ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Британская пропаганда (8 частей)

Британская пропаганда (8 частей)


8-07-2011, 20:34. Разместил: poisk-istini

Британская пропаганда

Интересное фото - герцог Коннаутский Артур во главе масонской процессии в Булавайо (Родезия, теперь Зимбабве), 1910 год. Артур был многократно (с 1901-го по 1939-й гг.) переизбран на пост Великого Мастера Объединенной Великой Ложи Англии. Хороший образ - фартуки и пробковые шлемы. "Масоны-колонизаторы".

[Интересное фото - герцог Коннаутский Артур во главе масонской процессии в Булавайо (Родезия, теперь Зимбабве), 1910 год. Артур был многократно (с 1901-го по 1939-й гг.) переизбран на пост Великого Мастера Объединенной Великой Ложи Англии.
Хороший образ - фартуки и пробковые шлемы. "Масоны-колонизаторы".
]


Начну, пожалуй, иначе вообще никогда не начну. По ходу буду дополнять и править заметки, в конце сделаю единое оглавление, где укажу, что добавил.

"Британская пропаганда", "британская цензура" - звучит довольно непривычно вне контекста мировых войн. Однако, и пропаганда (единства нации, расового и национального превосходства, империи и жертв во имя империи, милитаризма и проч.) и цензура в Британии 1880-1950-х годов присутствовали и в мирное время. Я постараюсь кратко ознакомить вас с тем, какие инструменты пропаганды использовались в тогдашней Британии, и для чего. Поправки и замечания будут только кстати.

Важнейшим из искусств для нас является...
В конце 19-го - начале 20-го века кинематограф стал одним из основных видов развлечения публики в Британии, потеснив мюзик-холлы. К 1917-му году в Британии насчитывалось до 4500 кинотеатров с еженедельной аудиторией в 20 миллионов (!) человек. Британские военные осознали возможности кино на самом раннем этапе его продвижения в массы.

В 1900-м году сэр Эвелин Вуд, генерал-квартиймейстер британской армии, предоставил кинематографисту Р.В.Полу возможность снять 20 фильмов об армейской жизни. В том же году начали выходить первые «военные репортажи» на кинопленке, посвященные англо-бурской войне. На протяжении войны вышел целый ряд коротких сюжетов (например, см. сборник эпизодов). Киноператор Розенталь снял в Южной Африке первый короткометражный (большей частью постановочный) фильм о войне, "Стычка кавалерийских разведчиков, прикрепленных к боевой колонне генерала Френча, с бурами под Кимберли". Фильм состоял из трех сцен – "Скауты преследуют буров", "Пулеметы Максима в действии", "Атака и общая перестрелка" (я выложу видео, кк только его вырежу из общего киносборника). Весьма популярными были короткометражки об отправке солдат в Африку, а также о пленении буров – "Сдача Кроонштадта лорду Робертсу", "«Сдача генерала Кронье Лорду Робертсу".

Отмечу, что уже в первых "документальных" фильмах (тут более уместен термин "выпуск кино-новостей") британские кинематографисты начали делать монтажи, смешивая реальные сцены и постановочные кадры ("Подписание мирного соглашения в Вереенигинге", "Пароход "Замок Бремар" отплывает в Южную Африку"). Появились первые художественные "военные" фильмы с полностью постановочными сценами и сюжетом ("Призыв к оружию", "Возвращение солдата", в которых добровольцы возвращаются из Южной Африки и получают заслуженные награды).

"Пилотные" фильмы об англо-бурской войне имели успех, а потому до начала Первой мировой войны английский кинематограф постоянно содержал фильмы или эпизоды о военных действиях в мире, где всё происходящее подавалось как новости, но освещалось с точки зрения британских интересов (напр., осуждение китайцев, русских и немцев, хвала японцам*).
------------------
* хвала японцам - интересна позиция некоторых тогдашних британских околополитических деятелей в "японском вопросе" - у "арийцев Востока" настоятельно советовали учиться "Родину любить". Но об этом позднее.
------------------
"Военные" художественные фильмы ("Битва при Ватерлоо» 1913 года) и "документальные" пропагандистские фильмы ("На службе короля", "Фильм о британской армии", "Английский матрос" 1908, "Создания дредноута" 1911), показывая только "чистые" эпизоды войны, а также "легкость" и красочность военной службы, стали существенными инструментами милитаризации общества.

Второй "пропагандистской" темой для кинематографа стал показ знати и особ королевской крови. До 1913-го года (когда был снят масштабный для своего времени документальный фильм «Королева на шестьдесят лет» про Викторию) ни одна публичная придворная церемония не ускользала от кинокамер – от коронаций и похорон, до появления монархов на выставках и общественных мероприятиях Таким образом, жизнь королевской семьи, представители которых могли посетить ту или иную местность один раз в жизни, проездом, вдруг становилась не только описанной, но и оживала, приближая изображаемых персон к зрителю.
(продолжение и дополнение следует)

 

Британская пропаганда, ч.2
Продолжим разговор о британской пропаганде. Мы остановились на том, что в начале 20-го века кино стало одним из эффективнейших средств донесения до широких масс информации в красочном виде и с нужными акцентами, популярными стали военная и "королевская темы", подаваемые в документальном или псевдодокументальном виде.

Третьей темой для кино в довоенной Британии стала география империи, с обзором колоний, их населения, инфраструктуры и продукции. По сути, такие фильмы выполняли несколько функций - популяризация колоний с целью эмиграции, популяризация продукции колоний (к примеру, фильм Кедбери о какао на Золотом Берегу), но и показывали примитивное население колоний, подкрепляя общественное мнение о том, что "наша святая обязанность править этими людьми".

Однако, к моменту начала ПМВ кинематограф Британии был больше развлекательным, нежели документальным, публике больше нравились художественные фантазии, нежели документалистика. Впрочем, это не стало препятствием для популяризации военной тематики, которая просто стала использоваться в художественных фильмах. Особенный (что понятно) всплеск фильмов с такой тематикой произошел после начала ПМВ. Кроме того, во время ПМВ произошло два знаменательных изменения в индустрии.

Во-первых, появились первые открыто-пропагандистские фильмы, не претендующие на "документальность". Во-вторых, британская киноиндустрия была помещена в условия плотного сотрудничества с государством. С самого начала войны кинематография попала под действие Акта о Защите Государства. Впрочем, сами британские кинематографисты всё прекрасно понимали, и приложили максимум усилия для оправдания возложенных на них надежд. Так, была выпущена серия фильмов с известными военными деятелями.

Маленькое отступление. Во времена войны возникла интересная концепция документальных фильмов. Предполагалось производить два вида документальных фильмов. Первые делались для общественности, а вторые – «для истории». Кроме того, между производителями фильмов и государством была достигнута договоренность – все, отснятое становилось собственностью государства.

Интересно отметить, что основной акцент в военных фильмах периода делался на ближневосточном театре военных действий. Во-первых, это позволяло показать со всей наглядность коварные германские планы мирового господства путем выхода к Индийскому океану. во-вторых, боевые действия на Ближнем Востоке позволяли рисовать более красочную картину победоносной войны в экзотических местах, в отличие от мясорубки во Фландрии. Такими фильмами стали "С австралийцами в Палестине", "Британская оккупация Газы", "С войсками на Палестинском фронте", "Новые крестоносцы", "Оккупация эс-Салта", "С войсками в Месопотамии".

Маленькое отступление. В самом конце 1915-го года вышел один из главных пропагандистских британских фильмов времен ПМВ – «Британия готова». Режиссер фильма, американец Чарльз Урбан создал впечатляющую картину огромной империи, дышащей войной – фабрики работают, корабли плывут, солдаты идут и проч. Фильм был показан в США в 1916-м году для того, чтобы повлиять на общественное мнение и склонить руководство США к вступлению в войну. Фильм оказался настолько пробританским, что цели своей не достиг вовсе, а Урбану пришлось с помощью финансов Моргана и Вандербильта создать серию фильмов с большим количеством смерти, войны и стрелянины на экране.

Помимо боевых действий, освещались и те виды деятельности, которые так или иначе были связаны с войной, особенно участие в ней молодежи и женщин (снятые по призыву Бейден-Пауэлла два фильма о бой-скаутах, фильм о Флоренс Найтингейл). Кроме того, производилось кино, направленное на то, чтобы поддержать представление о войне, как приключении (к примеру, фильм "Четыре пера" был снят два раза на протяжении войны; снимались фильмы о "героях нашего времени", выдуманных лейтенантах Роузе и Дэринге), и о войне как "имперской традиции" (и с точки зрения "преемственности времен", так и с точки зрения показа мощи всей империи).
Сила киноиндустрии была столь велика, что к концу войны коммерческие фильмы стали трудноотличимыми от официальных по силе воздействия на публику

Для управления потоком киноинформации были созданы соответствующие ведомства и организации. В 1914-м году было создано Бюро Военной Пропаганды. В 1916 году в составе военного министерства был создан Кинематографический комитет, а на год раньше – Тематический Комитет, объединявший под эгидой военного министерства производителей документальных фильмов.

В конце войны официальная машина пропаганды была разобрана, что породило в обществе дискуссию касательно того, что должно представлять собой кино в послевоенной Британии. Какую роль должно играть кино в образовании, в идеологии, и как эту роль реализовывать? Дать ли кинематографистам свободу или возложить на них социальные обязательства? Такие вопросы стояли не только перед британскими кинематографистами 1920-х годов, но и перед американскими.

 

Британская пропаганда, ч.3
С 1909-го года местные власти в Британии получили право (согласно Акту о кинематографе) лицензировать кинотеатры (а значит - и отказывать в лицензировании). В связи с этим еще до войны, в 1912-м году, владельцы британских киностудий создали механизм самоцензуры, Британский Совет Цензоров Фильмов. Первым главным цензором (1912-1916) стал Джордж Редфорд, до этого занимавший пост Наблюдателя за спектаклями (об этой должности будет рассказано позже). О масштабах цензуры можно судить по тому, что в первый год работы Совета было запрещены 22 фильма и изменены еще 166. Что не приветствовалось Советом: показ королевской семьи, судей, министров и других важных чиновников в неприличном виде, ни над одним из живых лиц нельзя было насмехаться, и ни один общественный деятель или организация не могли быть унижены. Прочие критерии были связаны с общественной моралью и религиозностью. Второй глава Совета (1916-1929), Т.П.О’Коннор, ввел также цензуру политическую "с учетом военного времени". Прошедшие цензуру Совета фильмы считались столь безопасными для публики, что с 1920-го года сертификаты качества, выданные Советом, стали свободно приниматься местными властями.

Отметим, что руководство Совета имело довольно специфическое прошлое. Брук-Вилкинсон, секретарь Совета с 1913 по 1948 год был членом центрального комитета разведки во время ПМВ, где отвечал за военную цензуру, а также курировал вопросы официальной государственной военной пропаганды. Эдвард Шортт (глава Совета с 1929 по 1935 год) занимал до этого пост Секретаря внутренних дел в правительстве Ллойд Джорджа. Лорд Тайрелл (глава Совета с 1935 по 1948 год) занимал до этого пост главы Британского Совета, главы Департамента политической разведки, постоянного зам.министра иностранных дел.

Соответственно, такие люди следили за тем, чтобы, несмотря на отсутствие госструктуры, ответственной за цензуру, всё было пристойно и "в интересах короны и государства". К примеру, была введена цензура расовых вопросов - полный запрет на показ отношений между белыми женщинами и небелыми мужчинами, а также (что интересно) любое бросание тени на стиль жизни жен британских чиновников за рубежом. Таким же образом запрещались показы социальных беспорядков и конфликтов рабочих и капиталистов. Цензоры могли потребовать вырезать сцену, текст на экране, а с появлением звукового кино - диалог (во избежание этого сценарии кинофильмов стали проходить предварительную цензуру до начала съемок фильмов).

Цензура иногда принимала интересную форму - запрещая показ социального конфликта низов и верхов, цензура пропускала фильмы, где показывался отказ от такого конфликта ради общей цели. Так, цензурой был пропущен фильм «Алый вымпел», в котором по сценарию рабочие отказывались от забастовки для завершения строительства нового корабля. Фильм "Четыре справедливых человека" был также пропущен цензурой, несмотря на то, что в нем речь шла об убийстве депутата; впрочем, депутат по сценарию был пацифистом. Тема эмиграции также проходила цензуру, но только эмиграции "туда, куда надо" (к примеру, в "Родесе Африканском" прямо рекламировалась Родезия как место для белых колонистов.

Цензура не останавливалась на британских фильмах, иностранные киноленты также должны были получить одобрение.
Так, из упомянутых в книге, был запрещен к показу фильм Д.Гриффита "Америка" (1924) по причине того, что темой фильма была война за независимость США. Также были запрещены фильмы "Броненосец Потемкин", "Буря над Азией", "Мать". Впрочем, для ограниченного круга доверенных лиц такие фильмы показывали при закрытых клубных показах.

Что еще подвергалось цензуре? Фильмы, неоднозначно освещающие положение англичан в Индии (в разное время под этим "неоднозначно" подразумевались разные вещи - в 1938-м году был запрещен фильм "Снятие осады Лакноу" чтобы не нервировать индийских националистов); а вот показ негров в качестве отрицательных или недоразвитых персонажей вовсе не запрещался. До смерти Георга V нельзя было ничего снять о королеве Виктории. Запретной оставалась тема пацифизма. Европейские державы (включая Германию после прихода нацистов к власти) также не должны были становиться предметом критики в кино. Армия и честь мундира не могли быть предметом насмешек. В то же время, послевоенная Британия, несмотря на то, что ПМВ сильнейшим образом пошатнула позитивное отношение общества к войне как таковой, 1920-е годы стали тем временем, когда было выпущено очень большое количество псевдодокументальных и художественных фильмов о войне.

 

Британская пропаганда, ч.4
Я пропускаю длинные перечни фильмов, созданных и выпущенных на экраны страны в 1920-е годы. Главное, что требуется знать - это десятилетие показало то, что кинематограф стал главным инструментом влияния на рабочие массы в Британии (разумеется, наряду с газетами).

Книгой, в которой приоткрывались новые подходы государственной пропаганды, стала "Проекция Англии" сэра Стивена Таллентса. Таллентс был пиарщиком из ИМС - Имперского Маркетингового Совета (а позднее работал в БиБиСи). Идеи, которые он высказал в книге, были довольно просты - в мире, где Британская Империя теряла "конкурентное преимущество" в экономике, борьба за торжество британских идей (вернее, идеи британского доминирования) переходила из области экономики в область борьбы за умы, в область зрелищ, знаний и идеологии. В этом британцам могло и должно было помочь кино - "величайший агент международного общения", так как оно помогало в США и СССР. Британское кино должно было стать особым, с показом всей специфики, которая отличала Великобританию от других стран - монархии, парламента, литературы, ВМФ, торжественных церемоний, бойскаутов и проч.

Еще до завершения работы над книгой Таллентс высказал свои идеи нескольким кинематографистам, в результате чего выработался план - британское кино должно было перенять принципы и методы пропагандистской работы, присущие советскому кино, с целью пропаганды "старой доброй Британии" в новом мире (под эгидой ИМС). Лидером группы стал Джон Грирсон, его помощником стал Джон Рит, оба шотландцы-пресвитериане. Главной идеей Грирсона был переход от приключенческого кино к образовательному, с подчеркиванием величия и необходимости империи, а также отказ от излишней коммерциализации кино-индустрии (с финансированием, осуществляемым большими корпорациями, которые взамен получали бы возможность косвенно рекламировать себя). Такие фильмы, как "Грузы с Ямайки", "Цейлонская песня", "Какао Золотого берега", "Мельница на Барбадосе", "Древесина", "Единая Семья", "Англия, проснись!", "Контакт", "Аэропорт", "Африканские авиалинии", "Будущее в воздухе" (все фильмы начала-середины 1930-х годов) - все они подпадают в одну категорию "имперской пасторали". Однако, при том, что в фильмы было вложено много денег, показ их в кинотеатрах не сулил больших выгод для владельцев кинотеатров. По этой причине фильмы показывались т.н. "недобровольной аудитории" - в школах, общественных и молодежных организациях. А что привлекало зрителя 1930-х годов?

Согласно проведенному в 1936-м году опросу, зрители шли в кино смотреть новостные фильмы о спорте, королевской семье, военных, а также об имперских делах (все это помимо художественных фильмах, о которых речь пойдет далее). При этом аудитория кинотеатрах постоянно росла - в 1926-м году в Британии было 3000 кинотеатров. в 1938-м - почти 5000, в 1934-м году было продано ок.900 миллионов билетов в кино, в 1940-м (т.е., уже в военное время) более миллиарда.
Среди художественных фильмов мелодрама доминировала, однако, к 1930-м годам, поощряемые успехом приключенческих голливудских фильмов, британцы начали создавать целую серию звуковых фильмов на тему "патриотических приключений" (наиболее серьезной была работа студии "Лондонские фильмы").

Отцами патриотического звукового кино в Британии стали братья Корда, Золтан, Винсент и Александр. Три брата-венгерских еврея стали создателями таких воспевающих империю фильмов как "Сэндерс с реки" (1935), "Барабан" (1938), "Четыре пера" (1939). Конкурент Корда, Майкл Бэлкон, стал создателем фильмов "Родс Африканский" (1936), "Великий барьер" (1936), "Копи царя Соломона". Ноэль Ковард создал Голливуде "Кавалькаду", фильм, который считается одним из лучших британских фильмов. В то же время в США также шел поток британофильских фильмов - от к/ф "Четыре пера" до легендарного фильма "Жизни бенгальского копейщика" Отметим, что и Корда и Бэлкон были тесно связаны с Киноассоциацией консервативной партии, а также иногда работали советниками по созданию госдуарственных пропагандистских фильмов. На Корда работали гос.чиновники высокого ранга, даже Уинстона Черчилля привлекли в качестве сценариста, хоть из этого ничего не вышло. Руководство фирмы Гамон-Бритиш было связано с правительственным аппаратом.

Вторая мировая война не только не приглушила, а еще больше расширила сферу применения философии "имперского приключения" в кино, с одним важным исключением - из кинофильмов уходила тема империи, заменяемая темами британского духа, британской демократии и содружества англоязычных стран всего мира. Отметим лишь, что эта перемена коснулась и американского кинематографа, Американский офис военной информации в 1941-м году запретил изготовлять фильмы в такими акцентами.

На этом я заканчиваю часть заметок по британской пропаганде, посвященную кинематографу, оставляя за кадром постепенные изменения 195-60-х годов. Далее - учебники, театры и проч.

Британская пропаганда, ч.5
Пропаганда и учебники

Важнейшими разносчиками «имперской темы» в британской школе были география и история.

География прониклась «имперской темой» довольно поздно, в 1890-е годы. Еще в 1883-м году Королевский Колониальный институт предложил денежное вознаграждение за составление текстов на темы географии Британской Империи, в том же году этот же институт разослал директорам школ с просьбой внести предмет «география колоний» в школьную программу. Первая попытка окончилась провалом – за два года никто не удосужился написать что-либо стоящее для института, потому в 1885-м году идею «имперской географии» оставили. Вернулись к ней вновь уже в 1892-м году, когда в новом своде законов об образовании появились рекомендации по внедрению в школьные программы «имперской географии». Лекции по предмету начали обкатывать в колледжах Кембриджа. К тому времени усилия Колониального института дали плоды, и в 1896-м году новые учебники «географии колоний» начали использоваться в школах. Все эти учебники были составлены в Лондонском ГорОНО, стандарты написания были столь высоки, что некоторые издания переиздавались по нескольку раз.
История была впервые введена в качестве школьного предмета в частной школе Регби (в честь которой игра в регби и названа). До 1875-го года в государственных школах историю практически не изучали, в чем отчасти была виновата не только система образования, но и родители, для которых школа была местом развития таких навыков детей, как чтение и счет, необходимых в промышленной стране. Только в 1895-му году историю стали преподавать в большой части школ в 4-6 классах. Тем не менее, в 1899-м году только в 25% младших классов преподавали историю как предмет (по сравнению с 75% классов с географией). Однако, в старших классах с 1900-го года история была общеобязательным предметом.
Общеобязательность изучения истории повлияла и на учебники. Если в первой половине века акценты делались на аристократии и королевской семье, то в концу века история Англии рассматривалась как триумфальный прогресс сквозь века, прогресс среднего класса, несущего свободу и реформы в торговле и производстве. Любой политик и военный, работавший «на Империю», рассматривался как герой, любой, кто противился такой работе – как нехороший человек. Межклассовая антипатия уступила место межрасовой, при этом темы работорговли (равно как темы гражданской войны и каторги) всячески умалялись либо замалчивались. В то же время на первый план вышли «положительные» темы милитаризма, патриотизма, верности монархии и экспансии империи.
При этом менялся стиль изложения материала в учебниках истории. Если в 1860-80-е годы доминировал хронологический подход, когда учебник был собранием дат и фактов, то в 1890-е годы стиль изложения поменялся, появился единый идеологический подход Теперь история представлялась как серия победоносных войн («в 1855-м году воевали с Персией из-за интриг России», «война с Китаем в 1859-м году были по причине заносчивости китайского мандарина»), а любые неудачи и неудобства умалялись (война за независимость США) и списывались на врагов («в опиумной торговле с Китаем виновато правительство Индии»).

Британская пропаганда, ч.6
И вновь учебники и тотальное увлечение историей

С изменением стиля изложения истории поменялись и фундаментальные подходы к самой учебной дисциплине. Явным признаком перемен стала книга Джозефа Коухема "Новый школьный метод обучения", изданная в 1900-м году, в которой автор представлял новый метод обучения истории - от настоящего к прошлому (в отличие от обычного метода повествования от прошлого к настоящему). Цель такого метода сторонниками его внедрения не скрывалась - создание нового человека, который 1) был бы хорошим патриотом, 2) хорошим гражданином и 3) моральным человеком. Три этих цели стали основными на следующие десятилетия. В 1909-м году Джеймс Велтон в книге "Принципы и методы обучения" указывал, цитируя Коухема, что новое поколение будет "Знать как голосовать", будет понимать, что такое прогресс и реформа. Р.Л.Аречер в работе "Обучение истории в начальной школе", изданной в 1916-м году, указывал, что все граждане нуждались в такого рода понимании ситуации. Очень немногим необходимы научные знания, но все должны иметь хоть небольшие познания в истории. К тому времени история стала центральной дисциплиной в школе.
Однако, всеобщее обучение истории поставило вопрос упрощения изложения. Отсюда появился подход избирательности изложения фактов, избегания сложных по содержанию тем - такой подход продержался с 1920-х годов до послевоенного времени. За основу брались яркие слоганы и символы - Реформа, Демократия, Развитие, Прогресс, которые затем образно объяснялись несложными схемами и рисунками, анекдотами и яркими романтическими историями. Все это поддерживалось в трудах, посвященных методике обучения.
Тот же Р.Л.Арчер указывал, что учителя должны при изложении событий английской истории с 1689-го года пренебрегать континентальными делами, в которых принимала участие Англия, концентрируясь на подъеме английского флота и расширении заморской империи. Некоторые пошли дальше, предлагая (как Кэтрин Фирт в наставлении по обучению, изданном в 1932-м году) отодвинуть вопросы собственно английской истории в пользу подробного разъяснения истории Империи и Содружества. Подобные мысли были в школьных текстах 1935-го года, где история Тюдоров истолковывалась уже в ключе того, что "это было начало нашей великой Империи". Английскому или шотландскому школьнику втолковывали о том, что это прекрасно - стать "тягловой лошадкой" великой Империи, предпочитая палубу дредноута родным полям и улицам

 

Британская пропаганда, ч.7
Наводя порядок в школах
Чтобы британские дети, в особенности дети рабочих, становившиеся наиболее многочисленной группой в школах, впитали в себя идеи "твердой имперской поступи", недостаточно было только особенностей школьной программы, необходимо было с детства погружать разум будущих солдат Империи в обстановку, в которой они должны были работать на дальних рубежах. Для этого использовался целый арсенал средств от специальных журналов, мемориальных плит, портретов, детской литературы о "маленьких героях", памятных днях и проч. (о чем будет написано позднее). Но важнее всего было воспитать в детях дисциплину.



Еще до 1850-х годов в школах для бедных практиковалась строевая подготовка, однако это была негласная практика чартистов. С 1850-х годов ситуация меняется - строевая подготовка в школах для бедных постепенно становится обычным предметом. Так, в школах центрального лондонского РайОНО для одновременного дисциплинирования и воспитания рабочей детворы устанавливали тренировочные мачты и шестифунтовые пушки, обучали детей быть хорошими матросами. Повышенное беспокойство в отношении государственной безопасности в 1850-60-е годы привело к тому, что поддержка такого рода обучению только увеличивалась, введение строевой подготовки в школах поощрялось благосколонными обзорами в прессе с упоминаниям школьного руководства, а также вручением наград инициаторам от общественных организаций.



Строевая подготовка рассматривалась рассматривалась не только как подражание Пруссии, но и как средство для уменьшения преступности, улучшения промышленной продуктивности, доармейской подготовки, а также воспитания послушания, порядка и аккуратности. В образовательных уставах 1871 и 1875 годов строевая подготовка была прописана как один из предметов для школ, что продолжалось вплоть до 1890-х годов. Для девочек в 1887 году была введена "шведская подготовка", т.е. гимнастика в строю (та, которую обычно показывают в док.фильмах про 1930-е годы в СССР).



К концу 19-го века была разработана т.н. "английская комбинированная система", в которой было больше спорта, чем муштры, и только в 1900-м году Совет по образованию признал, что строевую подготовку можно заменять играми, но не простыми, а организованными. Сопротивление рабочего класса подобным экспериментам если и было, то недостаточно значительным, ибо все в итоге упиралось в повсеместную руссо-, германо-, франко- или иную фобию всего британского общества, для которого готовность к войне была выше обсуждения методов образования.



Новое, двадцатое столетие выявило слабости британской армии - в англо-бурскую войну до 40 процентов добровольцев оказалось непригодными к службе, что, в свою очередь, привело к ряду реформ не только в армии, но и в школах. Так, в процессе (или в результате) работы созданного по случаю Комитета по борьбе с физической деградацией были введены школьные обеды (в 1906-м году), мед.осмотры (1907), а также отгулы учеников по медицинским причинам (1912).



Более наглядным следствием реформы школ для улучшения состояния рекрутов стало создание массовых "профильных" детских организаций Создание "нового человека" стало более специализированным.

Продолжение следует.

Британская пропаганда, ч.8
История как война

Понимание (учебной дисциплины) истории как инструмента воспитания "морального патриотичного гражданина" повлекло создание такого инструмента воспитания как специально подобранных "кратких историй важных персоналий", много сделавших для возникновения и возвышения Британской империи. Здесь интересы государства и частных издателей пересекались, и потому на свет появилась масса детской литературы, посвященной «жизни замечательных людей», и предназначенной для чтения как в классное время, так и дома.

У «имперских героев» подчеркивались скромность, тяга к приключениям, а также воинственность. Именно воинственность стала постоянно подчеркиваемой чертой для преподавания истории. Так, в своде правил для образования редакции 1899 года для 5 класса предусматривалось 30 «типовых эпизодов» британской история за период с 1688 по 1890 г.г., из которых 12 истории посвящалось войне или военным деятелям. В книге для чтения по истории, изданной Кембриджским университетом в 1911 году, 24 из 40 персоналий, о которых шла речь, были военными

Сама концепция британской истории (как уже было написано) была направлена на описание ряда подчеркнуто оправданных войн. Однако при этом сама история страны превращалась только в историю войн, цивилизовавших мир путем продвижения в варварские земли торговли, технологий и христианства. Последние десятилетия викторианской эпохи при этом рассматривались как "конец истории", а викторианские достижения – как некое плато, возвышающее Британию над завистливыми соседями.

"Плато" надо было защищать любой ценой – посему учителя должны были всячески подчеркивать важность армейской и флотской службы в деле защиты родной земли. Наиболее яркой книгой, в которой эта концепция получила свое изложение, стала "Школьная история Англии" Флетчера и Киплинга, изданная в 1911 году. Назвав главным англичанином Оливера Кромвеля (протестант, антиголландский, объединитель народов Британии, расширявший империю), авторы сетовали на то, что едва ли не единственным недостатком правления Кромвеля стало постоянное недоверие жителей Британии армии. К сожалению, писали он, этот период жестокой войны "не позволил людям увидеть, что армейская служба монарху и отечеству является второй лучшей профессией англичан всех классов". Первой, естественно, была флотская служба. "Школьную историю..." можно считать просто панегириком милитаризму, с витиеватыми реверансами в сторону Национальной Лиги воинской службы. Все политики в истории Англии, до которых у авторов дошли руки, оценивались исключительно с точки зрения их финансирования британской армии.

Я оставляю в сторону тему наглядной пропаганды (плакатов и портретов), а также тему принудительно-добровольных сборов средств "на нужды страны", особенно процветавших во время Первой Мировой.


Вернуться назад