ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Валиханов Чокан Чингизович или "Азиаты" в Истории Российской Империи

Валиханов Чокан Чингизович или "Азиаты" в Истории Российской Империи


13-12-2010, 08:17. Разместил: navigator_a

Валиханов     Шокан Валиханов (1835—1865) — русский офицер, ученый, историк, этнограф и фольклорист, смелый путешественник, просветитель, востоковед, член Русского географического общества.
     Валиханов — потомок старинного султанского рода, казах по национальности. Жизнь его (впрочем, как и смерть) полна загадок и интересных фактов, которые могли бы стать сюжетом для потрясающего блокбастера, не менее захватывающего, а может быть, и более интересного, чем "Монгол" или "Кочевник". Возможно, это слишком обыденное сравнение, но вполне достойное для массового восприятия.
     Даже если взять только один эпизод — поездку в Джунгарию, — получится настоящая бондиана.
Всего четыре европейца побывали там до Валиханова: в XIII веке — знаменитый Марко Поло, в XVII — монах-иезуит Гаес, во второй половине XIX века — англичанин, имя и судьба которого остались неизвестными, и отчаянный немецкий путешественник Адольф Шлагинтвейт, исчезнувший бесследно в ходе своей дерзкой экспедиции в Центральную Азию. Китайские власти всячески препятствовали проникновению иностранцев в Джунгарию. Любой европеец, оказавшийся в Кашгаре, рассматривался ими как шпион и подвергался смертной казни.
     В июне 1858 года Валиханов отправляется в путешествие. В путь Шокан тронулся с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева. Он путешествовал под вымышленным именем Алимбая, переодетый в восточную одежду и с обритой, по местному обычаю, головой. За полтора месяца достигнув верховий реки Или, купцы провели там месяц, занимаясь торговлей с киргизами, после чего караван двинулся к китайской границе. Пройти через Тянь-Шань в сентябре оказалось делом нелегким. При переходе через перевалы в высокогорных снежниках и ледниках погибла большая часть баранов, верблюдов и лошадей. Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в город караван по приказу китайских властей был подвергнут тщательному обыску.
     Во время пребывания в Кашгаре Валиханов познакомился со многими купцами, чиновниками и другими местными жителями. Ему удалось собрать сведения о населении и дорогах "страны шести городов", как называли уйгуры Кашгарию. Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, ее экономике. Он сумел установить подробности гибели в Кашгаре отважного Шлагинтвейта, которому отрубили голову у городской стены.
12 апреля 1859 года, через 11 месяцев после начала путешествия, Шокан Валиханов вернулся в Верный. Сохранилась фотография, датированная этим же годом, где Валиханов запечатлен с Достоевским. В руках Валиханова кинжал, подаренный Федором Михайловичем, а на голове — та самая прическа, приобретенная перед походом.

 

  Первые страницы биографии Ч. Ч. Валиханова неясны. Разноречивы известия о месте и годе его рождения. По одним сведениям (Г. Н. Потанин, П. П. Семенов-Тян-Шанский) он родился в 1837 г., по другим (А. Н. Пыпин) — в 1835 г.
В 1847 г. Валиханов поступил в Омский кадетский корпус. При поступлении он не знал русского языка, но быстро овладел им и благодаря блестящим способностям и любознательности вскоре выдвинулся в ряды первых учеников. Потанин, учившийся в одно время с ним, сообщает, что Валиханов очень много читал, увлекался описаниями путешествий и сам мечтал о них, особенно интересовался Центральной Азией. Наряду с русским языком он изучал и восточные языки, занимался историей, географией и филологией Востока, уделяя этим занятиям много времени.
   На его развитие большое влияние оказало тесное общение с передовыми образованными людьми Омска. Как сообщает Потанин, когда Валиханов у было 14—15 лет, кадетское начальство начало на него смотреть как на будущего исследователя и, может быть, ученого (1).
В 1853 г. Валиханов окончил кадетский корпус, был произведен в корнеты и назначен в Сибирское казачье войско. Там его исключительные способности, знание языков, обычаев и истории народов Востока привлекли внимание генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорда, который взял его к себе на службу и часто направлял в командировки в пограничные с Китаем районы. Выполняя поручения начальства, Валиханов одновременно использовал эти поездки для научных целей.
В этот период он продолжал свое общение с представителями передовой интеллигенции Омска. Он познакомился с находившимся в ссылке в Сибири известным петрашевцем С. Ф. Дуровым, который оказал большое влияние на формирование общественно-политических взглядов Валиханова. В 1854 г. состоялось его знакомство с писателем Ф. М. Достоевским, только что отбывшим срок каторги в Омском остроге, в который, как известно, Достоевский попал также по процессу петрашевцев. Между ними установились дружеские отношения, продолжавшиеся в течение ряда лет. Весной 1856 г. Валиханов познакомился с бывшим здесь проездом известным географом и путешественником П. П. Семеновым-Тян-Шанским, на которого знания и одаренность Валиханова произвели большое впечатление.
Весной 1856 г. Валиханов принял участие в экспедиции полковника Хоментовского в район озера Иссык-Куль, где в то время кочевали киргизы племени бугу, незадолго до того принявшие русское подданство. Здесь Валиханов собрал большой географический, этнографический и фольклорный материал, богатую этнографическую коллекцию, со слов народного певца впервые записал отрывок из эпоса киргизов «Манас».
По возвращении из экспедиции Валиханов в том же 1856 г. был командирован в качестве официального представителя русского правительства по торговым делам в Кульджу, где пробыл два месяца (август—сентябрь), не прекращая своей научно-исследовательской и собирательской работы, которая нашла отражение в дневнике этой поездки, до сих пор не опубликованном (2).
--------------------------------------------------------------------------
1. Ч. Валиханов, Сочинения. «Записки Русского общества». Отделение этнографии, 1904, т. 29, стр. XVII.
2. Хранится в архиве АН СССР, фонд 23, оп. 1.
--------------------------------------------------------------------------
На основе собранных материалов и собственных наблюдений Валиханов составил «Географический очерк Заилийского края» (1), записку «О дикокаменных киргизах» (2), «Очерки Джунгарии» (3), а также работу «Родоподразделение. История племен Киргизских и вообще народов, не имеющих письмен» (4).
Эти путешествия, обогатившие знания Валиханова по Востоку, укрепили в нем стремление продолжить свое образование. Валиханов решил оставить военную службу и ехать в Петербург. В этом он нашел горячую поддержку у своих друзей и знакомых. Ф. М. Достоевский, сразу оценивший, какую огромную пользу своему народу может принести Валиханов при его одаренности, образованности и высоких душевных качествах, усиленно рекомендовал ему ехать в Петербург, писать о казахах, познакомить передовых русских людей с их жизнью и бытом, служить своей родине «просвещенным ходатайством за свой народ» (5). Семенов-Тян-Шанский также настойчиво советовал Валиханову ехать в Петербург, прослушать университетский курс по востоковедению, чтобы еще больше обогатить свои знания. По рекомендации Семенова-Тян-Шанского Валиханов, уже завоевавший известность своими путешествиями, в феврале 1857 г., в возрасте 20 лет, был принят в члены Русского географического общества.
Однако намеченные планы не были осуществлены им в этом году, так как ему неожиданно было предложено ехать в Кашгар, где в то время развернулось большое движение против властей богдыхана Китая, привлекшее пристальное внимание русского правительства; последнее не могло также равнодушно относиться к попыткам английских колонизаторов укрепиться в Кашгарии. Валиханову было предложено совершить трудное и опасное путешествие в Кашгар под видом купца в составе торгового каравана, ни в коем случае не обнаруживая интереса русского правительства к этой стране, и собрать сведения о ее политическом положении, ибо связи с ней через Кульджу были нарушены.
Валиханов выехал из Омска в конце 1857 г., но ему пришлось довольно долго задержаться в Верном (ныне Алма-Ата) в связи с тем, что горные перевалы оказались непроходимыми из-за глубокого снега. Вдобавок организация каравана крайне затянулась, и в ожидании его Валиханову пришлось около месяца скитаться по степи, скрываясь от населения, чтобы не обнаружить своего инкогнито и истинных целей своего путешествия.
-----------------------------------------------------------------------------
1. В черновом виде хранится в архиве АН СССР.
2. «Северная пчела», 1861, № 192.
3. Ч. Валиханов. Сочинения. «Записки Русского географического общества». Отделение этнографии, 1904, т. 29, стр. XVII.
4. Архив АН СССР, «Обозрение архивных материалов» («Труды» Архива, вып. I, Л., 1933, стр. 157).
5. Ф. М. Достоевский, Письма, т. I, 1928, стр. 200—201. Письмо к Ч. Ч. Валиханову из Семипалатинска от 14 декабря 1856 г.
-----------------------------------------------------------------------------
Ему удалось присоединиться к вышедшему из Семипалатинска торговому каравану лишь 28 июня 1858 г. в урочище Карамула, в 30 верстах от г. Копала. Чтобы не выдать себя, он по договоренности с начальником каравана принял имя Алимбая — сына купца, выехавшего из Кашгара, когда Алимбай был еще ребенком. Около месяца караван вынужден был пробыть в кочевьях киргизов на Иссык-Куле и Текесе и лишь 1 октября 1858 г. путешественники с большим трудом добрались до Кашгара. Особенно тяжел был переход через Заукинское ущелье, о чем ярко пишет Валиханов в своем дневнике (1). В пути и в самом Кашгаре ему пришлось пережить много невзгод, преодолеть большие трудности и не раз подвергать свою жизнь опасности. Как сообщает он сам, со времен Марко Поло и иезуита Гойеса в Кашгар проникли только два путешественника, из которых одному, немцу Шлагинтвейту, незадолго до приезда туда Валиханова, была отсечена голова.
Путешествие Валиханова в Кашгарию позволило гораздо шире познакомиться с внутренними частями Тянь-Шаньской горной системы. Известно, что до него на сырты Центрального Тянь-Шаня поднялся только П. П. Семенов, которому, однако, не пришлось пересечь его и выйти в пределы Кашгарии. Валиханов же двумя маршрутами через перевалы Заука и Теректы, а также через озеро Чатыр-Куль и Нарын, пересек ряд хребтов Тянь-Шаня и показал строение его цепей и природные условия районов, лежащих значительно южнее маршрутов Семенова. Из русских путешественников, оставивших подробные записки о Кашгарии об ее географии и этнографии, Валнханов был первым, кто смог проникнуть в эту, в то время неведомую, страну.
Валиханов пробыл в Кашгарии свыше пяти месяцев. За это время он собрал интереснейшие сведения по географии, социально-экономическим отношениям, истории и этнографии края, а также добыл редчайшие рукописи, хранившиеся в буддийских монастырях, куда ему удалось проникнуть. В Кашгаре же он изучил уйгурский язык. Результатом его поездки явился вошедший в собрание его сочинений «Отчет о состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии) в 1858—1859 гг.».
По возвращении из Кашгара Валиханов был вызван в Петербург, где ему предложили принять участие в составлении карты Средней Азии. Во время пребывания в Петербурге он вел большую и разностороннюю работу: принимал участие в деятельности Русского географического общества, обрабатывал собранные им в экспедициях материалы по географии и этнографии Казахстана и Центральной Азии, пользуясь консультацией крупных востоковедов того времени (тюрколога Казембека, китаеведов
-----------------------------------------------------------------------------------
1. Ч. Валиханов, Сочинения. «Записки Русского географического общества». Отделение этнографии, 1904, т. 29, стр. 364—366.
-----------------------------------------------------------------------------------
Васильева и Березина), продолжал свое образование. Он посещал университет, изучал западноевропейские языки. Одновременно он подготовил к печати «Очерки Джунгарии», написал для энциклопедического словаря статью о хане Аблае — своем прадеде, политическом деятеле Средней казахской орды. К этому периоду относится его знакомство с сибирсведом Н. М. Ядринцевым, поэтом Майковым; Валиханов завязал также связи с редакцией «Современника», что способствовало развитию его демократических взглядов.
Петербургский климат вредно отразился на здоровье Валиханова, и без того сильно подорванном перенесенными лишениями, и он весной 1861 г. вынужден был уехать на родину. Здесь Валиханов решил посвятить себя общественной деятельности, стремясь быть возможно более полезным своему народу. С этой целью он выдвинул свою кандидатуру на должность старшего султана Атбасарского округа (должность «султана» с 1822 г. была выборной); он хотел «сделаться султаном, чтобы посвятить себя пользе соотечественников, защищать их от чиновников и от деспотизма богатых киргиз» (1).
Демократические устремления Валиханова вызвали недовольство царских властей и реакционной части казахов. Это привело к тому, что, хотя на выборах султана он получил большинство голосов, генерал-губернатор отказался утвердить его в этой должности. Свою горечь и возмущение Валиханов выражал в письмах Достоевскому и Майкову, писал об этом в газеты, обращался к влиятельным лицам, но его сетования не дали никаких результатов.
Вернувшись в казахские степи, Валиханов испытал тяжелое разочарование, не находя общего языка с окружающими его людьми. «С местными султанами и богачами из черной кости я также не лажу, потому что они дурно обращаются со своими бывшими рабами... Зато с пролетариатом степным я в большой дружбе и скоро сходимся», — писал он Майкову. К тому же его национальные чувства оскорблялись отношением царских чиновников к казахам.
Несмотря на подавленное состояние, Валиханов все же продолжает свои научные работы. Он собирает казахский фольклор, пишет статью «Следы шаманства у киргиз», где обнаруживает серьезное понимание этого явления. Зимой 1864 г. Валиханов был приглашен в Омск для помощи в подготовке судебной реформы. В связи с этим им была составлена «Записка о судебной реформе у киргиз Сибирского ведомства», в которой он рассматривает историю возникновения и развития суда биев.
В том же году Валиханов принял участие в походе генерала Черняева против хана Коканда, но пробыл в штабе очень недол го. Он уехал в аул султана абдановских казахов Тезека (на территории нынешней Талды-Курганской области), женился на его дочери и, прожив там около года, умер в 1865 г. от туберкулеза, всего 30 лет от роду.
-----------------------------------------------------------------------------------
Ч. Валиханов, Статьи. Переписка, Алма-Ата, 1947, стр. 110. Киргизами тогда обычно называли казахов.
-----------------------------------------------------------------------------------


Вернуться назад