ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Девушки-летчицы: Марина Раскова
Девушки-летчицы: Марина Раскова2-03-2011, 17:52. Разместил: VP |
<!-- IMAGE L 200 http://pravda-team.ru/pravda/images/article/2/6/9/232269.jpeg -->
В ряду женщин — Героев Советского Союза особняком стоит имя Марины Расковой. Одна из первых обладательниц "Золотой звезды", знаменитый штурман, перелетевшая более шести тысяч километров через тайгу, самолет которой совершил уникальную посадку на непроходимые болота, легендарный майор, уполномоченный особого отдела НКВД, лично сформировавшая авиагруппу из трех женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го бомбардировочного и 588-го ночного бомбардировочного. Именно отважных девушек-пилотов 588-го полка противник более всего боялся и наделил звучным прозвищем Ночные ведьмы. Однако, увидеть День Победы Марине Михайловне не довелось… Марина Раскова родилась 28 марта 1912 года в Москве. Будущая знаменитая летчица и "крестная мать" отечественной ночной бомбардировочной авиации окончила школу-семилетку, попутно обучаясь в детском отделении Консерватории. Свой музыкальный талант Марина унаследовала от папы, который был преподавателем пения. Но стать артисткой Расковой было не суждено: отец умер, и чтобы хоть как-то прокормить мать, себя и брата, Марина в 17 лет устроилась лаборанткой на Бутырский химический завод. Вскоре Раскова вышла замуж — ее супругом стал инженер заводской лаборатории, а через год в семье родился ребенок, дочь Таня.
Сменив работу в 1932-м, Раскова устроилась чертежницей в аэронавигационную лабораторию Военно-Воздушной академии РККА имени Жуковского. Здесь она очутилась в совершенно другом мире, а ее новые дополнительные обязанности состояли в том, чтобы приносить на лекции сложные приборы — манометры, аэротермометры, секстанты…
Чего стоили одни названия аппаратов, а уж принципы их действия были для юной девушки поначалу вообще непостижимыми! Однако со временем Раскова разобралась в предназначении приборов — ведь по работе она вместе со слушателями академии присутствовала на лекциях и практических занятиях. В то время — 1930-е годы — летное дело стало в Стране Советов модным и даже романтическим увлечением. Еще не совершили свои подвиги Валерий Чкалов и Георгий Байдуков, но молодежь уже активно интересовалась планерами и авиамоделями. Марину Раскову увлекли вопросы аэронавигации, хотя, наверное, даже тогда мало кто мог предположить, какое будущее ждет эту хрупкую 20-летнюю девушку. <!-- IMAGE R 150 http://pravda-team.ru/pravda/images/article/2/6/8/232268.jpeg --> Как прилежная студентка, Раскова, подогреваемая любопытством, одну за другой штудировала книги о мастерстве штурмана, изучала сопутствующие науки: высшую математику, физику, радиотехнику, астрономию, метеорологию и еще десятки других. Способную сотрудницу заметил преподаватель академии генерал-лейтенант авиации Александр Васильевич Беляков, который сам имел квалификацию штурмана. Он стал помогать Расковой. Без его протекции, но на основе полученных знаний, Марина Михайловна с блеском сдала экзамены и стала первой в нашей военной авиации женщиной-штурманом. При этом еще во время обучения Раскова провела сложную исследовательскую работу.
В те годы на Черном море прокладывалась новая пассажирская гидроавиалиния Одесса — Батуми и инженерам требовались сведения об условиях местности. Расковой было поручено осуществить фотосъемку и подготовить описание отрезков будущей трассы. Летать Марине приходилось порой по семь часов в день, нередко в сложных условиях, над штормовым морем. Девушка старательно исследовала все побережье Крыма, Кавказа, акваторию Азовского моря. Именно результаты этой работы доказали всем, что Раскова стала отличным штурманом. После экзаменов она была зачислена инструктором аэронавигационной лаборатории, а затем стала преподавателем штурманского дела в родной академии. И это в 22 года.
Всегда опрятная, в синем берете и изящной форме, Марина Раскова вела занятия для старших офицеров, обучая маститых сухопутных вояк основам летного дела и тактике воздушного боя. Она же вела и практику, совершая на тренировках в качестве штурмана тяжелого бомбардировщика ТБ-3 за полет до 50 заходов на цель! У курсантов уже начинала кружиться голова, а Расковой хоть бы что. Казалось, небо само звало эту отважную девушку, и шанс стать пилотом Марине однажды представился. Да еще какой шанс! К ней обратился лично начальник академии, который пожелал вознаградить заслуги Расковой в деле подготовки штурманов. И Марина попросила научить ее управлять самолетом… Сбылась мечта! Девушка закончила школу пилотов в Центральном аэроклубе в Тушино, и вскоре ей доверили чрезвычайно ответственное дело: подготовку Первомайских воздушных парадов в Москве. Надо ли говорить, что все эти мероприятия проходили на "отлично", причем Раскова каждый раз сама за штурвалом вела торжественный строй самолетов, которые проходили над столицей в праздничный день.
О ней писали газеты, ее имя знала вся Москва. Девушка стала консультантом НКВД, а потом и уполномоченным особого отдела; начала участвовать в дальних перелетах, ставя рекорды и удивляя даже генералов авиации. Но главная всесоюзная слава Расковой была еще впереди. <!-- pagebreak --><!-- IMAGE L 150 http://pravda-team.ru/pravda/images/article/2/6/7/232267.jpeg --> В 1938 году она в составе экипажа самолета АНТ-37 "Родина" совершила беспосадочный перелет по маршруту Москва — Дальний Восток, оставив под крылом более 6400 километров. Помимо Расковой на борту стальной птицы находились Валентина Гризодубова иПолина Осипенко — все они впоследствии были удостоены званий Героя Советского Союза. В ходе этого полета был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности: по прямой самолет преодолел 5908 километров, тогда как, следуя по курсу, машина сделала все 6450 километров! Однако уникальный рейс завершился не совсем штатной посадкой…
Самолет АНТ-37, прилетев на Дальний Восток, упал в лесные болота близ поселка Керби под Хабаровском, причем Расковой пришлось прыгать в осеннюю тайгу с парашютом. Оставшись с малым запасом продуктов, ножом и револьвером, превозмогая холод, отважная 26-летняя девушка десять дней добиралась до своих напарниц, отпугивая рысей и медведей, ночуя на траве и питаясь ягодами. Раскова выстояла, дошла. Эта история попала во все газеты страны. Москва встречала смелых девушек как героев, с них брали пример. За то недолгое время, что Раскова находилась в больнице, она написала книгу "Записки штурмана". Через несколько лет началась война.
Летом 1941 года Герой Советского Союза, пилот и штурман Марина Раскова начала добиваться разрешения на формирование отдельной женской боевой части, и вскоре она приступила к созданию таких эскадрилий. По всей стране искала Раскова воспитанниц летных школ и аэроклубов. Да и среди обычных девушек, не летчиц, находились желающие бить врага в небе. Конечно, пилотами становились не все, но особенностью женских полков Расковой стал исключительно дамский состав. От командира и пилотов до техников и поваров — все здесь были женщины.
Именно под руководством Марины Михайловны были созданы 586-й истребительный полк, 587-й бомбардировочный и легендарный 588-й ночной бомбардировочный полк — тот самый, представительниц которого немцы боязливо прозвали ночными ведьмами. Вскоре майор Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка, она лично выполняла задания, но увидеть победу ей, увы, было не суждено.
Майор Марина Михайловна Раскова погибла 4 января 1943 года неподалеку от Саратова. Ее самолет разбился в сложных метеоусловиях, вылетев на фронт к месту дислокации новой эскадрильи. Прах этой легендарной женщины ныне покоится на Красной площади у Кремлевской стены, а ее подвиги, совершенные в мирное время, являются примером уже для многих поколений летчиков нашей страны. Максим КондратьевВернуться назад |