ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > "Раса Ямато" и "открытие" Японии коммодором Перри

"Раса Ямато" и "открытие" Японии коммодором Перри


25-01-2013, 14:45. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

"Раса Ямато" и "открытие" Японии коммодором Перри

"Раса Ямато" и "открытие" Японии коммодором Перри

Японское государство было создано на фундаменте государственного образования Ямато, которое возникло в районе Ямато (современная префектура Нара) региона Кинки в III—IV столетиях. В 670 годы Ямато было переименовано в Ниппон «Японию». До Ямато на территории Японии существовало несколько десятков «княжеств».

По японской легенде создателем государства Ямато была богиня Солнца Аматэрасу. Она стала прародительницей японского императорского рода, первый император Дзимму был её праправнуком. Надо отметить, что вся «раса Ямато» - общее название основной этнической группы японцев, считается потомками богов.

Наиболее логичная версия создания первого мощного японского государства – это «теория всадников». Государство Ямато было образовано «всадниками» с территории современного Северного Китая, которые во II-III веках вторглись на Японские острова через Корею, подчинили местные «княжества» и племена и образовали милитаризованную (военное) государство наподобие континентальных империй Великой Скифии. «Всадники» отметились культурой курганов (кофун) и строго структурированным, иерархическим обществом, где верхушку общества составляли свободные – знать и крестьяне-общинники, а низы - чужаки (сословие неполноправных свободных) и пленники-рабы. Они принесли с собой на Японские острова «эпоху железа». «Всадников» в целом было немного, они образовали правящую элиту и довольно быстро растворились в местном населении. Однако их культурный импульс фактически и создал Японскую цивилизацию, с их строгой иерархией, чувством долга, дисциплиной, культом воинов-самураев, кодексом чести и пр. Кроме того, большую роль в развитии Японии сыграли несколько культурных импульсов со стороны Китая, включая культ Будды. Каналом проникновения китайской культуры была Корея, уже ознакомившаяся с китайской цивилизацией. Аборигены Японских островов жили выращиванием риса, просо, конопли, большую роль играло море: ловля рыбы, моллюсков и крабов.


Национальный характер «расы Ямато» складывался на основе военной культуры «всадников», китайской культуры и природы островов. Японцы были людьми мужественными, привычными к природным и социальным потрясениям. Япония – это страна вулканов, землетрясений и цунами. Япония также страна, находящаяся под огромным влиянием океана. Природа и история сделали японцев храбрым и весьма консолидированным народом, способным выдержать тяжёлые удары судьбы и стихии.

Надо отметить, что с раннего средневековья в Японии высоко ставилось знание. Уже в начале 8 столетия (!) был принят первый законодательный акт по образованию. В столице и провинциях началось создание системы государственных школ. В Европе в это время знание было привилегией высших иерархов церкви, а большинстве представителей европейской феодальной знати гордилось своей неграмотностью (исключениями были только Русь и Византия). Это было особенность феодальной знати Японии - грамотность.

Первыми европейцами, которые посетили Японию, были португальцы – их корабль появился у японских берегов в 1542 году (у южного побережья Кюсю). Необходимо сказать, что, несмотря на то, что японское общество было строго структурировано, это не мешало выдающимся личностям выбиваться на самую вершину социальной иерархии. Так, такой выдающийся лидер в деле объединения Японии, как Ода Нобунага (1534 — 1582), родился в семье мелкого феодала. Нобунага разбил в локальных войнах ряд враждебных родов, завладел столицей Японии, городом Киото (1568 г.) и начал реализацию плана по объединению Японии. Он смог подчинить себе все земли центральной Японии и провести в них ряд прогрессивных реформ, вроде ликвидации внутренних таможен. Эффективная кадровая политика в армии, экономические реформы, активное сотрудничество португальскими торговцами и иезуитскими миссионерами (получал скидки во время покупки европейского огнестрельного оружия и армию верных его слову японских христиан), помогли осуществить ряд победоносных походов.

Большую роль в этих походах сыграл его сподвижник Тоётоми Хидэёси (1537 — 1598). Он вообще родился в крестьянской семье в провинции Овари. Начинал службу простым дружинником – асигару (пехотинцем из числа крестьян). Нобунага заметил выдающиеся способности Тоётоми Хидэёси и возвысил его до ранга генерала.

Власть Оды просуществовала сравнительно недолго. В 1582 году в ходе подготовки кампании против крупнейшего феодального рода Мори, Ода направил для разгрома одного из союзников Мори - князя Тесю – экспедиционный корпус испытанного генерала Хидэёси. Ему на подмогу Ода отправил ещё одного своего ближайшего сподвижника - генерала Акэти Мицухидэ (также поднялся наверх из рядовых воинов). Тут Акэти совершает удивительный поступок, его мотивы историки до сих пор не определили, он повернул 10-тыс. корпус на столицу Киото, где в храме Хонно-дзи с небольшой охраной располагался Ода. После жестокого боя охрана была вырезана, а Ода Нобунага, чтобы не попасть в плен к предателю, совершил сэппуку (ритуальное самоубийство). Акэти Мицухидэ, после встречи с императором (императоры уже несколько столетий сохраняли только формальную власть), объявил себя сёгуном (командующий армией и глава правительства). Хидэёси, скрыв эту новость от противника, заключил перемирие с родом Мори, и быстро повёл все войска к столице, чтобы уничтожить предателя. Одновременно войска на Акэти повел другой знаменитый соратник Оды - Токугава Иэясу (1543—1616). 12 июня 1582 года 40-тысячная армия Хидэёси разгромила войска Мицухидэ в битве при Ямадзаки. Бежавший Мицухидэ был убит местными крестьянами.

Тоётоми Хидэёси продолжил политику по объединению Японии в единое централизованное государство. Он вёл борьбу с крупными феодалами, подчинил острова Сикоку, Кюсю. Таким образом, он подчинил своей власти всю Западную Японию. К 1590 году Тоётоми Хидэёси фактически стал единоличным властителем Японских островов. Во внутренней политике Хидэёси уничтожал феодальные препятствия мешавшие свободе торговле, начал чеканку первой японской золотой монеты. Он же составил общеяпонский земельный кадастр и закрепил землю за крестьянами, обрабатывавшими её. Ввёл трехсословную систему: дворянство (самураи), они при нём фактически стали военными администраторами, крестьяне (хякусе) и горожане (темин).

Заметим, что среди сословий отсутствует традиционное для средневековых обществ духовенство. Уже Ода считал буддийских монахов и их монастыри за смертельных врагов. Во время его войн немало монастырей были захвачены как вражеские крепости и испытали их судьбу. За суровый нрав и уничтожение монастырей Оду называли «Демон-повелитель Шестого Неба» и «врагом Закона Будды». Надо сказать, что буддисты в то время не были «белыми и пушистыми», как в настоящее время и имели целые отряды монахов-воинов. Ода же проводил политику централизации, в государстве не должно было быть других центров силы. В этой борьбе Ода опирался на христианских миссионеров.

Хидэёси в целом продолжил эту политику. Он был умереннее, пока монахи в дела государства не совались – пусть себе молятся, но при вмешательстве в политику, реагировал жестко. Материальных привилегий монахам не полагалось. Зачем они «божьим людям»? Он положил конец и экспансии христианства. Ещё во время борьбы с крупными феодалами, он запретил на завоёванных землях распространять христианство. А затем издал закон об изгнании миссионеров, произошли массовые убийства христиан на острове Кюсю (1587, 1589 гг.). Таким образом, японские политики весьма хитроумно использовали помощь португальцев и иезуитов для объединения страны, но установить свои порядки и опорные пункты влияния западной цивилизации не позволили.

Имя Хидэёси легендарно в Японии и потому, что он стал инициатором масштабных внешних экспедиций. Он провозгласил план завоевания Корейского полуострова, Тайваня, Китая, Филиппинских островов и даже Индии. Были даже планы перенести столицу в китайский город Нинбо. Причины столь масштабных замыслов не совсем ясны. Одни исследователи считают, что Хидэёси хотел спровадить с Японских островов избыточные силы самураев, которым было нечем себя занять. Другие говорят о помрачении сознания Хидэёси. Он везде видел заговоры, мятежи, возомнил себя богом войны, окружил сотнями наложниц. Внешняя война могла быть очередной прихотью всесильного владыки.

В апреле 1592 года 160-тыс. японская армия, самая передовая в Азии по тем временам, вооруженная мушкетами и владеющая современными методами ведения боя, на тысяче кораблей переправилась через Японское море и высадилась в Пусане на Корейском полуострове (Корея тогда, как и Япония, формально была вассалом Китая). Первоначально японцам сопутствовал успех. Они захватили главные корейские города, и вышли к границам Китая. Были захвачен Сеул, Пхеньян. Кёнджу - бывшая столица, была полностью разрушена. Однако японский террор привел к массовому корейскому партизанскому движению. Выдающийся корейский адмирал Ли Сунсин, применив бронированные корабли-черепахи (кобуксоны), нанес японскому флоту ряд поражений и фактически парализовал морские коммуникации противника. Китай прислал на помощь корейскому государству армию, которая смогла вытеснить самураев из Северной Кореи. Смерть Тоётоми Хидэёси в 1598 году привела к выводу японских войск из Кореи. Пыл внешнеполитических авантюр угас. Хотя, как показало время, не навсегда.

Токугава Иэясу в ходе развернувшееся борьбы за власть смог разгромить конкурентов, став основателем династии сёгунов Токугава (существовал с 1603 г. вплоть до 1868 г.) и завершил создание централизованного феодального государства в Японии. В 1605 году он передал титул сёгуна своему сыну Хидэтаде, удалился в Сумпу, где жил уединенно, изучал историю, проводил время в беседах с мудрецами, но в реальности сохранил все рычаги управления. Его власть основывалась на контроле за финансами – он основал ряд монетных дворов, продолжая денежную политику Нобунаги и Хидэёси, а также ему принадлежали огромные земельные владения, конфискованные у потерпевших поражение крупных феодалов, главные города, рудники и лесные угодья. Земля составляла основу богатства и источник существования феодалов, поэтому обладая крупнейшими земельными владениями, Иэясу мог их контролировать. Император и его приближенные потеряли всякую реальную власть. Причём жалованье придворным платил тот же сёгун.

Он продолжил политику закрепощения крестьян, разделил население не три, а четыре сословия: самураев, крестьян, ремесленников и купцов. Токугава продолжил политику предшественников по сдерживанию духовников. Духовенство как отдельное сословие создано не было. Токугава запретил христианство в Японии. В 1614 году Токугава издал закон о запрете пребывания чужестранцев в государстве. Причиной этого указа стали интриги католиков. В 1600 году на голландском судне я Японию прибыл британский моряк Уильям Адамс. Он в итоге стал переводчиком и советником сёгуна в корабельном деле («Главный штурман»). Начинается период англо-голландской торговли с Японией. Португальцы были оттеснены от японской торговли.

Наследники Токугавы продолжали его настороженную политику в отношении иностранцев постепенно шли к изоляции Японии от внешнего мира. Разрешалось торговать определёнными товарами только через конкретные порты. Уже в 1616 в число «разрешённых» портов входили только Нагасаки и Хирадо. В 1624 году была запрещена торговля с испанцами. В 1635 году был издан указ запрещавший японцам покидать пределы страны и о запрете уже выехавшим возвращаться. С 1636 года чужеземцы - португальцы, впоследствии голландцы, могли находиться только на искусственном островке Дэдзима в гавани Нагасаки.

Симабарское восстание - восстание японских крестьян и самураев в области города Симабара в 1637—1638 гг., вызванное комплексом социально-экономических и религиозных причин, стало последним крупным вооружённым конфликтом на территории Японии на протяжении более 200 лет, до 60-х годов XIX столетия. Есть вероятность, что восстание было спровоцировано португальскими иезуитами. Так, духовным лидером восстания в Симабаре был Амакуса Сиро, которого называли «Четвёртым сыном Неба», который должен был возглавить христианизацию Японии (такое предсказание дал иезуитский миссионер Франциск Ксавьер). Восстание было жестоко подавлено, тысячи крестьян обезглавили. «Варварам-христианам» был запрещён въезд в Японию. Отношения с Португалией, а затем и Голландией были прерваны. Всякий португальский или испанский корабль, приходящий к берегам Японии, подлежал немедленному уничтожению, его экипаж - приговаривался к смертной казни заочно. Японцам под страхом смерти запретили покидать родину. Контакты с Западным миром сохранялись только через голландскую торговую миссию Дэдзима близ Нагасаки, но она находились под жестким контролем властей. Христианство в Японии было запрещено и ушло в подполье. Однако после этого более 200 лет на Японских островах был мир.

Сёгунат очень жестко отстаивал интересы Японской цивилизации, пресекая подрывную деятельность христианства, которое подрывало основы государственного строя в интересах чуждых японцам сил. Так, в 1640 году из Макао к сёгуну была послана португальская миссия с подарками. Миссия должна была добиться от сёгуна Токугава Иэмицу (правил Японией с 1623 года и до 1651 года) пересмотра запрета. Результат был неожиданным для европейцев – почти всю миссию казнили. Лишь несколько человек оставили в живых и отправили назад с документом, где говорилось о том, что «португальцы не должны больше думать о нас, как будто нас нет больше на свете». Таким образом, «железный занавес» создали далеко не в СССР.

Торговлю с Голландией сохранили из-за желания получать огнестрельное оружие. Правда, за него приходилось отдавать серебро и золото. Впрочем, по мере того как арсеналы заполнились, а японские оружейники сами освоили производство огнестрельного оружия, была сильно сокращена и торговля с голландцами. Вначале ограничили, а затем запретили вывоз золота. В 1685 году снизил до 130 тонн вывоз серебра и ограничили экспорт меди. В 1790 году вывоз серебра уже равнялся 30 тоннам.

Начало 19 столетия. Первые попытки установить контакт с Японией со стороны России

В начале XIX веке ситуация не изменилась – Япония по-прежнему была закрыта для иностранцев. В мире, где великие западные державы вели усиленную экспансию и колонизацию всего, что было плохо защищено, Япония была предоставлена самой себе. Первоначально это объяснялось удалённостью Японских островов, жестким режимом изоляции, который не позволял создать внутренние силы влияния («пятую колонну»), а также сырьевой бедностью Японии. У японского народа не было явных богатств, которые можно было забрать.

Великий мир, наступивший со времени разгрома крупных феодальных владетелей и изгнания европейцев, продолжался более двухсот лет. Многие поколения самураев, носившие на поясе традиционный меч (другие сословия были полностью разоружены), никогда не пользовались им в бою! Правда, утратив внешние импульсы, японское общество законсервировалось. Интересно, что даже численность населения очень долгое время оставалась постоянной: по данным правительственных переписей, в 1726 году японцев было 26,5 млн. человек, в 1750 году – 26 млн., 1804 году – 25,5 млн., в 1846 году – 27 млн. человек. Численность населения Японии резко возросла только когда жизнь «повеселела»: во время «революции Мэйдзи» в 1868 году – уже 30 млн. человек, в 1883 году – 37,5 млн., в 1925 году – 59, 7 млн., в 1935 году – 69 млн. человек.

Нельзя сказать, что в годы изоляции Япония пребывала в полной цивилизационной спячке. В области искусства Япония оставалась цивилизационно состоятельным обществом. Японское искусство говорит о богатейшем духовном мире этой восточной цивилизации.

Шли годы, мир менялся. Япония стала интересна уже как плацдарм, который может оказать влияние на политику Китая и России, как рынок сбыта товаров. К сожалению, первыми смогли установить контакт с Японией американцы, а не русские. Хотя попытки были. Так, в 1791 году у русских берегов потерпел крушение японец Кодаи, его вместе со спутником отвезли в Иркутск, а оттуда в столицу Российской империи. Его сопровождал уроженец Финляндии, академик «по экономии и химии» Эрик (Кирилл) Лаксман, который жил в Сибири и бывал в Петербурге наездами. Он пользовался в научном сообществе большим уважением. Лаксман предложил воспользоваться удобным случаем и при отправке потерпевшего на родину, завязать с Японией торговые отношения. Императрица Екатерина приняла предложение и сын учёного – капитан Адам Лаксман, должен был выполнить эту миссию. 13 сентября 1792 года на галиоте «Святая Екатерина» Лаксман вышел в море. Формально Лаксман вёз в Японию письмо от иркутского генерал-губернатора, подарки от его имени и подарки отца трём японским учёным. 9 октября 1792 года корабль вошёл в гавань Намуро на северном берегу Хоккайдо. В целом японские власти приняли русских любезно, хотя и изолировали их от контактов с жителями. Лаксман смог добиться разрешения для одного русского корабля раз в год приставать в порту Нагасаки. С учётом жесткой изоляции Японии – это была большая победа.

Возвратившись, Лаксман был вместе с отцом вызван в Петербург, и началась подготовка новой экспедиции, назначенной на 1795 год. Научная часть поручалась Эрику Лаксману, а торговая – знаменитому основателю Русской Америки Григорию Шелихову. Однако экспедиция не состоялась. Шелихов внезапно умер в Иркутске 20 июля 1795 года, Лаксман – 5 января 1796 года, причём также внезапно. Оба были людьми отменного здоровья. Вскоре ушёл в мир иной и молодой Адам Лаксман. После их смерти в России про Японию на некоторое время забыли.

26 сентября 1804 году в Японию прибыла «Надежда» И. Крузенштерна, на её борту был Н. П. Резанов, который был направлен государем Александром I в качестве первого русского посланника в Японию для налаживания торговли между державами. Министр коммерции Румянцев в докладной записке «О торге с Японией» от 20 февраля 1803 года, писал: «… «Сама природа, поставя Россию сопредельною Японии и сближая обе империи морями, даёт нам пред всеми торговыми державами преимущество и удобность в торговле, к которой купечество наше, как кажется, ожидает токмо единого от правительства одобрения». Однако японское посольство Резанова не удалось. Видимо, определённую роль в этом сыграли голландцы, настраивая японские власти против русских. Русскому послу вручили грамоты запрещавшие кораблям России приставать к японским берегам.

Неудачи первых контактов с Японией стали фактически прологом к провальной «японской» политике Российской империи во второй половине 19 и начале 20 столетий. В результате Запад смог «вскрыть» Японию и провести операцию по столкновению двух держав. Причём это был долговременный успех, до сих пор Япония наш потенциальный враг.

Продолжение следует…
Автор Самсонов Александр

Вернуться назад