В этой части моего рассказа я хочу задать всем простой вопрос, который беспокоит многих в нашем подлунном мире:
Who is this f*cking Russians?
Гугл выдаёт по этому запросу около 142 миллионов возможных ответов (и ещё - 164 млн. вариантов ответа на нецензурированную версию вопроса) - больше, чем этих самых "Russians" есть в пределах текущих границ государства, носящего их имя.
Ну, или если оперировать стандартным подходом "спроси у Гугла" — то гораздо больше, чем каких-нибудь f*cking French (7,2 млн. ответов) или f*cking British (5,9 млн. ответов).
В момент начала объяснения "мы, русские, это..." можно смело садиться и конспектировать две-три страницы убористого текста с различными формулами, словесными и стихотворными описаниями, протоколами связи и паролями "свой-чужой", которые должны применяться для определения этой самой "русскости" того или иного субъекта или понятия.
Причём, мой старый друг Лёня Кацман, уехавший в Израиль по причине своего чистокровного этнического соответствия национальной политике данного государства, как-то обогатил моё восприятие "русскости" ещё одним вариантом, заявив, что на Украине он таки "жид пархатый", а вот Израиле он всё-таки "проклятый русский". То есть, понятие "русскости" оказалось не только сложным в понимании, но ещё и квантованным в пространстве и во времени. Поскольку Лёня Кацман был один, а "русскостей" у него оказалось несколько — одна для Украины, а вторая — для Израиля. Короче не общность какая-то, а сплошной туннельный эффект и запутанные состояния элементарных частиц.
Вообще, такие неприятности всегда случаются в том случае, когда мы имеем дело с нечёткими множествами и со сложными, взаимодействующими между собой системами.
Например, очень легко разделить людей по гражданству — это у нас жители РФ, это — жители Украины, а это — вообще какие-то молдаване, там сам чёрт ногу сломит, что у них с гражданством. Но новое гражданство после крушения СССР раздавали, по факту, "по праву проживания", то есть граждан, в римском понимании этого слова, то есть людей, активно участвовавших в построении своего государства, чудовищно мало во всех странах СНГ. Поэтому, как это ни странно, в том же Приднестровье - а ещё в Абхазии или в Южной Осетии - граждан гораздо больше - эти люди, по крайней мере, брали свою независимость сами, им её никто не давал "за просто так".
Или, легко мысленно поделить людей на православных, мусульман, буддистов, атеистов и представителей ещё десятка верований и конфессий. Правда, при этом мы выясним, при более детальном рассмотрении, что некоторые "православные" в жизни не были на службе в храме, а многие "атеисты" суеверны дальше некуда и тайком истово верят непонятно во что - кто в кедры и белочек, а кто - в прилёт Зетов или планету Нибиру. То есть, это опять-таки не больше, чем самоназвание, никак не привязанное к внутреннему миру индивидуума или образу его повседневных действий.
Попытки выделить "русских" через этнические маркеры и анализ генофонда упираются в другую проблему. В этом случае совершенно невозможно отделить русских от европейцев. Собственно говоря, легче отделить украинцев Полесья от украинцев степной зоны, нежели отличить русского от поляка. Знаменитая фраза Астольфа де Кюстина из книги "Россия в 1839 г." — "поскреби русского — найдёшь татарина", совершенно неверна. Нехрен нас скрести, ничего специфически "татарского", чего нет у европейцев, у нас под кожей нет. Если для кого-то такая информация является новостью, то посылаю Вас к замечательной монографии Балановской и Балановского "Русский генофонд на русской равнине". Там всё написано в деталях, с картинками и с пояснениями.
Скажу лишь, что доля азиатских генов (восточно–евразийских гаплогрупп) в русском генофонде составляет около 2%. Средняя же «фоновая» частота восточно–евразийских гаплогрупп в Европе равна 3,6%. То есть в русском генофонде она даже меньше, чем «средняя по Европе», поэтому монголоидный компонент у русских оказывается не просто нулевым, но даже с отрицательным знаком.
Для иллюстрации тупика генетического подхода приведу лишь одну диаграмму "русскости", взятую из этого источника:
Вот такие мы, русские, если посмотреть на нас не предвзято. На 30% - восточные славяне (что очевидно), но и на 11% немцы и на 10% — кавказцы. Поэтому, если вы не любите современных кавказцев — то решайте уже сами — то ли это казаки генерала Ермолова брюхатили чеченских красавиц, то ли горячие чеченские парни любили русских девушек. Факт остаётся фактом — генетически судьбы русских и кавказцев, русских и тюрков Восточной Европы, русских и немцев переплелись ещё задолго до Вашего появления на свет.
Вообще же, ситуация с гаплогруппами, по которым сейчас модно "отделять" одни народы от других — это ещё более спекулятивная вещь, нежели "черепомерка", по-научному называемая краниометрия.
Конечно, сама по себе гаплогруппа очень важна для понимания кто, куда и когда "ездил на военно-полевые" гастроли. Более того, в связи с тем, что гаплогруппа передаётся у людей по мужской линии (она привязана к хромосоме Y, а она есть только у мужской части населения), исходя из распространения гаплогрупп можно даже понять, "кто кого завоевал" — ведь ожидаемо мужчины-победители оставляют большее потомство, чем побеждённые.
Но гаплогруппы — это тоже очень нечёткие множества. Связано это с тем, что у каждого из нас есть и папа, и мама, в силу чего, уже на периоде в 500 лет вы будете потомком "всего лишь" одного миллиона людей:
Вот такая сила у геометрической прогрессии. 500 лет = 21 поколение = 1 048 576 предков у каждого из нас.
Да и сами гаплогруппы пока всё ещё "плывут" и меняются — в связи с новейшими исследованиями по генетике. Однако — некоторые из гаплогрупп уже сейчас могут нам задать ряд "неудобных" вопросов. Например, такой вопрос задаёт нам "наша" восточноевропейская гаплогруппа R1a:
Кроме ожидаемо плотного ареала на Русской равнине — братьев по R1a можно найти и в районе Минусинской и Таримской впадин, и на севере Индии, и даже в Якутии или Шотландии.
Две другие, тоже якобы "европейские" галогруппы задают похожие и столь же нетривиальные вопросы. Вот "западноевропейская" R1b:
Здесь ситуация столь же парадоксальна — кроме исконно "родной" Западной Европы по данной галогруппе внезапно у нас присутсвуют максимумы в районе озера Чад, Эфиопского нагорья и... Башкирия. Хотя в целом видно, что R1b зашла на восток всё же меньше, чем R1а, а в Индию не попала и вовсе.
Галогруппа I, которая вообще считается уникальной у жителей Европы, тоже путешествовала. И оставила столь же непонятный след — в районе Байкала:
Таким образом "сила крови" показывает нам.что она мало что показывает. Мы вернёмся потом, в следующих частях нашего рассказа и к краниометрии, и к гаплогруппам поробнее — я лишь прошу всех читателей понимать всю неточность и неполноту генетического подхода. Гаплогруппы могут подсказать нам что-то о прошлом, но рассказать что-либо они могут очень плохо — у них для этого уж очень скромный и короткий язык.
Важным фактором определения русского мира (ну — или "мiра", если уж быть исторически точным ), безусловно, является русский язык. Скрепы этого протокола общения держали единое пространство Евразии, как минимум, уже всё последнее тысячелетие. При желании мы и сейчас можем прочитать текст "Слова о полку Игоревом" (который, кстати, даром что сам был половцем на 3/4, этим своим походом вошёл в русский эпос раз — и навсегда).
Я не против языкового подхода, и он безусловно важен и критичен для построения практики социального взаимодействия разных культур и общностей. Без единого языка невозможно наладить общение разных людей, нельзя выработать единую юридическую, социальную и культурную матрицу для громадной территории.
Однако, если "копнуть" в русский язык поглубже, то выяснится, что язык этот гораздо более синтетичен, чем языки многих народов Восточной Европы. То есть, по факту, именно для обеспечение такого сложного и многогранного взаимодействия между разными элементами, в русский язык буквально насильно пришлось запихнуть громадное число понятий, синонимов и заимствованных слов, которые призваны объяснить всё многообразие мира. Аналитический строй английской речи, в котором от положения слов в предложении зависит его смысл, а слова образуются по чётким и недвусмысленным правилам, просто пасует при виде одного русского слова "отксерить". Не получится запантентовать у компании Xerox этот глагол! Вот и плодятся в русском языке термосы, унитазы, памперсы и тремпеля. Русский язык, как губка, тянет в себя всё новое и нужное, особо не заморачиваясь — кто употреблял эти слова раньше.
Боярин, шатёр, богатырь, жемчуг, кумыс, ватага, телега, орда, лошадь же! Тюрки, родимые. Обороняемся, строим. Известь, сахар, скамья, тетрадь, фонарь, буйвол, фасоль, свекла ведь! Греки, куда же без них. Тёплые края, где всё есть. Балласт, верфь, гавань, дрейф, лавировать, лоцман, матрос, рея, руль, флаг, штурман, флот же! Голланцы, Пётр I. Вышли к морю, учимся. Фляжка, панцирь, рюкзак, китель, патрон, залп, пли! Немцы. Воюем!
И так — год за годом, век за веком.
Поэтому, строительство сложной системы под названием "Империя" сегодня (вчера, завтра, тысячу лет назад) приходится начинать от тех элементов, которые есть в наличии, с учётом их уникальной специфики и разнообразия.
Вместо деления системы на отдельные элементы, чем сейчас занимаются националисты разных цветов и течений; вместо проведения религиозных диспутов о строительстве мечетей или о стоимости хронометров патриархов; вместо рассуждений о "неспособности" какого-либо народа сделать что-либо — стоит задуматься, что же объединяло, объединяет и может объединяет людей, вот уже тысячелетие живущих на громадной территории Евразийской равнины.
Анализируя генетику, анализируя язык, анализируя летописи и памятники. И, что безумно важно — внимательнейшим образом рассматривая уникальную материальную культуру, которая сложилась в Великой Степи между Тёплыми краями, где всё есть и Северным Ледовитым Океаном, и между Европой и Китаем, каждый из которых считал, что в этом негостеприимном месте живут "варвары" и "люди с пёсьими головами".
А начать можно с одного портрета, который, если не знать, откуда он родом, вполне может быть портретом нашей современницы, живущей где-нибудь под Полтавой:
Красавица, неправда ли? Да, красавица. "Красавица из Сяохэ". Её так и назвали — по месту находки её тела.
Вернуться назад
|