ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Жаркое небо 1941 года: годовщина первого налета на Москву
Жаркое небо 1941 года: годовщина первого налета на Москву22-07-2010, 11:36. Разместил: VP |
© РИА Новости. Рунов
Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
В ходе Великой Отечественной Войны прошло немало крупных сражений и боев, память о которых сохранится на века. Одной из таких крупнейших битв стало сражение за небо Москвы, которое продолжалось почти три года – с лета 1941 по лето 1944 года. Первое крупное воздушное сражение в небе Москвы произошло 22 июля 1941 года.
Москва была главной целью нацистского вторжения, и первые немецкие разведчики появились в окрестностях города практически сразу после начала войны. Уже 2 июля ПВО Москвы записала на свой счет первую победу – лейтенант Степан Гошко на истребителе Як-1 в районе Ржева сбил немецкий бомбардировщик He-111, выполнявший разведывательный полет. Бой проходил на большой высоте, и оружие Як-1 отказало, в результате Гошко пришлось таранить немецкую машину. Советский летчик сумел благополучно сесть на свой аэродром, бомбардировщик же упал в лес.
Начиная с этого дня, схватки истребителей с разведчиками немцев проходили почти ежедневно – «воздушные шпионы» Геринга готовили дорогу для самолетов «кампфгешвадеров» - бомбардировочных соединений Люфтваффе. Немцы тщательно готовились к налетам на советскую столицу: 2й воздушный флот Люфтваффе, действовавший на московском направлении, насчитывал более 1500 самолетов, в том числе более 300 бомбардировщиков, экипажи которых имели опыт боевых действий над Польшей, Францией, Великобританией. Многие из немецких летчиков принимали участие в войне в Испании 1936-39 годов. Бомбардировочные соединения Люфтваффе, готовившиеся к налетам на Москву, размещались на аэродромах Минска, Орши, других, расположенных главным образом в Белоруссии, а также Смоленской и Брянской областях России.
Советское командование тщательно готовилось к отражению немецких налетов на столицу. Московская зона ПВО включала два корпуса: 1-й корпус ПВО, включавший части зенитной артиллерии, радиолокационные, звукоулавливающие и прожекторные станции, и 6-й истребительный авиационный корпус ПВО, включавший, соответственно, части и соединения истребительной авиации.
Оборонять Москву и ее ближайшие окрестности должны были 602 самолета, больше тысячи зенитных орудий калибром от 25 до 85 мм, 371 зенитно-пулеметная установка, большое количество прожекторов и аэростатов заграждения.
ПВО Москвы была очень хорошо оснащена – вокруг города и прилегающих районов простиралось сплошное радарное поле, обеспечивавшееся работой радиолокационных станций типа РУС-1 и РУС-2. Данные с этих станций передавались в штабы секторов обороны, выделявшие силы для отражения налетов.
Высокая техническая оснащенность ПВО Москвы, превзошедшая ПВО даже такой трудной цели, как Лондон, стала неожиданностью для немцев. Неожиданным стало и наличие в частях ПВО Москвы заметного количества новых советских истребителей – Як-ов, ЛаГГ-ов и МиГ-ов. До этого терявшиеся на фронте в общей массе устаревающих машин, здесь новые самолеты применялись концентрированно, что резко повысило общий эффект.
Первый массированный налет на Москву в ночь на 22 июля был предпринят большими силами: в бой пошли более 200 самолетов, прорывавшихся к городу крупными группами по несколько десятков машин в каждой.
Благодаря развитой сети наблюдения оповещения и связи самолеты противника были замечены задолго до подхода к Москве. Активная работа ПВО расстроила боевые порядки немцев, которые прорывались к цели поодиночке и мелкими группами по 3, 6, 9 машин. В итоге сбросить бомбы на главную цель – объекты на территории Москвы смогли менее половины немецких самолетов, остальные были вынуждены отступить. Более 20 машин было сбито – такой процент потерь (10%) оказался очень высоким: в налетах на Лондон немцы теряли в среднем по 3% самолетов.
Главной причиной успеха московской ПВО оказалась тщательная подготовка к отражению воздушного налета и недооценка противником возможностей советской ПВО. В дальнейшем предприняв еще несколько попыток налета крупными силами, немцы перешли к тактике действий мелкими группами, которые имели больше шансов пройти незамеченными.
Интенсивные бомбежки Москвы закончились к лету 1942 года, а последняя бомба упала на город в июне 1943. С лета 1943 года и до лета 1944 над Москвой появлялись лишь одиночные самолеты-разведчики, действовавшие на огромных высотах – до 14 километров. Постоянно возраставшая плотность ПВО и характеристики самолетов, защищавших Москву, не оставили немцам возможностей продолжать налеты на город. С лета 1944 года прекратились и полеты разведчиков – отодвинувшийся на запад фронт сделал столицу недоступной для немецкой авиации.
В битве за московское небо участвовали лучшие пилоты СССР – включая легендарных летчиков-испытателей – Петра Стефановского, Марка Галлая, Константина Коккинаки и других. Одним из самых известных защитников Москвы стал младший лейтенант Виктор Талалихин – 7 августа 1941 года на свом истребителе И-16 таранивший бомбардировщик противника. Всего Талалихин сбил 6 неприятельских бомбардировщиков до того, как 27 октября 1941 года погиб в воздушном бою над Подольском.
Для немецкой авиации битва за Москву стала тяжелейшим ударом. Многие бомбардировочные соединения потеряли свыше 70% своего состава и уже никогда не смогли восстановиться до штатной численности. Фактически, налеты на Москву стали последней стратегической воздушной операцией, которую попытались осуществить Люфтваффе в ходе Второй Мировой войны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции Вернуться назад |