ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Бронзовый век на острове Кипр или "во всем виноваты мигранты"!

Бронзовый век на острове Кипр или "во всем виноваты мигранты"!


24-09-2016, 07:32. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Бронзовый век на острове Кипр или "во всем виноваты мигранты"! (часть 5)

...Разве вы не спрашивали у путешественников...
(Книга Иова 21:29)


Мы что-то давно не рассматривали события эпохи бронзового века. Причем остановились мы как раз на том времени, когда медь понемногу стала заменяться на бронзу, то есть сплавами меди с различными другими металлами. Но что все-таки послужило причиной того, что энеолит на Кипре, кстати, вполне устраивавший его обитателей, сменился там уже настоящим бронзовым веком? А причина очень простая. Во всем опять-таки виноваты мигранты из Анатолии, около 2400 г. до н. э. прибывшие, то есть приплывшие по морю с континента и заложившие основу археологической культуры Филия – наиболее ранней культуры бронзового века на острове. Памятники данной культуры обнаружены на его территории почти повсеместно. Причем переселенцы уже совершенно точно знали, что им нужно здесь искать, и уже вскоре расселились, прежде всего, в местах залегания медных руд и, прежде всего, на возвышенности Троодос. Дома новых жителей острова стали прямоугольными, они стали использовать плуг и ткацкий станок, в хозяйстве у них появился крупный рогатый скот, то есть с собой на остров они еще и привезли скотину, а также ослов. Эти переселенцы знали приемы изготовления бронзы и умели сплавлять ее с другими металлами. Этот период бронзового века на земле Кипра ученые считают ранним, но вслед за ним наступил и средний бронзовый век, также оставивший после себя памятники и продолжавшийся с 1900 по 1600 г. до н. э.

Бронзовый век на острове Кипр или 'во всем виноваты мигранты'! (часть 5)

 

Бронзовые доспехи V-IV вв. до н.э. Понятно, что на Кипре эпохи ранней бронзы доспехи были немного другими, но факт самого широкого использования бронзовых доспехов в районе Средиземноморья на протяжении примерно тысячелетия – неоспоримый факт. Данные доспехи были представлены на одном из европейских аукционов древностей. Стартовая цена 84000 евро.

Средний бронзовый век на Кипре представлял собой относительно короткий период, а его начало было отмечено мирным развитием. Археологические раскопки в разных местах острова показали, что в прямоугольных домах того периода было множество комнат, а улицы в поселках обеспечивали свободное передвижение людей. Однако уже в конце среднего бронзового века на Кипре началось сооружение крепостей, что самым наглядным образом говорит о том, что тогдашним его обитателям было и что защищать, и от кого обороняться. Сам Кипр в то время назывался Аласия – название, известное нам по египетским, хеттским, ассирийским и угаритским документам.

Бронзовый век на острове Кипр или 'во всем виноваты мигранты'! (часть 5)

Каменные якоря и мельничный жернов – обязательные атрибуты кипрской цивилизации. Археологический музей в Ларнаке, Кипр.

Именно в это время с Кипра активно экспортировались слитки меди в форме бараньих шкур и, понятно, что это была очень важная статья его экспорта, да и всей тогдашней мировой торговли. То есть если бы мы отмечали пути продвижения металлургии при помощи стрелок, то они из района Анатолии и древнего Чатал-Хююка протянулись бы по суше к Трое и дальше на территорию древней Фракии, и на Карпаты, еще одна стрелка – к шумерам на восток, другая – по землям современной Сирии, Палестины и Израиля на юг, в Египет, ну а по морю древние мореплаватели могли плавать и на Киклады, и на Крит, и даже в Испанию, и на Британские острова. То есть практически вся Европа была охвачена воздействием народов, которые узнали медь и которые принадлежали к атлантической культуре. Хотя последнее утверждение имеет относительный характер, ведь распространение металлургии происходило и по суше, и там носителями ее тайн могли быть и представители континентальных культур. Тут главное, чтобы некое событие заставило бы их сняться с насиженных мест и отправиться за тридевять земель в поисках лучшей доли. И тут, встречаясь с аборигенами, не знавшими металла, они получали в схватках с ними явное преимущество и шли дальше, оставив позади себя легенды и предания, а возможно, что и образцы своих технологий, которые для уцелевших превратились в образцы для подражания.

Хотя море, безусловно, было «дорогой номер один». Например, на тех же Кикладских островах на некоторых кикладских сосудах встречается изображение рыбы, служившей эмблемой одного из додинастических номов в дельте Нила, и не сохранившееся в исторический период. Это дает повод предполагать, что когда фараон Менес завоевал эти земли, их население, имевшее эмблемой рыбу, бежало на Киклады. Но сделать это можно было только лишь по морю. Ведь Киклады – это острова. Причем египетское происхождение усматривается и в некоторых других образцах материальной кикладской культуры – например, щипчиках для выдергивания волос, в широком употреблении каменных амулетов, применении каменных плиток для растирания красок (хотя кикладские образцы имеют углубление большего размера, чем у египтян и минойцев и, наконец, в предпочтении, отдававшееся каменным, а не керамическим сосудам, характерное для додинастической культуры Египта.

Бронзовый век на острове Кипр или 'во всем виноваты мигранты'! (часть 5)

Характерные сосуды с изображениями рыб. Музей Моря в Айя-Напе, Кипр.

Впрочем, хотя связи между отдельными районами тогдашней Ойкумены и были очень важны, ничуть не менее значимы были и успехи переселенцев, то есть мигрантов, так сказать, «на местах». И вот тут познакомиться с тем, как они обустраивались на новых местах, нам поможет еще одно поселение на Кипре – древний город эпохи поздней бронзы Энкоми.

Бронзовый век на острове Кипр или 'во всем виноваты мигранты'! (часть 5)

Нам всем очень повезло, что в прошлом люди имели обыкновение украшать свою керамику узорами, характерными лишь для определенной территории и времени, что помогает и типизации, и локализации древних культур. Музей Моря в Айя-Напе, Кипр.

Энкоми – город эпохи поздней бронзы

Город Энкоми – а это уже был действительно город, был известен также как Алазия, и нужно отметить, что его месторасположение его строителями было выбрано просто идеально. Здесь, в западной части острова, находились плодородные земли, протекала по равнине река, наличествовала удобная естественная гавань и – самое главное, имелись богатые месторождения меди, находившиеся поблизости. Все это способствовало тому, что Энкоми в 1300-1100 годах до н.э. превратился в богатый и преуспевающий город, который активно торговал с Египтом, Палестиной, островом Крит, да и всем Эгейским миром.

Река Педиас, на берегу которой как раз и находился Энкоми – была самой большой рекой на острове, пусть даже ее протяженность и составляла всего лишь около 100 км. Свое начало она брала в горах Троодоса и текла на восток, через район современной Никосии, спускалась на равнину Месаория, после чего впадала в море (да и впадает сейчас) в заливе Фамагуста.

Бронзовый век на острове Кипр или 'во всем виноваты мигранты'! (часть 5)

Стеклянные сосуды для благовоний, найденные на Кипре. Археологический музей в Ларнаке. Кипр.

Город был окружен по всему периметру мощной крепостной стеной «циклопической» кладки, а посредине имел большую, в форме квадрата площадь, вокруг которой находились общественные здания, также сложенные из больших обтесанных каменных блоков. Жилые дома состояли из нескольких комнат, располагавшихся вокруг внутреннего двора, имевшего сложную систему дренажа. Архитекторы Энкоми были людьми практичными, то есть исходили из имевшегося в наличии материала, но требовательными и никакого своевольства в застройке города не допускали. Поэтому ворота в городе располагались в стенах симметрично, а улицы пересекались лишь под прямым углом и представляли в плане точно расчерченную «решетку». Интересно, что постройка городов по таким вот «решетчатым» планам в Древнем мире практиковалась в Египте, и по такому же плану был построен и город Угарит – один из древнейших городов мира, находившийся на побережье Сирии как раз напротив города Энкоми.

Ну, а торговали в Энкоми, прежде всего, выплавленной здесь же медью и великолепной древесиной кипрского кипариса, который в то время конкурировал даже с ливанским кедром. И вот эти-то товары и сделали Энкоми богатым и сильным и обеспечили разнообразными изделиями, получаемыми из других земель. Что же касалось металлообработки, то в Энкоми она была поставлена на поток: медная руда, добытая в шахтах, транспортировалась в город, где обогащалась, затем подвергалась плавке, после которой готовые слитки предлагались на продажу. Именно в Энкоми было налажено производство знаменитых в Средиземноморье кинжалов, а еще здесь же выпускались бронзовые поножи-«кнемиды», повторявшие контуры человеческой ноги от колена и до ступни, представлявшие собой чеканную бронзовую пластину, крепившуюся на ногу с помощью кожаных ремешков, продевавшиеся через петли, сделанные из бронзовой проволоки. То есть очевидно разделение производства и его специализация: где-то лучше удавались шлемы и, видимо, была соответствующая оснастка, где-то выделывали мускульные кирасы, а вот Энкоми стал центром производства кнемид!

Бронзовый век на острове Кипр или 'во всем виноваты мигранты'! (часть 5)

Кнемиды из фракийского погребения на территории современной Болгарии.

Первые археологические раскопки в Энкоми сотрудниками Британского музея были произведены еще в 1896 году, и они нашли кузницу с большим запасом бронзы, оказавшуюся погребенной в результате одной из геологических катастроф, случившейся на острове в ХII веке до н.э. Было найдено и множество захоронений, которые содержали изумительные по своей красоте изделия ювелиров и большое количество предметов повседневного обихода людей, живших в бронзовом веке, которые сегодня экспонируются среди прочих сокровищ Британского музея. Однако британские археологи так и не сообразили, что погребения эти лежат под домами города, так что сам город нашли уже позднее в ходе раскопок, проводившихся уже французской экспедицией в 1930 году. Археологические раскопки продолжались здесь до 1974 года, когда район Энкоми стал недоступен для исследователей из-за оккупации острова турецкими войсками.

Бронзовый век на острове Кипр или 'во всем виноваты мигранты'! (часть 5)

Левая кнемида VI в. до н.э. из коллекции музея Уолтерса.

Тем не менее, британской археологической экспедицией было найдено большое количество артефактов, наглядно демонстрирующих влияние близлежащих стран на цивилизацию древнего Кипра, и, разумеется, это влияние, прежде всего, оказала на него минойская или крито-микенская цивилизация. Как иначе объяснить найденные изящные керамические сосуды, расписанные характерными для критского искусства «морскими» сюжетами с изображением рыб, дельфинов и водорослей?

Бронзовый век на острове Кипр или 'во всем виноваты мигранты'! (часть 5)

Кратер с изображением осьминога из Энкоми. Керамика. XIV век до н.э.

Одним из часто встречающихся мотивов в вазовой росписи являлось изображение осьминога, чьи щупальца оплетали округлую поверхность сосуда. Некоторые из найденных здесь образцов керамики получили даже собственные имена, например, «Кратер Зевса». На котором древний мастер изобразил известный эпизод из «Илиады» Гомера (либо похожий сюжет), в котором бог Зевс держит в руках весы судьбы перед воинами, готовящимися отправиться на битву. Второй мотив, который в вазописи Энкоми использовался также очень часто, это изображение быка, являвшегося для критян объектом почитания и также символизировавшего Зевса, отца царя Миноса и основателя самой критской цивилизации. И почему было так, понятно – ведь на острове было множество колоний, основанных выходцами с острова Крит, да и сама торговля с критянами находилась в это время в расцвете.

При раскопках были найдены и такие изделия, как скарабеи, изготовленные из золота кольца и ожерелья, которые могли быть либо привезены из Египта, либо изготовлены здесь местными мастерами по имеющимся у них египетским образцам. Очень интересны бронзовые статуэтки различных божеств, в которых можно проследить влияния как восточных, так и местных средиземноморских культов. Например, бронзовая статуя «Рогатого бога» – высотой 35 см, обнаруженная в одном из святилищ Энкоми, явно несет на себе следы хеттского влияния и, скорее всего, являлась предметом культа.

Святилище в Энкоми состояло из трех помещений: зала, в котором находился жертвенный алтарь, и двух небольших внутренних комнат. У алтаря во время раскопок нашли множество черепов крупного рогатого скота – быков и также оленей, ритуальные сосуды для возлияний, а вот бронзовая фигура «Рогатого бога» была в одной из его внутренних комнат. Существует предположение, что это статуя бога изобилия и покровителя рогатого скота, который идентифицируется с позднейшим Аполлоном.

Бронзовый век на острове Кипр или 'во всем виноваты мигранты'! (часть 5)

Статуя «Бог металла». Бронза. XII век до н.э. Высота 35 см. Раскопки 1963 года. Археологический музей в Никосии.

В другом святилище археологи обнаружили бронзовую статуэтку, получившую название «Бог металла». «Бог» представлен вооруженным копьем и щитом, на голове у него шлем с рогами, а сам он стоит на основании, имеющим форму таланта (прямоугольного слитка меди, похожего на растянутую бычью шкуру). Похожая женская статуэтка (на основании также в форме медного слитка), сделанная на Кипре в ту же эпоху, находится сегодня в музее в Оксфорде. И наличие столь явного композиционного сходства дало повод исследователям увидеть в этих двух скульптурах… супружескую пару – бога-кузнеца Гефеста и богиню Афродиту – изображающих в столь символической форме богатство медных рудников острова Кипр.

Здесь же археологи нашли и 12-сантиметровую бронзовую статуэтку бога Ваала, которая раньше была вся целиком покрыта тонкими листами золота, сохранившимися сейчас только лишь на лице и на груди. Это показывает, что население Энкоми не было этнически однородным, и что здесь поклонялись также и различным восточным божествам. Поскольку Ваала почитали как в Сирии и Палестине, так и в Угарите, Финикии, Ханаане и Карфагене, а также в Вавилоне, можно считать, что здесь могли жить мигранты из всех этих городов и земель. Причем Ваал также изображался в виде воина, державшего в руке копье (так же, как и вышеупомянутый «Бог металла»), и как человека в шлеме с рогами («Рогатый бог») или же в виде все того же быка.

Бронзовый век на острове Кипр или 'во всем виноваты мигранты'! (часть 5)

Такой вот медный котел, в котором можно было приготовить еду сразу на много человек в Древнем мире, был большой ценностью. Археологический музей г. Анапа.

Интересно, что одним из основных сюжетов практически всех библейских текстов является борьба именно с культом этого божества, хотя о нем самом и связанных с его почитанием ритуалах до наших дней не дошло практически никаких сведений, кроме указаний на большую пышность всех церемоний, заканчивавшихся человеческими жертвоприношениями. Однако сам факт столь продолжительной и непримиримой борьбы против культа Ваала во всех его проявлениях говорит лишь о его широком распространении на территории всей Малой Азии; и более того, что в своей первоначальной форме это был один из важных элементов верований за более чем тысячелетнюю эпоху развития народов Средиземноморья, ассимилировавших не только выходцев из Азии, но также и их религию.

Бронзовый век на острове Кипр или 'во всем виноваты мигранты'! (часть 5)

Бронзовые топоры Средиземноморья были обычно невелики по размерам и скорее напоминали индейские томагавки XIX в. Археологический музей г. Анапа.

Ну, а в конце эпохи поздней бронзы город Энкоми начал постепенно приходить в упадок, и потерял свое былое значение. Свою роль в этом печальном событии сначала сыграли люди – «народы моря», совершавшие свои разорительные набеги по всему побережью Средиземного моря около 1200 года до н.э. Тем не менее, Энкоми просуществовал еще целое столетие, пока его не разрушило сильное землетрясение, после которого город был оставлен его жителями уже окончательно.

Бронзовый век на острове Кипр или 'во всем виноваты мигранты'! (часть 5)

Люди всегда стремились жить красиво, поэтому и старались украшать свои жилища. Например, такой вот неброской напольной мозаикой, которую сегодня можно увидеть перед археологическим музеем в городе Ларнаке на Кипре.

Ну, а вывод? Вывод такой: уже тогда сюда с континента приплывали переселенцы, принадлежавшие к разным культурам. Их целью был металл, и здесь на месте они осваивали его добычу и переработку. То есть, хотя тогда еще не было письменности, обмен информацией между удаленными друг от друга народами имел место, был хорошо налажен, и никакие культурные, этнические либо религиозные барьеры ему не мешали! Хотя войны и набеги в то время также происходили практически постоянно…

Предыдущие материалы:
1. От камня до металла: древние города (часть 1)
2. Первые металлические изделия и древние города: Чатал-Хююк – «город под колпаком» (часть 2)
3. «Настоящий медный век» или от старой парадигмы к новой (часть 3)
4. Древний металл и корабли (часть 4)
Автор: Вячеслав Шпаковский

Вернуться назад