ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Чудь Кайского края
Чудь Кайского края3-05-2011, 10:32. Разместил: VP |
О ЧУДИ Чудские поколения коль далече по северу простираются, заключить можно из множества разных народов, отчасти Российской державе недавно покоренных, отчасти в оную в прежние совсем включенных. Ливония, Естляндия, Ингрия, Финния, Карелия, Лаппония, Пермия, черемиса, мордва, вотяки, зыряне говорят языками, немало сходными между собою, которые хотя и во многом разнятся, однако довольно показывают происхождение свое от одного начала. Сверх сего, сильная земля Венгерская хотя от здешних чудских областей отделена великими славенскими государствами, то есть Россиею и Польшею, однако не должно сомневаться о единоплеменстве ее жителей с чудью,35 рассудив одно только сходство их языка с чудскими диалектами. Что подкрепляется еще их выходом из сторон, где и поныне чудские поколения обитают, их остатки. Представив чудской народ в нынешнем его рассеянном состоянии и по большой части у других держав в подданстве, помыслить можно, что в соединении бывал некогда силен на свете. По примеру, как писано выше о величестве славенcком,. оглянемся на времена прошедшие около лет тысячи и поищем чудского могущества. Северные авторы* наполнены описаниями военных дел их и других сообщений, бывших со шведами, датчанами и норвежцами. Пермия, кою они Биармиею называют, далече простиралась от Белого моря вверх, около Двины реки, и был народ чудской сильный, купечествовал дорогими звериными кожами с датчанами и с другими нормандцами. В Северную Двинуреку с моря входили морскими судами до некоторого купеческого города, где летом бывало многолюдное и славное торговище: без сомнения, где стоит город Холмогоры, ибо город Архангельской едва за двести лет принял свое начало. Народ почитал идола Иомалу, что на ливонском, финском и на других чудских диалектах бога значит. Явствует сие из Стурлезона, ** где описывает езду * Стурлез[он] на многих местах, также и Саксон Грамматик. ** Том I, часть 7, гл. 143. 36 Торета некоего и Карла в Двину-реку, кои, будучи от короля своего Олава, проименованием Святого, посланы в Биармию для торгу, присовокупили к тому татьбу: ограбили золото и серебро из кладбищ, сорвали с деревянного Иомалы дорогое ожерелье и взяли серебряную чашу с деньгами. Сию древность тамошней чуди доказывают и поныне живущие по Двине чудского рода остатки, которые через сообщение с новогородцами природный свой язык позабыли. В показанном состоянии Пермия была около времен великого князя Владимира Первого и еще много прежде при Гаральде Пулхрикоме, во дни самых первых князей варяжских. Финляндия в те же веки была весьма сильна и своими владетельми управлялась.* Вайланд, Свегдеров сын, король шведский, около времен первого христианского веку женился у короля финского Сния на дочери Дриве, от которой родился ему сын Висбур. Подобно и Аги, Дагонов сын, плененного финского князя именем Фростона дочь Скиалву имел в супружестве,** которая после, заманив мужа в свое отечество, коварным образом сонного убила, отца своего смерть отмщая. Нападениям на их землю финны храбро сопротивлялись. Победили Олава проименованием Святого. Нордские писатели причитали немалую часть храбрости финского народа колдовству, в чем оный носил на себе великое нарекание. Естония Финландии не уступала силою: сообщением с разными народами по купечеству превосходила, где не токмо разными товарами, но и людьми торговали. Олав, Тригвонов сын, король шведский, взят был в малолетстве на море от разбойников в полон и продан в Естландию,*** о чем в житии великого князя Владимира Святославича пространнее. Ингварь, сын Остонов, король шведский, около пятого столетия по Христе разбоем ходил в Естландию по тогдашнему обычаю.**** Естонцы на берегу морском его победили; Ингварь на бою убит и похоронен на том месте. Но многих военных действ, бывших между нормандцами и чудскими народами, к морям прилежащими, то есть с пермцами, финландцами и естландцами, не исчисляю ради краткости. Довольно явствует по сим трем чудским народам. коль сильны были прочие их единоплеменные, к востоку лежащие, от морей отдаленные поколения, о которых нормандцам за великим отстоянием знать не было можно и которых Нестор летописец исчисляет: ***** весь полагает на Беле-озере, мерю в Ростовской и Переяславской земле по Клещину-озеру, также черемису, мордву, печору и другие народы упоминает, из которых многие толь велики были, что со славянами новогородскими послов своих к варягам отряжали для призыву князей на владение, по которому пришел Рурик с братьями. * Стурлез., том I, часть 1, гл. 16 ** Он же, том I, кн. 1, гл. 22. *** Он же, том I, часть 6, глава 6. **** Он же, том I, часть 2, глава 36. ***** Нестор 6370 года. (М. Ломоносов.) есть разные мнения – например такое... ...ЭТА ЗАГАДОЧНАЯ ЧУДЬ Не было никогда на нашем Севере такого племени и такого народа Не дает мне покоя новость двухгодовалой давности, почерпнутая в одной из центральных газет: в перечень национальностей и языков РФ под кодом 351 включена как самостоятельная национальность = чудь. Да-да, та самая, что лет пять назад нашел в глухой пинежской деревне Нюхча тогдашний представитель из министерства национальностей Сергей Григорьев. Более того, я узнал, что накануне Всероссийской переписи населения представители архангельской интеллигенции направили президенту РФ обращение с просьбой включить чудь в реестр под именем "бармы". Хотел бы я взглянуть на фамилии подписавших обращение. Хочу сказать и московскому этнографу Григорьеву, и нашим подписантам: "Милые люди, не надо открывать Америку! Не было никогда на нашем Севере такого племени, такого народа!" Чудь = это общее название у русских иноязычных племен, с которыми им приходилось встречаться. И то, что мифическая чудь попала в список народов России = это большая ошибка, и код 351-й = фальшивый... А что думают наши ученые? Ведущий историк Владимир Булатов в своей первой книге "Русский Север. Заволочье (IХ=ХVI вв.)" посвятил чуди заволочской и чуди белоглазой целую главу, но так и не сумел ответить, что же представляет собой эта неуловимая, загадочная и легендарная чудь. А о вепсах = ни слова, будто их и не существовало. Правда, автор все же воспроизвел из книги историка В. Пименова "Вепсы" строки о том, что восточная группа племен ВЕСИ = чудь заволочская = может быть отождествлена с легендарными биармийцами. Авторитетнейшие историки и филологи В. В.Пименов, А. К. Матвеев, В. Д. Бубрик, И. П. Шаскольский, А. И. Попов считают чудь заволочскую и чудь белоглазую предками современных вепсов, проживающих чересполосно с русским населением на северо-западе Вологодской области, на востоке Ленинградской и юго-западе Карелии, и сохранивших свои язык, культуру, традиции, образ жизни. Доводов для этого достаточно. Дорусское население оседавшее на наших землях, хорошо известно. Это прежде всего первонасельники края = саами (лопари), вепсы, вслед за которыми здесь появились славяне, коми-зыряне, западными соседями которых и оказались вепсы, коми-пермяки. Всех их называют своими именами с древности, как и карел, переместившихся сюда в ХVII веке. Следовательно, к заволочской чуди никто из них, кроме вепсов, не относится. Только прибалтийско-финское племя, или народность вепсы (древняя летописная ВЕСЬ) отождествляют себя, по В. Пименову, с чудью, говорят о чуди как о своих собственных предках. Да и Владимир Булатов приводит в своей книге "#Русский Север" свидетельство Ричарда Джемска, рукопись которого датируется 1618-1620 годами. В ней сказано: "...чуди-народ около Колмограда издревле так называемый, который говорил на языке, отличном от самоедов и лопарей, они там больше не находятся". Что же это за народ мог быть? Финская емь, жившая на берегу Финского залива? Мифические биармийцы, не оставившие о себе никаких следов, кроме скандинавских сказаний? Да нет же ! Это обрусевшие вепсы. Те самые, первоначально названные русаками чудью, после переселения в наши края стали называться заволочской загадочной чудью. Чудь же белоглазая = это ее восточная (белозерская) группа, названная еще летописной, первой покинула родные места. Не вся, конечно, а часть, как и западная чудь. А оставшиеся в Межозерье, на коренной территории обитания, продолжали развивать свою культуру в новых условиях... Топонимами вепсов усеяна вся наша архангельская земля. Как показали неоднократные экспедиции Уральского Госуниверситета в нашу область, многие географические названия одинаково переводятся с нескольких финно-угорских языков, что свидетельствует о наличии в далекой древности общего праязыка. Селились вепсы по рекам и озерам небольшими гнездами. Такими гнезда, судя по топонимам и средневековым письменным источникам, существовали по Онеге с притоками, по Северной Двине с притоками Вага и Пинега и вплоть до Мезени. Встретив на новом месте более ранее поселение = лопь, переселенцы из Межозерья частью ассимилировали их, частью оттеснили к северу, а с приходом русских и сами со временем обрусели. Обрусели, но как замечает историк В. Пименов, чудь заволочская и теперь имеет свое продолжение либо в лице отдельных семей, либо даже целых селений, ведущих от них свое происхождение. На Пинеге, отмечает и Владимир Булатов, дольше других новгородских волостей была заселена "закоренелыми язычниками" Сура Поганая. Яркий пример тому = нынешние потомки легендарной чуди = вепсов = жители деревни Нюхча, сохранением вековой деревенской культуры которых был так озабочен Сергей Григорьев. Уже при первом знакомстве ему в глаза бросился один тип лица: смуглость, легкая скуластость, нос уточкой... У нас есть возможность познакомиться с Сурской волостью по писцовой книге Кеврольского уезда 1623 года, сверенной с переписью 1585 года. В волости значилось 37 деревень, которые за исключением трех, носили русские названия. Деревня Осташевская (Новохотцкая) в ХVШ веке значится уже как село Нюхченское (с. Нюхотское). У всех жителей деревень русские имена, за исключением Мамонка Григорьева и Чюбарка Игнатьева. В других пинежских волостях тоже встречаются подобные имена = Чюдинко Ильин, Павлик Чюдинов, Ивашко Белоглаз, Белозерко Титков и т. д. Из иноязычных в переписи топонимов назову несколько: р. Сура = от вепс. СУР (большая река); р. Хала = от вепс. ХАЛА (иней, заморозок); р. Нюхча = от саамс. НЮХЧ (лебедь); д. Шиднема = от саамс. ШИД (жилое) и от вепс. НЕМА (мыс); д. Шулонема = от вепс. СУЛА (талый). Из списка населенных пунктов Пинежского уезда ХVШ века видно, что многие названия переводятся и из вепского, и из коми языков, и из прибалтийско-финских. А во в соседнем Холмогорском районе таких немного, все названия в основном русские. Зато в Верхнетоемском районе на Вые есть деревня Чудиново. Жители ее Шульгины, Первышины, Первунины, Мужинины, Соснины и ранее = Верещагины считают себя потомками чуди. А сколько знают здесь и в соседних селениях Гаврилово и Горка преданий о чуди! И вообще старожилы здешние помнят, кто из них рода чудского, а кто = новгородского. В 50-е годы охотник Василий Степанович Мужинин рассказывал мне про Верещагиных: = Нифана я не помню. Мирон = тот здоровый был, черный. Яков = носатый, а Микола = вовсе носатый. Теперь никого из их рода не осталось. Все остроносые были, глаза раскосые чуть, слова растягивают... К каким народам относится чудь заволочская, я сказал выше. А где же страна Биармия, которую уже не один век ищут на архангельском севере ученые? Археологи никаких следов биармийцев не нашли. И "Поморская энциклопедия" в этом вопросе точку над i тоже не поставила, хотя могла бы. Я же еще раз напомню читателю мнение историка В. Д. Бубрика о том, что чудь заволочская = ВЕСЬ = ВЕПСЫ может быть отождествлена с легендарными мифическими биармийцами. А почему бы и нет? Кто еще мог бы, кроме них, предстать здесь перед иностранцами? И в отношении чуди из Нюхчи не может быть двух мнений. Конечно же, они потомки вепсов. Хотя на Пинеге, как и на всей нашей Двине, жители давным давно носят чисто русские фамилии = Харитоновы, Нехорошковы, Дружинины, Первунины, Родионовы, Фофановы, Поздеевы, Верещагины, Чуркины, Вальковы, Дурынины, Лазаревы, Хромцовы, Вехаревы... Вот и гадай, чья кровь течет в наших жилах. Александр ТУНГУСОВ. Краевед. с. Вознесенское, Верхнетоемский район. Александр Тунгусов "...Чудь белоглазая...". Какое странное имя народа, некогда заселявшего великие земли от моря Варяжского до предгорий Урала и вдруг канувшего в нети, иль, как говорят предания," ушедшего в землю". Народ чудный, и не только таинственный, но и прекрасный, красивый, дивный. Но "народы от имен не начинаются, но имена народам даются" (М.В.Ломоносов). Это прозвище прилипло в начале Христова времени от древних историков, а те узнали о необычном народе,живущем в Заволочье (по Двине и Печоре),от странников, волхвов, ибо ни Геродот, ни Птоломей, ни Плиний, ни Тацит, ни Страбон в моих родных местах не бывали.И где тот народ? И неуж растекся в потемках времен,оставив по себе лишь "призвища и приговорища": Чудское озеро, Чудов монастырь,Чудинская улица в Новгороде, деревня Чучепала. Многие историки,подпав под "германские мифы"", полагают, что это были некие финские племена,позднее растворившиеся в новгородских пришельцах. Ломоносов же принимал "чудь белоглазую" за скифов, пришедших от Черного (Русского) моря, народ мнгочисленный, воинственный; и верно, что чудь участвовала в походах русских князей и в стычках с варягами-русами, приходившими собирать дань. (Кстати сказать, что "Древняя российская история" Михайлы Васильевича Ломоносова не переиздавалась двести пятьдесят лет, была надежно упрятана под спуд. Великий Ломоносов первым из русских историков уведомил, что героическая Троя – это поселение славян-венедов, и что почти вся Европа в первые века нашего времени была заселена славенским народом русов, русинов, ругов.Это и подтвердил знаменитый археолог Шлиман: поверив слепцу Гомеру, он раскопал легендарную Трою и обратил сказочный миф в быль). Само племя русов, со временем ставшее самым многочисленным среди славян, носило много имен: русы, руги,рутены, роксоланы, роксаны, расемоны, сарматы.И везде слышна принадлежность к великой русской реке Ра (Волге), где они хозяиновали, постепенно скатываясь на запад,юг и север. Оттого и море Черное прежде называлось Русским, а море Балтийское-Варяжским (Сварожским?). И жили возле, и плавали по нему дети бога Сварога-сварожичи- вары-яры-варяги -русы. У меня на родине в Мезени бабы испокон веков вязали для мужиков рукавицы из толстой шерсти -вареги, для зимних походов обшивали их толстым домотканным сукном,для нас, детей, вязали варежеки.Имено здесь прочитывается" Вар"-студеный, кипяток,мороз. Сварог – Бог Род, Бог солнца Ра (позднее Саваоф). Его символ -та сама свастика, которую наши матери и бабки ткали и вывязывали на полотенцах, подзорах, носках, рукавицах... Варяги, населявшие берега Варяжского моря, носили такие же рукавицы-вареги, что и мои предки... Так почему не исчезли, не растворились издревле малочисленные зыряне, ненцы, энцы, вепсы, саами, корелы, пермяки, мордва, чуваши и финны, вогулы и остяки под нашествием хватких новгородцев? Эти народцы как бы обтекали Заволочье, не проникая внутрь, а многочисленное племя – " чудь белоглазая", жившая от Варяжского моря до Урала, куда-то вдруг испарилась, как пена. Да потому что те кочевые народцы были темные, чужие, далекие по культуре и быту, а не свои. Они не срослись, не вошли в славянскую среду даже за две тысячи лет. А "чудь белоглазая" сразу отчего-то сроднилась… Почему? Да потому что "чудь" – это прарусы, наши предки. Оседлые охотники, рыбаки, пахари, оратаи, что жили на русском Севере ещЈ десять-восемь тысяч лет до новой эры, при похолоданиях откатывались на Ра (Волгу), на реку Урал и южную Суру (солнце), а после притекали обратно. Вероятно, что из этой же русской стихии, из этого прарода, что жил по реке Северной Суре, Печоре, Мезени, Двине, Мегре и Щугору, вышли и будущие индусы-арийцы: когда настало новое похолодание, и леса отступили от моря на триста километров,и стало голодно, одна часть этноса двинулась искать новых земель в Европу, другие путепроходцы через сотни лет достигли Инда и назвались индусами. Русы стали индусами. Об этом говорит древнеиндийский язык "санскрит", в котором много русских слов; они не могли возникнуть ниоткуда, об этом же свидетельствует символика и орнамент,мотивы эпоса,топонимика и лингвистика. "Чудь белоглазая", жившая по берегам северных рек,затаившаяся в тайболе, в суровых суземках,- это реликтовый осколок древнейшего праэтноса русов. Этот народ делился на племена угра, щугра, печера, мегра, сура, а дальше к западу мещера, мера, ижора. И когда новгородские ушкуйники в одиннадцатом веке двинулись на Севера, в Заволочье, ( Мезень и Суру, Пинегу и Печору), то они шли древними дорогами на родовые земли, откуда изошли на запад быть может в те самые доисторические времена, когда по рекам Ра, Урал, Южная Сура, Кура, Амударья и Сырдарья, мимо Аральского моря их соплеменники сдвигались на юга, пока-то не застолбились на реке Инд, сохраня в себе память о северной родине, о белых ночах, льдах и снегах. Когда племена угро-финнов (зыряне, саамы, вепсы, ненцы, финны) прикочевали из-за Урала в Заволочье, на этих суровых землях, погруженные в себя, как бы замершие в развитии, "замерзшие", уже тысячи лет жили русы; пусть это были остатки забытого этноса, но он стоял на более высокой ступени развития, чем кочевники; это был народ "срубной" культуры – пахари, рыбаки и охотники, живущие в печищах (избах) и городищах, имеющий городки-крепости, дружинную организацию, князей и свою непонятную для пришельцев культуру. О долгой истории "чуди белоглазой", как исторического народа, сами за себя говорили названия стремительных, ярых рек, впадающих в Русский океан. Печора (пещера)-жилище солнца и огня, позднее русы разнесли имя родной реки по Европе ; Мезень-Межень (в России фамилия Мезенцевых распространенная, хотя вроде бы внешне и не повязана родством с Севером); Двина-Вина-Дуна, сестра Западной Двины и Дуная. А ещЈ Мегра, Сура, Пинега (Пинеза). Все крупные реки получили свое корневое имя ещЈ задолго до прихода угро-финнов. Не так давно на Урале нашли древний город русов-арьев Аркаим; в верховьях реки Щугор, притоке Печоры, в северном Приуралье есть холм Телль-Нос. Подобные телли-городища-захоронения раскапывали археологи в передней Азии, в Испании и Франции и нашли общие для русов приметы. Я думаю,что земля Подвинья, Мезени и Печоры хранит много чудесного, таинственного,подобного раскрытым загадкам славянской Трои, и это знание далеко раздвинет границы понимания русской истории. Я вновь и вновь вспоминаю символику, культовые знаки родного края, что окружали меня с детства – головы оленей и коней на охлупнях крыш, гривастые львы и солнца на фронтонах изб, двухголовые головы на ковшах-братинах, свастики, орлы, звезды, бабы роженицы на кружевах, вышивках, подзорах, рукавицах и носках, глиняные и деревянные Полканы (кентавры), – и предполагаю, что не новгородцы принесли в Поморье священные арийские символы предавнего мира, а это "чудь белоглазая" – реликт русов, сохранила их, как дар забытых предков. Нам теперь не отыскать присутствия средь нас "чуди белоглазой"; но мы должны понимать сердечной памятью родства, что это и был самый древний корневой и коренной русский народ Поморья. (В. Личутин) ...ВЕПСЫ, бепся, вепсь, велся, людиникад, тягалажет (само-название, официальное дореволюционное русское название чудь). В Российской Федерации живут группами на Юге Республики Карелия (юго-западное побережье Онежского оз.), в северо-восточных районах Ленинградской и сев6еро-западных районах Вологодской обл. Численность 12,5 тыс. чел. (1989), из них 49,6% проживает в Карелии. Говорят на вепсском языке. Язык имеет три диалекта: северный (шелто-зерский, юго-западное побережье Онежского оз.), средний (Северо-Восток Ленинградской области и Бабаевский район Вологодской областти) и южный (ефимовский, Бокситогорский район Ленинградской обл.). Верующие — православные. Вепсы расселены в юго-восточной части территории, расположенной между тремя крупнейшими северными озёрами — Онежским, Ладожским и Белым (обл. Межозерья), чересполосно с русским населением. На юго-западном побережье Онежского оз. обитают северные (прионежские) вепсы. В верхнем, и среднем течении р. Ояти, в районе истоков pp. Капши и Паши, а также в верхнем течении р. Иводы живут средние вепсы. В верховьях р. Лиди по южным склонам Вепсовской возвышенности (северный отрог Валдайской возвышенности) разместились южные вепсы. Ареал расселения вепсов был в прошлом более обширным. В 19 в. область обитания достигала широты Петрозаводска, распространялась на верхнее Посвирье, охватывала местности в среднем течении р. Ояти; истоки р. Мегры на рубеже 19— 20 вв. также были заняты вепсами, в северо-западном прибрежье оз. Лача в 70-е гг. 19 в. источники фиксировали «обруселую чудь», в 80-е гг. в Исаевской волости (ныне Чернослободский сельский совет Вытегорского района Вологодской обл.) обитала группа вепсов, теперь уже слившихся с местным русским населением. Совокупность имеющихся данных недостаточна для окончательного решения вопроса о происхождении вепсов. Видимо, нет оснований отыскивать прямых предков вепсов среди древнего населения края эпохи неолита и раннего металла, а также раннего железного века. Однако некоторое участие этих племенных групп в этногенезе вепсов вполне возможно. Полагают, что по происхождению вепсы связаны с формированием других прибалтийско-финских народов и что они обособились от них, вероятно, во 2-й пол. 1 тыс. н. э., а к концу этого тыс. расселились в юго-восточном Приладожье. Курганные могильники 10—13 вв. можно определить как древневепсские. Своё древнее самоназвание вепся в большинстве случаев в 20 в. вепсы уже не помнили, а называли и называют себя теперь людиникад (ед. ч. людиник) или даже тягалажет («здешние»). Лишь среди южных и некоторых групп средних вепсов в недавнем прошлом ещё сохранялся др. этноним бепся, вепсь. Этноним вепсы снова распространился среди вепсов в современное время в связи с мероприятиями по национально-культурному строительству. Под своим древним именем вепсы известны финнам, эстонцам и карелам. До Октябрьской революции официально (в документах, переписях и т. п.) вепсов называли чудью. В бытовой русской речи использовались названия чухари, кайваны (которые имели пренебрежительно-уничижительный оттенок). Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к 6 в. н. э. (остготский историк Иордан пишет о племени вас). Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (10 в.), упоминает этноним вису (весу, ису). Русские летописи (с 11 в.) называют этот народ весью. Западноевроппейские источники (Адам Бременский в 11 в. и Саксон Грамматик в 12 в.) сообщает о народе висиннус или виззи. Русские писцовые книги, жития святых и другие источники чаще знают древних вепсов под именем чудь. На основной этнической территории (в Межозерье) вепсы жили с кон. 1 тыс. в течение всех последующих эпох. Под влиянием различных факторов они постепенно переместились в восточную часть этого района. Вместе с тем отдельные группы вепсов покидали основную этническую территорию. В 12—15 вв. значительные группы вепсов проникли в районы севернее р. Свири, где вступили в контакты со встречной миграцией карелов. В результате вепсы влились в состав карельской народности, приняв участие в сложении субэтнической групп карелов — людиков и ливвиков (в меньшей степени). Относительно более поздние вепсские переселенцы, расселившиеся севернее р. Свири по берегу Онежского озера, не подверглись карелизации и образовали группу северных вепсов. Миграции вепсов на северо-восток — в Обонежье и Заволочье — привели к возникновению рассеянных вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках названа заволочской чудью, а в скандинавских и англо-саксонских письменных памятниках отдельные такие группы получили название биармии. Наиболее восточные из этих групп приняли участие в формировании западных коми. Остальные были ассимилированы в ходе славянской колонизации. Основная часть вепсов до последней трети 15 в. жила в границах Обонежской пятины Новгородской республики. После присоединения Новгорода к Русскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян; часть вепсов (южные и белозерские) подверглась эксплуатации помещиков. В нач. 18 в. северные вепсы оказались приписанными к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам, а оятские — к Лодейнополь-ской судостроительной верфи. Вепсы участвовали в антифеодальных крестьянских движениях (например, в Кижском восстании конца 60 — нач. 70-х гг. 18 в.). В кон. 19 — нач. 20 вв. имели место попытки создать вепсскую письменность, которые не увенчались успехом. После Октябрьской революции в местностях с относительно компактным расселением вепсов были созданы вепсские районы (например, Винницкий в Ленинградской обл., Шелтозерский в Карелии), а также вепсские сельские советы. В 1920—30-е гг. в административный аппарат этих районов выдвигались представители вепсской народности. В кон. 1930-х гг. началось внедрение преподавания вепсского языка (алфавит на основе латинской графики) и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе. После Великой Отечеств, войны вепсские районы, колхозы и т. п. были ликвидированы. В расселении вепсов и административном делении их проживания сложились неблагоприятные условия для процессов консолидации и этнического воспроизводства вепсов. Места их обитания, как правило, находятся вдали от административных центров районов. Отсутствует прямая связь между территориями, заселёнными вепсами. В целом, природно-экологические условия в регионе расселения вепсов малоблагоприятны для хозяйственной деятельности. Этот регион входит в зону северного неустойчивого земледелия, беден полезными ископаемыми. Лесные запасы сильно истощены чрезмерными вырубками, рыбные ресурсы в мелких речках и озёрах, а также промысловые ресурсы лесов незначительны. С кон. 1980-х гг. в некоторых школах снова начали преподавание вепсского языка. Издан вепсский букварь. Вепсы двуязычны, большинство говорит по-русски; вепсский язык считают родным 37,5% вепсов в Карелии и 69,6% в Ленинградской области. Численность вепсов существенно менялась. В 1850-е гг. их насчитывалось 15,6 тыс. чел., в нач. 1870-х гг. — ок. 12,5 тыс. чел., по переписи 1897 — 16,1 тыс. чел. Перепись 1926 выявила рост их численности до 25 тыс. чел., однако к 1959 она сократилась до 16,4 тыс. чел., к 1989 — до 12,5 тыс. чел. Причин сокращения численности вепсов две: значительные потери в Великой Отечественной войне и быстрая ассимиляция их среди русских, особенно в городах. Жители городов среди вепсов составляют 49,3% (в Санкт-Петербурге, Бокситогорске, Петрозаводске, Лодейном Поле, Подпорожье и др.). Почти половина всех вепсов (47,6%) проживает в Карелии, 34,2% — в Ленинградской обл., остальные — в Вологодской области, а также в Санкт-Петербурге и других городах и регионах страны. (В.В.Пименов) ...Историки и фольклористы давно спорят по поводу необычного и таинственного народа, т.н. "Чуди белоглазой", представители которой по преданиям и сказам отличались особой красотой, статью, владели йогическими способностями и обладали обширными и глубокими знаниями о природе. Этот народ, связанный таинственными узами с русским народом, загадочно исчезает, и следы его теряются в горах Алтая. Ниже приводится попытка проникнуть в тайну этого удивительного народа Известный русский художник, ученый и писатель Н.К. Рерих в книге "Сердце Азии» рассказывает о легенде, распространенной на Алтае. Легенда повествует, что жил некогда в хвойных лесах Алтая народ с темным цветом кожи. Чудью назывался. Высокий, статный, знающий тайную науку земли. Но вот стала в тех местах расти белая береза, что означало по древнему предсказанию скорый приход сюда белого народа и их царя, который установит свой порядок. Люди выкопали ямы, поставили стойки, навалили сверху камни. Зашли в укрытия, вырвали стойки и камнями засыпались. Этот совершенно непонятный этнографический инцидент добровольного уничтожения одного народа перед приходом другого несколько проясняется другим вариантом легенды, приводимой в той же книге. Чудь не закопалась, но ушла тайными подземельями в неведомую страну "только не навсегда ушла Чудь, когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет Чудь со всеми добытыми сокровищами". В легенде,- пишет исследователь творчества Н.К.Рериха художник Л.Р.Цесюлевич,- есть намек на существование доныне где-то, возможно, в скрытом месте, народа с высокой культурой и знаниями. В этом отношении легенда о Чуди перекликается с легендой о скрытой стране Беловодье и с легендой о подземном городе народа Агарти, распространенной в Индии. Очень широко распространены подобные легенды и на Урале, который является как бы связующим звеном между северо-западной частью нашей страны и Алтаем, где также бытовали предания о Чуди. Можно заметить, что легенды, связанные с чудскими местами - курганами и городищами, подземными пещерами и ходами - возникнув на северо-западе Руси, продвигались затем вслед за русскими переселенцами сначала на Урал, а затем и на Алтай. Эта полоса пересекает Урал, главным образом через Пермскую, Свердловскую, Челябинскую и Курганскую области. В разных вариациях легенда о чуди на Урале рассказывает, что жил здесь какой-то темнокожий народ, знакомый с «тайной силой». Но вот стала в здешних местах расти белая береза, тогда вырыла Чудь пещеры, крышу утвердила на столбах, насыпала сверху земли и камней. Собралась вся в этих жилищах с имуществом и, подрубив столбы, заживо погребла себя под землей. Некоторые легенды рассказывают даже о реальных контактах ранних переселенцев с «посланцами» Чуди- «Чудо-девицами». В них говорится, что перед уходом под землю Чудь оставила для наблюдения «девку», чтобы она охраняла клады и драгоценности, но она показала белым людям все, и тогда «старые люди» все золото и металлы спрятали. Эта легенда удивительно перекликается с легендой , приводимой Н.К.Рерихом в книге «Сердце Азии»: «Вышла из подземелья женщина. Ростом высокая, лицом строгая и темнее наших. Ходила по народу- помощь творила, а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из святой страны». Взаимодействие «посланцев» Чуди с переселенцами не ограничивалось только контактами наяву, легендой зафиксированы и совершенно необычные контакты и влияния через сны. Так, свердловский исследователь А.Малахов в одной из своих статей, помещенной в «Уральском следопыте» за 1979 год, приводит яркую и красивую легенду о чудской женщине-правительнице: «Однажды Татищеву, основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. Явилась к нему женщина необычного вида и дивной красоты. Одета была в звериные шкуры, на груди ее сверкали золотые украшения. "«лушай,- сказала женщина Татищеву,- ты отдал приказ копать курганы в своем новом городе. Не тронь их, там лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете, если потревожишь их прах или возьмешь дорогие доспехи. Я княгиня чудская Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и все, что ты строишь, если тронешь эти могилы."» И Татищев приказал не раскрывать захоронения. Отрыты были только вершины курганов… Наряду с данными о контактах Чуди с переселенцами легенды содержат довольно четкие и ясные характеристики внешнего вида и духовного облика «чудаков», так что перед нами проступают черты реального народа. В одном из первых рассказов П.П. Бажова "Дорогое имечко" - Чудь или "старые люди" - это высокий красивый народ, живущий в горах, в необычных по красоте жилищах, устроенных внутри гор, живущий почти незаметно для других. Люди эти не знают корысти, равнодушны к золоту. При появлении в глухих местах их обитания людей, они уходят подземными ходами, "закрыв гору". Уральские рудознатцы передают, что почти все месторождения руд, на которых строили свои заводы Демидовы, были указаны чудскими метками- вскрышами, а открытие даже более поздних месторождений также было связано с такими метками, что наводит на мысль об определенной культурной миссии Чуди на Урале. Эту мысль подкрепляет еще одно наблюдение. Люди, приходя на новые места, попадают, как правило, в своего рода невесомость- отсутствие ориентированного жизненного пространства. С переселенцами на Урале так не случалось. Кто-то дал горам, рекам, озерам, урочищам, курганам поразительно точные названия. В них был заложен как бы духовный вектор, который в дальнейшем блестяще материализовался. И не даром древнегреческий математик и философ Пифагор считал, что "образовывать имена не сможет всякий, кому вздумается, но кто видит ум и сущность вещей”. Более того, сами чудские места стали своеобразными "магнитами". На чудских курганах стоит город Екатеринбург, Челябинск, рядом с огромным курганом возник город Курган. И как точно и как бы не случайно стоят города и селения, там, где надо: в узлах коммуникаций, вблизи залежей полезных ископаемых в окружении прекрасной природы. Вот Оренбургу вначале несколько не повезло. Его ставили в местах, указанных немцами, пришлось переставлять несколько раз. Сколько столетий назад обитала Чудь на Урале и куда ушла в свои подземные города - неизвестно. Возможно, что они жили здесь еще во времена древних греков. Так, известный древнегреческий миф повествует о гиперборейцах, которые жили где-то за Рифейскими (Уральскими) горами. Народ этот жил счастливой жизнью: он не знал раздоров и болезней, смерть к людям приходила только от пресыщения жизнью. Вот что рассказывает древнегреческий писатель Лукиан, скептически относившийся ко всему необычному, о встрече с одним из гиперборейцев: "Я считал совершенно невозможным верить им, и, однако, как только впервые увидал летающего иностранца, варвара, - он называл себя гиперборейцем, - я поверил и оказался побежденным, хотя долго противодействовал. И что в самом деле оставалось мне делать, когда на моих глазах днем человек носился по воздуху, ступал по воде и медленным шагом проходил сквозь огонь"? Куда же ушла Чудь? Не в те ли подземные города, с которыми Н.К. Рерих связывает жизнь мудрых и прекрасных обитателей Агарты и о которых рассказывали челябинской писательнице С.К.Власовой уральские рабочие: «Услышала я недавно в старом уральском заводе, будто все пещеры, какие ни есть на Урале, сообщаются между собой. Будто таятся между ними лазы, то широкие, как Кунгурские ямы, эти провалы земные, то тонюсенькие, как золотые нити. Говорят также, что когда-то в стародавние времена перейти из пещеры в пещеру труда не составляло - торная дорога была. Правда, кто ее торил, неведомо - то ли человеки, чудю незнаемая, то ли нечистая сила… Только в наше время люди, проникая в те пещеры и те ходы, где пройти можно, много следов находят: где домница поставлена, где камень аметист лежит, а где след ноги человеческой отпечатался..." В Пермской области существуют подобные же предания о чудских богатырях, которые спят в подземных пещерах под Уральскими горами до назначенного часа. Также и Пара- богатырь стережет чудские богатства. Много еще неразгаданных чудских тайн хранит уральская земля, но как предсказывал Бажов П.П., настанет время, когда эти тайны раскроются, и, одаренные скрываемыми до поры сокровищами, люди заживут светлой счастливой жизнью: "Будет и в нашей стороне такое времечко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые станут. Один такой подойдет к Азов-горе и громко так скажет "дорогое имечко", и тогда выйдет чудь из под земли со всеми сокровищами человеческими". (В. Соболев.) …Сихиртя или сииртя – древние обитатели Западной Сибири – тоже, подобно Чуди, скрывались под землей. Разве что внешне являли полную противоположность Чуди: если Чудь была высокой и темнокожей, то сихиртя, напротив – небольшими и светлокожими. Именно им посвящена работа жителя Севера, исследователя Александра Степанова «Эпоха эльфов: конец или начало?» Вот что он пишет: «Говорят, давным-давно жили в наших северных краях маленькие люди – сихиртя. Жили они, согласно преданиям, под землей, в пещерах, под высокими сопками. До наших дней дошли довольно скудные сведения об этом маленьком народе. Легенды рассказывают, что у сихиртя была развита культура. Внешне они были похожи на русских: белокурые, светлоглазые, только очень маленького роста. Сихиртя ловили рыбу, охотничали, тем они и жили. Что странно, люди этого племени днем спали. Жизнь закипала у них ночью. А еще говорят, сихиртя обладали сверхъестественной силой. По преданиям, обычные люди, увидев сихиртя, вскоре умирали. В давние годы мои соплеменники находили возле обрывов или осыпавшихся курганов черепки красивой глиняной посуды, бронзовые женские украшения и прочие расписные бытовые изделия». Далее А. Степанов приводит одну из сибирских легенд, когда люди нашли на сопке спящую девушку-сихиртя. Девушка была очень красива: на ней была одежда, украшенная расписными пуговицами, серебряными бляшками. Возле девушки лежала туча – мешочек для шитья. Мешочек был украшен блестящими искрящимися на солнце бусами, бисером. Бронзовые ажурные подвески издавали тонкий мелодичный звон. В это время девушка проснулась, увидала людей, и скрылась, а мешочек остался в руках пришельцев. Люди решили оставить его себе. Вечером около их чумов стал раздаваться жалобный крик: «Где моя туча?» До утра раздавался этот крик, но люди так и не отдали волшебный мешочек: то ли пожадничали, то ли побоялись. Ну, и добились своего: семья, владевшая мешочком, вскоре вся умерла, а мешочек сохранили родственники. До сих пор хранится он в священной нарте у одного жителя Находкинской тундры. Как оказалось, обладает он волшебными свойствами: стоит повестить его над кроватью, как больной исцеляется. (Легенда, очень похожая на шотландскую историю «Знамя Маклеодов» - от авт.) Вот что еще удалось узнать о сихиртя от Степанова: «По преданиям, которые я сам слышал, сихиртя продержались среди людей вплоть до начала ХХ века. Вернуться назад |