ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Конные турниры римлян, или Хиппика гимнасия

Конные турниры римлян, или Хиппика гимнасия


4-06-2015, 08:14. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Конные турниры римлян, или Хиппика гимнасия

 

Истории давно известны средневековые рыцарские турниры. Эти состязания не были похожи ни на чисто военные, ни на чисто спортивные. Турнир объединял и спорт и в какой-то степени военные учения. В ходе поединка рыцари сражались или друг с другом, или целыми командами. И хотя все делалось для безопасности участников (оружие специально затуплялось, а доспехи утяжелялись), ситуации, когда они погибали, случались достаточно часто. Ну, а как обстояли дела с подобными состязаниями в других странах, или задолго до эпохи Средневековья? Ну, скажем, в том же Древнем Риме? Ведь конница была и там! Вопрос был только в ее количестве и боеспособности. Ну а если есть конница, значит, есть и воины, сражающиеся верхом, и… почему бы им тоже не устроить для себя какие-нибудь соревнования? Ведь они же должны совершенствовать свое мастерство постоянно, независимо от того, участвуют они в боевых сражениях или нет.

Конные турниры римлян, или Хиппика гимнасия

Маска с лицом Александра Македонского (слева) и женские маски II—III вв. н.э. (Музей в Штраубинге, Германия)

Первые всадники в металлической броне с ног до головы появились на Древнем Востоке, и вот и скифы, и сарматы, и римляне такую вот «одежду» имели.


Конные турниры римлян, или Хиппика гимнасия

Надгробие с изображением римского всадника с метательным копьем в руке. (Национальный музей, Бонн)

Катафракты — так именовали себя эти всадники. По своему снаряжению на рыцарей средних веков они были очень похожи, но вот «экипировка» лошадей была несколько иной. Отсутствие седла и стремян у лошади − это мелочь? Ничего подобного! На спине у лошади без седла не усидеть, а ведь эти всадники были еще и в доспехах из металла. Попробуйте во всем этом «обмундировании» не съехать с лошади, да просто не поранить ее какой-нибудь выступающей частью доспеха. А без стремян ваши ноги будут просто болтаться в воздухе или тащиться по земле, в зависимости от роста всадника, что тоже не добавляет удобства. Вот такими «недоэкипированными» и были лошади катафрактов. Еще одним существенным недостатком доспехов и оружия была их громоздкость. Катафракты становились в них неповоротливыми и уязвимыми, их легко пленяли (просто ловили арканами и сбрасывали на землю). Тяжелые и громоздкие металлические доспехи защищали всадников только в боях с пехотой, но и здесь воинов подстерегала опасность: они были неповоротливы, к тому же для противника оставались уязвимыми части тела, незащищенные доспехами.

Всадники Публия Красса применяли свою тактику обезвреживания противника: хватаясь за пику, они сбрасывали всадника с коня, либо, проскальзывая под брюхом лошади катафракта, старались ударить ее мечом в живот.

Конные турниры римлян, или Хиппика гимнасия

Женская маска из клада в Штраубинге.

Неудивительно, что в Древнем Риме широкого распространения эти всадники не получили. У римлян вообще-то конница была не в почете. Для этого использовали наемников — конных галлов, сарматов, нумидийцев, использовавших в основном легкую кавалерию. Римские легионы проиграли парфянам битву при Каррах (53 г. до н.э.), где они были полностью разгромлены, а часть пленных римских легионеров впоследствии стала наемниками. Причем в этой битве основную роль сыграли тактические приемы парфян: атаки и обстрел со всех сторон, ложное отступление и последующее уничтожение преследующего противника. Таким способом отряд Публия Красса был оторван от основных сил армии, окружен и после отчаянного сопротивления уничтожен. Самого Публия обезглавили и его голову отправили царю Парфии Ороду II.

Казалось бы, это доказало преимущества восточной конницы, тем более, что впоследствии монгольская конница одерживала великие победы. Конечно, история знает и примеры победы легкой кавалерии над тяжелой, но в абсолютном большинстве случаев тяжеловесы сминали легких всадников.

И все же в Древнем Риме спустя годы появилась конница, но уже немного другая, хорошо экипированная и мобильная. Это было уже иное войско, вооруженное по образцу римской пехоты. Всадники Рима облачались в кольчуги, и металлические шлемы. А вот щиты были другие — плоские и овальные, как этого требовала специфика конной службы.

Конные турниры римлян, или Хиппика гимнасия

Маска из музея в Лейдене (Нидерланды)

Спата — (меч) был длиннее, чем гладиус у пехотинцев, а вместо пилума (дротика) — римские всадники применяли хасту — что-то среднее между дротиком и легким копьем. У римлян была своя тактика конницы: в атаке римские всадники забрасывали противника дротиками, затем добивали мечами раненых и отходили, стараясь не ввязываться в рукопашный бой …

Это происходило неоднократно — волнами, направление основных ударов шло и с тыла, и с флангов. Это приводило к панике в рядах противника и их расстройству, а уж римская пехота довершала окончательный разгром врагов. Именно поэтому от рыцарских турниров, проводившихся в Средних веках, турниры римских всадников отличались очень сильно! Другая тактика, другое оружие и тренировка тоже ведь совсем другая! Поэтому кроме непосредственно боевого вооружения всадников, в I веке н. э. римляне создали для коня и всадника специальный спортивный комплект доспехов для… состязаний, получивших название «конный спорт» или «хиппика гимнасия».

Конные турниры римлян, или Хиппика гимнасия

Конский налобник лицевыми наглазниками для «хиппика гимнасия» из музея в Штраубинге

В эпоху императора Адриана эти конные состязания превратились в приспособленный к нуждам римской армии очень своеобразный вид спорта. И у него были массы болельщиков, как, впрочем, и у любого вида спорта... У многих народов были свои военные традиции, а поскольку римская армия комплектовалась кельтами, сарматами, иберийцами и парфянами, то римская конница применяла боевую тактику, отражавшую военные традиции этих народов целиком и полностью.

Конные турниры римлян, или Хиппика гимнасия

Декоративные элементы конской упряжи. (Британский музей, Лондон)

Хиппика гимнасия достаточно подробно описывается в так называемом «Кавалерийском трактате» Флавия Арриана, который он написал в 136 году н. э. В нем он изложил требования к месту проведения состязаний, а именно: чтобы специально выравнивалась и готовилась площадка для команд, строились трибуны для зрителей и для почетных гостей. Размеры ее вряд ли превышали размеры современного стадиона.

В «турнире» участвовало только одно кавалерийское подразделение — турма общей численностью до 32 всадников. Арриан описывал, что сначала происходил торжественный выход команд, а затем начиналось само состязание. Команды по очереди атаковали одна другую, забрасывая тупыми дротиками для получения наибольшего количества попаданий. Пешие помощники (калонес) подбирали упавшие дротики. Арриан указывает на красочный и яркий вид самих участников состязания. И хотя из-за начищенного бронзового вооружения они напоминали живые бронзовые статуи, все-таки выглядели они вполне по-спортивному!

Конные турниры римлян, или Хиппика гимнасия

Внешний вид участника состязаний «хиппика гимнасия». Реконструкция А. Шепса

Команды различались цветом конских чепраков, хитонов, росписью щитов, масками шлемов. Ведь от дротиков лица защищались парадными шлемами с маской, изображавшей человеческое лицо и даже прическу. Весьма «модными» были шлемы с масками типа «александра», то есть изображавшими Александра Македонского. Маски с чертами лица женщин применялись, когда команда изображала амазонок и, видимо, изображать женщин-воительниц римляне для себя зазорным не считали. Возможно, что эти шлемы также использовались в бою, потому, что такая маска защищала лицо всадника практически полностью и, несмотря на ограниченный обзор, в бою с лучниками он чувствовал себя достаточно уверенно. Впоследствии «личины» (металлические маски) носили на шлемах и древнерусские дружинники и многие восточные народы, в том числе печенеги и половцы, ну, а про маски воинов-самураев все знают.

Глаза и морду лошади тоже закрывала маска, обычно состоявшая из трех металлических пластин, с небольшими отверстиями в выпуклых наглазниках. Других защитных приспособлений для лошадей на этих состязаниях не было, а вот всадники одевали поножи, обязательно закрывавшие ноги выше колен, а внизу до щиколоток и к тому же богато декорированные. На груди был пластинчатый металлический панцирь, а вот щит был намного большего размера, чем, скажем, боевой. Хитоны, носившиеся поверх доспехов, в каждой команде своего цвета и может быть украшались вышитыми на них изображениями. Ну, а цель этого очень азартного и красочного состязания состояла в приобретении тех навыков, что помогали всаднику в бою. И главным было умение метать дротики в цель на скаку. Плюс к тому и физическая подготовка и воинов и их лошадей. Ну, а само состязание происходило так: одна команда стояла и изображала цель, тогда как другая приближалась к ней с наивозможнейшей скоростью и забрасывала стоящих дротиками. Судьи (скорее всего, их было немало) отмечали попадания и начисляли за них очки. Когда дротики заканчивались, команды менялись местами.

Конные турниры римлян, или Хиппика гимнасия

Конский налобник с наглазниками для «хиппика гимнасия» из музея в Мюнхене

Кроме подготовки воинов существовал еще один аспект — воспитание патриотизма, поднятие боевого духа, чувства гордости за свою армию. Представьте себе яркий солнечный день. Гомон зрителей на трибунах стихает — на стадион выезжают поочередно команды всадников. Солнечные зайчики отражаются от начищенных доспехов, высвечивают яркие краски на одеяниях всадников и лошадей. Это цветовая составляющая состязаний, а была ведь еще и звуковая! Звучная команда, и вот выхвачены мечи, и слышатся одновременные ритмичные удары их рукояток о щиты, которые заполняют все пространство вокруг. Храп и ржание лошадей, удары копыт о землю, свист летящих дротиков, лязг и звон брони — все это напоминало настоящее сражение. Среди зрителей было немало ветеранов настоящих боев, и это зрелище, эти звуки заставляли сильнее биться их сердца. «Слава Риму!» — кричали они и бились об заклад, которая команда победит!

 

 

Автор Светлана Денисова

Вернуться назад