ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Как сложилась судьба советских суперстроек

Как сложилась судьба советских суперстроек


29-10-2010, 14:25. Разместил: VP
Пестряловская РЛС имела 14 этажей наверху и столько же под землей. Однако станция не проработала ни минуты...
Пестряловская РЛС имела 14 этажей наверху и столько же под землей. Однако станция не проработала ни минуты...
Фото: pvo.guns.ru

“Комсомолка” рассказывает о том, что стало с масштабными объектами, которые были гордостью нашей страны [фото + видео]

Татьяна АРОНОВА (“КП”-Красноярск”), Мирослава БЗИКАДЗЕ («КП» - Львов»), Константин ИВАНОВ, Алексей ИВАНОВ («КП»-ИЖЕВСК»), Надежда ШОСТАК («КП» - Харьков») — 26.10.2010

ОТ ПЕСТРЯЛОВСКОЙ РЛС ОСТАЛСЯ ЛИШЬ КАРКАС


Это один из последних памятников советской военной мощи.

 

- Пестряловская радиолокационная станция должна была контролировать Средиземноморское пространство, устанавливать местонахождение кораблей с точностью до метра, - говорит руководитель пресс-центра Западного оперативного командования Александр Поронюк.

 

Начали строить Пестряловскую РЛС в начале 80-х. Местным жителям тогда говорили, что здесь будет макаронная фабрика. Но в народе ходили слухи, что на секретном объекте готовятся испытывать ядерное оружие.

 

Достоверно известно, что излучателем и антенной РЛС собирались сделать заднюю стену здания, которую должны были покрыть цельнолистовой медью. А воду из ближайших озер использовали бы для охлаждения систем станции.

 

Пестряловская РЛС имела 14 этажей и столько же под землей. Однако станция не проработала ни минуты - она была готова почти на 90%, когда ее закрыли в 1990 году. Семь лет назад Пестряловскую РЛС передали коммунальщикам: горисполком заключил соглашение с одним предприятием, которое и должно было демонтировать станцию.

 

Очевидно, именно эта фирма снесла верхние этажи сооружения, и их стало только девять.


Сейчас РЛС выглядит как мощнейший железобетон с металлическими балками - достойный пример того, как надежно надо строить. Хотя внутри все разбито - местные жители уже много лет разбирают постройки на металлолом. А для сталкеров Закарпатья она стала излюбленным местом времяпрепровождения.

ВОЕННЫЙ ПОСЕЛОК ЕНИСЕЙСК-15 ПРЕВРАТИЛСЯ В УЛИЦУ МИРА


Радиолокационную станцию (РЛС) «Дарьял» в поселке Енисейск-15 Красноярского края начали строить в 1983 году. Предназначалась она для охраны северо-восточных границ страны. Размеры сооружения впечатляли: приемная антенна была размером 80х80 метров. Предполагалось, что здесь вырастет город, где поселятся порядка 20 тысяч человек. В тайге построили жилые дома, котельную, школу.

 

От РЛС "Дарьял" почти ничего не осталось - все разворовали.
От РЛС "Дарьял" почти ничего не осталось - все разворовали. Фото: pvo.guns.ru

Однако этот объект нарушал Договор между СССР и США по ограничению систем ПРО 1972 года. Согласно документу, РЛС можно размещать только по периметру территории государства.

 

В итоге, когда строительство новой станции подходило к завершению, американская сторона обвинила Советский Союз в нарушении Договора. И в 1989 году почти готовую станцию демонтировали.

 

- Уникальное оборудование отсюда вывезли, подземные сооружения затопили грунтовыми водами, надземные разграбили, - рассказывают в администрации Енисейского района. - В 90-е годы ушлые люди запасались поддельными письмами от министерства обороны и вывозили металл, выкопали даже водопровод!

 

Сейчас поселок Енисейск-15 с сохранившимися тремя домами превратился в улицу Мира поселка Шапкино.



БАЗЫ ПВО ПОД ИЖЕВСКОМ ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ ЗАКРЫТЫМИ


Ижевск был типичным закрытым городком, где производили вооружение для Советской Армии. Рядом с городом были две военные базы ПВО, чтобы обезопасить его от атак потенциального противника.

 

Раньше локаторы, стоящие на первой базе, были видны с верхних этажей ближайших к аэропорту многоэтажек. Эта часть была оптимизирована для хранения и пусков зенитных управляемых ракет (ЗУР) типа С-75. Ангары предназначались для автомобилей транспортно-пусковых установок ЗУР. На той же территории находился арсенал ЗУР и заправочная площадка. Сейчас объект почти полностью разрушился, а тишину периодически нарушают выстрелы, доносящие со стрельбища, расположенного рядом с базой.

Когда-то база ПВО была спрятана от посторонних глаз, а сейчас зайти сюда может кто угодно.
Когда-то база ПВО была спрятана от посторонних глаз, а сейчас зайти сюда может кто угодно.
Фото: Константина ИВШИНА

 

Вторая база - бывший военный городок, в нескольких километрах от Ижевска. Несмотря на то, что база давно расформирована, люди там живут до сих пор в бывших офицерских домах. Рядом - в ветхом состоянии плац и штаб части. Понять, что тут было раньше, можно только прочитав еле видную надпись на плацу - «Войска ПВО».

 

Советский город Устинов (Ижевск) охраняли базы ПВО
Советский город Устинов (Ижевск) охраняли базы ПВО
Бывшие военные объекты со временем стали никому не интересны.
Бывшие военные объекты со временем стали никому не интересны.
Фото: Константина ИВШИНА

 

- Базу начали расформировывать в 1997 году, - рассказал Александр Шакун, в то время он был командиром части. – Все офицеры, кто служил здесь более 10 лет, получили сертификаты на квартиры в Ижевске. Часть военных перевели в другие города, остальные уехали на родину.

 

Сначала в офицерских домах жили сотрудники местной администрации, молодые специалисты, позже - переселенцы из сел и деревень.

 

В итоге охранять Ижевск от потенциального противника стало попросту некому. Военные объекты стали никому не интересны, а город утратил статус «закрытый».  Сейчас на этих руинах проходят схватки игроков-энкаунтеров.

А В ЭТО ВРЕМЯ


В ИНСТИТУТЕ ИОНОСФЕРЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ ПРОХОДЯТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 


Туристы едут в город Змиев на Украине, чтобы посмотреть на руины одного из семи техногенных чудес СССР, а находят... работающий НИИ. Наш ответ американскому проекту HAARP на Аляске функционирует по полной программе, и режим секретности на этом объекте никто не отменял.

 

- Институт ионосферы создали в 1963 году как научно-исследовательскую лабораторию на кафедре радиоэлектроники при Харьковском политехническом институте, - вспоминает ученый секретарь института ионосферы Михаил Ляшенко. - А потом началось строительство уникальной экспериментальной базы под Змиевом. В советское время это был режимный объект, заходили туда по пропускам. По периметру станция до сих пор ограждена забором, а на вышках стоит охрана.

 

В 2001 году уникальный экспериментальный центр был признан научным объектом, представляющим национальное достояние Украины. Здесь находится единственная в мире 100-метровая зенитная антенна, которая лежит на земле и «смотрит» вверх. Рядом находится 25-метровая полноповоротная антенна, которая долгое время была законсервирована, а сейчас подключена и вводится в штатный режим. А вот наш нагревной стенд, которых в мире всего пять, находится на реконструкции - нужно переделать антенны. В целом вся инфраструктура сохранена.

 

На базе под Змиевом работают экспериментаторы, а в институте научные сотрудники обрабатывают полученные данные.
На базе под Змиевом работают экспериментаторы, а в институте научные сотрудники обрабатывают полученные данные.
Фото: с сайта Института ионосферы

 

На базе под Змиевом работают экспериментаторы, а в институте - научные сотрудники, которые обрабатывают все полученные данные.

- Зачем нам изучать ионосферу? Она служит индикатором космической погоды, - поясняет Михаил Ляшенко. - К примеру, мы исследуем эффекты магнитных бурь. Во время сильных бурь могут выходить из строя космические аппараты, линии эклектропередач, транснациональные газопроводы и нефтепроводы.

 

 

Огромный Коркинский угольный разрез (глубина - 500 метров, диаметр - полтора километра) виден не только из самолета (на фото), но даже из космоса.
Огромный Коркинский угольный разрез (глубина - 500 метров, диаметр - полтора километра) виден не только из самолета (на фото), но даже из космоса.

«Комсомолка» продолжает рассказывать о судьбе крупных объектов, которые были гордостью страны [Какие грандиозные чудеса социализма потрясли вас?]

Сергей ГУЛЕНКО, Рустам КОРСОВЕЦКИЙ («КП» - Симферополь»), Оксана ПОНОМАРЕВА («КП» - Екатеринбург»), Александр ДЫБИН («КП» - Челябинск»). Фото Оксаны ПОНОМАРЕВОЙ, с сайтов urban3p.ru и ruschudo.ru — 29.10.2010

Самый большой карьер в Европе оказался не у дел

Самая большая искусственная яма в Европе находится в Челябинской области. Глубина Коркинского угольного разреза - 500 метров, диаметр - полтора километра.

Разрабатывать его стали в 1931 году. Рабочие три года вручную рыли землю, чтобы добраться до угля. В итоге докопали до угольного пласта толщиной 100 метров, а еще ниже обнаружили 200-метровые залежи.

Позднее специалисты поняли, что копать неэффективно, гораздо быстрее взрывать землю. Мегавзрыв готовили полгода: закладывали тонны взрывчатки, эвакуировали жителей соседних деревень. Шарахнули в июле 1936 года. Тогда столб грунта поднялся на высоту полкилометра!

Со временем доставлять уголь с такой глубины стало проблематично. «БелАЗы» не справлялись, и решили построить железную дорогу, которая витками шла по уступам до самого низа.

Понятное дело, в такой огромной яме стала собираться дождевая вода. Чтобы она не мешала работам, инженеры проложили под угольным разрезом целую сеть шахт, которые отводят воду.

Сейчас в разрезе добычу угля прекратили - невыгодно. А на разрезе дежурит охрана, чтобы не растащили технику и рельсы. Что дальше делать с этой гигантской ямой, никто не знает.

Посадочная полоса для «Бурана» принимает гражданские самолеты

Запасной аэродром в Симферополе предназначался для посадки советского орбитального корабля многоразового использования «Буран». Основной взлетный комплекс для него был построен на Байконуре. Для страховки и аварийной посадки почти одновременно начали проектировать (в конце 70-х) сразу две посадочные полосы - на Дальнем Востоке и в Крыму.

 

Орбитальный корабль приземлился на Байконуре, резервная полоса в Крыму не понадобилась.
Орбитальный корабль приземлился на Байконуре, резервная полоса в Крыму не понадобилась.


- Для приземления советского челнока нужна была прочная взлетка не менее двух километров. Ведь орбитальный комплекс весом около ста тонн садился на очень большой скорости, - вспоминает ветеран Вооруженных сил Владимир Майстренко. - Потому нужен был особо прочный бетон. Работу военных строителей контролировали представители не только космоса, но и КГБ. К весне 1987 года все было готово. А в 1989 году после всех испытаний полосу в Крыму приняли.

Так как взлетка проходила над трассой Симферополь - Евпатория, обычные методы не годились. После специальных расчетов «прорубили тоннель», а точнее, накрыли дорогу особо прочным кубом из железобетона.

Сейчас самая большая (ее общая протяженность с аварийными полями 4200 метров) взлетно-посадочная полоса Украины используется для приема гражданских самолетов. Пригодилось и здание контрольно-диспетчерского пункта. Правда, технику, предназначенную для автоматической посадки «Бурана», оттуда выкинули.

Ну а сам космический челнок так ни разу сюда и не садился.

 

Никто не может решить, что же делать с недостроенной телебашней: оставить как есть или отдать под офисы и ресторан.
Никто не может решить, что же делать с недостроенной телебашней: оставить как есть или отдать под офисы и ресторан.

Телевышку в Екатеринбурге превратили в «башню смерти»

Ее начали возводить в 1983 году.

- Будет не хуже Останкинской, 361 метр высотой! - с энтузиазмом потирали руки инициаторы постройки. Они даже ресторан по типу «Седьмого неба» решили сделать наверху.

Планировалось, что это будет самое высокое сооружение на Урале. Но в итоге железобетонная конструкция дотянула только до 213 метров. Потом грянул 1991 год, и деньги внезапно закончились.

Бесполезное и уродующее город сооружение осталось бесхозным. Не обделяли его вниманием только экстремалы. Неформалы частенько поднимались на самую верхотуру - карабкались по металлическим ступенькам. Кое-кто из них так и не добрался до верха - сорвался с высоты. Башню также полюбили и самоубийцы. Счет погибших пошел на десятки. Телевышку в народе стали называть «башней смерти». Тем не менее охранять ее, отгоняя рисковых гостей, никому не хочется.

Архитекторы придумывают все новые и новые проекты, чтобы хоть как-то облагородить этот недострой. Сейчас появились идеи сделать тут офисный центр, гостиницу, ресторан. Но пока только идеи.


Вернуться назад