На западе наивно полагают, что юридическая наука родилась в Болонском университете
|
Гарольд Дж. Берман — один из убежденных апологетов мема о римском праве
|
Профессор Школы права Гарвардского университета Гарольд Дж. Берман уверен, что история современной западной юридической науки началась в XI в. «До 1050 г. не существовало в Европе ни сборников права, ни юридических трактатов, хотя встречались сборники обычаев или канонов, — пишет он в предисловии к русскому изданию своей книги «Западная традиция права», которая вышла у нас в 1993 г. — Не было законодательного процесса в нынешнем смысле, хотя короли время от времени издавали законы. Первое систематическое законодательство появилось в церкви. Потом и короли тоже стали регулярно издавать законы. Когда начали создаваться книги по праву, право стали изучать в университетах и появилась профессия юриста».
Однако это не вся правда. К тому времени уже шестьсот лет римское право преподавалось в юридической школе Константинополя. Было такое высшее учебное заведение и в Риме, но после того как Апеннинами завладели варвары, оно за ненадобностью было закрыто.
|
В каком городе было написано римское право
Римское право считается важнейшей составной частью западной цивилизации. Правда, есть один нюанс: написано оно вовсе не в Риме, а в Константинополе. Видимо, по этой причине Запад старательно делает вид, что «римское» относится к названию города, а не к названию империи.
|
Гарольд Дж. Берман, впрочем, прекрасно об этом осведомлен. Но говорит об этом вскользь: «Первый в Европе университет, Болонский, был основан именно в это время (около 1087 г.) специально для изучения юридических текстов, составленных византийским императором Юстинианом. Не случайно именно в это время, после пяти веков забвения, эти тексты были заново открыты в Италии и послужили источником почти всей терминологии и многих понятий, которые понадобились для систематизации и канонического, и светского права».
|
Изображение Юстиниана сохранилось на мозаике в церквях Святого Аполлинария и Святого Виталия в итальянской Равенне
|
Римский император Юстиниан I Великий был бы немало удивлен, если бы кто-то из современников назвал его императором Византии. Он бы просто не понял, о ком идет речь. Все цезари и базилевсы вплоть до 1453 г., когда пал Константинополь, считали себя римскими императорами, а свою империю — Римской.
Конечно, он не является автором римского права. Да никогда и не считал себя таковым. Юстиниан был идейным вдохновителем составления свода римского гражданского права, которое впоследствии в Западной Европе получило название Corpus Juris Civilis и до сих пор является предметом изучения в юридических вузах.
Заслуга Юстиниана не только в том, что благодаря его энергии и целеустремленности были собраны в одном объемном труде разрозненные нормативные акты предшественников и другие своды законов. В новом кодексе было заметно влияние христианства, которое к VI в., когда началась работа, установилось во всей Римской империи.
|
Работа над Сводом
Работа, которая началась 13 февраля 528 г., была поручена министру юстиции Трибониану. Нужно было разобрать 2000 книг, которые содержали около трех миллионов строк.
7 апреля 529 г. был обнародован «Кодекс» — компиляция из ранее существовавших кодексов, а также рескрипты императоров. Объем — 12 книг. Работала комиссия во главе с Трибонианом из десяти человек — высокие чиновники администрации, два адвоката и профессор права.
21 ноября 533 г. была закончена работа над книгами «Институций» — «для юности, желающей изучать право». Авторы четырехтомного учебника — Трибониан и два профессора.
16 декабря 533 г. обнародованы «Дигесты», в которых была резюмирована сущность античной юридической науки за последние полторы тысячи лет. Объем — 50 книг, 150 тыс. строк. Комиссия: Трибониан (председатель), 11 адвокатов и четыре профессора.
Свод написан на латыни. «Для Юстиниана, наследника римских императоров, латинский язык всегда оставался не только официальным языком, но и национальным языком империи», — пишет самый известный на Западе византолог Шарль Диль.
|
|
Трибониан — министр юстиции в правление Юстиниана I Великого. Император отзывался о нем так: «Он равно замечателен в деле, в слове и составлении законов». Величайший ученый своего времени. Эрудиция Трибониана была широчайшей. Человеком он был светским, благовоспитанным, мягким, любезным.
|
Что нового в Своде Юстиниана
«В расширенные римские взгляды проник христианский дух, через законодательство Юстиниана от начала до конца проходит постоянная забота об общественной справедливости и попечение об общественной нравственности», — пишет Шарль Диль.
- Женщина становится равной мужчине и получает даже несколько привилегированное положение: при расторжении брака муж обязан обеспечить жену средствами к существованию.
- Право наследования исключительно через кровное родство было впоследствии признано революционным. До Юстиниана агнаты (например, дочь, вышедшая замуж) теряли право наследования. Сейчас это право кажется естественным, но так было не всегда.
- Закон устанавливал, что по естественному праву все люди равны, что человек рождается свободным. Рабство — это состояние, противное природе человека. Освобождение рабов поощрялось.
- Изменяются отношения между отцом и детьми — если отец против брака, он обязан представить суду обоснованный отказ
- Судьи на всем пространстве империи были обязаны руководствоваться Сводом, а не собственным представлениями о справедливости. Впервые закон становился общедоступным. «За несколько солидов богатые и бедные могут купить его и приобрести с ничтожными издержками квинтэссенцию мудрости», — рекламировал собственный Свод Юстиниан.
|
Реформа образования
После того как была закончена работа над Сводом, Юстиниан провел реформу высшего образования. Была написана новая программа занятий, продолжительность курса увеличилась с четырех лет до пяти.
1 курс — «Институции» + четыре первые книги «Дигест».
2—4 курсы — «Дигесты».
5 курс — «Кодекс».
Из множества юридических школ было оставлено три — в Константинополе, Риме, Бейруте. По мнению императора, «студенты, проникнув в тайны права, прочитав все, что собрано Трибонианом и его сотрудниками, станут превосходными адвокатами, охранителями правосудия и всегда умелыми судьями в ходе процессов».
|
|
|
«Дигесты». Рукопись VI или начала VII в., находится во Флоренции.
|
Болонский университет
«До XI в. у народов Западной Европы право не существовало как четкая система регулирования или как четкая система мысли», — рассказывает Гарольд Дж. Берман. Примерно в 1080 г. в одной из итальянских библиотек была обнаружена рукопись юстиниановских «Дигест». Именно на их основе родилась школа права в Болонье, которую сейчас считают первым европейским университетом.
Средневековые западные юристы «принимали право Юстиниана за истину, точно так, как принимали на веру Библию, произведения Платона и (позже) Аристотеля. Хотя, скажем, то, что было написано в своде Юстиниана о собственности на землю, не имело ничего общего с регулированием феодального права собственности, господствовавшего в 1100 г. в Тоскане или Нормандии. Этот факт вовсе не означал, что оно не было правом, напротив, оно-то и было истинным правом, идеальным правом, воплощением разума».
«С самого начала в Болонье преподавался текст римского права, составленный юристами Юстиниана в VI в. Возможно даже, что сама школа была основана для изучения этого текста», — пишет Гарльд Дж. Берман. Все внимание студентов было привлечено к «Дигестам» — обширному собранию мнений римских юристов о тысячах правовых вопросов, касающихся не только собственности, завещаний, договоров, деликтов, других отраслей сегодняшнего гражданского права, но и вопросов уголовного, конституционного и других отраслей права, охватывавших римского гражданина.
«Учитель читал вслух и правил язык рукописного текста, а студенты следили за ним по своим (обычно взятым в аренду) рукописным же копиям и делали необходимые поправки. К этому занятию и применялся термин «лекция», означавший «чтение». Некоторые студенты, у которых не было денег на покупку или аренду текста «Дигест», заучивали его наизусть», — рассказывает нам американский юрист.
|
|
Западноевропейские юристы в конце XI в. «открыли» то, что все это время существовало, развивалось и действовало в настоящей Римской империи — со столицей в Константинополе.
|
Развитие юридической науки в Константинополе
Сразу после смерти Юстиниана его Свод стал предметом изучения константинопольских правоведов. Появились монографии по отдельным вопросам права. «Книга о противоречиях» VII в. представляет собой свод противоречащих друг другу мест в «Дигестах», делается попытка их разрешить.
Были составлены первые сборники императорских законов, относящихся к церковным вопросам, — номоканоны.
В середине VIII в. написана «Эклога» — выборка законов из «Институций», «Дигест», «Кодекса» и «Новелл» Юстиниана I Великого «с исправлением в смысле большего человеколюбия». В предисловии к ней проявляется стремление законодателей сделать юстицию безденежной и равно доступной для всех.
Во второй половине IX в. издан «Прохирон» — учебное пособие, обладающее силой закона. Около 884 г. была обнародована не дошедшая до нас «Ревизия древних законов», то есть свод всего того, что осталось в силе от Юстинианова права.
Конец IX в. — сборник законов «Эпанагога». В основном, содержал систематизацию законодательных актов предшествующих императоров, но включал и ряд новых положений, преимущественно в области церковного права: патриаршая власть впервые понималась как дополняющая императорскую.
В конце IX в. обнародован также свод Юстинианова права, который с X в. получил наименование «Базилик» (царские законы).
Позже римские императоры издавали лишь хрисовулы — грамоты, предоставляющие привилегии отдельным лицам и учреждениям.
X в. — Synopsis major, сокращение «Базилик».
XI в. — Сборник мнений и решений Евстафия, римского патриция, деятельность которого относится к 975—1025 гг.
Вторая половина XI в. — Руководство к изучению законов, составленное исключительно по Базиликам Михаилом Атталиатом.
XIII в. — Synopsis minor.
XIV в. — Шестикнижие Константина Гарменопула (Арменопула), «ручная книга законов». Главным назначением этого труда, составленного незадолго до 1345 г., было дополнить «Прохирон».
|
Свои сочинения Константин Арменопул писал по-гречески
|
Традиции Трибониана были продолжены — в Восточной Римской империи жили и работали прекрасные правоведы, умелые адвокаты, опытные судьи. До нас дошли имена Евстафия, Михаила Атталиата, Юлиана Аскалонского. Особо стоит сказать о юристе XIV в. армянского происхождения Константине Арменопуле (родился в 1320 г., умер в 1380 или 1383 г.).
В 1345 г. он занимал пост судьи в Фессалониках, после 1359 г. был вселенским судьей. Арменопул составил корпус гражданского и церковного права. Организовал материал по новой, более удобной системе, что обеспечило популярность его труду, сохранившемуся почти в 70 рукописях. В качестве свода права труд Константина Арменопула был принят в нескольких славянских странах, а в Греции оставался действующим до XX в.
|
Все то время, пока в Западной Европе «открывали» римское право, в настоящей, а не выдуманной Римской империи, столица которой давным-давно переехала в Константинополь, продолжалась начатая предшественниками работа над совершенствованием юридической науки, издавались новые нормативные акты, а также своды законов. В столичном университете преподавали лучшие правоведы того времени, его выпускники работали адвокатами, судьями, в госучреждениях.
Если бы в те далекие времена практиковался набор студентов из варварских государств — стран третьего мира Средневековья, возможно, Европа сейчас выглядела бы иначе.
|
Французский византолог Шарль Диль (4 июля 1859 г. — 1 ноября 1944 г.) объяснил европейцам, кто является законным правопреемником Древнеримской империи. Но его не услышали до сих пор
|
«Corpus Juris Civilis — последний продукт римской юридической науки», — пишет Шарль Диль. По мнению ученого, в Свод Юстиниана «вложены существенные принципы права, действующего в современном обществе, и его изучение, скрытно продолжавшееся в первые века отдаленного Средневековья и с XI века получившее чрезвычайное развитие, внушило варварским народам Запада идею государства, основанную на праве. Именно этим отражением, проходящим через всю историю Запада, — чего, несмотря на необходимое критическое отношение, никогда не следует забывать, — воля Юстиниана совершила дело, наиболее плодотворное для прогресса человечества».
|
Мне не удалось найти в интернете текста книги Шарля Диля «Император Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке». Цитаты и другие факты, приведенные в посте, перепечатаны мною лично.
|
Вернуться назад
|