ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Самый богатый человек мира и его «золотая империя»
Самый богатый человек мира и его «золотая империя»29-07-2019, 14:04. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Самый богатый человек мира и его «золотая империя»Кто был самым богатым человеком в мире за всю его историю? Кто-нибудь из Ротшильдов или Рокфеллеров? Нет. Саудовский король или султан Брунея? Тоже неправильно. Даже лидийский царь Крез, о котором слагали легенды древние греки, и то не удосужился этой чести. Американские эксперты, оценивая состояние богатейших людей всех времен и стран, еще в 2012 году опубликовали рейтинг богачей. В нем 25 человек – правители и бизнесмены. На первом месте — Манса Муса. Имя этого человека, властителя средневековой империи Мали, сегодня известно лишь историкам и тем, кто плотно интересуется «черным континентом» и его историей.
Сегодня нам неизвестны даже точные даты правления Мансы Мусы. Историки называют период между 1307/1312 и 1332/1337 годами. Естественно, неизвестны и годы жизни правителя, чье состояние до сих пор может рассматриваться как крупнейший в мировой истории капитал. Сведения о правлении Мансы Мусы, о его личности и деяниях мы получаем из произведений средневековых арабских хронистов и путешественников. Один из них – знаменитый Ибн Хальдун (1332-1406), тунисский философ, мыслитель и историк, разрабатывавший собственную оригинальную экономическую теорию. Другой — легендарный путешественник Ибн Баттута (1304-1377), которому удалось посетить империю Мали и знаменитый город Томбукту, только Мансу Мусу Ибн Баттута уже не застал – путешественник прибыл в Мали в 1352 году, а Муса умер в 1332 или 1337 гг. Империя МалиВ XIII веке в Западной Африке образовалось мощное государство Мали, занимавшее обширные земли Сахеля и даже Сахары и включавшее в свой состав внушительные территории современных Мали, Мавритании, Нигера, Гвинеи, Сенегала. Верхушка империи Мали состояла из представителей народности малинке (мандинго), а правила в империи династия Кейта. Ее основатель Сундиата Кейта («Царь-лев») смог создать и возглавить мощную армию, утвердившую господство династии Кейта на огромных территориях Сахеля. Потомки Сундиаты продолжили его дело, а память о «Царе – льве» до сих пор жива в народном эпосе мандинго. Именно Сундиата Кейта, по некоторым данным, первым принял титул Манса – «Царь царей», однако проверить эту информацию, восходящую к рассказам арабских путешественников, уже не представляется возможным. Ко времени создания империи Мали верхушка народа мандинго уже была исламизированной, подвергшись религиозному влиянию арабо-берберских племен Сахары и миссионеров из Магриба. Преемник Сундиаты Кейты Уали Кейта совершил хадж в Мекку. Мали установило интенсивные торговые и политические связи с Марокко, а затем и с Египтом. Девятый правитель империи Мали Абубакар II был человеком необычным. Не меньше, чем власть, его интересовали путешествия. И ради исследования морских просторов и возможного пути в богатейшие страны Абубакар отрекся от престола. Он профинансировал строительство 200 судов, которые направил на исследование западной границы Великого океана (Атлантики). Но эта экспедиция ни к чему не привела и Абубакар в 1311 году сам отправился на запад на сотнях судов и с тысячами вельмож и слуг. Из путешествия ни Абубакар, ни его подчиненные так и не вернулись. Новым главой государства стал его визирь Манса Муса. Золотая страна и таинственный ТомбуктуМанса Муса доводился внучатым племянником самому основателю империи Сундиате Кейта. Именно в годы его правления, продолжавшегося около тридцати лет, Мали достигло наивысшего могущества. В то время это было крупнейшее государство на западе Африканского континента. Поскольку элита Мали исповедовала ислам, это автоматически превращало Мали и в одну из величайших мусульманских империй того времени. Тем не менее, власти Мали отличались значительной веротерпимостью. Это сегодня в Африке идут кровопролитные религиозные войны, на землях древней империи хозяйничают террористические группировки, а тогда мансы «золотой империи» прекрасно понимали, что от веротерпимости зависит и процветание их государства. Свою столицу Манса Муса расположил в городе Томбукту. Сегодня это – небольшой по современным меркам городок с населением чуть более 35 тысяч человек. В 1100 году Томбукту был основан туарегами и быстро превратился в один из важнейших центров транссахарской торговли. Прежде всего, он развивался как место торговли солью, которую привозили сюда сахарские кочевники – туареги, контролировавшие соляные прииски. Позже в Томбукту стали торговать и золотом. Благодаря месторождениям Бамбук и Буре империя Мали превратилась в крупнейшего поставщика золота на рынки Средиземноморья. Караваны с золотом следовали через пустыню Сахара, а Томбукту оказался на важнейшем транссахарском пути, превратившись в ключевой перевалочный пункт для торговцев золотом и солью, а также экзотическими товарами – слоновой костью, шкурами африканских животных. После сооружения в Томбукту дворца Мансы Мусы, город превратился не только в торговый, но и в политический и культурный центр Сахары. За магрибскими торговцами сюда потянулись богословы и ученые. Медресе Санкоре
В Томбукту при Мансе Мусе было построено медресе Санкоре, ставшее крупнейшим центром религиозного образования в Западной Африке. Кстати, оно сохранилось до наших дней. Главный двор мечети Санкоре воспроизводит пропорции Каабы. Еще одна достопримечательность Томбукту из того времени – мечеть Джингеребер, построенная в 1327 году из глины с добавлением соломы и дерева. У этого глиняного сооружения – 2 минарета и 25 столбов, молитвенный зал может вместить 2 тысячи человек. Богатство империи Мали основывалось на добыче и продаже золота, соли, на контроле за транссахарской торговлей и на сельском хозяйстве, прежде всего – выращивании хлопка. Именно безграничные золотые запасы позволили Мансе Мусе осуществить одно из самых впечатляющих путешествий в истории исламского мира – грандиозный хадж в Мекку из Мали. Хадж «царя царей»В 1324 году Манса Муса, который к тому времени уже лет 15 находился у власти, решил отправиться в хадж – паломничество к святым для любого мусульманина местам Мекки и Медины. Но кроме религиозных целей Манса Муса преследовал и еще одну важную для себя задачу – он хотел показать всему миру богатство и значительность расположенной на периферии империи Мали. Паломническое путешествие Мансы Мусы представляло собой огромную процессию, в которой участвовало более 80 тысяч человек. Впереди этой процессии шли 500 рабов, каждый из которых опирался на золотой посох. Манса Муса каждый день освобождал по одному из этих рабов, демонстрируя окружающим свое великодушие. В процессии участвовали стар и млад, мужчины и женщины, приближенные Мусы и невольники, воины и вельможи. С собой Манса Муса вез не менее 12750 тонн золота. Однако не было такой силы, которая рискнула бы забрать золото у многочисленного воинства малийского императора. Более того, правители африканских государств, через земли которых следовала процессия Мансы Мусы, взирали на происходящее очень настороженно, опасаясь, что под предлогом паломничества властитель Мали просто захватит их страны. Но этого не произошло. Манса Муса вел себя крайне дружелюбно, одаривал правителей и чиновников стран, через которые следовал, щедрыми подарками. Легенда гласит, что во время перехода через Сахару главная жена Мансы Мусы Ниерибе Конде почувствовала себя дурно от жары. И за одну ночь 8 тысяч невольников выкопали в песках некое подобие пруда, которое тут же заполнили водой из бурдюков. Получился бассейн, в котором и смогла «принять водные процедуры» императрица. Особенно бурно сорить деньгами Муса стал уже в Египте. В этой стране, с султаном которой Манса Муса был в хороших отношениях, малийский властитель подарил дорогие подарки буквально каждому придворному сановнику. Оживились и египетские купцы – прекрасно понимая, что гости из далекой империи сказочно богаты и не жалеют денег, они продавали товары втридорога. Местные попрошайки могли мгновенно превратиться в очень состоятельных людей – Муса был щедр и осыпал золотом каждого, кто обращался к нему с просьбой о помощи. Такая щедрость Мансы Мусы вышла ему боком. Еще не дойдя до Мекки император Мали с ужасом осознал, что закончилось всё золото, которое он брал с собой в путешествие. Чтобы оплачивать дальнейшие потребности похода и своей свиты пришлось залезть в колоссальные долги. Египетские ростовщики тут же воспользовались шансом и заняли малийскому императору деньги под огромные проценты. Но и египтянам, обманувшим великодушного африканского правителя, золото Мусы не принесло счастья. Из-за того, что на рынки Восточного Средиземноморья одновременно поступили огромные партии золота, его цена обесценилась, что привело к настоящему экономическому кризису. Во время хаджа в Мекку Манса Муса потерял до трети «личного состава» своего каравана. Домой Манса Муса возвращался куда с меньшим количеством людей и верблюдов, без золота, весь в долгах, но зато слава о несметных богатствах властителя Мали, о его великодушии и благочестии распространилась по всему мусульманскому Востоку и даже в христианской Европе купцы пересказывали истории от ближневосточных коллег о богатстве императора «золотой страны». Возвращение в ТомбуктуХадж в Мекку существенно пошатнул богатство империи Мали. Возможно, после путешествия Манса Муса уже не был богатейшим человеком в истории человечества. Но, вернувшись в Томбукту, он приступил к строительству мечетей. Медресе Санкоре, например, было построено как раз после возвращения Мансы Мусы, который находился под впечатлением виденного в Каире и Мекке. Манса Муса потерял золото, но приобрел гораздо больше – из хаджа в Мали вместе с ним возвращались сотни поэтов, ученых, ремесленников, торговцев, которых он пригласил в свою «золотую страну». В Мали переселились даже четыре шерифа (потомка пророка Мухаммада) со своими семьями, которых Манса Муса уговорил перебраться в Томбукту. Это мгновенно подняло престиж малийской столицы как культурного центра ислама в Магрибе и Западной Африке. Арабо-испанский архитектор Абу Исхак Ибрахим аль-Сахили, который тоже прибыл в Мали вместе с Мансой Мусой, руководил строительством медресе Санкоре и царского дворца с куполом. Неплохой подарок преподнес к возвращению императора и полководец Сагаманджи. Пока Манса Муса был в хадже, Сагаманджи во главе малийского войска наголову разгромил войска соседнего государства народности сонгай и занял столицу сонгаев город Гао. В транссахарской торговле город Гао играл особую роль, так как находился на важнейшем торговом пути. Поэтому Манса Муса был изрядно польщен, когда ему принесли присягу сонгайский царь и его придворные. Мали после МусыСмерть Мансы Мусы в 1337 году обернулась для Мали большими проблемами. Его сын Маган I правил четыре года и эти годы были довольно плачевными для Мали. Народ моси, проживающий на территории нынешнего Буркина-Фасо, напал на Мали и даже сжег столицу страны Томбукту. В 1341 году Магана сменил на троне брат Мансы Мусы Сулейман Кейта. Этот человек был довольно достойным правителем, которому удалось отстроить Томбукту и восстановить былое могущество державы своего брата. Именно в годы правления Сулеймана Кейты Мали посетил знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута, который тогда находился на службе султана Марокко и выполнял в Мали его дипломатические поручения. Ибн Баттуте мы обязаны довольно обстоятельными сведениями об империи Мали, жизни и нравах ее придворной знати. Кстати, Ибн Баттута «по горячим следам» получил информацию и о хадже покойного к тому времени Мансы Мусы. Хотя во время посещения Мали Ибн Баттутой «золотая страна» уже не обладала такими богатствами, как при Мансе Мусе, арабский путешественник все равно был поражен невероятной роскошью малийского двора. Могущество империи Мали окончательно ушло в прошлое в XV веке, когда на смену Мали пришла новая империя – Сонгай. Власть династии Кейта сохранилась лишь на небольшой территории, а к концу XIX века потомки самого богатого человека мира правили лишь в окрестностях селения Кангаба на берегу реки Санкарани. В 1895 году их земли вошли в состав Французской Западной Африки.
Вернуться назад |