабль, оснащенный двумя ракетным комплексами — противокорабельным П-35 и зенитным М-1 "Волна". Для американских адмиралов стало неприятным сюрпризом, что крейсер-эсминец водоизмещением 5500 тонн способен обстреливать АУГи с дистанции 350 км.
«У нас есть ядерный щит... наши ракеты самые лучшие в мире. Американцы... догнать нас не могут».
— из записки Н.С. Хрущева для Президиума ЦК КПСС, 14 декабря 1959 г.
Помешавшись на ракетах, генсек рассчитывал еще сильнее сократить состав ВМФ, но в его планы вмешалось одно досадное обстоятельство: 15 ноября 1960 года на боевое патрулирование вышел подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон». Новейшая суперлодка, оснащенная 16 БРПЛ «Поларис А-1». Американский «убийца городов» мог одним залпом «накрыть» все крупные населенные пункты в европейской части СССР.
Пришлось срочно искать «противоядие».
Что построил Хрущев взамен порезанных крейсеров
Была срочно инициирована грандиозная программа строительства больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 61.
Небольшие, ладно скроенные фрегаты полным водоизмещением чуть более 4 тыс. тонн стали первыми в мире кораблями, оснащенными газотурбинной силовой установкой.
По конструкции БПК пр. 61 резко отличалась от всех кораблей, что когда-либо строились в Советском Союзе. Достаточно одного взгляда, чтобы понять: это корабли новой эры. Они были буквально перегружены радиотехническими средствами обнаружения и управления огнем.
Носовой и кормовой ЗРК. Противолодочный комплекс с гидроакустической станцией кругового обзора «Титан». Реактивные бомбометные установки, самонаводящиеся торпеды, универсальная скорострельная артиллерия с корректировкой огнем по данным РЛС, посадочная площадка и оборудование для обслуживания противолодочного вертолета. Для своего времени «поющий фрегат» был шедевром, воплотившим в себе все лучшие достижения советской науки и техники.
Таких было построено 20 единиц.
В дополнение к БПК был разработан проект противолодочного крейсера (1123 шифр «Кондор») — первый шаг к созданию авианесущих крейсеров. В период с 1962 по 1969 гг. было построено два таких корабля — «Москва» и «Ленинград».
Крейсер ПЛО имел солидные размеры — полное водоизмещение достигало 15 тысяч тонн. По сути своей, это был вертолетоносец, но, в отличие от нынешних «Мистралей», советский крейсер ПЛО обладал скоростью хода под 30 узлов и имел на борту мощный состав вооружений, включавший в себя два ЗРК средней дальности «Шторм», универсальную артиллерию и… сюрприз!
Чтобы американским подводникам не было скучно, на борту крейсеров установили комплекс противолодочных ракет РПК-1 «Вихрь» с ядерными боевыми частями (небольшой мощности — всего по 10 кт, но этого было достаточно, что бы уничтожить любую субмарину в радиусе 1,5 км от точки подрыва). «Вихрь» стрелял на расстояние 24 км — почти в 3 раза дальше, чем аналогичный американский комплекс ASROC.
Несмотря на «отсталые большевистские технологии», крейсеры оснащались 7 радарами различного назначения, подкильной ГАС «Орион» и буксируемой низкочастотной антенной комплекса «Вега».
Наконец, главная «фишка» крейсера — вертолеты. На борту базировалась эскадрилья в составе 14 Ка-25ПЛ. Для размещения авиатехники имелось два ангара — подпалубный и еще один, в надстройке, для пары дежурных машин.
Умели же раньше строить!
Карибский кризис внес очередные коррективы в планы советского руководства.
Никиту Хрущева внезапно посетила очередная, на этот раз положительная, мысль. В Советском Союзе началось возрождение морской пехоты! (а стоило ли ломать, чтобы потом воссоздавать заново с таким трудом?)
В 1963 году на Балтике был сформирован Гвардейский полк морской пехоты. В том же году полки морской пехоты появились на Тихоокеанском, в 1966 году — на Северном, а в 1967 году — на Черноморском флотах.
Морской пехоте требуется специальная техника — десантные корабли, необходимые для доставки техники и личного состава на вражеское побережье. Такие корабли были спроектированы и построены!
С 1964 года началось серийное строительство больших десантных кораблей (БДК) пр. 1171 «Тапир». За последующее десятилетие в СССР было построено 14 единиц.
Любопытно, что изначально проект «Тапир» создавался как быстроходный ролкер-сухогруз двойного назначения (военный корабль/гражданское судно), причем совсем не для морской пехоты. ВМФ СССР был необходим транспортный корабль для доставки военной помощи странам-союзникам в Азии, Африке, далее везде… «Тапир» оказался настолько надежен и живуч, что 4 БДК данного проекта по сей день числятся в составе ВМФ России, выполняя задачи в рамках «сирийских экспрессов».
Из других интересных творений той эпохи можно вспомнить корабли измерительного комплекса (КИК) — морские радиолокационные базы, предназначенные для контроля параметров полета баллистических ракет (наблюдение за испытаниями отечественных и зарубежных МБР в любой точке Мирового океана). «Чажма», «Чумикан», «Сахалин», «Чукотка»… Их количество увеличивалось с каждым годом.
И как не вспомнить первый в мире корабль с ядерной силовой установкой — атомный ледокол «Ленин»!
Еще до официального вступления «Ленина» в строй (1960-й год) на его борту побывали премьер-министр Великобритании, вице-президент США Р. Никсон, делегация из КНР — весь мир наблюдал за ходом строительства советского «чуда техники». Появление атомного ледокола обеспечило СССР статус единственного и полноправного Хозяина Арктики.
«Ленин» был способен месяцами работать в режиме максимальной мощности, проделывая путь в ледовом панцире Северного океана. Ему не требовался уход с трассы для дозаправки топливом. 20-тыс. тонный атомоход ломился вперед, сквозь полярные льды — и ничто не могло остановить могучий корабль на его пути.
По итогам правления Н.С. Хрущева отечественный флот обзавелся 2 вертолетоносцами и 8 ракетными крейсерами, 10 ракетными эсминцами (пр. 57 «Гневный»), 20 большими противолодочными кораблями, тремя десятками атомных субмарин, атомным ледоколом, БДК, кораблями измерительного комплекса…
ВМФ СССР первым в мире сделал ставку на уникальное оружие — противокорабельные ракеты (ПКР), которыми были оснащены сотни подводных и надводных боевых кораблей, включая ракетные катера. В 1967 году пара таких катеров (пр. 183-Р «Комар») потопят израильский эсминец «Эйлат», чем вызовут шок у руководства НАТО. Русские идут! У них новое супероружие!
И все-таки, несмотря на все кажущиеся достижения, Н.С. Хрущев здорово «наломал дров»: все вышеперечисленные успехи появились не благодаря, а вопреки усилиям фаната бесплодной целины и кукурузы.
Десять порезанных крейсеров и линкоров, а также несправедливые гонения на морскую пехоту еще долго будут вспоминаться в народе как «чудачества» «кукурузника», нанесшего невосполнимый вред отечественной армии, авиации и флоту.
Крейсер-музей "Михаил Кутузов" у пристани в Новороссийске. Сталинское качество на все времена!