ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Гений маленьких ролей. Владимир Павлович Басов

Гений маленьких ролей. Владимир Павлович Басов


7-07-2015, 10:19. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Гений маленьких ролей. Владимир Павлович Басов

 

 

«Если мне предложат снимать фильм в условиях, приближенных к боевым, — без декораций, с бракованной кинопленкой, с оператором-любителем, но с полной возможностью поработать с актерами, которых ты любишь, поработать пульс в пульс, создать вокруг себя магнитное поле, заразить им исполнителей, а потом, тут уж как даст Бог, передать все это зрителям, я скажу: согласен».
В.П. Басов


Владимир Павлович родился 28 июля 1923 года. Его мать, дочь покровского священника, звали Александрой Ивановной, а отца — финна по национальности и философа по образованию — Павлом Басултайненом. Проникшись идеями революции, он выбрал путь кадрового военного, офицера Красной армии. Партийным псевдонимом его, впоследствии заменившим фамилию, был «Басов». Вскоре после свадьбы философ, так и не ставший книжным червем, был направлен в Среднюю Азию. Пока Басов воевал там за установление советской власти, его молодая жена стала книгоношей. Книгоноши отправлялись в глухие советские деревни и там учили местных жителей грамоте и письму. В одном из таких путешествий в поселке Уразове (Белгородская область) у нее родился сын, названный Владимиром. Появление ребенка нисколько не остудило просветительский пыл юной комсомолки. Вместе с младенцем Александра Ивановна продолжила свой путь, проехав практически по всем районам среднерусской полосы и всему Поволжью. Впоследствии Владимир Павлович говорил, что первое знакомство с красивейшими местами, обрисованными классиками русской литературы, началось для него не с печатных слов, а с картин, увиденных воочию.

В конце концов, Александра Ивановна прибыла к своему мужу. Павел Басов, ведущий борьбу с басмачами, служил на пограничной заставе, расположенной неподалеку от города Кушки. Потекли нелегкие будни погранотряда, и пока Басов-старший отражал нападения бандитов, супруга его работала в коммуне для ребятишек военнослужащих. В школу Володя пошел в семь лет, однако учеба виделась ему ужасно скучной — знания, полученные от матери, было гораздо более насыщенными и глубокими. В 1931 Павел Басов геройски пал в сражении с басмачами, и осиротевшая семья была вынуждена перебраться в город Железнодорожный, где жил брат Александры Ивановны. В 1932, начитанного и образованного Владимира по результатам экзаменов приняли сразу в третий класс местной школы. Однако уже скоро его мать назначили в редакцию одной из газет Калининской области, и четвертый класс Басов окончил в Кашине. На летний отдых он отправился к тете в Абхазию, и там, в Новом Афоне, пробыл два учебных года. А седьмой класс Владимир провел уже в деревне Александрове (Горьковская область), где Александра Ивановна снова трудилась книгоношей. Вскоре они вместе перебрались в Москву, где Басов, наконец, окончил среднюю школу.


Необходимо отметить, что юноша с раннего возраста отличался потрясающей артистичностью. Сам Владимир Павлович вспоминал, что тяга к лицедейству проявилась в мимировании — ребенком он обожал корчить перед зеркалом рожи, представляя себя героем недавно прочитанной книги, просмотренного спектакля или фильма. Уже позднее, в школе, Басов с удовольствием декламировал стихи со сцены и в лицах представлял литературные и драматические истории. Кроме того юноша прекрасно рисовал, знал наизусть множество произведений, а также пробовал писать стихи. В последний год учебы в школе Владимир ходил на уроки в театральную студию и частенько наведывался за кулисы МХАТа. Из осветительской ложи юный театрал впервые увидел «Дни Турбиных» и «Синюю птицу». А в самой студии Владимир успел исполнить роль Хлестакова в «Ревизоре».

Гений маленьких ролей. Владимир Павлович Басов
Довоенное фото с мамой


Выпускной бал Басова пришелся на страшный и памятный для нашей страны день — 22 июня 1941. Юноши и девушки готовились вступить во взрослую жизнь, однако вместо рабочих костюмов и спецовок время выдало им униформу защитного цвета. Уже на следующий день Владимир, подобно многим другим ровесникам, стоял в очереди в военкомат. Добровольцем он отправился на фронт и прошел всю страшную школу войны — руководил артиллерийской батареей, работал в штабе артдивизии, голодал и терял друзей, боролся с самим собой, со своими слабостями и страхами. Впоследствии он рассказывал: «Во время затяжных боев земля дыбилась от артударов с обеих сторон. Из блиндажа выглянешь — и муравью в этом аду не уцелеть. До сих пор вспоминается скамья. Сидят на ней семеро. Сидящий с краю идет в ад. Задача — отыскать обрыв, восстановить связ, вернуться. Если человек возвращается — садится на скамью с другого конца. Опять обрыв, идет следующий. А сражение всё яростней. Остается шестеро, потом пятеро, четверо, трое… Очередь строго соблюдается — это неписаный закон».

Гений маленьких ролей. Владимир Павлович БасовВ двадцать лет Владимир Павлович был удостоен медали «За боевые заслуги», а День Победы он встретил в Прибалтике в чине капитана. Басов говорил о войне: «Она отняла у нашего поколения многие радости молодости. На скамеечках мы не посидели с любимыми девушками, не почитали им стихов, не успели выбрать профессию, не ощутили волнующего счастья смены школьной скамьи на студенческую… Война стала нашими университетами. А истинный аттестат зрелости моё поколение получило у стен рейхстага». После войны будущий режиссер еще год служил в артполку. Должность его было довольно значительной, хотя и трудно выговариваемой — замначальника оперативного отдела двадцать восьмой отдельной артдивизии прорыва резерва главного командования. Как и отец, Владимир Павлович стал кадровым офицером, профессиональным военным, и у начальства был на хорошем счету. Однако мечты о театре и кино еще теплились в нем. Даже в годы войны Басов, как комсорг дивизиона, частенько помогал киномеханикам из спецслужбы «крутить кино». Вот как он вспоминал об этом: «Несколько раз к нам в подразделение приезжала машина-фургон. Ее ставили поближе к передовой в укрытие. В сумерках разведчики разворачивали на нейтральной полосе экран, и из фургона запускали фильмы. Вначале — для «затравки» — какие-нибудь видовые: Волга, поля, березы… Звуки музыки, речь в вечернем воздухе разносились далеко, ленты смотрели и с нашей, и с другой стороны. И вдруг на экране появлялся Гитлер в сатирическом исполнении Мартинсона. Наши громко смеялись, а с другой стороны по экрану строчили трассирующими».

Одним прекрасным днем капитан Басов предстал перед маршалом артиллерии Михаилом Чистяковым. Согласно словам актера, говорили они долго и в основном о том, что каждый имеет право на исполнение своей мечты. В итоге Владимиру Павловичу было разрешено демобилизоваться. Все причитавшееся ему выходное пособие Басов израсходовал на проводы, а гражданское пальто купил на шинель, проданную на рынке. В Москву он — возмужавший, подтянутый, закаленный — вернулся в конце августа 1947. А в сентябре этого же года Владимир Павлович уже сидел в студенческой аудитории ВГИКа. Проблема выбора факультета (режиссерский или актерский) разрешилась сама собой — курс в тот год сделали объединенным актерско-режиссерским под руководством ведущих мастеров отечественного кино Сергея Юткевича и Михаила Ромма. Вместе с Басовым на курсе занимались такие будущие звезды отечественной режиссуры, как Григорий Чухрай, Виталий Мельников, Реваз Чхеидзе… Кинорежиссер Владимир Наумов вспоминал о том времени: «Несмотря на разницу в возрасте все студенты ВГИКа очень четко разделялись на две группы — тех, кто побывал на войне и вчерашних школьников, иначе называемых «штатскими рябчиками». Все «солдаты» ходили в сапогах и военных гимнастерках, и Басов среди них был самым ярким. Бравый, подтянутый офицер, всегда, как струна».

Заметной фигурой Владимир Павлович, к слову, был не только из-за своей характерной, запоминающейся внешности. У него имелся потрясающий дар влюблять в себя окружающих людей, и даже недруги обожали его импровизации и шутки. Басов в буквальном смысле фонтанировал идеями, творческая фантазия этого человека отличалась удивительным правдоподобием, превращая самые невероятные этюды в реалистические портреты, будто бы подсмотренные с натуры. Кроме того, друзья отмечали его поразительную смелость в суждениях, резкость и прямоту высказываний по больным вопросам, как в профессии, так и в жизни. На женскую половину потока блестящий острослов Басов производил неизгладимое впечатление. Однако будущий режиссер никогда не являлся «ходоком» — он по-настоящему влюблялся. И влюблялся, согласно воспоминаниям однокурсников, намертво, ведя себя, как настоящий мужчина, то бишь предлагая жениться. Уже по окончании первого года обучения Басов начал встречаться с одной из самых красивых и заметных девушек курса Розой Макагоновой. Актриса Нина Агапова, бывшая среди ее однокурсниц, вспоминала: «Наша Розочка была красавицей, хотя и слабенького здоровья. После войны у нее, как и у многих, обнаружили туберкулез. Она была фантастически музыкальна, голос ее был очень красивый, и во всех своих фильмах она пела сама… Мы всегда поражались, как она успевает все — и учиться, и в кино сниматься. А Роза ведь у нас еще и первой замуж вышла… Сначала они жили в Матвеевском у мамы Басова, потом снимали комнату и только потом на Можайке в Доме работников кино в коммуналке получили собственную».

Окончив институт, Роза Макагонова сразу же была принята в Театр киноактера, а Владимир Павлович — на «Мосфильм», где получил работу штатного режиссера и начал снимать свою первую, по-настоящему серьезную киноленту (до этого он уже снял по пьесе Тургенева фильм-спектакль «Нахлебник»). Называлась новая картина «Школа мужества», и снимал ее Басов в 1953 вместе со своим другом и однокурсником, бывшим фронтовиком Мстиславом Корчагиным, трагически погибшим в авиакатастрофе во время съемок. Впоследствии «Школа мужества» была удостоена премии «За лучший воспитательный фильм» на международном кинофестивале в Карловых Варах. В прокате 1954 картина заняла десятое место, что для режиссера-дебютанта являлось неплохим результатом. К слову, в этой киноленте сыграли свои первые роли будущие звезды отечественного кино Ролан Быков и Леонид Харитонов.

Гений маленьких ролей. Владимир Павлович Басов


Уже во время съемок ленты хорошо проявились профессиональные качества, отличавшие режиссерскую индивидуальность Басова. В этом человеке самым невероятным образом соединялись, казалось, прямо противоположные и несовместимые свойства — рационализм и наивность, строгость и склонность к сентиментальности, углубление в самое себя и феноменальная общительность. Режиссер Александр Митта как-то сказал о нем: «У музыкантов в профессии есть понятия способностей — абсолютный слух, невероятная беглость пальцев. Так вот в режиссуре у Басова был абсолютный слух скрипача-виртуоза и фантастические пальцы Горовица. У него было богатое пространственное воображение и феноменальная память. Именно у него я впервые увидел, как режиссер выстраивает мизансцену, а затем, ничего не меняя, разворачивает ее под девяносто градусов, потому что ушло солнце. Он не забывал ни одного дубля, держал в голове весь материал, очень складно и четко монтировал».

Говорили, что литературный сценарий, прошедший все стадии согласования и ознакомления, Владимир Павлович тут же клал на полку. Его собственный текст был лаконичным, подобно телеграмме, — вошел-вышел. Все остальное Басов держал в голове, говоря, что «картина поначалу слышится ему неясной мелодией, и только со временем образы обретают очертания, резкость кадра». К своей съемочной группе молодой режиссер относился, как к оркестру, где у каждого есть и свое место, и свой голос, и своя партия. И дирижировал он этим оркестром поистине виртуозно — всегда оставаясь лидером, вникал во все детали процесса, изучал все киноремесла. Работавшие с Владимиром Павловичем люди рассказывали, что при необходимости он мог мастерски загримировать актера под русского гусара или английского лорда. Также необходимо отметить, что Басов первым в России освоил пришедшую из Германии в начале семидесятых годов техническую новинку — оборудование для съемки многокамерным путем. Три установленные по разным углам павильона камеры были закоммутированы на общем монтажном пульте, позволяя сразу с нескольких точек наблюдать объект съемки и проводить по ходу работы черновой монтаж уже отснятого материала. Сегодня подобным приемом никого не удивить, однако в те годы Владимир Павлович стал первопроходцем, оказавшись единственным по-настоящему готовым к использованию подобной съемочной техники. Оператор Илья Миньковецкий, долгое время работавший с ним, рассказывал: «Он был потрясающим организатором, настоящим командиром, однако я ни разу не видел, чтобы Владимир Павлович повышал на кого-то голос или выходил из себя. Он писал записочки, и если актер чего-то не помнил по тексту, тут же сочинял мизансцену, при которой человек мог прочитать бумажку… Энергия у него была небывалой, космической силы. Никто рядом не мог выдержать этого напряжения, этого ритма. Больше всего Басов страдал в выходные дни, когда съемки останавливались». В отличие от большинства режиссеров, Владимиру Павловичу буквально с первых шагов в кинематографе был предоставлен зеленый свет, и он выпускал фильмы один за другим. К числу его работ только конца пятидесятых годов относятся ленты: «Крушение эмирата», «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Случай на шахте восемь», «Жизнь прошла мимо», «Золотой дом».

К сожалению, в личной жизни режиссера все было не так гладко. Со своей первой женой, Розой Макагоновой, он по неизвестным причинам расстался. Существует версия, что Басов ушел, когда узнал, что из-за болезни Роза никогда не сможет подарить ему детей. Так это или нет — неизвестно, однако в конце 1956 Владимир Павлович познакомился со студенткой четвертого курса ВГИКа Натальей Фатеевой. В конце пятидесятых годов эта молодая и одаренная девушка считалась одной из самых перспективных актрис отечественного кинематографа. Однако головокружение от успехов ей не было свойственно. Целеустремленная и работоспособная Наталья Николаевна с отличием окончила среднюю школу, являлась чемпионкой родного Харькова по прыжкам в длину и в высоту, а также в толкании ядра. Кроме того, перед тем как поступить в театральный институт, Фатеева много занималась вокалом, обнаружив неплохие данные оперной певицы. Владимир Басов встретил ее в ВГИКе во время поисков исполнительницы одной из главных ролей в киноленте «Случай на шахте №8». Увидев пришедшую на пробы студентку, Владимир Павлович в буквальном смысле потерял голову, сообщив ей уже при первой встрече: «Выходите замуж за меня». Фатеева, для которой это были первые пробы на «Мосфильме», предложение известного режиссера приняла за шутку и сама отшутилась в ответ: «Вот сыграю у вас, тогда и решим».

Их роман получил развитие на съемочной площадке. Впоследствии Наталья Николаевна вспоминала: «Когда мы встретились, мне шел 21 год, ему — 33. Он был мужчиной в самом расцвете, личностью яркой и блистательной. А талантами Басов и вовсе обладал на десятерых». К моменту, когда Владимир Павлович приступил к своей следующей работе, они были уже женаты, и в начале февраля 1959 у них появился сын, которого назвали Володей. Около трех лет Наталья Николаевна проработала на договоре в Театре имени Ермоловой. Ее неоднократно приглашали в штат и обещали серьезные роли, однако семейные заботы не давали актрисе возможность плодотворно трудиться. Нередко возникали ситуации, когда ей оказывалось не до репетиций — не с кем было оставить малолетнего Володю, потому что «большой» Владимир также был занят на съемках.

В 1960 к моменту приглашения Владимира Павловича в качестве режиссера фильма «Битва в пути» его второй брак переживал трагический финал. Режиссером ленты изначально являлся Захар Аграненко, однако он скончался во время съемок. Басова пригласили закончить картину, что он с успехом и сделал. Ленту, вышедшую на экраны в 1961, только в нашей стране посмотрели сорок миллионов зрителей, и в прокате она заняла шестое место по итогам года. Фильм принес Владимиру Павловичу всенародное признание и всемирную известность — долгие годы «Битва в пути» являлась «визитной карточкой» отечественного кинематографа — с этой картиной творческая группа объездила практически весь мир, кроме разве что Южной Америки и Австралии. К сожалению, в личной жизни Басова успех «Битвы в пути» ничего изменить уже не мог. Оба супруга тяжело переживали трагедию расставания, однако если для Натальи Николаевны это было ее собственным решением, то для режиссера ситуация виделась абсолютно иначе — его оставила любимая женщина. Близкие друзья Владимира Павловича рассказывали, что его отчаяние было так велико, что в какой-то момент режиссер хотел покончить с собой. Фатеева и Басов не расстались друзьями, и хотя еще долгие годы жили на одной улице, Владимир Павлович практически не видел своего родного сына — Владимир рос у бабушки в Харькове.

Гений маленьких ролей. Владимир Павлович Басов


Спасение от депрессии Басов нашел в работе. Здесь необходимо отметить еще одну грань таланта этого выдающегося человека — помимо режиссерской деятельности Владимир Павлович обожал сниматься сам, причем в основном как актер комедийного плана. За всю жизнь Басов сыграл в кино около сотни ролей, и в каждой умело озадачивал, обескураживал, поражал зрителя все новыми и новыми парадоксами в характере и судьбе своих персонажей. Все герои его, как правило, проживали на экране лишь несколько минут, однако для каждого персонажа Басов, точно по Станиславскому, сочинял полноценную биографию, а также мотивировку участия в происходящих событиях. Высокий, пластичный, носатый, с огромными ушами и грустными глазами он моментально притягивал к себе внимание, привнося в сцену изрядную долю эксцентрики. Любопытно, что когда Владимиру Павловичу предлагали сниматься в главных ролях, он, по словам коллег, всегда отвечал: «Вы мне предлагаете не главную роль, а просто длинную». И выбирал в этом же сценарии малюсенький эпизод, оставаясь верным установленному им раз и навсегда принципу: «Актер обязан прийти на экран как будто бы нечаянно и уйти немного раньше, чем его пожелают отпустить».

Очередной фильм Басова «Тишина» в 1962 произвел эффект разорвавшейся бомбы — после просмотра его комиссией Госкино грянул страшнейший скандал. Работу двух фронтовиков — режиссера Владимира Басова и писателя Юрия Бондарева — объявили антисоветской и запретили к прокату. В день, когда были объявлены результаты просмотра, терпеливый и мужественный Басов не выдержал и отправился к своему другу Зиновию Гердту за «боевыми ста граммами». Однако ночью, по рассказам родственников режиссера, он был вызван на дачу к Хрущеву, где Никита Сергеевич заявил ему, что только что просмотрел «Тишину» и находит фильм одним из самых лучших, которые он когда-либо видел. Вскоре лента получила «зеленую улицу», а в 1964 была удостоена Главного приза проводившегося в Ленинграде Всесоюзного кинофестиваля. Наталья Величко, сыгравшая в «Тишине» Асю, вспоминала: «Басов очень любил людей, чувствовал себя отцом-благодетелем группы. Он мог всегда набрать лучших — к нему шли с удовольствием, так как работать с Басовым было легко, весело, и, как он любил говорить сам, «сытно и наваристо». Помню, как из своей первой загранпоездки в Финляндию с премьерой фильма «Тишина», я вернулась в модном пальто и с чемоданом очаровательных вещичек — Владимир Павлович выговорил для меня за эксклюзивное интервью одной газете денежную оплату… У Басова была установка — жизнь штука трудная, и все нуждаются в подбадривании. А потому у каждого, кто хотя бы раз с ним сталкивался, запечатлевались в памяти улыбчивое и милое лицо, добрые глаза, сердечные слова…».

Спустя пару месяцев после окончания съемок фильма «Тишина» Басов взялся за новую работу — экранизацию пушкинской «Метели». В это же время в жизни Владимира Павловича появилась Валентина Антиповна Титова. Актриса Свердловского театрального училища, она сумела попасть в единственный набор в студию при Большом драмтеатре в Ленинграде. В те годы у Титовой был роман с известным киноактером Вячеславом Шалевичем, жившим и работавшим в Москве. Они постоянно перезванивались, а в свободные дни Шалевич ездил в Ленинград. Пытаясь разрубить «гордиев узел», актер ушел из семьи, уговаривал Валентину Антиповну оставить обучение у Товстоногова. Однако она не соглашалась, и однажды Шалевич придумал, как продлить время их совместного пребывания. Благодаря его связям, Титову начали вызывать в Москву на кинопробы. В то же время Басов никак не мог найти актрису на главную роль в фильме «Метель». Шалевич переговорил с именитым режиссером и вскоре Титову, приехавшую на пробы в фильм «Гранатовый браслет», привели к Басову. Первым вопросом Владимира Павловича, когда он увидел девушку, было: «Ну что, сниматься будем?» И в ответ услышал: «Не будем. У Товстоногова правила железные — не сниматься во время учебы». После того как за Валентиной Антиповной закрылась дверь, Басов, согласно воспоминаниям свидетелей, объявил: «Женюсь!». Напрасно знакомые киношники говорили ему, что «она любит другого, что у них роман», — Басов оставался непреклонен.

Для Титовой утверждение на главную роль в «Метели» стало во многом нежданным — решение об участии ее в фильме принималось на самых верхах, однако Басов и тут добился своего, получив от БДТ официальное разрешение на участие студентки в съемках. Работы над фильмом проходили в Суздале — одном из красивейших мест России. Когда съемки окончились, Валентина Антиповна вернулась в Ленинград и продолжила учебу, однако вместе с ней в город приехал и Владимир Павлович. Как правило, он встречал Титову после репетиций или занятий и отвозил в ресторан. Когда в Ленинград прибыл Шалевич, то Титова со свойственной ей прямотой и искренностью, рассказала ему об ухаживаниях Басова. Очевидно, она ожидала от любимого человека какой-то особой реакции, но Шалевич ничего не сделал и не сказал. Они расстались с тяжелым сердцем, и вскоре Валентина Антиповна стала женой Басова. Впоследствии она писала: «Обвораживать, ошеломлять Басов умел. Стоило ему только подойти — и спустя десять минут все слушали только его, смотрели только на него. Красота остальных мужчин бледнела в сравнении с его красноречием…».

Титова переехала к Владимиру Павловичу в кооперативное здание «киношников» по улице Пырьева, где у него было три небольших комнаты. Впервые в жизни Валентины Антиповны появилось свое собственное «гнездо», которое она принялась «одомашнивать» и благоустраивать. В 1964 у супругов родился сын Александр, а спустя пять лет — дочка Елизавета. Их соседи по дому Елена и Илья Миньковецкие вспоминали: «С ними было очень интересно. Басов обожал Валю, и она ему была преданна. Умная, веселая, содержала дом в идеальном порядке, великолепно готовила. Они были легки на подъем, могли утром прийти и сообщить — собирайтесь, поедем в Суздаль, или — мы должны вам Владимир показать. И мы собирались и ехали на машинах…». После «Метели» Валентина Антиповна сыграла роль Нины в фильме Басова «Щит и меч», в «Возвращении к жизни» Мари, в «Нейлоне 100%» Ингу, в «Днях Турбиных» Елену.

Гений маленьких ролей. Владимир Павлович Басов


Стоит отметить, что четырехсерийный «Щит и меч», входящий в десять самых кассовых отечественных кинолент, без сомнения, является одним из лучших фильмов Басова. Снятый по роману Кожевникова он рассказывает историю Александра Белова — советского разведчика, сумевшего проникнуть в самые верха фашистского руководства. Прежде чем начать съемки Владимир Павлович потребовал у начальства организовать ему встречу с советскими разведчиками — реальными прототипами Белова. Подобная встреча действительно состоялась и принесла картине несомненную пользу. Важным ее итогом стало то, что Басову удалось уговорить киношное руководство утвердить на главную роль Станислава Любшина. Чиновники от кино были категорически против этой кандидатуры, поскольку хотели видеть в роли разведчика актера-богатыря — с крепкими мускулами и орлиным взором. Но чекисты заняли сторону режиссера, сказав, что реальные разведчики неприметны внешне и никогда в глаза не бросаются. Под эту характеристику Любшин как раз и подходил. Фильм «Щит и меч» появился на экранах страны в 1968, с первых же дней став лидером проката. Четыре серии заняли с первого по четвертое места, собрав на просмотрах около семидесяти миллионов зрителей, а Станислав Любшин по результатам зрительского конкурса был назван лучшим актером года.

Между съемками фильмов семейная жизнь Басова набирала обороты — для разросшегося семейства он выбил в самом центре Москвы новую квартиру. Дети росли вместе с ролями и картинами родителей — Титова и Басов всегда брали Лизу и Сашу с собой, как на съемки, так и в поездки по России с гастролями. Титова вспоминала: «Самые ответственное время в нашей жизни наступало тогда, когда Басов работал над сценарием очередного фильма. Месяц, а то и два, он почти не покидал домашнего кабинета. Что-то строчил, перечеркивал, страшно много курил, пил, не переставая, очень «крутой» кофе. Басов «истощался» и худел буквально на глазах, а затем, по окончании вынужденного затворничества, мог скушать за раз кастрюлю борща». Сын режиссера, Александр Басов, рассказывал: «Отец любил порядок. Всегда сам стирал свои вещи, крахмалил воротнички, обожал делать в квартире уборку. Мог проснуться рано утром и начать мыть полы, потом готовил завтрак, мыл посуду и отправлялся на студию… Ордена свои носить стеснялся. Считал, что не совершил на войне ничего особенного, просто делал как и все свою мужскую работу… Однажды у отца спросили, какой его самый счастливый день. Он ответил: «У меня не было ни самых несчастливых, ни самых счастливых дней. Если наступит день абсолютного счастья, значит рядом духовная смерть. Это не фраза и не парадокс. На самом краю падения счастья больше потому, что отсюда начинается восхождение».

Необходимо отметить, что Басов любил красивые вещи. Он отличался хорошим вкусом — все рубашки и костюмы Владимир Павлович всегда выбирал сам. Еще он являлся страстным автолюбителем и виртуозным водителем. Автомобили свои он холил и лелеял — мог с ними часами возиться, пораньше вставал, дабы разогреть задолго до выезда, покупал за границей особенные чехлы на руль, зеркала и прочие мелочи. Первым его авто, купленным сразу после окончания ВГИКа, стал «Москвич», а в дальнейшем он приобретал только «Волги». Причем машины режиссеру доставляли прямо с завода. За свою жизнь Владимир Павлович поменял их четыре штуки. Единственный, кто в этом успешно соперничал с ним, был другой известный режиссер Сергей Бондарчук.

В семидесятые Басов продолжал плодотворно работать — играл как актер, снимал новые фильмы. Он отметился ролями в картинах «Преступление и наказание», «Бег», «Приключения Буратино», «По семейным обстоятельствам». Как режиссер он за этот же период снял фильмы «Возвращение к жизни», «Нейлон 100%», «Опасный поворот», «Дни Турбиных». Беда, как часто случается, пришла внезапно, став для Титовой полной неожиданностью. Однажды, уехав один на съемки фильма «Бег», Басов возвратился совершенно другим человеком. Владимир Павлович запил. Долгое время Валентина Антиповна боролась за мужа, водила его по врачам, пробовала народные средства, однако Басову ничего не помогало. Последние два года их совместной жизни были очень тяжелыми, и, в конце концов, Титова не стерпела и подала на развод. Расторжение брака дорого обошлось обоим — Титова угодила в онкологическую клинику, а у Басова случился тяжелый инфаркт. Врач, приехавшей по вызову скорой помощи, не принял всерьез состояние режиссера и велел принимать теплые ванны, что он исправно и делал три дня, пока не был госпитализирован. В больнице актер пробыл полтора месяца, а затем вернулся к нормальной жизни.

Детей по решению суда оставили с Басовым, и в последние годы жизни Владимир Павлович в первую очередь был образцовым отцом. Отныне все свои дела он делал с утроенной энергией. Многим в те годы казалось, что актер «размножился» — и без того заметный, он заполнил собою все, успевая помимо прочего выступать в телевизионных передачах и по радио. Без устали Басов снимался в фильмах коллег-режиссеров. На вопрос: «Когда же Вы успеваете читать сценарии?», актер серьезно отвечал: «А я и не читаю их». Честно выполняя свою работу, Владимир Павлович обеспечивал своим детям достойное существование. А они росли — в поисках жизненного пути метался Саша, мечтала стать балериной Лиза, поступив в Вагановское училище.

Между тем после середины семидесятых творческая активность Басова, как режиссера, заметно упала. Сняв «Дни Турбиных» в 1975, он в течение пяти лет ничего не снимал — случился инфаркт, а также распался третий брак. Некоторое время Владимир Павлович бездействовал, и вернулся в режиссуру в 1980, сняв картину по роману Скопа «Факты минувшего дня». В 1982 фильм был удостоен Госпремии РСФСР, спустя год Владимиру Басову присвоили звание народного артиста. А в апреле 1983 у Басова случился первый инсульт. У режиссера появились проблемы с движением, и он уже не мог самостоятельно водить машину. Владимир Павлович много лечился. В больнице его, к слову, постоянно навещала Титова — по воспоминаниям близких людей «помогала во всем, мыла палату, кормила с ложечки».

Гений маленьких ролей. Владимир Павлович Басов


После перенесенного инсульта Владимир Павлович стал передвигаться с палочкой, он быстро уставал и его самочувствие резко ухудшалось. Однако актер по-прежнему ездил на студию, где для него сочинили должность «режиссера-консультанта». И Басов активно работал на новом месте, не давая никому ни единого повода видеть в нем инвалида. Регулярно, преодолевая физические страдания и боль, — у Владимира Павловича немели ноги и отказывали руки — он продолжал ходить на службу. Его новой работой стала лента «Время и семья Конвей» по одноименной пьесе Пристли. В жизни Басова это был последний триумф, вскоре пришла частичная парализация — Владимир Павлович не чувствовал более одну руку и одну ногу. Отныне он был вынужден почти все время лежать в постели. Хозяйство ему помогала вести домработница и все та же Титова, которая приходила убирать квартиру. Скончался Владимир Басов 17 сентября 1987. Сын Александр писал: «Отец тяжелейшим образом переживал неподвижность — немощь для него была подлинной трагедией. Он всегда любил движение, летал, а не ходил. Второй инсульт произошел с ним в ванной — он пошел бриться, что также делал всегда сам, несмотря на то, что руки его практически не слушались. Он решительно отметал всякие попытки помощи — до последнего момента жизни отец желал оставаться мужчиной. Он приступил к бритью и внезапно начал падать. Я подхватил его, и он умер на моих руках».

На могиле Басова на Новокунцевском кладбище стоит памятник: мраморная плита, на которой перекрещены два куска кинопленки — то ли заклеенное по-военному окно, то ли армейский шеврон, то ли «перечеркнутый» монтажный кадр, то ли перепутье, то ли «роза ветров». Многозначительность, как и в самом великом режиссере, — истолковывайте, как видите, допустимо все, поскольку жизнь бесконечна. На одной из «лент» выполнена надпись: «Ручейки судеб людских сливаются в одно бушующее русло».

Гений маленьких ролей. Владимир Павлович Басов


По материалам книги Л. Богдановой «Владимир Басов. В режиссуре, в жизни и любви» и сайта http://www.vladimirbasov.ru

 

 

Автор Ольга Зеленко-Жданова

 


Вернуться назад