ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > «Космогоническая концепция розенкрейцеров»

«Космогоническая концепция розенкрейцеров»


29-06-2016, 07:41. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Космогоническая концепция розенкрейцеров» Часть 1.


В человеческой истории во все времена существовало нечто скрытое, неизведанное, связанное с тайными знаниями, которые передавались внутри тайных обществ. Это можно сравнить с семейными тайнами, о которых мало что знает посторонний человек. В тайных обществах членство в данных организациях считалось важнее семейных отношений. Именно поэтому первые тайные организации возникали вокруг монашеских орденов. Одним из таких обществ было «Общество Креста и Розы» или Розенкрейцерство.

Розенкрейцеры — древнее тайное общество, вокруг которого сложено немало легенд. Согласно некоторым документам, первые в ис­тории упоминания чего-то похожего на орден розенкрейцеров относятся к 1188 г., когда группа, известная как Приорат Сиона при Великом магистре Жане де Жизоре, получила второе название «Орден истинного Креста и Розы». Жизор был вассалом английс­кого короля Генриха II. Несмотря на то, что розенкрейцеров в тече­ние долгого времени относили к масонству, на самом деле эти орга­низации слились воедино только в конце восемнадцатого века. Группа утверждает, что может проследить свою историю вглубь до времен постройки пирамид и периода, называемого доисторическим. Де Жизор внушал своим последователям, что розенкрейцерство было древней секретной системой, дошедшей до нас из древнего Египта через великих греческих философов.

Согласно тексту сайта «Философия розенкрейцеров»: «Крест представляет шипы, принадлежащие Розе. Если бы не эти шипы, даже после изменения всего отрицательного при «Процессе прогрессивной трансмутации себя», Роза, или Душа, не смогла бы раствориться в Высшем Свете. Роза представляет «Духовный Аркан» Возрождения или «второе рождение» Святого Иоанна. Роза и Крест имеют то же значение, что крест Анкх у египтян. Они символизируют воз­рождение при помощи идеального равновесия между мужской и жен­ской сущностями. Это Духовное Существо, или Душа, чистое и бо­жественное по своей природе, «распято» на Кресте, представляющем собой временное физическое тело, «тюрьму» Души, что, в свою оче­редь, символизирует ограниченность материального. Из этого сле­дует, что «временная тюрьма» из-за невежества заставляет внутрен­нее духовное существо постоянно страдать, заражая невежеством, эгоизмом, грустью, жадностью, лживостью, завистью, раздражитель­ностью, злобой, яростью и т. д. шипы Розы».

Правила розенкрейцеров

1. Люби Бога больше всего.

2. Посвяти свое время духовному совершенствованию.

3. Будь бескорыстен.

4. Будь сдержан, скромен, деятелен и молчалив.

5. Учись, чтобы узнать о происхождении металлов, заклю­ченных в твоем теле.

6. Берегись тех, кто учит тому, чего не знает сам.

7. Живи, постоянно восхищаясь высшим добром.

8. Изучи теорию, прежде чем попробовать что-то на практике.

9. Будь щедрым и помогай всем существам.

10. Читай книги древней мудрости.

11. Попытайся понять их тайный смысл.

Есть и двенадцатое правило, называемое «Аркан», но правила запрещают рассказывать о нем. Это правило открывается только тем розенкрейцерам, которые этого заслуживают. По словам Фран­ца Хартманна, Аркан «невозможно выразить на языке смертных и поэтому его можно передать только от души к душе».

На примере этого тайного герметичного общества, рассмотрим частицы ЗНАНИЯ о КОСМОГОНИИ, которая помогает выстроить Мировоззрение ищущего. Во многих тайных школах рассредоточено тщательно скрытое от посторонних знание.

СЛОВО К МУДРЫМ

Когда новая философия входит в мир, ее встречают по-разному разные люди. Один человек с жадностью ухватится за любое философское произведение в стремлении выяснить, насколько оно поддерживает его собственные взгляды. Для такого человека сама философия имеет незначительную важность. Ее основная ценность будет заключаться в подтверждении ею его идей. Если работа оправдывает его ожидания в этом смысле, он примет ее с энтузиазмом и вцепится в нее мертвой хваткой, с самой безрассудной приверженностью; если же нет, он, вероятно, отложит книгу с отвращением и разочарованием, испытывая чувство, словно автор нанес ему обиду.

Другой начинает смотреть на книгу весьма скептически, как только обнаружит, что она содержит нечто, чего ОН до этого не читал, не слышал или не думал сам. Он, по всей вероятности, отметет, как крайне несправедливое, обвинение в том, что его отношение - это верх самодовольства и нетерпимости; однако, это именно так; и он, таким образом, закрывает свой ум перед любой истиной, которая, возможно, скрыта в том, что он столь бесцеремонно отверг. Обе эти категории людей сами себе заслоняют свет.

"Незыблемые" идеи делают их непроницаемыми для лучей истины. Малый ребенок является в этом отношении прямой противоположностью взрослым. Он не пропитан непреодолимым чувством надменного знания; он не чувствует себя обязанным выглядеть мудрым или скрывать свое незнание любого предмета улыбкой или презрительной усмешкой. Он откровенно невежествен, свободен от предвзятых мнений и поэтому в высшей степени обучаем, Он воспринимает все с тем очаровательным отношением доверия, которое называют "детской верой" и в котором нет и тени сомнения. Таковым остается полученное ребенком учение до тех пор, пока оно не окажется доказанным или опровергнутым.

Во всех оккультных школах ученика прежде всего учат забыть все остальное, когда ему дается новое учение, не позволять ни предпочтению, ни предубеждению управлять собой, но сохранять свой разум в состоянии спокойного, возвышенного ожидания.

Так же как скептицизм чрезвычайно эффективно сделает нас слепыми к истине, так спокойное, доверчивое состояние ума позволит интуиции или "учению изнутри" познать истину, содержащуюся в предложенном утверждении. Это единственный путь к культивированию абсолютно надежного восприятия истины. От ученика не требуется верить немедленно, что данный предмет, который он при осмотре нашел белым, на самом деле является черным, если такое утверждение ему предложено; но он должен культивировать такое отношение своего ума, которое верит, что все возможно. Это позволит ему на время отложить даже то, что всеобще известно как "установленные факты", и исследовать, нет ли случайно другой точки зрения, доселе им не замеченной, с которой обсуждаемый предмет покажется черным. Он не должен позволять себе смотреть на что бы то ни было как на "установленный факт", ибо следует глубоко понимать важность сохранения своего ума в том флюидальном состоянии приспособляемости, которое характеризует маленького ребенка. Всеми фибрами своего существа он должен сознавать, что "сейчас мы видим через стекло, смутно".

Огромное преимущество такого отношения ума при исследовании любого данного предмета, объекта или идеи должно быть очевидным. Утверждения, кажущиеся положительно и несомненно противоречивыми и вызвавшие массу эмоций между защитниками обеих сторон, могут, тем не менее, быть отлично примирены, как показано далее на одном из примеров.

Однако, узы гармонии могут быть обнаружены лишь открытым умом, и, хотя данную работу могут счесть отличной от других, автор желал бы лишь беспристрастного слушания как основы для последующего суждения. Единственное чего он боится - это поспешного суждения, основанного на недостаточном знании системы, которую он защищает; слушания, при котором суждения "легковесны" как следствие того, что в беспристрастном "взвешивании" было отказано. Он бы заметил также, что единственное мнение, достойное того, кто его выражает, должно быть основано на знании. Как следующую причину такой заинтересованности в суждении мы предполагаем, что для многих слишком трудно оказывается отказаться от поспешно высказанного мнения. Поэтому читателю предлагается воздержаться от любых выражений как одобрения, так и недовольства до того момента, когда серьезное изучение работы снабдит его удовлетворительным знанием ее достоинств и недостатков.

Космоконцепция не догматична и не апеллирует ни к какому, иному авторитету, кроме разума изучающего. Она не дискуссионна, но предлагается в надежде, что она может помочь разъяснить некоторые трудности, возникшие в головах у тех, кто в прошлом изучал другие философские системы. Во избежание серьезных недоразумений, однако, хочу подчеркнуть, что нет безошибочного раскрытия этого сложного предмета, включающего в себя все под солнцем и над ним также.

Непогрешимое объяснение наводило бы на мысль о всезнании автора, в то время как даже Старшие Братья говорят нам, что и они иногда ошибаются в своих суждениях; поэтому не может быть и речи о книге, которая скажет последнее слово о Загадке Вселенной, и автор данной работы не претендует на то, что он дает нечто большее, чем самое элементарное учение.

Братство Розенкрейцеров, к которому принадлежит автор, обладает самой широкой, серьезной и логической концепцией Загадки Вселенной - концепцией, к которой приобщался автор в течение многих лет, посвященных исключительно изучению этого предмета. Насколько автор смог выяснить, это учение находится в полном согласии с фактами, каковыми он их знает. Тем не менее, он убежден, что космоконцепция Розенкрейцеров является далеко не последним словом на эту тему; что по мере нашего продвижения вперед все новые перспективы истины будут открываться перед нами и будут прояснять для нас многое из того, что мы сейчас "видим сквозь стекло, смутно". В то же время он верит, что все другие философии будущего будут следовать по тем же основным вехам, являющимся абсолютно верными.

Автор настойчиво утверждает, что данная работа содержит лишь его собственное понимание учения Розенкрейцеров о Загадке Вселённой, усиленное его личным исследованием тонких Миров, утробного и посмертного состояний человека и т. д. Автор ясно осознает всю ответственность, ложащуюся на того, кто осознанно или неосознанно вводит других в заблуждение, и хочет, по возможности, оградить себя от этого и предупредить других о возможности пойти по неверному пути вследствие неосторожности. Посему все сказанное в этой работе должно приниматься или отвергаться читателем в соответствии с его собственным выбором.

Автор приложил все свое усердие, чтобы понять учение; и больших усилий стоило переложить его в слова, которые легко понять. По этой причине на протяжении всей работы для обозначения каждого понятия используется лишь один термин. Одно и то же слово будет иметь одно и то же значение, когда бы оно ни использовалось. Когда какое-то слово, обозначающее понятие, используется впервые, автор дает максимально ясное его определение, какое только ему самому доступно. Используются, по возможности, простые термины и самый простой язык.

Автор постоянно старался дать самое точное и определенное описание рассматриваемого предмета, исключить любую двусмысленность и сделать все ясным. Насколько он в этом преуспел - судить изучающему; но, приложив все свое старание для передачи этого учения, он считает необходимым оградиться также и от возможности того, что эту работу примут за авторитетное изложение учения Розенкрейцеров. Небрежение этим предупреждением может придать этой работе незаслуженный вес в глазах некоторых учеников. Это будет нечестно как по отношению к Братству, так и к читателю. Это бы выглядело как попытка переложить ответственность на Братство за ошибки, которые неизбежны в этой, как и в любой другой работе человека. Отсюда и вышеупомянутое предупреждение.

Макс Гендель «Космогоническая концепция розенкрейцеров»

ОСНОВНОЙ КУРС ПО ПРОШЛОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО НЫНЕШНЕЙ КОНСТИТУЦИИ И БУДУЩЕМУ РАЗВИТИЮ

Переведено с английского издания 1911 г.


Оглавление

СЛОВО К МУДРЫМ 1

ЧАСТЬ I. НЫНЕШНЯЯ КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И МЕТОД РАЗВИТИЯ 2

Глава I. ВИДИМЫЙ И НЕВИДИМЫЕ МИРЫ 4

Глава II. ЧЕТЫРЕ ЦАРСТВА 12

Глава III ЧЕЛОВЕК И МЕТОД ЭВОЛЮЦИИ. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПАМЯТЬ И РОСТ ДУШИ 20

Глава IV ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ И ЗАКОН СЛЕДСТВИЯ 36

ЧАСТЬ 2. КОСМОГЕНЕЗ И АНТРОПОГЕНЕЗ 43

Глава V. ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К БОГУ 43

Глава VI. СХЕМА ЭВОЛЮЦИИ 45

Глава VII. ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ 48

Глава VIII. РАБОТА ЭВОЛЮЦИИ 49

Глава IX. ОТСТАВШИЕ И ВНОВЬ ПРИШЕДШИЕ 55

Глава X. ПЕРИОД ЗЕМЛИ 58

Глава XI. ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ НАШЕЙ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ 62

Глава XII. ЭВОЛЮЦИЯ НА ЗЕМЛЕ 67

Глава XIII. НАЗАД К БИБЛИИ 80

Глава XIV. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КНИГИ БЫТИЯ 82

ЧАСТЬ 3. БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПОСВЯЩЕНИЕ 92

Глава XV. ИИСУС ХРИСТОС И ЕГО МИССИЯ. 92

Глава XVI. БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ И ПОСВЯЩЕНИЕ 97

Глава XVII. ПУТЬ ПОЛУЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ 102

Глава XVIII КОНСТИТУЦИЯ ЗЕМЛИ И ВУЛКАНИЧЕСКИЕ ИЗВЕРЖЕНИЯ 114

ЧАСТЬ I.

НЫНЕШНЯЯ КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И МЕТОД РАЗВИТИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В нашей цивилизации пропасть, разделяющая разум и сердце, широка и глубока, и этот разрыв становится все шире и глубже. Разум перелетает от одного открытия к другому в сфере науки, а сердце остается все более и более на задворках. Разум громко требует и считает, что может удовлетвориться не меньшим, чем материально доказуемым объяснением человека и всех. других созданий, составляющих чувственно воспринимаемый мир. Сердце инстинктивно чувствует, что существует нечто большее, и оно стремится к тому, что оно ощущает как истину более высокую, чем разум в состоянии постичь. Человеческая душа, охотно парила бы на эфирных крыльях интуиции, с радостью омывалась бы в вечном источнике духовного света и любви; но современные научные взгляды подрезали ее крылья, и она сидит, связанная и немая, и неудовлетворенные стремления терзают ее, как орел печень Прометея.

Необходимо ли это? Разве нет общей почвы, на которой голова и сердце могли бы встретиться, помогая друг другу, становясь при помощи друг друга более эффективными в поисках абсолютной истины и получая при этом равное удовлетворение?

Так же верно, как то, что ранее существовавший свет создал глаз, при помощи которого этот свет может быть увиден; как первичное желание роста создало пищеварительную и ассимилирующую системы для достижения этого результата; как мысль существовала ранее мозга и создала и все еще создает его для своего выражения; как разум сейчас движется вперед и вымогает у природы ее тайны самой силой своей дерзости - так же верно, что и сердце найдет средство разорвать связывающие его узы и вознаградить свои стремления. В настоящий момент оно заковано в кандалы доминирующим разумом. В один прекрасный день оно соберет силы, чтобы сломать решетки своей тюрьмы и стать силой еще большей, чем разум.

Верно и то, что в природе не может быть никакого противоречия, а потому сердце и разум должны быть способны к соединению. Показать эту общую почву и есть цель этой книги. Показать, где и как разум, при помощи интуиции сердца, может проникнуть глубже в загадки сущего, чем каждый из них мог бы в отдельности; где сердце, при помощи союза с разумом, можно удержать от заблуждения; где каждый из них может иметь полную свободу действий, не насилуя другого, и где и разум, и сердце могут быть удовлетворены. Только когда такое взаимодействие будет достигнуто и доведено до совершенства, человек достигнет более высокого и более верного понимания самого себя и того мира, частью которого он является; только это может дать ему широкий ум и большое сердце. При каждом рождении среди нас появляется то, что кажется новой жизнью. Мы видим, как маленькая форма живет и растет, становясь фактором в нашей жизни на дни, месяцы или годы. Наконец, настает день, когда форма умирает и уходит в разложение. Жизнь, которая пришла к нам неизвестно откуда, перешла в невидимое нами, и в печали мы спрашиваем себя: "Откуда она пришла? Почему была здесь? И куда ушла?" На каждый порог призрак Смерти бросает свою жуткую тень. Старые или молодые, здоровые или больные, богатые или бедные, - все, все одинаково должны перейти в эту тень; и сквозь века звучит жалобный вопль, просящий разгадки этой загадки жизни - загадки смерти.

Для огромного большинства людей три великих вопроса: "Откуда мы пришли?", "Почему мы здесь?" и "Куда мы идем?" - остаются без ответа по сей день. Стало, к сожалению, общепринятым считать, что ничего определенного не может быть известно об этих вопросах, представляющих глубочайший интерес для человечества. Не может быть ничего более ошибочного, чем такое мнение. Все и каждый, без исключения, могут стать способными к получению определенной информации по этому вопросу непосредственно из первоисточника; могут лично исследовать состояние человеческого духа как до рождения, так и после смерти. Здесь нет никаких предпочтений, как нет нужды в особых талантах. Каждый из нас получил от рождения способность знать все эти вещи, но! - Да, есть "НО" весьма значительное. Эти способности присутствуют у всех, но у большинства людей они находятся в латентном состоянии. Требуется настойчивое усилие, чтобы их пробудить, и это оказывается сильным тормозом. Если бы эти способности, разбуженные и осознанные, могли быть получены за деньги, даже за очень большую цену, многие люди готовы были бы ее заплатить, чтобы приобрести такое огромное преимущество над другими; но лишь немногие согласны вести образ жизни, требуемый для их пробуждения.

Это пробуждение приходит только в результате терпеливого настойчивого усилия. Его нельзя купить; к нему нет королевского пути. Допускается, что для того, чтобы выучиться играть на рояле, необходима тренировка и что нечего и думать о том, чтобы стать часовщиком, без того, чтобы пройти обучение. Когда же обсуждаются вопросы души, смерти и потустороннего, великих причин существования, многие думают, что они знают не меньше других и имеют равное право на выражение собственного мнения, хотя они, может быть, и часа в своей жизни не уделили изучению этих вопросов.

На самом же деле, никто не может рассчитывать на серьезное рассмотрение его мнения, если он не имеет квалификации в этих вопросах. В юридических случаях, когда приглашаются эксперты для дачи показаний, их, прежде всего проверяют на предмет выяснения их компетентности. Ценность их показаний будет равна нулю, если не будет выяснено, что они являются глубокими знатоками в той области знания, относительно которой требуются их показания. Если же они признаны квалифицированными - вследствие учебы и практики - для выражения мнения эксперта, оно принимается с глубочайшим уважением и почтением; и если показания одного эксперта подтверждаются другими, в равной степени знающими, то показания каждого дополнительного человека неоценимо повышают вес предыдущих показаний. Неопровержимые показания одного такого человека легко перевешивают показания одного или дюжины, или миллиона людей, не знающих ничего по вопросу, о котором они говорят, ибо ничто, даже умноженное на миллион - по-прежнему ничто. Это так же верно о любом другом предмете, как о математике. Как уже было выше сказано, мы охотно признаем эти факты в делах материальных, но когда обсуждаются вопросы, выходящие за рамки чувственно воспринимаемого мира, вопросы сверхфизического мира, когда исследуется отношение Бога к человеку, глубочайшая загадка бессмертной божественной искры, расплывчато названной душой, тогда каждый претендует на такое же серьезное рассмотрение его мнений и мыслей по духовным вопросам, какое дается мудрецу, жизнью терпеливых и трудоемких исследований достигшему мудрости в этих высоких материях.

Более того, многие не удовольствуются даже и претензией на равное рассмотрение их мнений, но будут глумиться и издеваться над словами мудреца, будут пытаться оспаривать его показания как лживые и с самоуверенностью глубочайшего невежества утверждать, что если они ничего не знают об этих вещах, абсолютно невозможно, чтобы кто-нибудь другой знал. Человек, осознавший свое невежество, сделал первый шаг на пути к знанию. Путь к непосредственному (из первоисточника) знанию нелегок. Ничто стоящее не приходит без настойчивого усилия. Никогда не лишне еще раз сказать, что здесь нет никаких особых талантов или "везения". Все, чем каждый является или обладает, есть результат усилия. То, чего у одного не хватает, по сравнению с другими, еще дремлет в нем и может быть развито правильными методами. Если читатель, глубоко осознавший эту мысль, спросит, что он должен делать, чтобы получить знания из первоисточника, нижеприведенная притча запечатлит в его мозгу идею, являющуюся одной из центральных в оккультизме.

Молодой человек пришел однажды к мудрецу и спросил: "Господин, что должен я делать, чтобы обрести мудрость?" Мудрец не удостоил его ответом. Повторив свой вопрос несколько раз с аналогичным результатом, юноша, наконец, ушел, чтобы вернуться на следующий день все с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя свой вопрос: "Господин, что должен я делать, чтобы стать мудрым?"

Наконец, мудрец повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошел в воду, кивком пригласив юношу следовать за ним. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял молодого человека за плечи и держал его под водой, невзирая на попытки юноши освободиться. Однако, он, наконец, освободил его, и, когда дыхание юноши выровнялось, спросил: "Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал сильнее всего?"

Юноша ответил без колебаний: "Воздуха! Воздуха! Я хотел воздуха!"

"А не предпочел ли бы ты взамен этого богатства, удовольствия, власть и любовь, сын мой? Не думал ли бы об этих вещах?" - допытывался мудрец.

"Нет, Господин, я хотел воздуха и думал лишь о воздухе", - последовал немедленный ответ.

"Тогда, - сказал мудрец, - чтобы стать мудрым, ты должен хотеть мудрости с такой же силой, с какой ты только что хотел воздуха. Ты должен бороться за нее вплоть до исключения всех других целей в жизни. Если ты будешь стремиться к мудрости с такой страстью, мой сын, ты обязательно станешь мудрым".

Вот первое и основное, чем необходимо обладать тому, кто стремится к оккультному знанию - непоколебимое желание, жгучая жажда знания, рвение, не позволяющее никаким препятствиям побороть его; но высшим мотивом для стремления к этому метафизическому знанию должно быть страстное желание принести пользу человечеству, полное равнодушие к себе во имя работы для других. Если это стремление подсказано иными мотивами, оккультное знание опасно.

Без обладания этими качествами - в особенности последним - любая попытка шагать по труднодоступной дороге оккультизма будет опасным предприятием. Другим необходимым условием для получения знания из первоисточника является предварительное изучение мистицизма из вторых рук, от учителей. Определенные оккультные силы необходимы для самостоятельного исследования вопросов, связанных с зародышевым и посмертным состояниями человека. Но не нужно отчаиваться от невозможности получить информацию об этих состояниях из-за неразвитых еще оккультных сил. Так же как об Африке человек может знать, либо поехав туда лично, либо прочтя описания, сделанные путешественниками, побывавшими там, так же он может побывать в сверхфизических сферах, соответствующим образом подготовив себя к этому или узнав, что другие, уже подготовившие себя, сообщают в результате своих исследований.

Иисус сказал: "Истина сделает тебя свободным", но Истина не может быть найдена единожды и навсегда. Истина вечна, и поиски Истины тоже должны быть вечными. Эзотеризм не знает веры, преподнесенной единожды для всех. Есть некоторые основные истины, которые остаются, но которые можно рассматривать с разных сторон, каждая из которых дает иное видение, дополняющее предыдущие; поэтому, насколько мы можем видеть в настоящий момент, достижение абсолютной истины невозможно.

Имеющиеся расхождения между этой работой и другими философскими работами объясняются разницей в точке зрения, и все выводы и идеи, предложенные другими исследователями, рассматриваются с полным уважением. Автор искренне надеется, что изучение последующих страниц поможет изучающим пополнить свои понятия и сделать их более совершенными, чем они были ранее.

«Космогоническая концепция розенкрейцеров» Часть 2.


Начало здесь: https://cont.ws/post/305992

Продолжаем знакомиться с КОСМОГОНИЕЙ розенкрейцеров


Глава I. ВИДИМЫЙ И НЕВИДИМЫЕ МИРЫ


Первым шагом в эзотеризме является изучение невидимых Миров. Эти Миры невидимы большинству людей из-за дремлющего состояния, в котором находятся их лучшие и высшие чувства, посредством которых невидимые Миры могут быть восприняты, точно так же, как Физический Мир вокруг нас воспринимается посредством физических чувств. Большинство людей находятся в таком же положении по отношению к сверхфизическим Мирам, как человек, рожденный слепым, к нашему Миру чувств; хотя свет и цвет окружают его, он не в силах их увидеть. Для него они не существуют и неосознаваемы по той простой причине, что ему недостает чувства зрения, при помощи которого они воспринимаются. Предметы он может чувствовать - они кажутся реальными; но свет и цвет вне его досягаемости.

То же самое и с большей частью человечества. Они чувствуют и видят объекты и слышат звуки в Мире Физическом, но иные сферы, которые ясновидящий называет Высшими Мирами, так же неосознаваемы для них, как свет и цвет для слепого. Однако, тот факт, что слепой не может видеть света и цвета, не является аргументом против того, что они реальны и существуют. Точно так же, тот факт, что большинство людей не могут видеть сверхфизические Миры, не доказывает, что никто не может. Если слепой обретет зрение, он увидит свет и цвет.

Если высшие чувства тех, кто слеп к сверхфизическим Мирам, будут пробуждены правильными методами, они также смогут узреть Миры, ныне скрытые от них. В то время как многие люди совершают ошибку, относясь с недоверием к существованию и реальности сверхчувственных Миров, многие другие кидаются в противоположную крайность и, убедившись в истинности невидимых Миров, думают, что как только человек становится ясновидящим, вся истина немедленно открывается ему; что если человек может "видеть", он сразу "знает все" об этих высших Мирах. Думать так - это огромная ошибка. Мы охотно признаем ошибочность такого утверждения в вопросах нашей обычной жизни.

Мы не думаем, что человек, родившийся слепым и обретший зрение, немедленно "знает все" о Физическом Мире. Более того, мы знаем, что даже те из нас, кто всю жизнь имели возможность видеть окружающие нас вещи, далеки от обладания абсолютным знанием об этих вещах. Мы знаем, что требуются годы усердного и прилежного изучения, чтобы знать хотя бы о той ничтожно малой части вещей, с которой мы сталкиваемся в нашей обычной жизни, и, перефразируя афоризм Гермеса "как наверху, так и внизу", мы сразу понимаем, что так же должно быть и в других Мирах. В то же время верно и то, что возможности для приобретения знания в сверхфизических Мирах гораздо более велики, чем в нашем нынешнем плотном состоянии, но все же не настолько велики, чтобы совсем уничтожить необходимость тщательного изучения и возможность совершения ошибки при наблюдении. Фактически, все показания надежных и компетентных наблюдателей доказывают, что там требуется гораздо большая осторожность и внимательность при наблюдении, чем здесь.

Ясновидящие нуждаются в тренировке прежде, чем их показания обретут какую-то самостоятельную ценность, и чем большими знатоками они становятся, тем скромнее говорят они о том, что видят, тем больше прислушиваются к версиям других, знающих, как много там нуждающегося в изучении, и сознающих, как мало может уловить одиночный исследователь из всех деталей, с которыми связано его исследование. Этим же объясняется и наличие противоречивых версий, которые поверхностные люди принимают за доказательство отсутствия существования Высших Миров. Они утверждают, что если эти Миры существуют, исследователи должны обязательно приносить оттуда идентичные описания. Если 'мы возьмем иллюстрацию из обычной жизни, ложность такого утверждения станет очевидной.

Представьте, что газета посылает двадцать репортеров в какой-то город с заданием описать его. Репортеры являются (или должны быть) тренированными наблюдателями. Их делом является видеть все, и они должны уметь дать самое хорошее описание, какого только можно ожидать. Несомненно, однако, что от 20-ти репортеров не будет и двух совершенно одинаковых сообщений. Гораздо более вероятно, что все они будут совершенно разными. Хотя у некоторых из них основные моменты в описании могут быть совершенно различны по качеству и по деталям.

Являются ли различия в описаниях доказательством того, что этот город не существует? Конечно, нет! Различия объясняются тем фактом, что каждый видел город со своей особенной точки зрения, и вместо утверждения, что эти различные описания являются путающими и вредными, можно с уверенностью сказать, что внимательное прочтение их всех даст более полное и лучшее представление о городе, чем если бы прочтено было лишь одно из них, а остальные брошены в мусорную корзину. Каждое описание завершит и дополнит остальные. То же самое верно и в отношении отчетов, данных исследователями Высших Миров. Каждый обладает своим особым взглядом на вещи и может описать лишь то, что он видит со своей частной точки зрения. Его отчет может отличаться от отчетов, данных другими, но все они могут быть в равной степени правдивыми с точки зрения каждого отдельного обозревателя.

Иногда спрашивают: "А зачем вообще исследовать эти Миры? Не лучше ли изучить для начала один Мир, удовлетвориться пока уроками, которые нам следует выучить в Мире Физическом, и, если невидимые Миры существуют, почему не подождать с их исследованием, пока мы их достигнем?"

Но если бы мы знали наверняка, что в какой-то момент, рано или поздно, каждый из нас должен быть перевезен в далекую страну, где в новых и неизвестных условиях нам предстоит жить много лет, не разумно ли было бы узнать об этой стране заранее, до отъезда туда? Знание это очень облегчило бы нам приспособление к новым условиям.

В жизни есть лишь одна достоверность, и это - Смерть! Когда мы переходим в потустороннее и сталкиваемся с новыми условиями, их знание, конечно, является большой поддержкой для нас.

Но это еще не все. Чтобы понять Физический Мир, являющийся миром следствий, необходимо понимать сверхфизический Мир, являющийся миром причин. Мы видим движущиеся трамваи или слышим звяканье телеграфных инструментов, но загадочная сила, являющаяся причиной этих явлений, остается неведомой для нас. Мы говорим, что это электричество, но это название не дает нам никакого объяснения. Мы ничего не знаем о самой этой силе; мы видим и слышим лишь ее последствия. Если тарелку с холодной водой поместить в атмосферу достаточно низкой температуры, в ней начнут образовываться кристаллы льда, и мы сможем увидеть процесс их формирования. Линии, по которым вода кристаллизуется, были в ней все время как силовые линии, но были невидимы, пока вода не застыла. Красивые "морозные цветы" на оконном стекле являются видимым проявлением силовых токов Высших Миров, которые существовали все время, неузнанные большинством из нас, но тем не менее могущественные.

Таким образом, Высшие Миры - это миры причин, миры сил; и мы не можем в действительности понять Физический Мир, не зная других и не понимая сил и причин, по отношению к которым все материальные вещи являются лишь следствием.

Что же до реальности этих Высших Миров в сравнении с реальностью Физического Мира, как ни странным это может показаться, эти Высшие Миры, для большинства представляющиеся миражами, на самом деле являются куда более реальными и предметы в них куда более стойкими и неразрушимыми, чем предметы в Мире Физическом.

Это мы легко увидим на примере. Архитектор не начинает строить дом с добывания материалов и с приказа рабочим класть камни необдуманным путем, без мысли и плана. Он "обдумывает дом". Постепенно дом приобретает форму у него в голове и, в конце концов, появляется четкая идея будущего дома - мыслеформа дома. Этот дом еще не видим никому, кроме архитектора. Он делает его реально существующим на бумаге. Он чертит план, и на основе этого предметного образа, мыслеформы, рабочие строят дом из дерева, железа или камня, точно соответствующий мыслеформе, рожденной архитектором. Так мыслеформа становится материальной реальностью. Материалист будет настаивать, что последняя гораздо более реальна, прочна и вещественна, чем образ в голове архитектора. Но давайте вдумаемся. Дом не мог бы быть построен без мыслеформы. Материальный объект может быть уничтожен динамитом, землетрясением, огнем или гниением, но мыслеформа остается. Она будет существовать, пока жив архитектор, и из нее можно построить сколько угодно точно таких же домов, как разрушенный. Даже сам архитектор не может ее уничтожить. Даже после его смерти эта мыслеформа может быть восстановлена теми, кто умеет читать записи в памяти природы, о которых речь ниже.

Увидев, таким образом, разумность этих Миров, существующих вокруг нас, убедившись в их реальности, постоянности, а также полезности знания о них, мы теперь приступим к их рассмотрению в отдельности и по одному, начиная с Мира Физического.

ХИМИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО МИРА

В учении Розенкрейцеров Вселенная разделена на семь различных Миров, или состояний материи, следующим образом:

1 - Мир Бога.

2 - Мир Девственного Духа.

3 - Мир Божественного Духа.

4 - Мир Жизненного Духа.

5 - Мир Мысли.

6 - Мир Желаний.

7 - Физический Мир.

Это разделение не произвольно, а определено тем, что материя в каждом из этих Миров подчинена законам, практически недействительным в других Мирах.

Например, в Физическом Мире материя подвержена гравитации, сокращению и расширению. В Мире Желаний нет ни жары, ни холода и формы левитируют (летают, парят) так же легко, как и притягиваются. Расстояние и время также являются главенствующими факторами существования в Мире Физическом, но почти не существуют в Мире Желаний. Материя в этих Мирах также различается по плотности, причем Физический Мир является самым плотным из всех семи.

Каждый из Миров подразделяется на семь слоев, или подразделений материи. В Физическом Мире твердые тела, жидкости и газы составляют три наиболее плотных подразделения, в то время как остальные четыре - это эфиры различной степени плотности. В других Мирах неизбежны аналогичные подразделения, ибо материя, из которой они состоят, неодинаковой плотности. Нужно сделать еще два разграничения. Три плотных подразделения Физического Мира - твердые тела, жидкости и газы - составляют то, что принято называть Химическим Слоем. Вещество в этом слое и является основой для всех плотных Форм. Эфир - это также физическая материя. Она не однородна, как считает материалистическая наука, а существует в четырех различных состояниях. Она является проводником для проникновения животворящего духа, который наделяет жизненной силой все формы в Химическом Слое. Четыре более тонких, или эфирных, подразделения Физического Мира составляют то, что известно под названием Эфирного Слоя.

Внимательное рассмотрение эзотериком характеристик Физического Мира могло бы показаться излишним, если бы не тот факт, что он рассматривает все вещи с точки зрения, значительно отличающейся от точки зрения материалиста. Последний признает три состояния материи - твердое, жидкое и газообразное. Все они химические, потому что произошли из химических компонентов земли. Из этой химической материи построены все формы (виды) минералов, растений, животных и человека, а потому они в той же степени химические, как и вещества, которые принято называть таковыми. Таким образом, рассматриваем ли мы гору или облако, обволакивающее ее вершину, сок растения или кровь животного, паутину, крыло бабочки, или кость слова, воздух, которым мы дышим, или воду, которую пьем - все состоит из одной и той же химической субстанции.

Что, в таком случае, определяет проявление этой основной субстанции в множественном разнообразии Форм, которые мы видим вокруг? Это Единый Вселенский Дух, проявляющий Себя в видимом мире как четыре великих потока Жизни на различных ступенях развития. Этот четырехступенчатый духовный импульс формирует химическую материю Земли в разнообразные формы четырех Царств - минералов, растений, животных и человека. Когда форма выполнила свое назначение, как средство выражения для трех высших потоков жизни, химические силы дезинтегрируют эту форму для того, чтобы материя могла вернуться в свое первоначальное состояние, и была бы в таком виде пригодна для создания новых форм. Дух жизни, создающий форму для выражения самого себя, стоит, таким образом, вне материи, которую он использует, так же как плотник стоит вне и не зависит от дома, который он строит для себя самого.

Поскольку все формы минералов, растений, животных и человека - это химическая материя в ее примитивном состоянии.

Некоторые ученые утверждают, что чувством обладают все ткани, живые или мертвые, к какому бы царству они ни принадлежали. В эту категорию объектов, обладающих чувствами, они включают даже субстанции, классифицируемые как минералы, и в подтверждение своей точки зрения они приводят диаграммы с кривыми энергии, полученными при тестах.

Другая группа исследователей учит, что чувством не обладает даже тело человека, за исключением мозга, который является местом нахождения чувства. Они говорят, что мозг испытывает боль, а вовсе не палец, когда последний ранен. Так дом Науки разделяется против самого себя в этом, как и в большинстве других вопросов. Позиция, занимаемая каждой группой, частично верна. Все зависит от того, что мы подразумеваем под "чувством". И не нужно впадать в крайности. Если мы имеем в виду просто реакцию на воздействие, такую как отскок резинового мяча, брошенного на землю, тогда, конечно, правильно приписывать чувство минеральным, растительным и животным тканям; но если мы имеем в виду удовольствие и боль, любовь и ненависть, радость и горе, было бы абсурдным приписывать их низшим формам жизни, обособленным тканям, минералам в их естественном виде, или даже мозгу, потому что такие чувства являются выражением обладающего самосознанием бессмертного Духа, а мозг - это лишь клавиатура чудесного инструмента, на котором человеческий Дух, играет свою симфонию жизни, как музыкант выражает себя на своей скрипке.

Как есть люди, которые совершенно не могут понять, что должны быть и есть высшие Миры, так есть и другие, которые лишь немножко познакомившись с высшими сферами, тут же усваивают привычку недооценивать Физический Мир. Такое отношение столь же неверно, как и материалистическое.

Великие и мудрые Сущности, выполняющие волю и замысел Бога, поместили нас в эту физическую сферу для изучения великих и важных уроков, которые при других условиях выучены быть не могут; и нашим долгом является использовать наше знание высших Миров, чтобы выучить оптимальным для наших возможностей образом те уроки, которые этот материальный мир имеет нам преподать. В некотором смысле Физический Мир - это своего рода образцовая школа или экспериментальная станция, обучающая нас правильно действовать здесь и в других мирах. Он делает это независимо от того, знаем ли мы о существовании этих других миров, доказывая тем самым великую мудрость создателей этого плана.

Если бы мы были знакомы лишь с высшими Мирами, мы бы делали много ошибок, которые становились бы очевидными только с привнесением физических условий в качестве критерия. Например, представим изобретателя, разрабатывающего идею машины. Вначале он создает эту машину мысленно, причем в своем воображении он видит ее завершенной и действующей, исполняющей наилучшим образом ту работу, для которой она создана. Затем он создает чертеж проекта и, делая его, возможно, обнаруживает, что его первоначальный план требует изменений. Когда чертеж убедил его в осуществимости плана, он приступает к практическому созданию машины из подходящего материала.

Теперь, почти несомненно, он обнаружит, что требуются дальнейшие изменения, чтобы машина работала, как задумано. Возможно, он выяснит, что машина должна быть полностью переконструирована или даже что она совершенно бесполезна в ее нынешнем виде и должна быть отвергнута, а вместо нее должен быть создан новый план. Но, обратите внимание, ибо в этом весь смысл: новая идея или план будет создан с целью ликвидировать дефекты в бесполезной машине. Если бы материальная машина не была создана, сделав очевидными недостатки первоначальной идеи, вторая и правильная идея не была бы сформулирована. Это в равной степени применимо ко всем условиям жизни - социальным, коммерческим и филантропическим. Многие идеи кажутся отличными их создателям и даже могут хорошо выглядеть на бумаге, но при опробовании их практической полезности они часто не выдерживают испытания. Это, тем не менее, не должно нас обескураживать. Ведь верно, что мы большему научаемся из наших ошибок, чем из наших успехов, и если рассматривать этот Физический Мир в правильной сфере, это школа ценного опыта, в которой мы получаем уроки колоссальной важности.

ЭФИРНЫЙ СЛОЙ ФИЗИЧЕСКОГО МИРА

Как только мы вступаем в эту сферу природы, мы оказываемся в невидимом, неосязаемом мире, где наши обычные чувства подводят нас, в связи, с чем эта часть Физического Мира практически не исследована материалистической наукой.

Воздух невидим, тем не менее, современная наука знает, что он существует. При помощи приборов его скорость может быть измерена; посредством сжатия его можно сделать видимым в качестве жидкого воздуха. Однако, с эфиром это все не так просто. Материалистическая наука считает его необходимым, чтобы объяснить каким-то образом проходимость электричества, как с проводами так и без них. Она вынуждена теоретически обосновать наличие какой-то субстанции, более тонкой, чем все известные.

Она называет эту субстанцию "эфиром".

Материалистическая наука не знает, существует ли в действительности эфир, ибо изобретательность ученых до сих пор не дала им еще возможности изобрести сосуд, способный заключить в себе эту слишком неуловимую субстанцию.

Эфир нельзя ни измерить, ни взвесить, ни проанализировать никаким аппаратом из имеющихся ныне в распоряжении науки. Достижения современной науки великолепны. Однако, наилучший путь к раскрытию секретов природы - это не столько изобретение инструментов, сколько совершенствование самого исследователя. Человек имеет в себе, такие возможности которые уничтожают расстояние и компенсируют недостаток величины в гораздо большей степени, чем сила телескопа или микроскопа превосходит силу невооруженного глаза. Эти чувства или способности и есть средства, используемые метафизиком для исследования. Они - его "сезам откройся" в процессе поиска истины.

Для тренированного ясновидящего эфир так же реален и осязаем, как твердые, жидкие и газообразные вещества Химического Слоя для обычных существ. Он видит, что жизненные силы, дающие жизнь минеральным формам, растениям, животным и человеку, вливаются в эти формы при помощи четырех состояний эфира. Названия и специфические функции этих четырех эфиров следующие:

1. Химический эфир

Этот эфир и положителен, и отрицателен в своем проявлении. Силы, обусловливающие усвоение (ассимиляцию) и выделение (экскрецию), работают через него. Ассимиляция - это процесс, посредством которого различные питательные элементы пищи усваиваются телом растения, животного или человека. Это выполняется силами, с которыми мы познакомимся позднее. Эти силы работают вдоль положительного полюса химического эфира, притягивая необходимые элементы и встраивая их в соответствующие формы. Эти силы действуют не слепо или механически, но селективно (что хорошо известно ученым по производимому ими эффекту), добиваясь таким образом своей цели, состоящей в росте и поддержании тела.

Экскреция производится силами того же рода, но работающими вдоль отрицательного полюса химического эфира. Посредством этого полюса они выбрасывают из организма неподходящие для использования элементы пищи, а также и те, которые уже выполнили свою полезную роль в организме и должны быть вычищены из системы. Этот процесс, как и все другие процессы, не зависящие от человеческой воли, мудр, избирателен и не является просто механическим в своем действии, как видно, например, в случае работы почек, где моча фильтруется только в том случае, когда почки здоровы; в то же время известно, что если почки больны, ценные белки уходят вместе с мочой без помех и правильная селекция не производится вследствие ненормального их состояния.

2. Жизненный эфир

Если химический эфир является возможностью для действия сил, целью которых является поддержание отдельных форм, жизненный эфир - это путь действия сил, имеющих своей целью поддержание видов - их сил размножения.

Как и химический эфир, жизненный эфир также имеет свой положительный и отрицательный полюса. Силы, работающие вдоль положительного полюса, это те, что работают в особи женского рода в период беременности. Они дают ей возможность произвести положительную, активную работу порождения нового существа. С другой стороны, силы, работающие вдоль отрицательного полюса жизненного эфира, дают возможность мужской особи произвести семя.

В процессе работы над оплодотворенной маткой животного или человека, или над семенем растения, силы, работающие вдоль положительного полюса жизненного эфира, производят мужские особи растений, животных и человека, в то время как силы, выражающие себя через отрицательный полюс, генерируют женские особи.

3. Световой эфир

Этот эфир является и положительным, и отрицательным; и силы, действующие вдоль его положительного полюса, это силы, производящие то самое тепло крови в высших видах животных и в человеке, которое делает их индивидуальными источниками тепла. Силы, действующие вдоль отрицательного полюса светового эфира, оперируют через чувства, проявляясь в виде положительных функций зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Они также строят и выращивают глаз.

У хладнокровных животных положительный полюс светового эфира - это путь сил, обеспечивающих циркуляцию крови, а отрицательный полюс выполняет те же функции в отношении глаза, что и в случае высших животных и человека. В случае отсутствия глаз силы, действующие в отрицательном полюсе светового эфира, возможно, создают или выращивают другой чувствительный орган, как они делают это во всех видах, имеющих органы чувств.

В растениях силы, действующие вдоль положительного полюса светового эфира, обеспечивают циркуляцию сока в растении. Поэтому зимой, когда световой эфир не столь активно подзаряжается от солнечного света, как летом, живительная влага прекращает свое поступление до тех пор, пока летнее солнце снова не пополнит световой эфир своей силой. Силы, действующие вдоль отрицательного полюса светового эфира, дают хлорофилл, зеленую субстанцию растений, а также окрашивают цветы. Фактически, все краски во всех четырех Царствах привносятся посредством отрицательного полюса светового эфира. Поэтому животные имеют самую интенсивную окраску на спине, а цветы на той своей стороне, которая обращена к солнцу. В полярных районах земли, где солнечные лучи слабы, все краски бледнее и в некоторых случаях отпущены столь скупо, что зимой исчезают совсем и животные становятся белыми.

4. Отражающий эфир

Ранее указывалось, что идея дома, существовавшая в мозгу, может быть восстановлена посредством памяти природы даже после смерти архитектора. Все, что когда-либо случалось, оставило после себя неизгладимый след (неуничтожимое изображение) в этом отражающем эфире. Как гигантские папоротники времен детства Земли оставили свое изображение на угольных пластах и как движение ледников в прошлом можно проследить по следу, оставленному ими на скалах вдоль их пути, точно так же и мысли и действия людей неизгладимо фиксируются природой в отражающем эфире, в котором тренированный наблюдатель или медиум может читать их с точностью, соответствующей его возможностям.

Отражающий эфир заслужил это название более чем одной причиной, ибо картины в нем являются лишь отражением памяти природы. Настоящая память природы находится в гораздо более высоких сферах. Тщательно подготовленный ясновидящий не занимается чтением в этом отражающем эфире, так как картины в ней размыты и неясны по сравнению с теми, что могут быть найдены в более высоких сферах. Читающие в отражающем эфире это обычно те, у кого нет выбора, те, которые фактически не знают, что они читают. Как правило, обычные психометристы и медиумы берут свои сведения из отражающего эфира. В некоторой незначительной степени ученик оккультной школы на первых ступенях своего обучения также читает в отражающем эфире, но он предупреждается его учителями о недостаточности этого эфира как средства получения точной информации, чтобы он не сделал сразу неверных выводов.

Этот эфир является также средством, при помощи которого мысль запечатлевается в человеческом мозгу. В Мире Мысли три высших подразделения являются базой абстрактного мышления; отсюда и их собирательное название - Область Абстрактного Мышления. Четыре более плотных подразделения поставляют ментальное Вещество, в котором мы воплощаем и конкретизируем наши идеи, и названы поэтому Областью Конкретного Мышления. Отражающий эфир Физического Мира самым непосредственным образом связан с четвертым подразделением Мира Мысли. Это высочайшее из четырех подразделений Области Конкретного Мышления и является обиталищем человеческого разума. Там находится гораздо более точная версия памяти природы, чем в отражающем эфире.

МИР ЖЕЛАНИЙ

Как и Физический Мир и все другие сферы природы, Мир Желаний имеет семь подразделений, называемых Слоями, но в отличие от Физического Мира, он не имеет больших разделов, соответствующих Химическому и Эфирному Слоям. Материя желания в Мире Желаний продолжает существовать во всех его семи подразделениях, или Слоях, как материал для воплощения желаний. Если Химический Слой является сферой формы, а Эфирный Слой - обиталищем сил, производящих жизнедеятельность в этих формах и дающих им возможность жить, двигаться и размножаться, то силы в Мире Желаний, действуя в оживленном плотном теле, заставляют его двигаться в том или ином направлении.

Если бы существовала только деятельность Химического и Эфирного Слоев Физического Мира, то налицо были бы формы живые, способные двигаться, но лишенные побудительных мотивов к действию. Эти побудительные мотивы (стимулы) даются космическими силами, действующими в Мире Желаний, и без этой деятельности, пробивающейся сквозь каждую нить оживленного тела, побуждая его действовать в том или ином направлении, не было бы ни опыта, ни морального роста. Функции различных Эфиров обеспечивали бы физический рост формы, но рост моральный отсутствовал бы полностью. Эволюция была бы абсолютно невозможна как для форм, так и для жизни в целом, ибо формы поднимаются на более высокую ступень лишь в результате морального роста. Из этого мы сразу видим всю огромную важность этой сферы природы.

Мечты, желания, страсти и чувства выражают себя в материи различных Слоев Мира Желаний так же, как формы и черты выражают себя в Химическом Слое Физического Мира. Они принимают формы, существующие более или менее длительное время, в зависимости от интенсивности желания, воли или чувства, воплощенного в них. В Мире Желаний различия между силами и материей не так определенны и очевидны, как в Физическом Мире. Можно сказать, что здесь понятия силы и материи идентичны и взаимозаменимы. Это не совсем так, но можно сказать, что в некоторой степени Мир Желаний состоит из энергий. Говоря о материи Мира Желаний, верно будет сказать, что она на одну степень отличается по своей плотности от материи Физического Мира, но мы будем придерживаться совершенно неверной теории, если сочтем, что это более тонкая физическая материя.

Хотя такого мнения и придерживаются многие изучавшие оккультные философии, оно полностью ошибочно. Неверное впечатление возникает, в основном, из-за того, что трудно дать полное и точное описание, необходимое для глубокого понимания высших Миров. К сожалению, наш язык приспособлен для описания физических вещей и совершенно недостаточен для описания условий сверхфизических сфер, поэтому все, что говорится об этих сферах, должно приниматься как субъективное представление, а не как точное описание.

Хотя гора и маргаритка, человек, лошадь и кусок железа состоит из одной первичной атомной субстанции, мы не говорим, что маргаритка это более тонкая форма железа. Так же невозможно объяснить словами изменения или разницу в физической материи, когда она преломляется в материю желания. Если бы разницы не было, то эта материя подчинялась бы законам Физического Мира, а это не так.

Закон материи Химического Слоя - инерция, т. е. тенденция "охранять статус кво. Нужна определенная сила, чтобы преодолеть эту инерцию и побудить тело, находящееся в покое, к движению или остановить тело, находящееся в движении. С Материей в Мире Желаний все иначе. Сама эта материя почти живая. Она находится в непрерывном движении, изменяется, принимая все вообразимые и невообразимые формы с непостижимой скоростью и легкостью, одновременно сверкая и искрясь в тысяче постоянно меняющихся оттенков цветов, несравнимая ни 'С чем известным нам в этом физическом состоянии сознания. Нечто весьма отдаленно напоминающее действие и вид этой материи будет видно в игре красок на морской раковине, если выставить ее на солнечный свет и двигать взад и вперед.

Вот это и есть Мир Желаний - постоянно меняющийся свет и цвет - в котором силы животного и человека переплетаются с силами бесчисленных Иерархий духовных Сущностей, которые не появляются в нашем Физическом Мире, но в Мире Желаний так же активны, как мы здесь. Ниже мы будем говорить о некоторых из них, и будет описана их роль в эволюции человека.

Силы, посланные этим сонмом разнообразных Сущностей, формируют постоянно меняющуюся материю Мира Желаний в бесчисленные формы, более или менее долговечные, соответственно кинетической энергии родившего их импульса. Из этого поверхностного описания можно понять, как трудно сохранить равновесие в Мире Желаний неофиту, внутренние глаза которого только что открылись.

Тренированный ясновидящий вскоре перестает удивляться немыслимым описаниям, иногда приносимым медиумами. Они могут быть вполне честными, но возможностей смещения фокуса слишком много, и возможностей тончайших, поэтому удивляться приходится скорее тому, что они хоть иногда приносят верную информацию. Всем нам пришлось учиться в дни нашего младенчества, в чем мы легко можем убедиться, наблюдая младенца. Мы обнаружим, что малыш тянется к предметам на другой стороне комнаты или улицы, или к луне. Он совершенно не в состоянии оценить расстояние. Слепой, которому вернули зрение, будет поначалу закрывать глаза, чтобы перейти из одного места в другое, заявляя, что пока он не научится пользоваться глазами, ему легче ходить по ощущению, чем при помощи зрения. Так и человек, чьи внутренние органы восприятия оживлены, должен учиться пользоваться своими новообретенными возможностями.

Вначале неофит попытается приложить к Миру Желаний знания, почерпнутые из его опыта в Физическом Мире, потому что он еще не изучил законов Мира, куда он вступает. Это источник множества неприятностей и трудностей. Прежде чем он сможет понимать, он должен стать как малый ребенок, впитывающий знания без ссылок на какой бы то ни было предыдущий опыт.

Чтобы прийти к правильному пониманию Мира Желаний, необходимо осознать, что он является Миром чувств, желаний и эмоций. Все они находятся под руководством двух великих сил - Привлекательности и Отталкивания (Симпатии и Антипатии), которые действуют в трех более плотных Слоях Мира Желаний иначе, чем они действуют в трех более тонких, или высших, Слоях, в то время как Центральный Слой может быть назван нейтральной территорией.

Этот нейтральный Слой есть Слой чувства (ощущения). Здесь заинтересованность или безразличие к объекту или идее перевешивают в пользу одной из двух вышеупомянутых сил, тем самым направляя объект или идею в три низших или три высших Слоя Мира Желаний, или отбрасывают ее вовсе. Сейчас мы увидим как это происходит.

В тончайшей и редчайшей субстанции трех высших Слоев Мира Желаний царствует одна лишь Привлекательность, но она же присутствует в некоторой степени и в более плотной материи трех низших Слоев, где она противодействует доминирующей там силе Отталкивания, Отвращения. Разрушительная сила Отвращения быстро уничтожила бы любую форму, попавшую в эти три низших Слоя, если бы не это противодействие. В самом плотном и низшем слое, где она сильнее всего, сила Отвращения рвет и ломает созданные там формы так, что страшно смотреть, и тем не менее это не варварская сила. Ничто в природе не является варварским. Все, что таковым выглядит, работает все-таки в направлении Добра. Так и с этой силой в ее работе в низшем Слое Мира Желаний. Формы здесь - это дьявольские создания, рожденные грубейшими страстями и желаниями человека и животных.

Тенденцией всякой формы в Мире Желаний является привлекать к себе все, что она может привлечь из сходного с ней по природе, и расти таким образом. Если бы эта тенденция к привлечению доминировала и в низших Слоях, зло росло бы, как сорняк. Вместо порядка в Космосе была бы анархия. Это предотвращается превосходящей властью силы Отталкивания в этом Слое. Когда форма низменного желания привлекается к другой форме того же рода, появляется разлад в их вибрациях, вследствие чего они оказывают друг на друга разрушительное действие. Таким образом, вместо объединения и слияния зла со злом они действуют взаиморазрушающе, и таким путем зло в мире содержится в допустимых границах. Если мы рассматриваем работу этой пары сил в таком свете, нам становится понятным эзотерический афоризм: "Ложь - это и убийство, и самоубийство в Мире Желаний".

Все случающееся в Физическом Мире отражается во всех Других сферах природы и, как мы уже видели, создает соответствующую себе форму в Мире Желаний. Когда событию дается правильная оценка, создается еще одна форма, полностью повторяющая первую. Затем они притягиваются друг к другу и сливаются, усиливая друг друга. Однако, если оценка сделана неверно, создается форма, отличная и антагонистичная первоначальной и верной. Поскольку они относятся к одному и тому же событию, они взаимопритягиваются, но поскольку их вибрации различны, они действуют друг на друга взаиморазрушительно.

Поэтому зло и злонамеренная ложь могут убить любое доброе дело, если они достаточно сильны и достаточно часто повторяются. Но и наоборот, если искать доброе в злом, это со временем превратит зло в добро. Если форма, созданная для уменьшения зла, слаба, она не будет иметь никакого эффекта и будет уничтожена злой формой; но если она сильна и часто повторяется, ! она будет иметь разрушительный эффект на зло и заменит его добром. Этот эффект, пусть это будет правильно понято, достигается не ложью и не отрицанием наличия зла, а поиском доброго. Эзотерик непреклонно придерживается этого принципа поиска добра во всем, потому что он знает, какой силой сдерживания зла обладает этот принцип.

Одна из притч об Иисусе хорошо иллюстрирует этот момент. Однажды, когда он гулял со своими учениками, они миновали разлагавшийся и отвратительно пахнувший собачий труп. Ученики отвернулись, с отвращением комментируя мерзкое зрелище; но Иисус посмотрел на тело собаки и сказал: "И жемчуг не белее ее зубов". Он был полон решимости увидеть доброе, ибо он знал, какой положительный эффект выражение этого доброго будет иметь в Мире Желаний.

Низший Слой в Мире Желаний называется Слоем Страстей I и Чувственных Желаний. Второе подразделение лучше всего охарактеризовано его названием "Слой Впечатлительности". Здесь действие сил близнецов - Привлекательности и Отталкивания. Отвращения - полностью уравновешено. Это нейтральный Слой, поэтому все наши впечатления, построенные из материи этого Слоя, нейтральны. И лишь когда в действие приводятся чувства-близнецы, с которыми мы познакомимся в четвертом Слое, в игру вступают и силы близнецы. Однако, само по себе впечатление о чем-либо совершенно отдельно от чувства, которое из него рождается. Впечатление нейтрально и относится к деятельности второго Слоя Мира Желаний, где силы-чувственного восприятия создают изображение на жизненном теле человека.

В третьем Слое Мира Желаний сила Привлекательности (Симпатия) - объединяющая сила - уже одержала верх в борьбе с силой Отвращения, с ее разрушительной тенденцией. Если мы поймем, что главной движущей пружиной этой силы Отвращения является самоуверенная напористость, отталкивание всех других с целью освободить место для себя, мы поймем, что она очень легко уступает место желанию обладать другими вещами, так что субстанция третьего Слоя Мира Желаний в основном доминируется силой Влечения (Привлекательности) к другим вещам, но корыстным образом, и поэтому этот слой назван Слоем желаний (хотений).

Слой грубых Желаний может быть уподоблен твердым телам в физическом Мире; Слой Впечатлений - жидкостям; а неустойчивый, недолговечный характер Слоя Желаний - хотений делает его сравнимым с газообразной частью Физического Мира. Эти три Слоя дают материал для создания форм, положительно отражающихся на опыте, духовном росте и эволюции, ликвидируя своевременно разрушительные силы и сохраняя то, что может быть использовано для прогресса.

Четвертый Слой Мира Желаний - это Слой Чувства. Отсюда приходит чувство, касающееся уже описанных форм, и от рожденного ими чувства зависит жизнь, которую они имеют для нас, а также их влияние на нас. Являются ли рассматриваемые объекты или идеи плохими или хорошими сами по себе, на данном этапе неважно. Определяющим фактором в судьбе объекта или идеи является наше чувство - либо Интереса, либо Безразличия.

Если чувство, с которым мы встречаем представление об объекте или идее, является Интересом, оно оказывает такой же эффект на это представление, как солнечный свет и воздух на растение. Эта идея будет расти и процветать в нашей жизни. Если, напротив, мы встречаем представление об идее с Безразличием, она увядает, как растение, помещенное в темный подвал.

Таким образом, из этого центрального Слоя Желаний приходит стимул к действию или решение воздержаться от такового (хотя последнее также является действием в глазах эзотерика), ибо на нынешней стадии нашего развития эта пара чувств - Интерес и Безразличие - дают побудительный мотив к действию и являются теми пружинами, которые двигают мир. На более поздней стадии эти чувства перестанут иметь какой-либо вес. Тогда определяющим фактором станет долг.

Интерес дает начало силам Привлекательности и Отталкивания.

Безразличие просто уничтожает объект или идею, против которой оно направлено, постольку, поскольку она имеет отношение к нам.

Если наш интерес к объекту или идее рождает Отталкивание, это, естественно, побуждает нас вычеркнуть из нашей жизни всякую связь с таким объектом или идеей; но между действием силы Отталкивания-Отвращения и просто чувства Безразличия есть большая разница. Возможно, следующая иллюстрация сделает более ясным действие пары Чувств и пары Сил.

Три человека идут по дороге. Они видят больную собаку, она покрыта язвами и ясно страдает чрезвычайно от боли и жажды. Это очевидно для всех троих - их восприятие свидетельствует об этом. Далее приходит чувство. Двое проявляют "интерес" к животному, а в третьем появляется чувство "безразличия". Он проходит мимо, бросая собаку на произвол судьбы. Двое остаются; оба они заинтересованы, но проявляют это совершенно по-разному. Интерес одного вызван сочувствием и желанием помочь, побуждая его позаботиться о бедном животном, облегчить его боль и вылечить. В нем чувство интереса породило силу Привлекательности. Интерес второго человека совершенно иного рода. Он видит лишь отвратительное зрелище, вызывающее в нем омерзение и желание избавить от него себя и мир как можно скорее. Он прямо советует убить животное и похоронить его. В нем чувство интереса породило разрушительную силу Отвращения.

Когда чувство интереса возбуждает силу Привлекательности и она направлена на низменные объекты и желания, они проявляют себя в низших Слоях Мира Желаний, где работает, как уже было описано, противодействующая сила Отвращения. Результатом борьбы пары сил - Привлекательности и Отвращения - и являются боль и страдание, сопутствующие дурным поступкам или неверно направленным усилиям, как намеренным, так и ненамеренным.

Из этого мы видим, как чрезвычайно важно Чувство, которое мы испытываем к чему-либо, ибо от этого зависит атмосфера, которую мы создаем для себя. Если мы любим добро, мы будем как ангелы-хранители оберегать и пестовать все доброе вокруг нас; если же наоборот - мы заселим свой путь демонами, которых мы сами же наплодили.

Названия трех высших Слоев Мира Желаний это "Слой Духовной Жизни", "Слой Духовного Света" и "Слой Духовных Сил". Здесь пребывают Искусство, Альтруизм, Филантропия и все виды деятельности высшей жизни души. Если мы подумаем об этих Слоях как об источнике качеств, указанных в их названиях, для форм трех низших Слоев, мы правильно поймем высшую и низшую деятельность.

Силы души, однако, могут быть на какое-то время использованы для дурных целей, так же, как и для добрых, но в конце концов сила Отвращения разрушает зло, а сила Привлекательности строит на его сокрушенных руинах добродетель. Все, в конечном счете, работает совместно на Добро.

Физический Мир и Мир Желаний не разделены между собой пространством. Они ближе друг к другу, чем руки и ноги. Нет необходимости двигаться, чтобы попасть из одного в другой или из одного Слоя в следующий. Точно так же, как твердые тела, жидкости и газы находятся все вместе в нашем теле, взаимопроникая друг друга, так и различные Слои Мира Желаний находятся внутри нас. Мы снова можем сравнить силовые линии, по которым образуются кристаллы льда в застывающей воде, с невидимыми причинами, возникающими в Мире Желаний и проявляющимися в Физическом Мире, давая нам побуждение к действию, куда бы оно ни было направлено.

Мир Желаний с его бесчисленными обитателями, проникает физический Мир, как силовые линии проникают (пронизывают) воду - невидимые, но вездесущие и могущественные, как причина всего в Физическом Мире.

МИР МЫСЛИ

Мир Мысли также состоит из семи Слоев, различных по их качествам и по плотности и, как Физический Мир, Мир Мысли разделен на два основных отдела - Область Конкретной Мысли, охватывающая четыре наиболее плотных Слоя; и Область Абстрактной Мысли, охватывающая три Слоя тончайшей субстанции. Мир Мысли является центральным среди пяти миров, из которых человек получает свои проводники. Здесь соприкасаются дух и тело. Он также является высшим из трех Миров, в которых в настоящее время происходит эволюция человека, ибо два высших Мира, практически, находятся пока что в латентном состоянии по отношению к человеку.

Мы знаем, что материалы Химического Слоя используются для строительства всех Физических форм. Эти формы получают жизнь и способность двигаться благодаря силам, работающим в Эфирном Слое, а некоторые из этих живых форм побуждаются к деятельности посредством пары Чувств Мира Желаний. Область Конкретной Мысли поставляет мыслительную материю, в которой идеи, рожденные в Области Абстрактной Мысли, облекают себя в мыслеформы, которым предстоит действовать в качестве регуляторов и уравновешивающих механизмов на импульсы, порожденные в Мире Желаний влиянием из Мира Физических Явлений.

Из этого мы видим, как три Мира, в которых развивается в настоящее время человек, дополняют друг друга, составляя целое, провозглашающее Высшую Мудрость Великого Архитектора (системы, к которой мы принадлежим), кого мы чтим под святым именем Бога.

Рассматривая более подробно несколько подразделений Области Конкретной Мысли, мы обнаруживаем, что прототипы физических форм, независимо от того, к какому царству они принадлежат, находятся в ее низшем подразделении, или в "Континентальном Слое". В этом Континентальном Слое находятся также прототипы континентов и островов земного шара, и соответственно этим прототипам они сформированы. Изменения в земной коре должны вначале быть произведены в Континентальном Слое.

До того как изменены прототипные модели. Сущности, которых мы (чтобы скрыть наше невежество в вопросе о них) называем "Законы Природы", не могут создать Физических условий, изменяющих физические черты Земли в соответствии с изменениями, намеченными Иерархиями, ответственными за эволюцию. Они планируют изменения, как архитектор планирует переделку здания прежде, чем рабочие дают этим планам конкретное выражение. Аналогичным образом, изменения флоры и фауны происходят благодаря метаморфозам в соответствующих им прототипах.

Говоря о прототипах всех многообразных форм в плотном мире, не следует думать, что эти прототипы - это просто модели в таком же смысле, как какой-нибудь объект, сконструированный в миниатюре или в ином материале, чем тот, что требуется в правильном и законченном виде на практике. Это не просто подобия или модели форм, которые мы видим вокруг нас, но созидательные прототипы, то есть, они моделируют формы в Физическом Мире по своему образу или образам, так как часто многие работают совместно над созданием одного определенного вида, причем каждый прототип дает часть от себя для создания требуемой формы.

Второе подразделение Области Конкретной Мысли называется "Океанический Слой". Его лучше всего описать как текучее, пульсирующее жизненное начало. Все силы, работающие посредством четырех эфиров, составляющих Эфирный Слой, находятся там в виде прототипов. Это поток текущей жизни, пульсирующей во всех формах; как кровь пульсирует в теле, так и жизнь во всех формах. Здесь тренированный ясновидящий видит, как верно, что "вся жизнь едина".

"Воздушный Слой" - это третье подразделение Области Конкретной Мысли. Здесь мы находим прототипы желаний, страстей, чувств и эмоций, которые мы переживаем в Мире Желаний. Здесь вся деятельность Мира Желаний появляется в виде атмосферных условий. Как поцелуй летнего бриза действуют на восприятие ясновидящего чувства удовольствия и радости; вздохами ветра в вершинах деревьев кажутся тоскливые желания души; и как вспышки молнии - страсти, воюющих народов. Кроме того, в атмосфере Области Конкретной Мысли находятся и картины эмоций человека и животных.

"Слой Прототипных Сил" - четвертое подразделение Слоя: Конкретной Мысли. Это центральный и самый важный Слой во всех пяти Мирах, где происходит вся эволюция человека. По одну сторону этого Слоя находятся три высших Слоя Мира Мысли Мир Жизненного Духа и Мир Божественного Духа. По другую сторону этого Слоя Прототипных Сил находятся три низших Слоя Мира Мысли, Мир Желаний и Физический Мир. Таким образом, этот Слой становится своего рода центром скрещения Сфер Духа и Миров Форм. Это фокусная точка, где Дух отражается в Материи.

Как подразумевает название этого Слоя, он является обиталищем Прототипных Сил, которые направляют деятельность прототипов в Области Конкретной Мысли. Из этого Слоя Дух формирующим образом воздействует на материю. {Диаграмма 1} демонстрирует эту идею схематически, показывая, что формы в низшем Мире являются отражением Духа в высших Мирах. Пятый Слой, ближайший к фокусной точке со стороны Духа, отражается в третьем Слое, ближайшем к фокусу со стороны Форм. Шестой Слой отражается во втором, а седьмой - в первом.

Вся Область Абстрактной Мысли отражается в Мире Желаний; Мир Жизненного Духа - в Эфирном Слое Физического Мира; а Мир Божественного Духа - в Химическом Слое Физического Мира.

{Диаграмма 2} дает исчерпывающее представление о семи Мирах, являющихся сферой нашего развития, но мы должны четко представлять, что эти Миры находятся не один над другим, как это показано в диаграмме. Они взаимопроникающи - то есть, как в случае сравнения взаимоотношений Мира Желаний с Физическим Миром мы уподобляли Мир Желаний силовым линиям в замерзающей воде, а саму воду - Физическому Миру, таким же образом мы можем уподобить силовым линиям любой из семи Миров, и при этом вода, как в нашем примере, будет соответствовать следующему по плотности Миру. Следующая иллюстрация, возможно, сделает предмет более ясным.

Возьмем сферической формы губку, которая будет представлять плотную землю - Химический Слой. Представьте, что песок проникает все поры губки, а также образует слой вокруг нее. Пусть песок представляет Эфирный Слой, который аналогичным образом проникает плотную землю и выходит за пределы ее атмосферы.

Давайте теперь представим, что эта губка и песок погружены в шарообразный стеклянный сосуд, наполненный чистой водой и немного больший по размеру, чем губка и песок. Мы помещаем губку и песок в центр сосуда, как желток в яйце помещен в центре белка. Теперь мы имеем пространство с чистой водой между песком и сосудом. Вода в целом будет представлять Мир Желаний, ибо точно так же, как вода просачивается между песчинками сквозь каждую пору губки и образует чистый слой, так и Мир Желаний проникает плотную Землю и эфир и выдается за пределы обеих этих субстанций.

Мы знаем, что в воде есть воздух, если мы представим, что воздух в нашем примере представляет Мир Мысли, мы будем иметь ясную мысленную картину проникновения более тонкого Мира Мысли сквозь два более плотных Мира.

Наконец, представьте, что сосуд, содержащий губку, песок и воду, помещен в центр большего по размеру шарообразного сосуда: тогда воздух в пространстве между двумя сосудами будет представлять ту часть Мира Мысли, которая выходит за пределы Мира Желаний.

Каждая планета в нашей солнечной системе имеет три таких взаимопроникающих Мира, и если мы представим каждую планету, состоящую из трех Миров, как отдельную губку, а четвертый Мир, Мир Жизненного Духа - как воду в большом сосуде, где плавают эти триединые отдельные губки, мы поймем, что как вода в сосуде заполняет пространство между губками и проникает сквозь них, так и Мир Жизненного Духа заполняет межпланетное пространство и проникает сквозь отдельные планеты. Он образует общую связь между ними, так что если необходима лодка и умение ею управлять, чтобы плыть из Америки в Африку, то так же необходимо иметь под нашим сознательным контролем средство передвижения, связанное с Миром Жизненного Духа, чтобы иметь возможность путешествовать с одной планеты на другую.

Аналогично тому, как Мир Жизненного Духа связывает нас с другими планетами в нашей собственной солнечной системе. Мир Божественного Духа связывает нас с другими солнечными системами. Мы можем рассматривать солнечную систему как отдельную губку, плавающую в Мире Божественного Духа, тогда станет очевидным, что для путешествий из одной солнечной системы в другую необходимо иметь возможность сознательно функционировать в высочайшем проводнике человека - в Божественном Духе.

[Соотношение видимого и невидимых миров]

[Семь миров]

[Четыре царства]

Главы из книги: Макс Гендель

«Космогоническая концепция розенкрейцеров»

ОСНОВНОЙ КУРС ПО ПРОШЛОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО НЫНЕШНЕЙ КОНСТИТУЦИИ И БУДУЩЕМУ РАЗВИТИЮ

Переведено с английского издания 1911 г.

Продолжение следует...
Вернуться назад