ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Таш-Рабат - необычное архитектурное сооружение на Великом шелковом пути

Таш-Рабат - необычное архитектурное сооружение на Великом шелковом пути


18-02-2010, 15:04. Разместил: VP

ТАШ-РАБАТ - КАРАВАН-САРАЙ ИЛИ ЗАМОК?

 

Ю.С.Худяков, доктор исторических наук, Институт археологии и этнографии СО РАН Новосибирск

<!-- article_image.html #T#( -->
Вид Таш-Рабата с северной стороны (фото автора)

 

 

 

В Средние века снаряжение торговых караванов, проходящих по трассам Великого шелкового пути многодневные маршруты, было делом рискованным. Поэтому для обеспечения безопасности купцов и их товаров на многих торговых путях в странах Ближнего и Среднего Востока строились караван-сараи — сооружения для приема и отдыха торговцев и вьючных животных, а также временного хранения товаров. Их возводили вдоль караванных торговых путей в определенных, иногда удаленных и безлюдных, в стороне от населенных пунктов, местах, рассчитанных на проживание торговцев в течение нескольких дней после длительного перехода. А по проторенным путям, где шли проповедники разных религий, возводились культовые постройки, храмы и монастыри. Архитектура этих сооружений в разных регионах Внутренней Азии имеет как схожие черты, так и существенные различия.

Одно из таких необычных каменных сооружений расположено в долине речки Таш-Рабат, притока р.Кара-Коюн, протекающей вдоль отрогов Ат-Башинского горного хребта в Центральном Тянь-Шане, на территории Республики Кыргызстан. В древние времена по долине этой реки проходил торговый путь, связывавший Чуйскую и Ферганскую долины с Кашгаром.

Развалины Таш-Рабата издавна привлекали внимание жителей Ат-Башинского высокогорного плато — кыргызов (скотоводов и охотников), которые считали эту, сложенную из камня постройку, расположенную на большой высоте в узком горном ущелье, сооружением весьма необычным и связывали с ним свои старинные легенды. В конце XIX — начале XX в. Таш-Рабат неоднократно посещали, осматривали и оставили его описания, планы, зарисовки многие ученые и путешественники. Среди них был казахский просветитель, находившийся на российской военной службе, Чокан Валиханов, крупнейший специалист по древней и средневековой истории Средней Азии В.В.Бартольд, археолог А.Н.Бернштам и многие другие исследователи. Они по-разному оценивали время сооружения, определяли назначение и культурную принадлежность этого комплекса. Некоторые ученые считали Таш-Рабат караван-сараем эпохи позднего средневековья, другие склонялись к мысли, что это строение представляет собой развалины христианского несторианского монастыря. В конце 1970-х — начале 1980-х годов на этомпамятнике проводили исследовательские работы сотрудники экспедиции Института истории Академии наук Киргизской ССР. Результаты их исследований были отражены в книге С.Я.Перегудовой, обобщившей все доступные сведения об этом памятнике [1]. Она определила Таш-Рабат как стационарный культовый ижилой комплекс с обрядовым залом и кельями, сооруженный среднеазиатскими христианами-несторианами в X—XI вв. В 1980-х годах этот ценный памятник историко-культурного наследия Кыргызстана был отреставрирован сотрудниками министерства культуры Кыргызской республики, после чего он стал использоваться для показа приезжим туристам из разных стран.

Вид Таш-Рабата со стороны входных ворот (фото автора)
Вид Таш-Рабата со стороны входных ворот (фото автора)

Летом 2007 г. во время фестиваля, проводившегося в Ат-Башинском районе ассоциацией «Дордой» по случаю открытия музея при средневековой крепости Кошой-Коргон, автору этих строк удалось побывать в Таш-Рабатском ущелье и осмотреть это уникальное сооружение. Полностью восстановленный и отреставрированный Таш-Рабат представляет собой почти квадратное по планировке здание, представляющее собой средневековый замок, целиком перекрытый сплошной горизонтальной крышей с возвышающимся в западной части сферическим куполом. Главный фасад здания расположен с восточной стороны. Это высокая, мощная каменная стена с угловыми башнями и воротами с высоким порталом и аркой. Снаружной стороны вдоль восточной стены расположен широкий уступ — суфа и предвходовая площадка, вымощенная каменными плитами. Три другие стены не имеют нидверей , ни окон. Здание основательно встроено в склон горы, под которой оно сооружено. Его западная стена возвышается над поверхностью горного склона чуть более метра. Боковые стены, спускаясь по склону горной террасы, соединяют низкую западную с высокой восточной фасадной стеной. Все помещения, расположенные внутри внешних стен, перекрыты общей крышей со сферическим куполом. Внутри здания от ворот, расположенных по центру восточной стены, до западной стены проходит центральный коридор. Он упирается в квадратный зал, над которым возвышается купол. По обе стороны от коридора и зала расположены различные помещения: длинные прямоугольные и небольшие квадратные комнаты. Вдоль стен в некоторых помещениях имеются уступы. Пол в боковых комнатах расположен ниже, чем в центральном коридоре. Как отметила в своей книге С.Я.Перегудова, принимавшая участие в обмерах, снятии планов и раскопках этого сооружения, внешние стены постройки почти вдвое толще внутренних стен-перегородок. Пол во многих помещениях был перекрыт слоем золы с остатками древесного угля. Внутри помещений было найдено много фрагментов керамической посуды и керамический светильник — чираг. В настоящее время в одной из боковых комнат находится в наклонном положении довольно крупный каменный мельничный жернов с квадратным сквозным отверстием в центре. На поверхности внутренней стороны купола сохранились фрагменты стилизованной растительной орнаментации. Из-за отсутствия окон в большей части помещений даже днем довольно темно, небольшие отверстия имеются по периметру купола и в перекрытии здания.

Вокруг здания и по склону горного увала расположен могильник. На поверхности видны каменные выкладки, отдельные каменные плиты и земляные насыпи. На некоторых могилах видны следы недавних раскопок. Видимо, окрестное население продолжало хоронить умерших и после того, как сооружение перестало функционировать. Имеются сведения, что на этом кладбище погребали своих умерших соплеменников дунгане, мигрировавшие из Кашгара в пределы Российской империи в конце XIX в.

Мельничный жернов в одном из помещений (фото автора)
Мельничный жернов в одном из помещений (фото автора)

Хотя облик Таш-Рабата свидетельствует о том, что он построен в традициях средневекового среднеазиатского зодчества, необычность его конструкции привела к тому, что исследователи по разному оценивали назначение этого сооружения. Большинство из них считали, что оно служило караван-сараем, поскольку здание расположено в ущелье, по которому проходит горная тропа, ведущая из Ат-Баши в Кашгар, по которой могли проходить торговые караваны, а планировка стен с башнями и портальными воротами характерна для многих средневековых караван-сараев в Средней Азии. Однако у этого здания нет внутреннего двора, где обычно на период отдыха караванщики разгружали и размещали вьючных животных. Поэтому некоторые ученые (включая упомянутую Перегудову) считали Таш-Рабат не караван-сараем, а несторианским монастырем, сооруженном в глухом горном ущелье вдали от иноверцев. Правда, никаких находок предметов христианского культа, свидетельствующих в пользу такого предположения, в процессе раскопок не было обнаружено. На кладбище вокруг Таш-Рабата не было могил с несторианскиминадгробиями , подобных тем, что сохранились на средневековых христианских могильниках в Чуйской долине. Вероятно, для успешного решения столь спорного вопроса необходимо продолжить изучение этого интересного памятника.

После реконструкции Таш-Рабат продолжает привлекать туристов со всего мира. В день нашего пребывания здесь побывала группа из Швейцарии. Для памятника, расположенного в отдаленном высокогорном районе, где нет проторенных дорог и современного сервиса, это важное свидетельство возможностей для сохранения и дальнейшего изучения Таш-Рабата.

Литература

1. Перегудова С.Я. Таш-Рабат (по материалам архитектурно-археологического исследования). Фрунзе, 1989.
2. Галицкий В.Я., Плоских В.М. К изучению Таш-Рабата // По следам памятников истории и культуры Киргизстана. Фрунзе, 1982.

 

 

 

 



Вернуться назад