ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Они сломали крылья Люфтваффе

Они сломали крылья Люфтваффе


10-05-2010, 12:19. Разместил: VP

Миф о непобедимости Люфтваффе живет до сих пор. Далеко не все знают, что превосходство фашистов в небе длилось не более двух лет и сошло на нет после Курской битвы. Авиационная история Великой Отечественной войны полна примеров героизма летчиков и профессионализма конструкторов. В преддверии Дня Победы Infox.ru представляет краткую версию истории советских самолетов, добывших победу в небе.

 

 

 

В первые дни войны СССР потерял огромное число самолетов. Сотни машин были подбиты в воздухе, еще больше уничтожено на земле. Казалось, что битва в небе проиграна. Но уже в ночь на 8 августа 1941 года советские бомбардировщики ДБ-3 совершили ночной налет на Берлин, убедительно продемонстрировав несостоятельность заявлений министра пропаганды Йозефа Геббельса о крахе красных ВВС.

 

После разгрома в начале войны в воздух поднимали любую технику, способную вести боевые действия. Воевали устаревшие к началу войны бипланы Р-5 и У-2 (в 1944 году У-2 был переименован в честь конструктора Николая Поликарпова в По-2). Самолеты использовались в санитарной авиации, для штабной работы, как самолеты разведки и артиллерийские корректировщики. На этих машинах доставлялись боеприпасы советским партизанам и участникам восстаний в Варшаве и Словакии. Учебно-боевые По-2 (специальный репортаж об этом самолете, восстановленном современными авиареставраторами, смотрите здесь) применяли и как ночные бомбардировщики. На них летали знаменитые «ночные ведьмы». В 46−м женском авиаполку за годы войны 23 девушки получили звание Героя Советского Союза.

 

Советское небо защищали истребители И-15 бис и И-16, получившие боевое крещение в гражданской войне в Испании и в ходе советско-японского конфликта на реке Халхин-Гол. 22 июня 1941 года — спустя 20 минут после нападения Германии на СССР — летчик Иван Иванов поднял в воздух свой И-16 и совершил таран вражеского бомбардировщика. Это был первый таран в Великой Отечественной войне. В декабре 41−го за успешные действия на фронте 29−й истребительный авиаполк, вооруженный И-16, первым из всех авиаполков получил звание гвардейского.

 

С самого начала войны советская промышленность стремилась наладить выпуск максимально возможного числа современных истребителей. В Великую Отечественную воевали на МиГ-3, самолетах Яковлева (Як-1, Як-3, Як-9), истребителях Лагг-3, Ла-5 и Ла-7 конструктора Лавочкина. На Ла-7 завершал войну прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. На этом истребителе он сбил 17 самолетов противника. В последнем бою над Берлином советский ас уничтожил два Focke-Wulf. А в феврале 45−го он подбил первый серийный реактивный истребитель Messerschmitt 262. Всего на счету Ивана Кожедуба 62 сбитых самолета — это официально подтвержденные потери немецкой авиации.

 

Неразлучен с фронтом пикирующий бомбардировщик Пе-2. За годы войны было выпущено более 11 тыс. таких самолетов. Машина проектировалась как истребитель, но ее срочно доработали до пикирующего бомбардировщика. Благодаря конструкции самолет развивал довольно высокую скорость и мог вести успешные оборонительные бои против истребителей противника. Пе-2 был разработан группой заключенных во главе с конструктором Владимиром Петляковым. Работа по созданию самолета велась в Особом конструкторском бюро НКВД. За успешно выполненное задание разработчиков Пе-2 освободили в 1940 году. Создатель Пе-2 Владимир Петляков погиб в 1942−м в авиакатастрофе, совершая полет на своем же детище.

 

Один из самых нелюбимых в вермахте советских самолетов — штурмовик Ил-2. Это был первый в мире бронированный штурмовик, за что его называли «летающим танком». У этого самолета немало прозвищ: «бетонный самолет», «черная смерть», «мясник» — все это благодаря большому урону, которые наносили Ил-2 вражеским колоннам, складам и укрепленным позициям. По противнику штурмовики вели огонь из пушек, стреляли реактивными снарядами, сбрасывали бомбы с кумулятивными зарядами, прожигавшими броню танка. И все-таки Ил-2 несли большие потери, так как постоянно действовали над линией фронта и стягивали на себя огонь зенитной артиллерии противника. По мотивам боевых вылетов этого самолета в наши дни создали компьютерную игру, которая так и называется: «Ил-2 Штурмовик».

 

Важную роль в войне сыграла дальняя авиация, тревожившая тылы и города противника с самого начала войны. Парк советской бомбардировочной авиации весьма разнообразен и включал самолеты разных периодов: ДБ-3, СБ, Ил-4, Пе-2, Пе-8, ТБ-3, Ер-2, Ар-2 и Ту-2. Некоторые из этих самолетов к началу войны успели поучаствовать в боях на Халхин-Голе и в финской кампании. Другие вводились в серию в разгар боев на фронте.

 

Небо над СССР защищало не только советское оружие. Сотни машин были получены по ленд-лизу или производились по лицензии. В Советском Союзе строили транспортные самолеты Ли-2 (в США — Douglas). В годы войны Ли-2 эвакуировал людей из Ленинграда, вывозил раненых, привозил боеприпасы противникам и даже был ночным бомбардировщиком. Из США были поставлены тысячи самолетов, среди которых бомбардировщик-штурмовик А-20 «Бостон», истребители «Кобра», бомбардировщик B-25 «Митчелл». Значительное число советской авиации в годы войны составляли иностранные образцы.

 

Победа советской авиации в небе — настоящий подвиг. После колоссальных потерь в начале войны Советский Союз добился стратегического превосходства в небе уже в 43−м и удержал его до конца войны.

 


Вернуться назад