ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > История о короле Артуре

История о короле Артуре


12-05-2019, 09:44. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

История о короле Артуре

«Весь он с головы до пят был покрыт старинной железной броней; голова его находилась внутри шлема, похожего на железный бочонок с прорезями; он держал щит, меч и длинное копье; лошадь его тоже была в броне, на лбу у нее торчал стальной рог, и пышная, красная с зеленым, шелковая попона свисала, как одеяло, почти до земли».
Марк Твен. «Янки при дворе короля Артура»


Король Артур — рыцарь из легенды. Так ли он выглядел, каким нам описал его писатель Марк Твен в своей остроумной и забавной книге «Янки при дворе короля Артура» или как-нибудь иначе? И что сегодня действительно известно о короле Артуре и рыцарях Круглого стола? Была ли история о них красивой выдумкой или в основе нее лежат реальные исторические события? И можно ли верить тому, что снимают о них постановщики мультиков и популярных кинофильмов? Обо всем этом мы вам сейчас и расскажем.



«Смерть короля Артура. Рука из озера забирает его меч». Не совсем правильно, наверно, помещать в начало материала иллюстрацию, на которой изображается смерть главного героя статьи. Но… уж очень она впечатляющая. Кроме того, иллюстраций времен самого короля Артура нет вообще. А все, что появились уже позднее не более, чем вымысел их авторов. Миниатюра из манускрипта «Смерть Артура», 1316 г. Сент-Омер или Турне. (Британская библиотека, Лондон)

О королях и рыцарях. История по заказу!


Ну а начнем мы с того, что еще раз вспомним английскую поговорку о том, что «много рук делают все лучше». И это действительно так. Не было у меня даже и в мыслях писать про короля Артура и его рыцарей, пока… эта тема не заинтересовала одного из читателей «ВО», и он не попросил меня этой темой заняться. После чего оказалось, что она, во-первых, мало того, что интересна сама по себе, так ведь, она, во-вторых, еще и самым непосредственным образом связана с «рыцарской темой». Правда, хронологические рамки у нее несколько другие, но нельзя же, в конце концов, быть педантом до такой степени. К тому же тема оказалась настолько увлекательной, что я должен сказать, что получил большое удовольствие от работы над ней.

Откуда мы знаем об Артуре?


Теперь давайте поговорим о самом в нашей истории главном. А откуда вообще нам известно хотя бы что-то о короле Артуре и рыцарях Круглого стола? Из популярных телемультиков, древних преданий и манускриптов, либо все это одна сплошная экстрасенсорная перцепция, как, например, в романе Альфреда Бестера «Человек без лица»? Давайте попробуем доискаться до самых основ легенд об Артуре, а затем еще и посмотрим, а что это было за время для Англии, что важного тогда в этой стране происходило, и что великого этот самый Артур действительно совершил, если, конечно, его деяния не вымысел.

История о короле Артуре

Мерлин читает свои пророчества королю Вортигерну. «История королей Британии». Джеффри из Монмута. (Британская библиотека, Лондон)

Поэма, ровесница героя, и другие письменные источники


Что ж – уже давно известно, что имя Артура впервые встречается в поэме «Уай Гододдин», валлийского барда Анейрина, которая датируется примерно 600 годом. В ней описана битва при Катраэте в которой англосаксы сражаются с королями «Древнего Севера». И вот там-то и идет речь о короле Артуре, доблестном воине, совершившем множество подвигов. С ним в этой поэме сравнивается предводитель бриттов. То есть речь идет о человеке, которого все должны знать, так как сравнение с неизвестным это нонсенс. В другой валлийской поэме «Трофеи Аннуна», авторство которой приписывается барду Талиесину, описывается путешествие Артура в валлийский потусторонний мир Аннун. Согласно лингвистическому анализу текст ее относится к 900 году. То есть между этими двумя поэмами есть разница в 300 лет. И то, что образ Артура за это время нисколько не потускнел и не был забыл, говорит только об одном – его распространенности и значимости.

В «Анналах Камбрии» относящихся ко второй половине X века, имя Артура упомянуто в связи битвой при Бадоне в 516 году и при Камланне в 537 году, то есть это определенным образом указывает на то время, в которое он жил, а именно – VI век.

Вся родословная Артура как короля, наследовавшего власть от родовитых предков, изложена в манускрипте «Мостун», датируемого концом XIII в. и который хранится в Национальной библиотеке Уэльса. Встречается она и в ряде других манускриптов, так что, кто он и чей сын, известно абсолютно точно. Но опять же известно лишь по этим письменным источникам. В том же манускрипте «Мостун» написано следующее: «Артур сын Утера, сына Кустеннина, сына Кинфаура, сына Тудвала, сына Морфаура, сына Эудафа, сына Кадора, сына Кинана, сына Карадога, сына Брана, сына Ллира Малоречивого». Впрочем, все эти фигуры полулегендарные. Их реальное существование, как, впрочем, и самого Артура, ничем, по сути дела, ничем не доказано. Хотя… кое-что материальное на сегодня все-таки есть…


«Король Артур». Питер де Лангтофт. «Хроника Англии» ок. 1307 – 1327 гг. (Британская библиотека, Лондон)

Камни и надписи



Это найденный культурном слое замка Тинтагель, и относящегося как раз к VI в. то есть эпохе короля Артура, камень с выбитой на нем надписью, сделанной на латыни: «Отец Коль сотворил это, Артугну, потомок Коля, сотворил это». По мнению археолога Гордона Мэйхена часть букв в этой надписи пропущена, что было характерно для тогдашних надписей. Поэтому читать ее следует так: «Артугну воздвиг этот камень в память своего праотца Коля». Ну, а король Коль — это еще один полумифический король Британии, который жил в IV—V в. н. э. Если считать, что Артугну это искаженно имя Артур (либо Артур – искаженное имя Артугну), то… мы имеем артефакт, в котором не на бумаге, а на камне, засвидетельствовано реальное существование человека с таким именем. Но и не более того! Тому, что Артур и Артугну один и тот же человек доказательств, увы, нет.


Тот самый камень, хотя надпись и едва различима…

Существовала и так называемая «Могила Артура». Еще 1191 году во время ремонта в аббатстве в Гластонбери нашли могилу мужчины и женщины, на плите которой обнаружили имя короля Артура. Многие годы к ней сходись паломники со всей Британии. Но в 1539 году монастырь разогнали, и сегодня от него сохранились лишь руины. Могила тоже не сохранилась, но на том месте, где вроде бы она находилась для туристов поставлена табличка. И на сегодня это все!


Та самая могила, вернее все, что от нее осталось…

«История бриттов» Ненния


Ну, а первым историческим документом, а не поэмой, в котором упомянут король Артур, является «История бриттов», датируемая примерно 800 годом, и написанная валлийским монахом по имени Ненний на латинском языке. Многие британские ученые считают, что он при этом использовал народные предания о нем имевшие распространение в Уэльсе. В «Истории» об Артуре сказано, что он одержал над саксами двенадцать побед, и окончательно разбил их в битве у горы Бадон.


Руины замка Тинтагель в Корнуолле

Впрочем, описание Артура у Ненния весьма противоречиво. С одной стороны, Артур – вождь христиан британцев против саксонских захватчиков, а с другой… явно волшебная фигура. Это, однако, не помешало Джеффри из Монмута включить Артура в свою «Историю королей Британии», написанную в первой половине XII века. Он писал о нем, как о безусловно существовавшем историческом персонаже, но вот достоверность его труда все же вызывает у историков большие сомнения.


«Король Утер Пендрагон прибывает в Тинтагель». Миниатюра на странице из манускрипта Роберта Вэйса «Сухое повествование, с продолжением до Эдварда III; Разрушение Рима; Фьерабрас». Вторая четверть XIV в. (Британский музей, Лондон)

«История королей Британии» Джеффри из Монмута.


Так, Джеффри написал, что Артур жил в VI веке нашей эры, что было уже известно, а затем превратил его… в победоносного лидера, который был королем всей Британии и завоевателем большей части Северной Европы. Его двор привлекал самых смелых рыцарей со всего христианского мира, а сам он являлся воплощением рыцарства. Джеффри либо сам посещал Тинтагель, либо знал кого-то, кто был там и просто пересказал ему бытовавшие в тех местах легенды о короле Артуре. Видимо, именно так и появилось сообщение о том, как при помощи магии король Утер вошел в замок Тинтагель, победил его хозяина Горлуа и женился на его жене, вернее, уже вдове, Игерне. И что Артур был зачат и родился именно в Тинтагеле, что, безусловно, не могло не льстить обитателям одноименной деревушки, лежавшей неподалеку от его развалин. Тут, впрочем, имеется одно важное обстоятельство. Либо мы верим в магию, и тогда все именно так и было. Либо не верим – и тогда всего этого просто могло не быть, либо все это было совсем по-другому.


Король Утер Пендрагон беседует с Мерлином. Питер де Лангтофт. «Хроника Англии» ок. 1307 – 1327 гг. (Британская библиотека, Лондон)

Литературный перевод Роберта Вэйса


Весьма своеобразное «историческое сочинение» Джеффри было переведено на нормандско-французский язык в 1155 году Робертом Вэйсом из Джерси, который добавил в него свои собственные измышления и, в частности, описание знаменитого «Круглого стола» короля Артура, и здесь же у него меч Артура впервые был назван Эскалибуром. Как итог именно эта книга нашла благодатную почву при дворе Генриха II и всех последующих английских королей и, кстати, неоднократно переписывалась. Собственный внук Генриха и строитель нового замка Тинтагель – Ричард, граф Корнуоллский – был также воспитан на рассказах об Артуре, и неудивительно, что он построил свой замок именно в этом месте. Легенда дала английским королям образец для подражания, который в конечном счете привел к созданию Ордена Подвязки королем Эдуардом III, которому явно хотелось хоть чем-то напоминать славного короля Артура.

Скептик Уильям Мальмсберийский


Современник Джеффри Монмутского — Уильям Мальмсберийский, также не сомневался в реальности существовании Артура, однако относился к нему, как к историческому деятелю, с большой осторожностью. В обширном труде «Хроника королей Англии» он посвятил королю Артуру всего лишь несколько строк, причем свои подвиги у него тот совершает на пару с римлянином Амвросием Аврелианом. Вот что у него написано: «Амвросий, единственный выживший из римлян, который стал королём после Вортигерна, подавил самонадеянных варваров с помощью воинственного Артура. Это тот Артур, о котором британцы наивно рассказывают множество сказок, даже в наши дни, человек, безусловно, достойный прославления, не только из-за пустых фантазий, но ради истинной истории. Он долго поддерживал тонущее государство, и побуждал сломленный дух своих соотечественников к войне. Наконец в сражении у горы Бадон, положившись на образ Святой Девы, который он прикрепил к своим доспехам, он вступил в бой с девятью сотнями врагов в одиночку и рассеял их с невероятной жестокостью».

В этот сообщение, безусловно, самым важным является упоминание образа Святой Девы. Прикрепил он его к доспехам, и одержал победу. Все точно также, как и в средневековых русских летописях, в которых обращение к святым и упоминание божьей помощи встречаются чуть ли не в каждом втором абзаце.


Киноверсия образа Артура 2004 года. В ней он показан римлянином, ну и снаряжение, в которое его облачили, в этой связи еще вполне терпимо…

В конце своего повествования Уильям Мальмсберийский пишет обо всем этом пишет весьма показательно: «Правда, следовательно, туманна; хотя никто из этих людей не оказался ниже той славы, которую они приобрели». То есть он просто сказал другими словами, что истина всегда где-то там!

Использованная литература:
1. Roger Middleton. 'The Manuscripts' in The Arthur of the French, ed. by Glyn S. Burgess and Karen Pratt, Arthurian Literature in the Middle Ages, 4 vols (Cardiff: University of Wales Press, 2006), IV.
2. Pamela Porter. Medieval Warfare in Manuscripts (London: British Library, 2000)
3. David Nicolle. Arthur and the Anglo-Saxon Wars (Anglo-Celtic Warfare, AD 410-1066). L.: Osprey Pub., (Men-at-Arms series №154), 1984.


Продолжение следует…

Вернуться назад