Романтический герой, который грабил богатых, чтобы помогать бедным, или кровожадный бандит, идеализированный последующими поколениями? Како- во истинное лицо дерзкого удальца по имени Робин Гуд?
В исторических хрониках шестисотлетней давности можно обнаружить лишь краткое упоминание об одноименном проходимце, промышлявшем в лесах Цент- ральной Англии. Но вряд ли мелкий злодей удостоился бы внимания летописцев, если бы его проделки ничем не выделялись в ряду прочих событий того смутного времени. Тем не менее, когда войны, чума и голод были делом обычным, ис- ториография тех лет отводит ему несколько строк. Об остальном позаботи- лась народная молва. Через глубь времен до нас дошли многочисленные легенды о романтичес- ком разбойнике, чье имя сейчас, как ни странно, более на слуху, чем при его жизни. Это имя - Робин Гуд.
Правда и вымысел
В марте 1988 года городской совет Ноттингема, что на востоке цент- ральной части Англии, обнародовал доклад о самом знаменитом гражданине города. Поскольку на протяжении многих лет в совет приходили тысячи зап- росов о Робин Гуде и его бравой дружине, совет решил сделать определен- ное заявление по этому вопросу. Несмотря на то что предания о Робин Гуде имеют многовековую историю, члены городского совета взяли на себя смелость подвергнуть сомнению дос- товерность легенды о неуловимом вожаке разбойников. В результате тщательного изучения давнего прошлого Ноттингема иссле- дователи пришли к выводу, что отважный герой, грабивший богатых, чтобы помогать бедным, даже не был знаком с девицей Мэриан - согласно легенде, возлюбленной Робин Гуда. Монах Тук, по их мнению, вообще вымышленная личность. Малыш Джон был злобным и ворчливым человеком, ничего общего не имеющим с беззаботным персонажем из фольклора. Такую трактовку получили результаты исследований. Развенчав легенду, члены совета надеялись тем самым снискать себе славу первооткрывателей. Но они оказались всего-навсего последними в це- лом ряду скептиков. Ибо, изучая историю Робин Гуда, почти невозможно от- делить факты от вымысла. И до них многие пытались исследовать эту захва- тывающую историю, но образ Робин Гуда от этого ничуть не померк. Итак, где правда, а где вымысел о человеке, чьи подвиги до сих пор волнуют читателей, кино- и телезрителей? Одни склонны принимать на веру то, что вскрыли серьезные исследователи: Робин грабил проезжих людей на Великой Северной дороге возле Барнсдейла в Южном Йоркшире и мародерство- вал со своей бандой преступников в Шервудском лесу в тридцати милях от Ноттингема. Других более прельщает романтическая версия легенды о том, что этот красавец герой действительно грабил, но только богатых, чтобы отдавать награбленное добро беднякам.
Исторические факты
Первые сведения о том, что Робин хозяйничал в лесах и пустошах Анг- лии, относятся к 1261 году. Но в письменных источниках о нем впервые бы- ло упомянуто только через столетие. Сделал это шотландский историк Фор- дун, умерший в 1386 году. Следующее сообщение о Робин Гуде в хрониках относится к шестнадцатому веку. По свидетельству летописца Джона Стоу, это был разбойник времен царствования Ричарда 1. Он возглавлял шайку, в которую входила сотня от- важных изгоев. Все они хорошо владели луком и стрелами. Хотя они и про- мышляли грабежом, все же Робин Гуд "не допускал притеснения или иного насилия над женщинами. Он не трогал бедняков, раздавая им все, что отби- рал у святош и знатных богатеев". Мы подойдем к рассмотрению этой истории с самых доброжелательных по- зиций. Начнем с того, что факт существования Робин Гуда зафиксирован до- кументально. Он жил в Уэйкфилде, Йоркшир, в тринадцатом-четырнадцатом веках. В документах записано, что знаменитый разбойник родился в 1290 году и был наречен Робертом Гудом. В старых реестрах дается три варианта напи- сания фамилии: Год, Гоуд и Гуд. Зато никто не оспаривает происхождение Робина: он был холопом графа Уоррена. Как же крестьянский сын попал на разбойничью стезю? В 1322 Робин перешел в услужение к новому хозяину, сэру Томасу, графу Ланкастерскому. Когда граф возглавил бунт против короля Эдуарда II, Ро- бину, как и другим слугам графа, не оставалось ничего иного, как подчи- ниться хозяину и взяться за оружие. Но восстание было подавлено, Ланкас- тер схвачен и обезглавлен за измену. Его владения были конфискованы ко- ролем, а графских людей, участвовавших в бунте, объявили вне закона. Робин нашел идеальное убежище в глухом Шервудском лесу, на территории Йоркшира. Шервудский лес занимал площадь в 25 квадратных миль и примыкал к Йоркширу. Через Шервудский и Барнсдейлский лесные массивы проходила про- ложенная римлянами Великая Северная дорога, на которой было оживленное движение. Это и привлекало изгоев-разбойников. Так родилась легенда о Робин Гуде, человеке в зеленых, под цвет леса, одеждах.
Новые истории
Легенда о Робине изобилует множеством смешных историй о его смелых похождениях и проделках. В одной из них рассказывается о том, как чван- ливый и недалекий епископ Хертсфорда по пути в Йорк наткнулся на Робина и его людей, которые жарили оленину, добытую в королевских охотничьих лесах. Приняв людей Робина за обычных крестьян, епископ приказал схватить тех, кто убил оленя. Разбойники невозмутимо отказались: оленя уже не воскресить, а все ужасно проголодались. Тогда по знаку епископа располо- жившихся у костра окружили его слуги. Разбойники, посмеиваясь, стали умолять пощадить их, но епископ был непреклонен. Робину наконец надоели препирательства. Он подал сигнал, и из леса подоспела остальная шайка. Ошарашенного епископа взяли в плен и потребовали выкуп. Желая как следует проучить своего незадачливого заложника, Робин зас- тавил его танцевать джигу вокруг огромного дуба. До сих пор то место в лесу называют "дубом епископа". Рассказывают также, что однажды Робин в сопровождении своего лучшего друга Малыша Джона нанес визит в монастырь Уитби. Аббат попросил их про- демонстрировать свое хваленое мастерство в стрельбе из лука. Стрелять предстояло с монастырской крыши. Робин и Малыш Джон с радостью удовлет- ворили его просьбу. Славы своей они не посрамили. Передаваясь из уст в уста, в народной памяти сохранился один из наи- более любимых рассказов о том, как Робин встретился с Эдуардом II. Ле- генда гласит: король, обеспокоенный тем, что поголовье его оленей тает на глазах, исчезая в ненасытных утробах разбойного люда, решил раз и навсегда очистить свой лес от браконьеров. Король и его рыцари переоделись в монахов и направились в Шервудский лес, зная, что Робин Гуд с шайкой подстерегает там незадачливых путни- ков. И они не ошиблись. Разбойники остановили их и потребовали денег. Переодетый король заявил, что у него есть только 40 фунтов (очень незначительная сумма для тех дней). Робин взял 20 фунтов для своих лю- дей, а остальные вернул королю. Тогда Эдуард сказал вожаку, что он вызывается в Ноттингем для встречи с королем. Робин и его люди упали на колени и поклялись в любви и пре- данности Эдуарду, затем пригласили "монахов" поужинать с ними - отведать собственной оленины короля! В конце концов Эдуард понял, что Робин просто насмехается над ним. Тогда он раскрылся перед разбойниками и простил их при условии, что все они явятся ко двору для службы, как только он их позовет. Эта история, конечно, кажется неправдоподобной, созданной фантазией почитателей Робин Гуда. Но, в конце концов, возможно, не все в ней вымы- сел. Дело в том, что этот эпизод описан в "Маленьком подвиге Робин Гуда", опубликованном в 1459 году. Доподлинно известно, что король бывал в Нот- гингеме в 1332 году. Мы также знаем, что через несколько месяцев после этого имя Робин Гуда упоминалось в сообщениях о дворе Эдуарда. Но в скором времени он вдруг исчез из королевского двора, чтобы вновь объявиться в лесу и в народной молве. Итак, продолжим рассказ о смелых похождениях Робин Гуда. Он появился в церкви святой Марии в Нотгингеме, где один монах узнал разбойника и сообщил шерифу. Робина смогли схватить только после того, как он своим мечом в одиночку сразил двенадцать солдат. Даже находясь в заточении, бесстрашный предводитель не сомневался, что верные друзья не оставят его. Незадолго до того как Робин должен был предстать перед судом, Малыш Джон организовал дерзкое нападение и вернул разбойничьей братии их вожа- ка. Для полной справедливости разбойники выследили и убили монаха, пре- давшего Робина.
Лесное братство
Нельзя говорить о Робин Гуде, не воздав должное его веселой ватаге и легендарной подруге девице Мэриан. Ближайшим помощником Робина был Малыш Джон, предположительно вовсе не весельчак, а угрюмый и очень ранимый парень. Скорее всего, его называли Малышом в шутку, так как он был довольно высокого роста. Это обнаружи- лось, когда в 1784 году вскрыли его могилу в Хейзерсейдже и нашли кости очень рослого человека. Что касается брата Тука, то о нем мнения расходятся. Одни считают, что этот легендарный персонаж объединяет в себе черты двух толстых мона- хов, другие полагают, что и впрямь был такой жизнерадостный человек, лю- бивший повеселиться и поплясать в компании лесных братьев. Возможно, это был Роберт Стаффорд, священник из Суссекса (начало пятнадцатого века), который иногда под псевдонимом брата Тука участвовал в похождениях весе- лой шайки. Девица Мэриан как персонаж также хорошо вписывается в теорию, соглас- но которой образ Робина появился из народных сказаний о традиционных майских праздничных гуляньях и играх. Мэриан просто могла быть девушкой, избранной за красоту "королевой мая".
Противоречивость образа
Легендарные похождения Робин Гуда в знаменитом лесу закончились пред- положительно в 1346 году. Считается, что он умер в Керклесском монастыре после тяжелой болезни. Настоятельница лечила Робина обильными кровопус- каниями, в результате чего, ослабевший и обескровленный, он так и не смог оправиться от недуга. Таков романтический образ Робин Гуда, смельчака и благодетеля. Но у англосаксов наблюдается странная склонность к очернению своих кумиров, и Робин более других пострадал от этого. Директор выставки "Предания о Робин Гуде" в Ноттангеме Грэхем Блэк считает: "Мы подошли близко к познанию подлинной личности Робина". По мнению Блэка, настоящая история Робин Гуда началась в 1261 году, когда в Беркшире был объявлен вне закона Уильям, сын Роберта Смита. Су- дебный клерк, писавший указ, назвал его Уильямом Робингудом. Найдены и другие судебные документы, упоминающие людей по имени Ро- бингуд, большинство из которых преступники. Поэтому исследователи счита- ют, что если Робин Гуд действительно существовал, то он, скорее всего, действовал до того времени. Самым вероятным кандидатом на эту сомнительную роль, по мнению Грэхе- ма Блэка, является Роберт Год, обитатель архиепископства Йорка, который избежал правосудия в 1225 году. Двумя годами позже он упоминается в письменных документах как Хобход. Откуда же происходит романтическая версия легенды? Принято считать Робина современником короля Ричарда I, по прозвищу Львиное Сердце, который правил с 1189 по 1199 год. Он был отнесен к этой эпохе Вальтером Скоттом в романе "Айвенго". По некоторым версиям, Робин был дворянином. Но это - явная выдумка драматурга, который в 1597 году хотел привлечь знать к своему театру. До того времени Робин считался вассалом лорда. Слава Робин Гуда как величайшего лучника исходит от бродячих сказите- лей, передававших из уст в уста баллады о знаменитом разбойнике, запи- санные во второй половине XV века. Что касается девицы Мэриан, полагают, что это была красавица, опекае- мая коварным принцем Джоном. Она впервые встретилась с Робином, когда попала в засаду, устроенную его приспешниками. Но с этой версией не сог- ласны ученые, которые утверждают, что Мэриан появилась во французской поэме XIII века как пастушка со своим пастухом Робином. Только через двести лет после появления этой поэмы она окончательно вошла в легенду о Робин Гуде. А репутацию непорочной девы Мэриан снискала уже значительно позже под воздействием целомудренной викторианской морали. Согласно легенде, брат Тук был весельчаком-обжорой, который забавлял разбойников своими смешными выходками и шутками. Монах был непревзойден- ным в поединках на палках. В реальной жизни, оказывается, тоже существо- вал брат Тук. Этим именем назвался священник Линдфилдского прихода из Суссекса, на самом деле убийца и грабитель, когда в 1417 году вышел ко- ролевский указ об его аресте и священнику пришлось пуститься в бега. Джеймс Холт, профессор истории средневековья Кембриджского универси- тета и автор книги о Робин Гуде, пишет: "Письменные материалы свиде- тельствуют, что брат Тук организовал свою банду разбойников в двухстах милях от Шервудского леса, причем через столетия после Робин Гуда. В действительности брат Тук был весьма далек от безобидной веселости, ибо разорял и сжигал очаги своих врагов". Малыш Джон, правая рука Робина, был способен на жестокие убийства. Это именно он однажды убил монаха, заподозренного в предательстве Роби- на, затем обезглавил юного слугу монаха, свидетеля убийства. Но Малыш Джон совершил немало смелых поступков. Один из них, о кото- ром мы уже упоминали, - спасение Робин Гуда из хорошо укрепленной тюрьмы, охраняемой стражниками пресловутого шерифа Ноттингема. Относительно Робин Гуда профессор Холт пишет: "Он был совершенно не таким, каким его описывают. Он носил колпак наподобие монашеского капю- шона. Начисто отсутствуют свидетельства, что он грабил богатых, чтобы отдавать деньги бедным. Этими измышлениями легенда обросла через двести и более лет после его смерти. А при жизни он слыл отъявленным мароде- ром". И все же вслед за легендами седой старины мы предпочитаем видеть в Робин Гуде заступника угнетенных и бесправных, отважного и веселого ата- мана, то и дело утирающего нос властям. И нам хочется верить, что, заканчивая жизненный путь, полный самых разнообразных подвигов, наш герой на пороге смерти из последних сил протрубил в рог, словно посылая о себе весть в будущее, и отзвуки этого сигнала мы до сих пор слышим сердцем.
Вернуться назад
|