ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > История Реформации. Ватикан и еретики
История Реформации. Ватикан и еретики31-07-2015, 05:04. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
История Реформации. Ватикан и еретикиТрудно переоценить роль церкви в средневековом обществе: она владела в некоторых европейских странах едва ли не третью земель, её основным бизнесом была продажа индульгенций, а почти всемогущие монархи тогда были готовы на все, лишь бы получить благословление на своё господство. Мартин Лютер и герои реформации Библия, а не церковь. Христос, а не папа римский С таким девизом, в котором переосмысливаются религиозные ценности, выступил в конце XIV века, ещё задолго до Реформации, Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета. Он стал человеком, который напомнил католикам о старых идеях, на которых выросло христианство. За что и был сочтён еретиком. Джон Уиклиф первым перевёл Библию на английский язык Один из предшественников протестантизма, Джон Уиклиф первым перевёл Библию на английский язык, однако римская церковь не оценила его стараний, поскольку она была наделена абсолютной монополией на толкование Библии. Уилклиф учил, что каждый человек связан с Богом напрямую, и для этого ему не нужны никакие посредники. За эти деяния, а также за то, что клеймил Папу Римского отступником и антихристом, он и был уволен из Оксфорда, его учеников при этом вынудили отречься от его взглядов. «Библия, а не церковь. Христос, а не папа римский», — требовал Виклиф Однако распространению его идей это уже не могло помешать: учение виклифистов стало идейной основой для общины лоллардистов и для проповедей Яна Гуса. Последний за свои идеи был сожжён на костре вместе со своими трудами. Труп Уиклифа был выкопан по решению Констанцского собора и тоже сожжён на костре. Показательные казни надолго отбили у мыслителей желание реформировать церковь. Эту известную фразу Мартин Лютер произнес на Вормсском рейхстаге, стоя перед императором Священной Римской империи, курфюрстами и архиепископами. Слова эти обозначали полный отказ от отречения, после них он был вынужден бегством спасаться от преследующей его инквизиции. А начиналась эта история довольно безобидно — в октябре 1517 года достопочтенный отец Мартин Лютер, доктор богословия Виттенбергского университета, был вне себя от развращённости римско-католического клира. В то время Папа Римский Лев X, привыкший к роскоши и ощутивший вдруг острую необходимость в средствах, официально от имени церкви разрешил торговлю индульгенциями по всей Европе. Праведный гнев Лютера вылился в знаменитые «95 тезисов», которые богослов составил в надежде искоренить пороки внутри церкви. Судьбоносную для всей Европы табличку с тезисами, как гласит предание, Мартин Лютер 31 октября 1517 года прибил к воротам дворцовой церкви Виттенберга. Одним из ключевых событий Реформации стал Лейпцигский диспут Папа Римский Лев X к критике отнёсся однозначно — он предал Лютера анафеме, отлучил от церкви и хотел заставить того приехать на Вормсский рейхстаг, чтобы богослов публично отрекся от своих убеждений. Лютер на Вормсском рейхстаге Лютер спрятан, но дело его живёт После окончания Вормсского рейхстага Мартин Лютер направился домой в Виттенберг. Не успел он как следует отъехать от Вормса, как его похитили люди курфюрста Саксонии… и спрятали в укромном месте, в замке Вартбург. Как оказалось, Фридрих Мудрый, отличавшийся пытливым умом, на собрании рейхстага проникся речами Мартина Лютера и решил сберечь того от неминуемого наказания. Причём для того, чтобы не врать императору Карлу V на допросе, он специально приказал своим людям не предупреждать его о том, где они спрячут богослова-мятежника. Мартин Лютер, будучи узником Вартбургского замка, который он не мог покинуть, занялся переводом Библии на немецкий язык. Однако это не помешало распространению его идей: только они стали развиваться совершенно не в том русле, как планировал инициатор Реформации. Так называемый «духовный мятеж», мирный путь Реформации, о котором и проповедовал изначально Лютер, широкой поддержки в народе не получил. Зато в родном для Мартина Лютера Виттенберге начались погромы католических храмов, которые поддерживали последователи богослова — Цвиллинг и Карлштадт. Римская церковь не готова была терпеть погромы в собственных храмах. Обе стороны взялись за оружие. Религиозный конфликт стал приобретать кровавый характер, и в итоге вылился в грандиозную войну, которую нарекли Тридцатилетней (1618−1648). Эта война привела к тому, что на территории Германии — а за ней и в других европейских странах — католическая и лютеранская церковь стали существовать параллельно. Так преобразилась религиозная карта Европы http://diletant.media/articles/25353866/источник Вернуться назад |