ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Август 2008 года. Война в воздухе
Август 2008 года. Война в воздухе13-08-2013, 10:07. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Август 2008 года. Война в воздухе
Приход к власти М. Саакашвили ознаменовался подъёмом националистических настроений в Грузии. И без того не слишком дружественная политика в отношении России, стала откровенно враждебной. Желая войти в историю как «государственник» и «собиратель земель» М. Саакашвили развязал в СМИ истерию по поводу якобы «агрессивных намерений северного соседа» и «возврата исконно грузинских территорий». Информационная война сопровождалась беспрецедентными военными приготовлениями. Военный бюджет был увеличен в несколько раз, армия стала переводиться на контрактную основу, начались масштабные закупки вооружения и военной техники за рубежом. Наиболее крупными партнёрами в поставках оружия стали Украина и Израиль. США оказали значительную безвозмездную военную помощь в оснащении грузинской армии современными средствами связи, стрелковым оружием и вертолётами. А так же в подготовке личного состава. В обновлении и усилении грузинской ПВО участвовали также государства Восточной Европы. Ситуация в зоне присутствия российских миротворческих сил начала накалятся задолго до перехода в стадию полномасштабного конфликта. Регулярные обстрелы и провокации сопровождались разведывательными полётами над территорией Южной Осетии и Абхазии БПЛА "Hermes-450", израильского производства. В период до июня 2008 года из Израиля было получено пять "Hermes-450", два аппарата были сбиты российскими истребителями. ВВС И ПВО ГРУЗИИ ПЕРЕД ВОЙНОЙ В ОСЕТИИ К началу августа 2008 года численность личного состава ВВС Грузии составляла 1813 человек. Основную ударную силу составляли 12 штурмовиков Су-25 (из них 10 - в одноместном и два - в двухместном учебно-боевом вариантах). Большинство из них собрано из советского задела на тбилисском заводе «Тбилавиамшени», остальные куплены в Македонии, которая в свою очередь приобрела их в Украине. Начиная с 2001 года, грузинские штурмовики (по разным данным от 6 до 10 штук) прошли модернизацию на израильской фирме "Elbit Systems" с полной заменой бортового электронного оборудования. Обновленные машины получили индекс Су-25КМ и наименование «Скорпион». Впрочем, сами грузины называют их «Мимино» но не в честь персонажа известной комедии, просто «мимино» по-грузински означает «сокол». Кроме того, имелось несколько военно-транспортных машин Ан-24, Ан-32 и Ан-72, 12 чехословацких учебно-боевых самолетов L-39 «Альбатрос» (шесть из них также бывшие украинские) и девять более старых учебно-боевых L-29 «Дельфин». Вертолетный парк был представлен одним Ми-35, тремя Ми-24П, четырьмя Ми-24В (большинство ударных вертолетов семейства Ми-24 получены от Украины), двумя Ми-14, шестнадцатью Ми-8, шестью американскими Bell-212, таким же количеством UH-1Н «Ирокез» и двумя Ми-2. Ми-24 ВВС Грузии
Основным местом дислокации грузинских ВВС была авиабаза «Марнеули» с развитой инфраструктурой, доставшейся грузинам «в наследство» еще с советских времен. Там постоянно размещались штурмовики Су-25, и учебно-боевые машины. Вертолеты базировались частично на аэродроме «Ново-Алексеевка» под Тбилиси, частично в Сенаки. На грузинских военных авиабазах имеются прочные, хорошо защищенные железобетонные укрытия для самолетов. Однако построены они были еще в 60-е - 70-е годы прошлого века и рассчитаны под габариты боевых машин тех времен, таких как МиГ-21, Су-7, Су-17, МиГ-23 и МиГ-27, причем последние три могли поместиться в них только со сложенными крыльями. Су-25 можно «втиснуть» в такое укрытие лишь отстыковав у него консоли крыла. Поэтому грузинские «мимино» и «грачи» постоянно стояли под открытым небом, а в укрытиях хранились относительно мелкие учебные «дельфины» и «альбатросы». Грузии после развала СССР достались стационарные ЗРК С-75 и С-125, находившиеся на позициях в районе Тбилиси. Но к моменту начала конфликта, из-за отсутствия должного обслуживания все они были не боеспособны. Неоднократно проходившие в СМИ сообщения о наличии в Грузии бывших украинских ЗРК дальнего радиуса действия С-200 впоследствии оказались ложными. Впрочем, это не удивительно: закупать явно устаревшую, громоздкую, немобильную и сложную в эксплуатации зенитную систему на жидком топливе не было никакого смысла. Незадолго до начала грузино-осетинского конфликта был сформирован и вступил в строй, отдельный зенитно-ракетный дивизион (ОЗРДН), состоявший из трех гораздо более современных зенитно-ракетных комплексов 9К37М1 «Бук-М1», полученных в июне 2007 года от Украины. Каждый комплекс включал в себя по четыре самоходных огневых установки (СОУ) с четырьмя ракетами на каждой. Именно этот мобильный дивизион принимал наиболее активное участие в боевых действиях. Второй дивизион «буков» так и не был сформирован. Матчасть и запас ракет для него прибыли из Украины на пароме «Герои Плевны» 12 июня 2008 года, но грузины не успели обучить расчеты и ввести дивизион в строй. Впоследствии он был захвачен российскими десантниками. В состав войсковой ПВО входили две батареи ЗРК 9КЗЗМ2 «Оса-АК» и одна батарея ЗРК 9КЗЗМЗ «Оса-АКМ». Всего 12 боевых машин с шестью ракетами на каждой, правда, неизвестно, сколько из них было боеспособно. Проходила информация, что часть «Ос» грузины разобрали на запчасти. ЗРК "ОСА-АКМ"
Кроме того, у грузин имелось некоторое количество 57-мм зенитных орудий С-60,15 23-мм ЗСУ-23-4«Шилка», около 20 установок ЗУ-23 на различных самоходных шасси, 30 ПЗРК «Гром » и около 100 ракет к ним (польская версия советского ПЗРК 9К310 «Игла-1»), а также несколько десятков ПЗРК 9К32М «Стрела-2М». Грузинским «ноу хау» было оснащение расчетов ПЗРК квадроциклами повышенной проходимости, что значительно повышало их мобильность и позволяло быстро менять огневые позиции. Наконец, существуют утверждения о приобретении Грузией в 2008 году одной батареи новой израильской ЗРК ближнего действия Spyder-SR. ЗРК разработки компании Rafael Spyder-SR использует ракеты класса "воздух-воздух" Python 5 и Derby в качестве зенитных. Официальные подтверждения каких-либо поставок комплекса Spyder-SR в Грузию отсутствуют, однако журнал ‘Jane's Missiles & Rockets’ в июле 2008 года со ссылкой на заявление представителя Rafael сообщил, что «комплекс Spyder-SR был заказн двумя инозаказчиками, один из которых поставил ЗРК на боевое дежурство». ПУ ЗРК «Спайдер »
Израильские власти до сих пор официально не признали продажи «Спайдеров» в Грузию, а руководство Грузии на официальном уровне никак не реагирует на сообщения в прессе об их использовании в грузино-осетинском конфликте. Однако существует информация о найденной в зоне боев головной части ракеты «Питон». Радиолокационная составляющая грузинской ПВО складывалась из РЛС типов: 36Д6, П-37, 5Н87, П-18, 19Ж6, ПРВ-9, -11, -13, ASR-12, а также различных РЛС французского производства в районах ПОТИ, КОПИТНАРИ, ГОРИ, ТБИЛИСИ, МАРНЕУЛИ и гражданских радаров, объединенный в единую информационную сеть. Для управления боевыми действиями использовались проводные линии связи, радиостанции, работающие в защищенном режиме передачи информации, средства связи и передачи данных гражданского назначения. Наиболее близкий к границе с Южной Осетией пост располагался в нескольких километрах от поселка Шавшевеби Горийского района. Там на холме была установлена современная РЛС украинского производства 36Д6-М. Эта станция с высокой степенью помехозащищенности способна обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 360 км, то есть в зону досягаемости шавшевебской РЛС попадала почти вся территория Северного Кавказа от Черного моря до Каспийского. Одновременно станция может сопровождать в автоматическом режиме до 120 целей и передавать информацию о них операторам пусковых установок зенитных ракет. Второй такой радар был установлен возле Тбилиси. Уничтоженная грузинская РЛС 36Д6-М
Гражданские радары Управления воздушных сообщений Грузии обслуживали аэропорты Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Поти, Телави и Марнеули. Разумеется, после начала боевых действий вся информация с них поступала в распоряжение военных. Участие Украины в создании грузинских ВВС и ПВО не ограничилось поставкой самолетов, вертолетов, РЛС и зенитно-ракетных комплексов. В 2006 году Киев за 25 миллионов долларов продал Грузии новый, созданный всего за три года до этого комплекс пассивной радиотехнической разведки «Кольчуга-М» в составе трех разведывательных станций. Этот комплекс предназначен для обнаружения воздушных целей по излучению их радаров и средств связи. Входящие в него три станции, размещенные на автомобильных шасси, способны перекрыть фронт до 1000 километров. Максимальная, дальность обнаружения, в зависимости от режима работы, составляет от 200 до 600 километров. Кроме того, в 2007 году украинская корпорация «Аэротехника» связала все грузинские военные и гражданские РЛС, а также комплекс «Кольчуга-М» в единую сеть контроля за воздушным пространством ASOC (AirSovereigntyOperationsCenters). Центральный командный пункт ASOCрасположен в Тбилиси и с весны 2008 года подключен к НАТОвской системе обмена данными о воздушной обстановке ASDE(AirSituationDataExchange). Не известно, насколько эффективной на практике оказалась «Кольчуга» и каковы результаты ее применения, поскольку грузинское военное командование по вполне понятным причинам не разглашает подобные сведения. Отсутствует информация даже о том, удалось ли грузинам сохранить эту систему или же она была уничтожена в ходе боевых действий. Среди многочисленных трофеев, захваченных российской армией в «пятидневной войне», эта система и ее отдельные компоненты не числятся. НАЧАЛО БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В ответ на вторжение грузинских войск руководство России приняло решение о начале «операции по принуждению к миру» силами 58-й армии Северокавказского военного округа, размещенными в Северной Осетии. Примерно в 8 часов утра 8 августа 2008 года первая колонна российских войск прошла сквозь Рокский тоннель и вступила на югоосетинскую территорию, а авиация СКВО получила приказ о нанесении ракетно-бомбовых ударов по местам сосредоточения, маршрутам движения и огневым позициям грузинской армии в районе конфликта. Истребители МиГ-29 взяли под контроль воздушное пространство над Южной Осетией. В общем, случилось то, что не входило в планы грузинского руководства, которое почему-то надеялось, что Россия не станет всерьез воевать за осетин, ограничившись дипломатическими протестами, экономическими санкциями и, возможно, «символическими» действиями авиации. С российской стороны в боевых действиях были задействованы следующие части ВВС из состава 4-й Воздушной Армии Северокавказского Военного округа: 368-й отдельный штурмовой авиаполк из Буденновска (Су-25 и Су-25СМ, командир - полковник Сергей Кобылаш); 461-й штурмовой авиаполк из Краснодара (Су-25, командир -полковник Валерий Кушнерев); 559-й бомбардировочный авиаполк из Морозовска (Су-24М, командир - полковник Сергей Бородачев); 959-й бомбардировочный авиаполк из Ейска (Су-24М); 11-й отдельный гвардейский Витебский разведывательный авиаполк из Мариновки (Су-24МР, командир - гвардии полковник Василий Нейжмак); 19-й гвардейский истребительный авиаполк из Миллерово (МиГ-29,командир - гвардии полковник Вячеслав Кудинов); 31-й гвардейский Никопольский истребительный авиаполк из Зернограда (МиГ-29, командир – гвардии полковник Олег Соловьев); 55-й отдельный Севастопольский вертолетный полк из Кореновска (Ми-8, Ми-24, командир - подполковник Дмитрий Сергеев); 325-йотдельный транспортно-боевой вертолетный полк из Егорлыкской (Ми-8, Ми-26, командир - полковник Владимир Григорян); 487-й отдельный вертолетный полк из Буденновска (Ми-8, Ми-24П и Ми-24ПН, командир - полковник Евгений Федотов); Кроме того, были привлечены отдельные самолеты и экипажи из авиачастей, не входящих в 4-ю ВА: 52-го гвардейского ТБАП (Ту-22МЗ, аэродром «Шайковка»); 929-го ГЛИЦ (Ахтубинск, Су-24МР); 4-го ЦБП и ПЛС им. Чкалова (Липецк, Су-24М, Су-25СМ) и некоторых других. Впрочем, этот довольно длинный список авиачастей не должен вводить в заблуждение. Зачастую из состава указанных здесь частей в зоне боевых действий присутствовали единичные машины. Общая численность российских боевых и разведывательных самолетов и вертолётов, принимавших непосредственное участие в конфликте, не превышала сотни машин. Наземная ПВО частей 58-й российской армии, вступивших на территории Южной Осетии в бой с грузинскими войсками, состояла из самоходных зенитных установок ЗСУ-23-4 «Шилка», ЗРПК 2К22 «Тунгуска», и переносных зенитно-ракетных комплексов. На вооружении десантников, помимо ПЗРК, имелись самоходные зенитные установки БТР-ЗД «Скрежет» с зенитными автоматами ЗУ-23 Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что российская авиация во время войны в Осетии превосходила грузинскую как в количественном, так и в качественном отношении. Однако грузинские зенитные средства при поддержке развитой системы радиоэлектронного обнаружения были вполне способны оказать ей весьма серьезное противодействие. К сожалению, наше авиационное командование недооценило эту угрозу... В утренние и дневные часы первого дня войны, когда колонна бронетехники 58-й армии шла по горному «серпантину» от Рокского тоннеля на юг, в сторону Дзау, единственным, кто мог оказать содействие защитникам Цхинвала в отражении грузинского наступления, была российская боевая авиация. Первыми в бой вступили Су-25 и Су-25СМ из 368-го Отдельного штурмового авиаполка под командованием полковника Сергея Кобылаша. Су-25 368-й ОШАП один из самых боевых полков российских ВВС. Сформированный в 1984 году на аэродроме «Жотневое», он в 1986-87 годах воевал в Афганистане, затем успел побывать на территории ГДР в составе Группы советских войск в Германии, а с1993 года базируется на Северном Кавказе, в Будёновске. Полк прошел обе чеченские войны, в 1995 году пережил нападение террористов Шамиля Басаева, но никогда за всю свою историю он не встречал такого сильного зенитного противодействия и не нес столь тяжелых одномоментных потерь, как за первые два дня «осетинской» войны - 8 и 9 августа 2008 года. В одном из первых боевых вылетов, при атаке на колонну грузинских войск к югу от Цхинвала зенитной ракетой был сбит самолет заместителя командира эскадрильи подполковника Олега Теребунского – опытного пилота, имеющего на своем счету 120 боевых вылетов в чеченских войнах. Летчик катапультировался и вышел к своим. 22 августа указом президента России он был награжден Орденом мужества. Кроме того, в течение дня получили серьезные повреждения штурмовики капитана Ивана Нечаева и полковника Олега Молоствова, но обоим пилотам удалось вернуться на свой аэродром и благополучно совершить посадки. На самолете Нечаева был полностью разрушен левый двигатель, правый поврежден. После приземления самолета оказалось, что керосин из перебитого топливного шланга вытекает прямо на взлетно-посадочную полосу, и его пришлось заливать противопожарной пеной. На самолете же Молоствова техники по возвращении насчитали 88 осколочных пробоин. Несмотря на потери, российские летчики своими действиями значительно снизили наступательную активность грузинских войск и тем самым помешали противнику установить полный контроль над Цхинвалом. Грузины о своих потерях от авианалетов, понесенных в первый день войны в районе столицы Южной Осетии, сообщают весьма скупо. В пресс-сводке Минобороны Грузии за 8 августа есть информация лишь об уничтожении грузовика с боеприпасами. Пока «грачи» и Ми-24 действовали на подступах к Цхинвалу, бомбардировщики Су-24М наносили удары по целям в глубине грузинской территории. Первоочередной задачей у них была изоляция района боевых действий - недопущение подхода подкреплений со стороны противника. Выполняя эту задачу, «сухие» в полдень 8 августа атаковали автоколонну 4-й бригады ВС Грузии, которая двигалась по шоссе из Гори в сторону Цхинвала. В результате бомбардировки было уничтожено пять грузовиков и несколько джипов, убито более 20 солдат и офицеров, включая командира одного из батальонов 4-й бригады майора Шалву Долидзе. Еще несколько десятков человек получили ранения. Со стороны Грузии, это оказались самые большие одномоментные потери грузинской армии за всю войну. Большинство попавших под удар было деморализовано и в значительной мере утратило боеспособность. Примечательно, что 4-я бригада считалась элитой грузинской армии, она была подготовлена американскими инструкторами и вооружена американским оружием. Первоначально грузины утверждали, что при атаке на колонну использовались кассетные боеприпасы. Потом их мнение изменилось и появились сообщения, что российский самолет якобы сбросил боеприпас объемного взрыва - так называемую «вакуумную бомбу». Но наши военные отрицают применение как кассетных, так и объемно-детонирующих бомб в конфликте с Грузией, так что вопрос о типе примененных боеприпасов остается открытым. По сообщениям грузинских источников первая российская бомбардировка отмечена в 9.45 утра - российский самолет сбросил четыре бомбы у села Шавшевеби. В 10.57 два бомбардировщика атаковали базу грузинской артиллерийской бригады, расположенную вплотную к жилому кварталу города Гори. В близлежащих домах от взрывов вылетели стекла, кое-где стены посекло осколками. В 11.45 российский самолет-разведчик впервые появился над аэродромом «Марнеули», произведя фотосъемку. В 15.00 две бомбы сброшены на военную базу «Вазиани» в 25 километрах от Тбилиси, где располагался пункт сбора резервистов и находились американские инструкторы грузинской армии. Одна из бомб попала в здание столовой. О потерях ничего не сообщалось. 16.30 - первая бомбардировка авиабазы «Марнеули». Разрушено несколько зданий, Повреждена ВПП, уничтожено два грузинских военных самолета неназванного типа. О людских потерях сообщено кратко: «есть жертвы». 17.00 - второй авиаудар по «Марнеули», который снова «вызвал жертвы». 17.35 - авиабаза «Марнеули» подверглась бомбардировке в третий раз. Грузины признали уничтожение еще трех военных самолетов и нескольких автомобилей, среди аэродромного персонала один человек убит, четверо ранено. Спутниковый снимок Google Earth: аэродром "Скамредиа"
Вполне вероятно, что в результате этой серии атак авиабаза надолго вышла из строя, а большинство грузинских штурмовиков было либо уничтожено, либо получило серьезные повреждения. Во всяком случае, в дальнейшем ходе конфликта достоверно известно лишь об одном появлении «Мимино» над Цхинвалом. «Альбатросов» грузины, судя по всему, вообще не применяли ввиду их низкой боевой эффективности и высокой уязвимости от современных средств ПВО. Спутниковый снимок Google Earth: Последствия авиаудара по аэродрому"Вазиани". Применялись не корректируемые свободнопадающие авиабомбы. Анализ боевого применения российской авиации в первые дни военных действий показал, что планирование обеспечения боевых действий оперативными группами авиации и ПВО на Юго-Осетинском и Абхазском направлениях осуществлялись без учета возможностей средств ПВО Грузии и особенностей применения своих авиационных средств РЭБ по их подавлению. Допускались грубые ошибки при постановке боевых задач, которые могли привести к потерям прикрываемой авиации, избежать которых позволили только грамотные действия командира сводной эскадрильи РЭБ. Действия российской авиации характеризовались следующими просчетами: - не учитывалось возможное расположение активных средств ПВО Грузии и их зон обнаружения и поражения; - не использовался рельеф местности; - неоднократно выполнялись повторные заходы на цели (причем с одних и тех же направлений); - не учитывалось положение солнца и освещенных им предметов; - не выполнялись противозенитные и противоракетные маневры; - полет до целей и обратно 8 и 9 августа выполнялся по одному маршруту; - отсутствие самолетов-разведчиков, способных вести детальную радиотехническую разведку в реальном масштабе времени с высокой точностью определения координат РЛС; - несовпадение диапазонов частот РГС ракет «воздух-РЛС» и РЛС ЗРК ПВО советского производства, отсутствие аппаратуры управления и целеуказания; - недостаточная численность постановщиков помех, малое время их нахождения в зоне постановки помех; - недостаточная высота максимального потолка полета вертолетов – постановщиков помех, вследствие чего невозможно было их применять в условиях гористой местности Южной Осетии; - отсутствие средств РЭП групповой защиты из боевых порядков. Действия грузинской авиации были довольно пассивными. По итогам первого дня войны грузины объявили, что их авиация уже в 8 часов утра разбомбила российскую танковую колонну, вышедшую из Рокского тоннеля, уничтожив десятки единиц бронетехники, а затем – разрушила Гуфтинский мост, сделав невозможным продвижение российских войск от Дзау к Цхинвалу. Однако оба эти сообщения оказались ложными. И колонна не пострадала, и мост остался целым. Пассивность грузинских «соколов» в то время, когда они еще обладали способностью повлиять на исход конфликта, объяснить довольно сложно. Возможно, грузинское командование объективно оценивало уровень подготовки своих пилотов, чтобы отдать им приказ атаковать малоразмерные цели в узких горных ущельях. А может быть, грузины опасались российских средств ПВО и истребителей-перехватчиков. Или же они просто недооценили угрозу, исходившую от Рокского тоннеля. УСПЕХИ ГРУЗИНСКОЙ ПВО В отличие от ВВС Грузии, чьи действия никак нельзя назвать эффективными, грузинские зенитчики в первый период войны сумели добиться значительных успехов. Особо отличился дивизион «буков», действовавший в районе Гори. Уже утром ему удалось сбить российский разведчик Су-24МР, который пилотировал экипаж 929-го ГЛИЦ из Ахтубинска в составе пилота полковника Игоря Зинова и штурмана полковника Игоря Ржавитина. Самолет упал на грузинской территории в 17 километрах от Гори. Летчики успели катапультироваться, но Игорь Ржавитин погиб. Полковник Зинов, получив при катапультировании травмы головы и позвоночника, не мог передвигаться. Грузинские солдаты нашли его и отвезли в тбилисский госпиталь. До сих пор не ясно, зачем на разведку отправили экипаж, состоящий из двух полковников летно-испытательного центра, тем более что в распоряжении командования 4-й Воздушной армии есть 11-й Гвардейский разведывательный авиаполк, оснащенный такими же Су-24МР и укомплектованный опытными летчиками. Как бы там ни было, эта потеря стала для наших ВВС одной из самых болезненных в ходе конфликта Но еще более тяжелый удар ждал их ночью. Около полуночи 8 августа над Грузией был сбит дальний бомбардировщик Ту-22МЗ из 52-го гвардейского ТБАП. Бомбардировщиков такого класса советско-российская авиация не теряла в боевой обстановке с момента окончания Второй мировой войны. Обломки самолета, пораженного прямым попаданием зенитной ракеты, упали у деревни Карели в районе осетино-грузинской границы, на территории, контролируемой в тот момент грузинскими войсками. Из четырех человек экипажа выжил только один - второй пилот майор Вячеслав Малков, который оказался в плену. Командир экипажа подполковник Александр Ковенцов, а также майоры Виктор Прядкин и Игорь Нестеров погибли. Наиболее достоверной представляется информация о том, что сбитый Ту-22М3, специально оборудованный для аэрофотосъемки, замыкал группу из 9 бомбардировщиков. В задачу группы входило поражение грузинских объектов. Разведывательный Ту-22М3 также имел бомбовую нагрузку. Он должен был оценивать результаты бомбежек и, в случае необходимости, наносить дополнительные удары. Противодействия ПВО противника в этом районе не ожидалось. Скорее всего, российские бомбардировщики попали под обстрел украинского комплекса «Бук-М1». Ударные Ту-22М3, используя штатные средства РЭБ и противоракетный маневр, смогли уклониться от поражения ракетами, а разведчик оказался сбит. Всего же в ходе боевых действий ВВС России потеряли три Су-25, два Су-24 и один Ту-22М3. Также было установлено, что уже по завершении конфликта в Южной Осетии произошла авиакатастрофа - разбились два вертолета Ми-8МТКО и Ми-24. Возможно, часть штурмовиков была поражена «дружественным огнём». Не смотря на потери, российская авиация смогла выполнить все поставленные задачи, но в то же время анализ действий ВВС в ходе этой войны вынуждает серьезно задуматься и сделать некоторые и нелицеприятные выводы. И главный из них – ВВС в полной мере не готовы в полной мере к ведению боевых действий в условиях противодействия современной ПВО. Кроме того, учитывая слабую помехозащищенность своих аналогичных средств ПВО (в первую очередь, РЛС РТВ и РЭС войсковой ПВО – не готовы к отражению современных средств воздушного нападения. При противодействии современных средств ПВО противника боевые потери будут существенно выше. По материалам: http://army.lv/ru/su-24/405/19768 http://newsland.com/news/detail/id/541199/ http://www.rusarmy.com/forum/topic7040.html http://www.arms-expo.ru/050055049057124051057050054.html
Автор Сергей Линник
Вернуться назад |