ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Тосканская расправа над ведьмами
Тосканская расправа над ведьмами29-09-2011, 14:29. Разместил: VP |
От пресловутой европейской "охоты на ведьм" на самом деле осталось мало свидетельств. В эпоху Просвещения протоколы допросов, орудия пыток и даже места захоронений "колдунов" безжалостно уничтожались европейцами, стыдившимися своего темного прошлого. Однако иногда археологам удается найти вещественные свидетельства этой "колдовской истерии". Настоящее кладбище ведьм обнаружили археологи в итальянской провинции Тоскана. Женщины в возрасте примерно от 25 до 30 лет были погребены весьма странным образом, что и навело специалистов на мысль, что дам подозревали в связи с нечистой силой. Так, у одной из погребенных около 800 лет назад женщины в череп были вбиты семь гвоздей.
По мнению специалистов, женщина была захоронена приблизительно в начале XIII века. Закопали даму без гроба и савана, что и навело ученых на мысль, что несчастную подозревали в колдовстве. В ранее средневековье таким образом хоронили недостойных людей или тех, кого считали приспешником темных сил.
Как уже упоминалось выше, в челюсть женщины были вбиты семь гвоздей, еще 13 были обнаружены вокруг останков.
По всей видимости, ими была прибита одежда ведьмы, которая до наших дней не сохранилась. По мнению археологов, участники погребения рассчитывали, что гвозди помешают колдунье встать из могилы и терроризировать людей даже после смерти.
Недалеко от могилы колдуньи археологи нашли еще одну довольно необычную женскую могилу: вокруг останков женщины были разбросаны 17 игральных костей. Удивительно то, что число 17 в Италии считается несчастливым, и вообще, в Средневековье женщинам запрещалось играть в кости.
Еще одна загадка, на которую ученые надеются найти ответ: почему столь странные могилы находятся не где-нибудь, а на освященной земле — территории стариной церкви. Специалисты предполагают, что обе женщины происходили из влиятельных семей и не были обычными крестьянками. Только высокая классовая принадлежность могла обеспечить захоронение в таком месте.
"Охота на ведьм" стала своеобразным символом не только мрачного Средневековья, но и "культурного" Возрождения (кстати, большинство ведовских процессов пришлось именно на этот период, об этом подробнее читайте в статье: "Мельница заблуждений: Трибунал инквизиции"). Одним из самых первых известных процессов стало дело Петрониллы де Митс, которую отлучили от церкви и сожгли заживо 3 ноября 1324 года. Правда, тогда "охота на ведьм" не носила массовый характер. Борьба с нечистой силой развернулась в полную мощь лишь в 16 веке. За следующие 200 лет произошло примерно 100 тысяч процессов над ведьмами, жертвами которых стали около 50 тысяч человек.
Как сообщает "Вокруг света", своего апогея ведовская истерия достигла в Германских государствах, Швейцарии, Франции и Шотландии, в меньшей степени затронув Англию, Италию и Испанию, и почти не коснулась Восточной Европы и России. Лишь несколько процессов было в Америке, самый известный пример — Салемские события 1692-1693 годов. Тогда по обвинению в колдовстве были повешены 19 человек, один человек раздавлен камнями и от 175 до 200 человек заключено в тюрьму (не менее пяти из них умерли).
Что стало причиной вспышки "охоты на ведьм" — специалисты точно не выяснили до сих пор. Существует множество версий, ни одну из которых пока никто не рискует назвать единственно верной. Согласно одной из них, ведовские процессы стали своеобразным продолжением практики искоренения ересей. Сторонники этой точки зрения утверждают, что инквизиция воспринимала ведьм как членов организованной сатанинской секты, и относят начало охоты на них к XII веку, когда появляются сведения о секте катаров. Еще одна точка зрения гласит, что ведьмы преследовались как некий фантомный "внутренний враг" наравне с другими изгоями, прежде всего евреями и прокаженными. Кроме того, многие ученые напирают на то, что большинство обвиняемых были женщинами, а значит "охоту на ведьм" можно считать репрессивным средством социального контроля, как массированное применение прямого насилия с целью обуздания потенциальной женской активности и сохранения мужского господства в условиях резких перемен. Ксения ОбразцоваВернуться назад |