ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > 7 мифов об античности. Доходы и расходы римского легионера
7 мифов об античности. Доходы и расходы римского легионера25-03-2016, 08:59. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
||||||||||||
7 мифов об античностиСписок человеческих заблуждений, с помощью которого можно узнать о важнейших явлениях культуры Древней Греции и в очередной раз убедиться, что эта культура еще интереснее, чем мы думали Подготовила Ольга Бартошевич-Жагель 300 спартанцев спасли ГрециюБитва при Фермопилах. Картина Массимо д’Адзельо. 1823 год © Bridgeman Images / Fotodom Вероятно, самая известная битва в истории Древней Греции — это Битва при Фермопилах, случившаяся в 480 году до нашей эры, когда спартанский царь Леонид и триста его воинов героически отбили атаки огромной армии персов (во главе с Ксерксом) и спасли Грецию от разгрома и порабощения. «300 спартанцев» и «Фермопилы» уже несколько веков выступают символом героического сопротивления превосходящим силам противника — последний раз этот сюжет был разыгран в блокбастере «300» Зака Снайдера (2007 года).
Однако и Геродот, и другой древнегреческий историк, Эфор Кимский, от которых мы получили основные сведения об этом сражении (версия Эфора сохранилась в переложении Диодора Сицилийского), описывали его не совсем так. Во-первых, сражение было проиграно — грекам удалось лишь ненадолго задержать Ксеркса. К 480 году персидский царь и его союзники успели завоевать большую часть Эллады, спустя месяц после сражения разгромили греков при Саламине (на море), а через год — при Платеях (на суше). Во‑вторых, там были не только спартанцы — войска к ущелью послали разные греческие полисы, в том числе Мантинея, Аркадия, Коринф, Феспии и Фокида, и в результате первый натиск врага отражали не триста, а от пяти до семи тысяч воинов. Даже после предательства Эфиальта (гражданина фессалийского города Трахина), который показал персам, как окружить греков (после чего Леонид отпустил большинство воинов по домам, чтобы не обрекать их на неизбежную гибель), на месте остались не только спартанцы, но и феспийцы с фиванцами — общая численность отряда доходила до тысячи человек. Хотя сам Леонид предложил воинам других полисов уйти, гоплиты из Фив и Феспий решили остаться, так как персидская армия неизбежно должна была пройти через Беотию (где располагались эти города) — пелопоннесцы же (мантинейцы, аркадцы и другие) понадеялись, что Ксеркс не дойдет до их полуострова. Впрочем, возможно, беотийцы не действовали из рациональных соображений, а решили умереть смертью героев, так же как и воины Леонида.
Так почему же в народных представлениях сохранилось предание только о 300 спартанцах, хотя античные историки подробно перечисляют всех членов эллинского войска? Наверное, дело в привычке видеть только основных персонажей и забывать второстепенных. Но современные греки решили восстановить справедливость: возле памятника спартанцам (бронзовой статуи Леонида) они в 1997 году поставили монумент в честь 700 феспийцев.
Александрийскую библиотеку сожгли варварыПожар в Александрийской библиотеке. Гравюра. 1876 год © Heritage Images / Getty Images Александрийская библиотека была одной из крупнейших библиотек в истории человечества, в ней хранилось от 50 до 700 тысяч томов. Основали ее египетские правители эллинистической эпохи в III веке до нашей эры. Обычно считается, что библиотеку — символ античной учености — дотла сожгли варвары и ненавистники античной культуры. Это представление отражено, например, в фильме 2009 года «Агора» режиссера Алехандро Аменабара, посвященном судьбе александрийского ученого Гипатии. На самом деле варвары не имели отношения к гибели библиотеки — и исчезла она не из-за пожара. Некоторые источники (например, Плутарх в «Жизни Цезаря») действительно упоминают о том, что книги пострадали от огня во время осады города Цезарем в 48 году до н. э. — но современные историки склоняются к тому, что тогда сгорели не книги, а папирусы, хранившиеся около порта (на них была записана бухгалтерская отчетность по товарам). Возможно, библиотека пострадала и при конфликте императора Аврелиана с Зенобией — царицей Пальмиры, которая захватила Египет в 269–274 годах. Но прямых свидетельств о каком-либо грандиозном пожаре, полностью уничтожившем библиотеку, не существует. Скорее всего, Александрийская библиотека исчезла из-за сокращения бюджета, которое продолжалось на протяжении нескольких веков. Сначала внимание Птолемеев (династии, правившей Египтом в эпоху эллинизма) гарантировало сотрудникам библиотеки крупные привилегии, а также давало средства, необходимые для приобретения и переписывания десятков тысяч свитков. Сохранялись эти привилегии и после римского завоевания. Однако в «кризисном» III веке нашей эры император Каракалла ликвидировал стипендии для ученых и запретил иностранцам работать в библиотеке — что во многом превратило книги в мертвый груз, никому не понятный и не интересный. С утратой интереса властей и общества к классическому наследию перестали находиться средства и на переписывание папирусов, которые в египетском климате ветшали уже через сто лет. В итоге почти все папирусы рассыпались, и к моменту арабского завоевания Александрии в VII веке библиотека состояла в основном из богато украшенных пергаментных свитков с трудами Святых Отцов и постановлениями императоров.
Современную демократию придумали в Афинах
Previous Next 1 / 2 Надгробие. Греция, ориентировочно 100-е годы до н. э. Женщина, изображенная на рельефе, вероятно, происходит из богатой семьи. Многочисленные элементы на рельефе отражают ее высокий статус, а одежда и прическа девушки слева говорят о том, что она рабыня. © J. Paul Getty Trust 2 / 2 Надгробие. Греция, ориентировочно 310-е годы до н. э. Рельеф изображает маленькую девочку в присутствии слуги — короткие волосы и одежда с длинными рукавами позволяют принять ее за рабыню. © J. Paul Getty Trust
Форма правления, которая существовала в Афинах примерно с 500 по 321 год до нашей эры, считается первой в мире демократической системой — и называется предтечей современного политического устройства стран Запада. Однако афинская демократия имеет мало общего с нынешней. Она была не представительной (где право граждан на принятие политических решений реализуется через избранных ими депутатов), а прямой: все граждане были обязаны регулярно участвовать в работе Народного собрания — высшего органа власти. Кроме того, Афины были очень далеки от идеала участия в политике всего «народа». Рабы, метеки (иноземцы и рабы, получившие свободу) и женщины, составлявшие большую часть населения, не имели прав граждан и не могли участвовать в управлении государством. По некоторым подсчетам, рабов в Афинах демократической эпохи было втрое больше, чем свободных. Фактически устраненными от политического процесса часто оказывались и бедные граждане: они не могли позволить себе потратить целый день на заседания в Народном собрании (хотя бывали периоды, когда гражданам Афин за это платили). Слово «демократия» (как и многие другие понятия) получило новое значение в конце XVIII века, когда во Франции возникла идея представительной демократии (народ осуществляет свою власть через выбранных им представителей). Параллельно шла борьба за расширение избирательных прав, и сегодня большинство цензов считаются антидемократическими.
Амазонок не существовалоКратер с изображением битвы кентавров с лапифами (вверху) и битвы амазонок с героями (внизу). Греция, ориентировочно 450 год до н. э.Лапифы, вероятно, действительно существовавшее племя, в греческой мифологии — очень воинственное. Сражение с кентаврами (кентавромахия) случилось, когда последние попытались похитить у лапифов себе жен. С амазонками сражались Беллерофонт, Геракл, Тесей и Ахилл (этот сюжет, часто встречающийся в древнегреческом искусстве, называется амазономахией). © The Metropolitan Museum of Art Среди греков были распространены сказания об амазонках — воинственном народе, состоящем из одних только женщин, стреляющих из лука и даже отрубающих одну грудь, чтобы легче было с ним управляться. Амазонки встречались с мужчинами соседних племен только для зачатия детей, причем мальчиков они возвращали или убивали. Раньше историки считали амазонок вымышленными существами — тем более что греческие авторы помещали их в разные удаленные регионы обитаемого мира (то в Скифию, то в Анатолию, то в Ливию). Это ставило амазонок в один ряд с чудовищами и диковинными существами далеких стран, по тем или иным признакам отличающихся от «нормального» общества. Однако, раскапывая скифские курганы причерноморских степей, археологи обнаружили захоронения женщин-воинов, в могилу которым клали лук и стрелы. Скорее всего, женщины, стреляющие из лука и скачущие на лошади наравне с мужьями, настолько сильно не вписывались в картину мира греков, что те выделили их в отдельный народ. Скифские женщины действительно могли постоять за себя — им это было необходимо, когда мужчины откочевывали на большое расстояние, — и, возможно, начинали сражение, обстреливая противника с безопасного расстояния. Но они вряд ли убивали своих сыновей, избегали мужчин и уж точно не отрезали себе грудь — военные историки уверены, что для меткой стрельбы это совершенно не нужно.
Античное искусство — это белый каменьСкульптура Сфинкса 570–560 годов до н. э. и реконструкция его первоначального облика Marcus Cyron / Wikimedia Commons Мы представляем себе Парфенон и античные статуи белыми. Такими они сохранились до наших дней, поскольку были сделаны из белого мрамора. Однако реальные статуи и общественные здания были выполнены в цвете — просто со временем краска облупилась. Дело в том, что пигменты, использовавшиеся в этих красках, были минеральными (киноварь, красная охра, медная лазурь, медная зелень, желтая охра и другие), а носитель, который «приклеивал» краску к поверхности, органическим. Органика со временем разрушается бактериями, поэтому краски легко осыпались. Как изначально выглядели античные статуи, можно было узнать на передвижной выставке «Разноцветные боги: раскрашенные скульптуры классической античности» («Gods In Colour: Painted Sculpture in Classical Antiquity»), которую сделали в 2007 году американские и немецкие ученые. Помимо того, что статуи были цветными, оказалось, что у многих из них были бронзовые вставки, а у глаз — выпуклые зрачки из черного камня.
Спартанцы сбрасывали детей в пропастьЮные спартанцы. Картина Эдгара Дега. Около 1860 года Wikimedia Commons Одно из самых известных преданий о Спарте гласит: когда в спартанской семье рождался мальчик, его относили на край пропасти Апофеты (на склонах горы Тайгет). Там старейшины внимательно осматривали его и, если мальчик был больной и слабый, сбрасывали в пропасть. Эту историю мы знаем из «Жизнеописания Ликурга» Плутарха, она красочна и до сих пор очень популярна — например, она обыгрывается в фильме-пародии 2008 года «Знакомство со спартанцами». Недавно греческие археологи доказали, что это миф. Они проанализировали кости, извлеченные из ущелья Апофеты, и выяснили, что останки принадлежат только взрослым — конкретно сорока шести мужчинам в возрасте от 18 до 55 лет. Это согласуется и с другими античными источниками: они говорят о том, что в ущелье спартанцы бросали предателей, пленников и преступников, а вовсе не детей.
Ящик ПандорыПандора. Картина Данте Габриэля Россетти. 1871 год Wikimedia Commons Миф о ящике Пандоры известен нам в пересказе Гесиода, из поэмы «Труды и дни». В греческой мифологии Пандора — первая женщина на земле, которую Гефест вылепил из глины, чтобы она принесла людям несчастья. Сделал он это по просьбе Зевса — который хотел руками Пандоры наказать людей за то, что Прометей похитил для них огонь у богов. Пандора стала женой младшего брата Прометея. Однажды она узнала, что в их доме есть нечто, что нельзя открывать. Любопытная Пандора открыла это, и по миру разлетелись многочисленные беды и несчастья. Пандора в ужасе попыталась закрыть ящик, но было поздно — зло уже просочилось в мир; на дне ящика осталась только надежда, которой люди таким образом были лишены. В русском языке название емкости, из которой вылетели все несчастья, стало устойчивым выражением — о человеке, который совершил нечто непоправимое, с масштабными негативными последствиями, говорят: «Он открыл ящик Пандоры». Однако у Гесиода речь идет не о ящике и не о ларце, а о пифосе, сосуде для хранения продуктов, который может быть очень большим — даже ростом с человека. В отличие от «глиняной» Пандоры, хранилище бед было сделано из прочного металла — Гесиод называет его неразрушимым. Откуда же взялся ящик? Скорее всего, виноват гуманист Эразм Роттердамский, который в XVI веке переводил Гесиода на латынь. «Пифос» он принял за «пиксис» (по-гречески — «ящик»), возможно, вспомнив не ко времени миф о Психее, которая принесла из подземного царства ящик с благовониями. Потом эту ошибку перевода закрепили известные художники XVIII–XIX веков (например, Данте Габриэль Россетти), изображавшие Пандору именно с ящиком.
Доходы и расходы римского легионераЧетверть века службы: такова была перспектива жителя Римской империи, принявшего решение вступить в армию. Уйти раньше этого срока он мог разве что на погребальный костёр или калекой. Из этих двадцати пяти лет война занимала только часть времени, остальное солдат проводил в лагере, который был его домом. А где дом — там быт и все проблемы, связанные с этой не самой заметной и славной стороной жизни имперского служаки. В том числе вопрос: как заработать и на что потратить полновесные римские сестерции?
Первой и основной статьёй дохода солдат ранней Римской империи было военное жалование. На регулярной основе денежное довольствие пытался ввести ещё Юлий Цезарь, но по-настоящему эта практика установилась при императоре Октавиане Августе (правил Римом с 16 января 27 года до н. э. до 19 августа 14 года). Во времена позднего правления Августа легионер зарабатывал 225 денариев в год. Ещё со времён республики каждая такая монета весила 4,5 грамма серебра. Этот уровень выплат сохранялся в римской армии около ста лет, пока император Домициан в связи с инфляцией и ростом цен не увеличил в 83 году легионерское жалование до 300 денариев. Следующего роста зарплаты солдатам Рима снова пришлось ожидать больше века, а осуществил его император Септимий Север в 193 году. Можно смело говорить, что легионерское денежное довольствие было исключительно стабильной вещью. Императоры понимали важность этих платежей, и потому для выдачи денег существовала своя церемония, подчёркивающая важность легионеров для империи. Известны случаи, когда императоры лично производили выплаты и раздачи, тем самым лишний раз напоминая, кому солдаты служат и кто им платит. Выплаты жалования поначалу осуществлялись три раза в год. Их старались приурочить к каким-то значимым событиям, например ко дню рождения правящего императора. С момента повышения Домицианом солдатской зарплаты выдача её стала производиться четыре раза в год. Собственно, это повышение и стало в дальнейшем четвёртой выдачей. Сразу нужно сказать, что римская армия не страдала социальным равенством. Офицеры и центурионы зарабатывали намного больше, чем рядовой солдат. Среди рядовых также была градация. Она разделяла их на тех, кто получал обычное жалованье, полуторное (sesquiplicarius), двойное (duplicarius) и даже тройное (triplicarius). Существовали также различия в денежном довольствии в зависимости от типа подразделения. За вычетом преторианцев и личной охраны императора, легионер имел самое высокое жалование среди пехотинцев. Следом за ним шли всадники вспомогательных ал, и только потом — пехотинцы ауксилариев (вспомогательных войск). Жалование в армии Римской империи
Хотя денежное довольствие и было основным источником солдатского дохода, но не единственным: существовали различные выплаты и премии. Например, компенсации расходов на фураж, башмачные гвозди, обувь и плащи. Ещё один пример внеочередной выплаты — по завещанию императора Октавиана Августа, в котором тот указал всех простых солдат и количество денег, которое им следует выплатить. Императоры часто проводили дарение в начале своего царствования. Но это не обязательно были деньги, вместо этого солдаты могли получить новую одежду, вино, или для них организовывались различные представления. Во время войны на вражеской территории солдат мог поживиться мародёрством. Военное право Римской империи это разрешало. Считалось, что всё, что римский солдат берёт у врага, становится его собственностью с точки зрения естественного права. По обычаю, добыча из города, взятого штурмом, принадлежала солдатам, а из сдавшегося на милость победителя — командующему. Этот факт подтверждают многочисленные письменные и изобразительные доказательства. Например, колонны Траяна и Марка Аврелия. На них изображены солдаты, грабящие город и уводящие в рабство людей. После взятия штурмом Иерусалима войска императора Тита вывезли из города столько золота, что его стоимость упала в несколько раз. Императоры и полководцы не только следовали обычаю грабежа, они к нему призывали. Император Септимий Север в ходе войны с Парфией пообещал отдать их столицу на разграбление. Триумфальная арка Тита. Трофеи Процедура грабежа в римской армии отличалась чёткостью и организованностью. Доходило до того, что если в ходе вторжения противник отступал, то римляне могли начать убирать урожай с его полей. Тем самым римские солдаты получали дополнительные продукты, а враг их лишался. Армию Рима во враждебной стране можно сравнить с саранчой, которая потребляет всё, что находится на её пути. Это была тактика выжженной земли противника. Отдельным пунктом шли выплаты по выходу солдат в отставку (missio). Существовало несколько типов отставки, но мы остановимся на той, которая носит имя honesta. Она касалась солдат, которые отслужили весь срок и покидали армию по его завершению. Было два типа выплат по данной оставке: денежная mission nummaria и mission agraria, оформлявшаяся обычно выдачей земельного надела. В первые годы правления Октавиана Августа земля отставникам раздавалась на территории Италии или старых римских колоний. В дальнейшем от этой практики стали понемногу отказываться, выдавая солдатам землю непосредственно в колониях, где они служили. Деньги увольняемые получали из особой казны — aerarium militare. Её доходы формировались с налогов на наследство и продажи. Изначально увольняемый получал и земельный надел, и денежную сумму в размере 3000 денариев легионеру и 5000 преторианцу. В дальнейшем количество денег в выплате росло, а земельные наделы «съёживались», пока при императоре Андриане (117–138 годы) землю не перестали выдавать вовсе. Ещё одна часть выходного пособия — это выдача денег, которые у легионера накапливались во время службы, но которые он был вынужден по той или иной причине сберегать. Вот из таких источников формировались доходы римского солдата. На какие же нужды он тратил свои деньги? Во-первых, солдат должен был возместить стоимость одежды, оружия, доспехов и снаряжения, которые ему полагались при поступлении на службу. Их стоимость удерживалась из суммы довольствия. Походной палаткой государство тоже легионера не обеспечивало. Далее, на всём протяжении службы, поддержание снаряжения в рабочем состоянии было обязанностью солдата. Если легионер получал повышение — например, до центуриона, то доспех, соответствующий его новому рангу, он должен был покупать сам. А стоимость его, кстати, обычно превышала годовой доход центуриона. Часть солдатских денег уходила на то, чтобы купить у центуриона увольнительную или освобождение от какого-нибудь наряда. Некоторое количество своих кровных денариев солдат проедал — кормили в армии добротно, но разнообразием рациона не баловали. Приходилось заботиться о меню самостоятельно. А ещё солдат тратил деньги на отдых и развлечения. Почти при каждом крупном лагере легионеров находился городок (canabae), в котором размещались многочисленные кабаки, лупанарии (бордели), места для театральных или музыкальных представлений. Немаловажными зданиями при лагере были римские бани и амфитеатры. Эти здания обязательно строили возле каждого стационарного лагеря. Гладиаторские бои пользовались у солдат такой популярностью, что известен случай, когда амфитеатров возле лагеря было целых два. Про бани и говорить нечего: этот способ провести время был по душе любому римлянину. Римский лагерь с амфитеатром Таким образом, легионный лагерь, по сути, представлял собой крупный рынок с товарами и услугами на любой вкус. А его потребители — римские солдаты — охотно оставляли там свои деньги. Кстати, если вспомнить о точных цифрах, то деньги немалые. Вернуться назад |