История смутно повествует, что первые постройки на этом месте заложили непоседливые греки где-то в VIII веке н.э. И возникла тут своеобразная маленькая коммуна спокойных и трудолюбивых землепашцев. Отряды местных феодалов высоко в горы не забирались, а до страшного побережья, славящегося регулярными пиратскими набегами, было довольно далеко.
Вольница закончилась примерно в 1060 году. Пришел в эти места некий архиепископ Арнальдо (не без войска, разумеется) и заявил: «Эта земля теперь моя будет! Ну, не совсем моя — церковная».
Против вооруженного отряда местные жители, может быть, и выступили бы, но вот против Церкви — постеснялись. Архиепископ тут же закрепил свои права, выстроив на самой вершине скалы небольшой форпост и присвоив окружающим землям оригинальное название — Гракулум, что с латыни переводится как «маленькое вспаханное поле».
Позднее «г» трансформировалось в «к», латинское окончание где-то потерялось, и городок стал называться Крако.
Несмотря на то, что Арнальдо либеральными взглядами не отличался, городок начал процветать. Населения прибавилось, строились церкви, появлялись свои праздники, связанные в основном с урожаем, потому что ничем, кроме землепашества, кракочане не занимались.
МАЛЕНЬКАЯ ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ ИМПЕРИИ
Через полторы сотни лет власть коренным образом переменилась. В Крако заявился «изумивший весь мир», как говорили о нем современники, Фридрих II Гогенштауфен, всей душой ненавидевший тогдашнего папу римского и его ставленников.
Фридрих к религии относился скептически. Легенды даже сохранили его отзывы о Моисее, Иисусе Христе и Магомете — он открыто называл их обманщиками. В то же время именно Фридрих II фактически узаконил сожжение еретиков, так как видел в них опасных врагов государства.
Несмотря на сходное отношение к еретикам, ненависть Гогенштауфена и папы римского была взаимной, но Фридрих II, уже ставший к тому времени германским королем, оказался гораздо сильнее. И Крако незаметно влился в создаваемую Гогенштауфеном Священную Римскую империю, куда входили Германия, Южная и Северная Италия (кроме Рима) и родная королю Сицилия.
XX ВЕК НАЧИНАЕТСЯ
С тех пор прошли столетия, менялись правители, количество населения в Крако увеличивалось и снова уменьшалось, как в зависимости от кровожадности властей, так и по воле божьей. То чума сюда нагрянет, то землетрясение обрушит несколько домов. А то джентльмены удачи, одолев серпантин козьих троп, внезапным ударом захватят на время пару виноградников, но быстро поняв, что на большее рассчитывать нечего, спалят виноградники да две-три хижины и вернутся обратно на побережье, где добыча богаче.
Как бы то ни было, городок благополучно существовал. К началу XX века в нем насчитывалось около двух тысяч жителей, несколько старых и новых церквей, а возвышался над всем этим построенный в XIII веке на месте хлипкого папского форпоста огромный каменный куб — замок давно почившего в бозе императора Фридриха II Гогенштауфена.
ПРЕДКИ «ДОНОВ»
Те, кто видел фильм «Крестный отец», наверняка помнят, как на глазах маленького Вито Андолини (будущего дона Корлеоне) мафиози расстреливают его родных, после чего он отправляется из своего городка Корлеоне в Нью-Йорк. Примерно так же, как расположенный на Сицилии Корлеоне, выглядел в начале XX века и город Крако. Узкие, мрачные, каменистые улочки, давно отслужившие свое дома-развалины, измученные нуждой люди. И, как следствие, возросшая преступность.
Целыми семьями люди начали покидать Крако и отправляться на поиски счастья в Америку. К концу Первой мировой войны больше половины населения Крако (примерно 1300 человек) навсегда уехали из родного города.
Оставшиеся упорно держались за домашний очаг, пока к 1950-м годам не выяснилось, что Крако обречен самой природой. Могучая скала, на которой тысячу лет стоял город, начала постепенно разрушаться. Целые пласты земли сползали в пропасть, дома проседали. Жить в Крако стало опасно.
Вскоре власти переселили последних горожан вниз, в долину, которая почему-то называлась Пещера Крако. Горожане шутили, что из пусть не особо комфортабельных, но все-таки домов их переселили в пещеры.
ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ...
Сейчас Крако — место паломничества туристов и настоящий рай для кинорежиссеров. Здесь Мел Гибсон снимал свои «Страсти Христовы», а Марк Форстер — «Квант милосердия», очередной фильм про Джеймса Бонда.
Власти смотрят на суету киношников сквозь пальцы и даже не берут с них денег за виды и декорации. Действия итальянского правительства в отношении Крако ограничились тем, что в конце горного серпантина, непосредственно перед въездом в городок повесили табличку, запрещающую посещение этого места согласно закону номер такой-то. Но табличка никому не мешает, за соблюдением специально изданного закона никто не следит, а потому Крако открыт для всех. Приезжайте и любуйтесь средневековым итальянским городом, пока он окончательно не рассыпался в прах.