Исландцы слушают «Сагу об Эгиле» (фото Saga Museum in Borgarnes).
К викингам у физиков нет особого интереса. Выбор текстов обусловлен тем, что они охватывают относительно короткий период и разные локации, повествуют об исторических событиях и в них уйма действующих лиц, многие из которых к тому же фигурируют в разных сагах.
Значение того или иного персонажа определялось количеством связей с другими героями, а характер связи — тем, чем он по ходу дела занимался: враждебное отношение предполагало поединок, а дружеское — знакомство или беседу (даже если разговор был усыпан угрозами и оскорблениями).
В общем, выяснилось, что социальные сети выходят за границы отдельных саг с тем же успехом, как и их персонажи. Иными словами, перед нами реалистичная картина целого общества.
Изолированные от него герои встречаются редко. Такие «саги-изгои» очень похожи на предания о героях, обладающих сверхчеловеческими возможностями, то есть нереалистичны. Пять самых крупных саг, напротив, обладают свойствами, которые роднят их с реальным миром. Это тесный мирок с высоким коэффициентом кластеризации, его структура сбалансирована, он распадается на взаимосвязанные малые группы. Такие саги и называются семейными.
Социальные сети реального мира тоже подчиняются принципу «мир тесен», который, в частности, выражается в правиле шести рукопожатий (один узел от другого, то есть одного человека от другого, отделяют в среднем шесть соединений). Любопытно, что в сагах этот показатель составляет 5,7 (для сравнения: на «Фейсбуке» — 4,0).
Что такое сбалансированная структура? Это когда при виде двух сражающихся друзей персонаж скорее присоединяется к одному из них, чем остаётся наблюдателем. К тому же в сагах повторяется, как заклинание, фраза: «Враг моего врага — друг мне». Именно так мы ведём себя в жизни.
Сравнение с другими эпосами («Беовульфом», «Илиадой») ещё больше укрепляет мысль о том, что «Саги об исландцах» (в отличие от) основаны на реальных событиях. Например, в них враждебные связи формируются, когда персонажи уже знакомы (большинство связаны кровной враждой), тогда как в легендах противники впервые встречаются только на поле боя.
Схема отношений между «исландцами» всё-таки немного напоминает «Илиаду», но там узлы по своим значениям распадаются на две большие группы: главные персонажи, обладающие огромным количеством связей, и второстепенные, у которых связей очень мало, и почти все они ведут к основным действующим лицам. В сагах все герои прекрасно общаются друг с другом, то есть там социальные сети ассортативные (все узлы подобны).
Разумеется, никто не отрицает того, что в «Сагах об ирландцах» полно выдумки. Речь идёт о правдоподобности тамошней социальной структуры.
В целом исследование — прекрасный пример междисциплинарного подхода к литературе, когда изученный вдоль и поперёк текст внезапно раскрывается по-новому.
Результаты работы опубликованы на сайте arXiv.
Подготовлено по материалам Wired UK.