ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Ливийская революция и ее лидер

Ливийская революция и ее лидер


16-03-2015, 07:11. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Ливийская революция и ее лидер

 

Хорошего человека и его дела никогда не грех вспомнить. В этой статье речь пойдет о человеке, павшем мучительной смертью. Его имя до сих пор одни произносят с ненавистью, другие – с нескрываемым уважением и даже преклонением. Это Муаммар Каддафи – человек, совершивший один из наиболее удивительных в новейшей истории социально-политических экспериментов. Казалось бы, прошли годы со времени свержения и подлого убийства Муаммара Каддафи, однако Ливия до сих пор находится в пучине гражданской войны между клановыми и племенными группировками, отрядами фундаменталистов и просто бандитами. То, что происходит сегодня на Украине, во многом скалькировано с ливийских событий. Более того – Муаммар Каддафи, когда был жив, предсказывал подобное развитие событий, анализируя внешнюю политику Украины, ориентировавшейся на Запад и интеграцию в НАТО. Опыт ливийской революции и трагического конца уникального социально-политического эксперимента Каддафи не перестает быть актуальным и сегодня.

Предпосылки ливийской революции

Страна с древней и богатой историей, Ливия не раз находилась под чужеземным игом. Египтян сменяли греки, греков – римляне, римлян – арабы. В XVI веке Ливией стали владеть турки. Турецкое владычество, в которое можно включить и эпоху правления местной династии Караманли, длилось до 1912 года, когда Турция проиграла войну Италии и уступила Риму обе провинции Ливии – Триполитанию и Киренаику. Но, несмотря на то, что формально Ливия стала итальянской колонией, еще двадцать лет на ее территории шла партизанская война против колонизаторов.

Ливийская революция и ее лидер


В годы Второй мировой войны Ливия стала ареной боев итало-немецких войск и армий союзников. После окончания войны Ливия перестала быть итальянской колонией, но прежних хозяев сменили новые претенденты на североафриканские земли. Прибрежные провинции оккупировали британцы, а в южную провинцию Феццан с территории Французской Экваториальной Африки вторглись французские войска. Лишь 24 декабря 1951 года была официально провозглашена независимость страны. Ее правителем был утвержден король Идрис I – представитель влиятельного в Ливии рода Сенуси.

Однако независимым Ливийское королевство оставалось на бумаге. Фактически в стране продолжал господствовать иностранный капитал – американский, английский, французский, итальянский. Королевскую армию готовили иностранные военные советники, иностранцы фактически и предопределяли внутреннюю политику монархии. Найденные здесь запасы нефти если и сказались на чем-то, так это на благосостоянии королевской фамилии и ряда знатных семей. Подавляющее большинство ливийцев продолжало жить в нищете, лишенное благ цивилизации, реальных прав и свобод. В народе росло недовольство королевским режимом, причем наиболее ярким выразителем протестных настроений стала радикально настроенная молодежь. Многих молодых ливийцев в те годы впечатляло недавнее свержение монархии в соседнем Египте. Под влиянием событий в Египте в Ливии появились подпольные группы, состоявшие из школьников и студентов, а затем – и из молодых военнослужащих. Одна из первых нелегальных групп молодых оппозиционеров возникла в конце 1950-х гг. в средней школе города Себха. Ее организатором и идеологом стал шестнадцатилетний ученик Муаммар аль-Каддафи.

Жизненный путь лидера революции

Муаммар аль-Каддафи родился 13 сентября 1942 года в семье арабов-бедуинов, кочевавших в тридцати километрах от крупного ливийского селения Сирт. В семье Мухаммеда Абу Меньяра и его супруги Айши было шесть детей. Никто не умел читать и писать, да и не испытывал особой нужды в образовании. И только Муаммар с ранних лет осознавал потребность в учебе, будучи не по годам смышленым ребенком. В девять лет его отдали в начальную школу в Сирте, шестилетний курс которой он освоил всего за четыре года. Решив продолжать учебу, Муаммар отправился в Себху – столицу провинции Феццан, где поступил в среднюю школу. Там и начался его путь революционера, мыслителя и политического лидера.

Уже в пятнадцатилетнем возрасте юный Каддафи стал настойчиво интересоваться политическими проблемами. Так, в местной газете в разделе писем в 1957 году было опубликовано письмо школьника Муаммара аль-Каддафи, в котором он задавал два вопроса – какова судьба пяти алжирских лидеров, арестованных французскими властями, и какова судьба нефти, найденной в недрах Ливии. Разумеется, проправительственная газета не дала ответ на крамольные вопросы юноши. Тем не менее, в 1959 году в Себхе была создана подпольная организация. Ее участники распространяли листовки, организовывали демонстрации против колониализма и империализма. Крупнейшая демонстрация состоялась 5 октября 1961 года в знак поддержки революции в соседнем Алжире. Муаммар аль-Каддафи был арестован и вскоре за политическую неблагонадежность был исключен из школы.

Оставаться в Себхе не имело смысла и Каддафи переехал в Мисурату, где в 1963 году успешно окончил местный лицей. К этому времени подпольная организация существовала как вполне оформившаяся политическая единица. Главным направлением практической деятельности ее участники избрали внедрение в королевскую армию, для чего требовалось получить военное образование. Каддафи и его ближайший друг и соратник Абдель Салам Джеллуд, а также ряд других юных подпольщиков, поступили в Королевский военный колледж в Бенгази. Параллельно с учебой в военном колледже Каддафи посещал лекции по истории на вечернем отделении факультета искусств Университета Бенгази, где знакомился с политически активными представителями гражданской студенческой молодежи. Именно в этот период происходит окончательное формирование ядра подпольной организации антиколониальной направленности.

Свободные офицеры

В 1964 году на берегу моря у селения Толмейта состоялся первый съезд организации молодых оппозиционеров. На нем было решено назвать организацию «Свободные офицеры юнионисты социалисты» (сокращенно – ОСОЮС) – по трем составным частям девиза «Свобода, единство (арабской нации), социализм». Основное ядро организации составили молодые военнослужащие – курсанты военного колледжа, сержанты и младшие офицеры ливийской королевской армии. Большинству участников едва исполнилось двадцать лет.

Первоочередной задачей стало развитие структуры организации и проникновение ее участников во все подразделения и службы вооруженных сил. Впоследствии участник Ливийской революции Рифи Али Шериф вспоминал: «В каждом военном лагере мы имели не менее двух офицеров – информаторов. Нас интересовало вооружение подразделений, списки офицеров, их характеристики, настроения личного состава». К 1965 году, когда Муаммар аль-Каддафи и его друзья закончили Королевский военный колледж и получили офицерские звания и назначения в войска, ОСОЮС уже представляла собой серьезную и разветвленную подпольную организацию.

Ливийская революция и ее лидер Каддафи получил лейтенантские погоны и был командирован в войска связи, расквартированные в военном лагере Гар-Юнес в 4 км. от Бенгази. Товарищи Каддафи по организации также получили назначения в различные подразделения бронетанковых и инженерных войск. Став офицерами, члены организации получили более широкие возможности для развития подпольной борьбы. Параллельно с агитацией в воинских частях, налаживались связи и с гражданской молодежью. Однако, студенты и молодые интеллигенты в силу меньшей организованности, играли в подготовке выступления менее значительную роль, чем военнослужащие.

В августе 1968 года в Геминисе близ Сирта состоялось совещание руководителей ОСОЮС. На нем было решено создать два главных подпольных центра организации – в Триполи и в Бенгази. Были распределены основные обязанности руководителей звена подпольной организации. Капитан инженерных войск Абдель Салам Джеллуд возглавил подпольный центр в Триполи, армейский следователь Могарейф – центр в Бенгази. Определили и ответственных за ключевые направления работы организации. Ответственным за сбор данных по армейским подразделениям, вооружению, обучению и деятельности военной контрразведки и полиции был назначен Мустафа аль-Харруби, ответственными за организацию связи подпольных центров – Аввад Хамза и Рифи Али Шериф, за работу среди гражданских лиц и курсантов – Мухаммед Наджм, за идеологическую работу в среде молодых офицеров – Башир Хаввади, за добычу вооружения и организацию подпольных складов – Мухтар Герви.

Большое внимание Каддафи и его соратники уделили созданию подпольных складов, в которых было собрано значительное количество боеприпасов, пулеметов, пистолетов, винтовок. Были проанализированы настроения среди офицеров и солдат войсковых частей, расквартированных в Триполи и Бенгази, а также учтена возможность их участия в выступлении на стороне революционеров или на стороне королевского режима.

Революция 1 сентября

1 сентября 1969 года силы революционеров, разделенные на четыре отряда, предприняли одновременное выступление во всех крупнейших городах Ливии. Практически не встретив сопротивления со стороны полиции, жандармерии и королевской гвардии, революционеры захватили дворец наследного принца, радиоцентр, правительственные учреждения. Находившийся в это время в Турции король Идрис ас-Сенуси не мог поверить, что его власти в стране пришел конец. Однако наследник престола отрекся, а жандармерия, которую король считал своей опорой и наиболее надежным вооруженным подразделением, также не выступила против революционеров. Безрезультатными оказались и попытки короля получить помощь от американского и английского правительств. Ливия была провозглашена республикой. Для руководства страной был создан Совет революционного командования (СРК) под председательством Муаммара аль-Каддафи – на тот период двадцатисемилетнего капитана войск связи.

Ливийская революция и ее лидер


Практически с первых дней революции молодые офицеры, пришедшие к власти в этой отсталой североафриканской стране, приступили к кардинальным изменениям в политической и экономической жизни страны. Историк А.З. Егорин в книге «Ливийская революция» отмечает, что «Ни в одной другой арабской стране в постколониальный период захватившие власть армейские офицеры не осуществляли таких длительных глубоких преобразований, как в Ливии». Муаммар Каддафи сразу дал понять, что события 1 сентября 1969 года – настоящая революция, а не просто военный переворот, которыми так богата история большинства африканских государств. 1 сентября 1969 года стал днем революции, готовившей почву для строительства принципиально иного общества.

Выступая на митинге 16 сентября 1969 года, Муаммар Каддафи заявил: «Революция не претендует на то, чтобы ее руководство было сконцентрировано только в руках Совета революционного командования или министров. Руководство должно быть отдано народу, который станет высшей властью, имеющей решающее слово. Я передаю народу ответственность и право управлять страной. Я предоставляю народу возможность разработать философию революции». Отвергнув капиталистический путь развития, молодая Ливийская республика приступила к поиску собственного пути – пути строительства общества, основанного на принципах свободы, исламского социализма, социальной справедливости и единства. В 1970 году были ликвидированы все военные базы иностранных армий на территории Ливии.

21 июля 1970 года был издан декрет о национализации собственности итальянских колонистов и уже в октябре 35 тысяч итальянцев покинули пределы Ливии. Конфискации подлежала и собственность королевской семьи, накопленная за годы эксплуатации природных ресурсов страны. В течение 1971-1974 гг. были национализированы иностранные нефтяные компании. Таким образом, нефть – главный природный ресурс Ливии – стала приносить прибыль не иностранным миллионерам, а ливийскому народу.

Джамахирия

Сентябрьская революция носила прогрессивный характер, освобождая ливийский народ от рабской колониальной зависимости. Но была в ней и еще одна изюминка, отличающая ее от других антиколониальных революций в африканских и азиатских странах. Дело в том, что именно Каддафи едва ли не единственным из лидеров развивающихся стран, да и мира в целом, решился на уникальный эксперимент по созданию политической модели абсолютного народовластия, фактически предполагающего передачу всей полноты власти народу. Каддафи не стал ограничиваться банальными антиколониальными мероприятиями – национализацией иностранных компаний и высылкой иностранных граждан, освобождением территории страны от иностранных военных баз. Он приступил к крупномасштабным политическим реформам, которые полностью изменили лицо Ливии на последующие полвека.

Находясь в постоянном теоретическом поиске, Муаммар Каддафи к началу 1970-х годов приступил к формированию основ Третьей мировой теории, которые он изложил в трех частях своей знаменитой «Зеленой книги». Содержание «Зеленой книги» говорит о том, что мировоззрение лидера Ливийской революции испытало большое влияние европейских социалистических тенденций, причем не марксистского, а скорее анархо-синдикалистского толка. Современный историк С. Гафуров проводит параллели между взглядами Муаммара Каддафи, отраженными в «Зеленой книге», и идеологией анархизма. Кстати, Каддафи приказал перевести на арабский язык сочинения русских революционеров Михаила Бакунина и Петра Кропоткина, очевидно усматривая в них определенную идеологическую близость собственным взглядам. По мнению Гафурова, общность взглядов Петра Кропоткина и Муаммара Каддафи заключалась в том, что именно противоречие между государственной формой правления и обществом, народными массами, оба теоретика считали ключевыми факторами большинства социальных проблем. В «Зеленой книге» Муаммар Каддафи подчеркивал искусственную природу государства, которое, по мнению ливийского лидера не имело никакого отношения к подлинным устремлениям человечества.

Ливийская революция и ее лидер


В 1976 году Арабский социалистический союз – массовая общественная организация, составляющая поддержку революционного курса населением страны, была преобразована во Всеобщий народный конгресс (ВНК), созданный по территориальному и производственному признаку. 2 марта 1977 года на сессии Всеобщего народного конгресса были принятиы следующие основополагающие принципы народной власти:
1. готовность ливийского народа защищать свою свободу и оказывать поддержку всем угнетенным народам мира;
2. борьба за такой социализм, который бы обеспечивал частную и общественную собственность;
3. борьба в защиту прав ливийских граждан против традиционных форм власти: личной, семейной, племенной, партийной и классовой;
4. борьба за арабское единство.

В связи с принятием Декларации об установлении власти народа, Ливийская арабская республика была переименована и получила название Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (СНЛАД). Термин «джамахирия» ввел в оборот мировой политической философии Муаммар Каддафи, его можно перевести с арабского языка как «народовластие». Фактически джамахирия может рассматриваться как форма прямой демократии, когда народ осуществляет власть через низовые народные конгрессы, народные комитеты и профессиональные союзы, объединенные во Всеобщий народный конгресс. Привычный государственный аппарат в Джамахирии фактически был ликвидирован, органом руководства в перерывах между сессиями Всеобщего народного конгресса стал избираемый на них генеральный секретариат.

Формирование народного конгресса осуществлялось, как уже было отмечено выше, по производственному и территориальному признаку. В каждой местности формировались местные народные конгрессы, объединявшие всех граждан мужского и женского пола, достигших 18 лет. в период между сессиями местных народных конгрессов функции руководства выполняли народные комитеты, участники которых избирались из числа наиболее достойных и грамотных представителей народного конгресса. При этом сам Муаммар Каддафи оставил за собой лишь неформальный титул лидера Ливийской революции, отказавшись от формальных государственных постов.

Заводы – трудовым коллективам

Помимо политических реформ, Муаммар Каддафи обратился и к социально-экономическим преобразованиям в жизни ливийского общества. Во второй части «Зеленой книги», посвященной экономическим аспектам третьей мировой теории, он утверждал, что система наемного труда представляет собой лишь модифицированное рабство. Выступая против частной собственности на средства производства и против эксплуатации наемного труда частными предпринимателями, Каддафи, в отличие от советских руководителей, не делал поблажек и для государственной собственности. Работники государственных предприятий, по мнению Каддафи, являются такими же наемными рабочими, как и работники частных предприятий, поскольку работают не на себя, а на хозяина. Только в случае государственных предприятий в роли совокупного капиталиста выступает государство через посредство государственной и заводской бюрократии.

В начале сентября 1978 г. в Ливии развернулась кампания по преобразованию государственных и частных предприятий в народные предприятия. Это полагалось осуществить посредством передачи средств производства и управленческих функций непосредственно в руки рабочих и служащих. На митинге Каддафи призвал ливийцев «захватывать заводы и предприятия, ликвидировать существующую администрацию, бюрократическую в государственном и эксплуататорскую в частном секторе, создавать на ее месте народную администрацию из числа рабочих и брать управление производством в свои руки». Уже к 15 октября 1978 года в руки рабочих коллективов перешло 320 государственных и частных предприятий, включая текстильный комбинат, завод электрокабеля и цементные заводы. На захваченных предприятиях высшими органами управления провозглашались общие собрания рабочих и служащих – Первичный народный конгресс. Его функции заключались в утверждении генерального направления развития и деятельности предприятий, рассмотрении проектов бюджета, разработке предложений по модернизации структуры предприятий. Для непосредственного руководства деятельностью предприятия и производственным процессом из числа наиболее достойных и технически грамотных рабочих и служащих формировались народные комитеты, в которые, в зависимости от численности работников конкретного предприятия, входило от трех до десяти делегатов трудового коллектива предприятия.

Ливийская революция и ее лидер


Вооруженный народ

Другой важнейшей задачей в условиях политических и экономических преобразований в Ливии стала и кардинальная модернизация вооруженных сил страны, ее военной политики. В условиях жизни во враждебном империалистическом окружении защита завоеваний революции стала священной обязанностью для каждого гражданина Ливии. С самых первых дней революции ее руководители дали понять, что отныне полностью изменяют свое лицо и армия, и полиция, и органы безопасности ливийского государства. Если в королевской Ливии вооруженные силы предназначались, в первую очередь, для подавления собственного народа и его протестных выступлений, то в Джамахирии главной задачей вооруженных сил страны стала защита страны и народа от внешней империалистической агрессии.

Муаммар Каддафи выдвинул концепцию «вооруженного народа», в соответствии с которой в Ливии было создано реальное народное ополчение, объединившее всех жителей страны в возрасте 14-35 лет, вне зависимости от пола и социального положения. Каждый ополченец проходил военную подготовку и считался военнообязанным. При населении в три миллиона человек численность вооруженных сил Джамахирии доходила до 100 тысяч военнослужащих.

В тоже время Ливия в годы правления Каддафи не стала ограничивать себя лишь сугубо оборонительными мероприятиями. Джамахирия вела активную работу по поддержке революционных и национально-освободительных движений во всех частях планеты. Пожалуй, после Советского Союза и Китая, Ливийская Джамахирия была активнейшим союзником всевозможных «красных» и национально-освободительных повстанческих движений. В разное время помощью Муаммара Каддафи и народа Ливии пользовались Ирландская республиканская армия, палестинские национально-освободительные организации, партизанские фронты Судана, Эритреи, Чада, Западной Сахары, Намибии, Сомали, Филиппин. За эту поддержку Муаммара Каддафи западные политические деятели и средства массовой информации обвиняли в спонсировании международного терроризма, почему-то забывая добавить, что и американские, и британские, и французские спецслужбы столь же активно снабжали деньгами и оружием, обучали и поддерживали других партизан и террористов, только из организаций «правильной» (для Запада) идеологической направленности.

Муаммар Каддафи длительное время оставался виднейшим политическим авторитетом для всего Африканского континента, пользуясь заслуженным уважением и симпатиями со стороны глав многих африканских государств. Идеология «Зеленой книги» и Третьей мировой теории оказала определенное влияние на политику таких западноафриканских стран как Бенин в годы правления Матье Кереку, Буркина Фасо в годы правления «капитана достойных людей» Томаса Санкара и Ганы в годы правления Джерри Роллингса. Они многое заимствовали из моделей политического и экономического устройства Ливийской Джамахирии, пытаясь по образцу Ливии модернизировать и собственные страны. Однако столь же рьяно Каддафи и ненавидели, причем не только Запад, но и арабские консервативные монархии Персидского залива. Достаточно натянутые отношения были у Каддафи и с независимыми от американской политики ближневосточными странами, в том числе с Ираном и Сирией. Иран видел в Каддафи соперника за влияние в исламском мире, в антиамериканском лагере, а затем не мог простить Каддафи поворот последнего в отношениях с США и Израилем.

В годы правления Каддафи ислам был возведен в Ливии в ранг общенациональной идеологии. Даже флагом страны в эпоху Джамахирии было чисто зеленое полотнище. Сам Каддафи регулярно обращался в своих статьях и выступлениях к ценностям ислама, однако ислам в его понимании существенно отличался от тех представлений о нем, которые культивируются в западных средствах массовой информации. Хотя Каддафи всячески подчеркивал исламский характер революции, к фундаменталистам он был не менее непримирим, чем к американским империалистам. По мнению Каддафи, консервативный фундаментализм тянет арабские страны в прошлое, мешает их естественному развитию и именно поэтому столь выгоден американскому и европейскому капиталу, который поддерживал многие радикальные фундаменталистские движения в арабских странах. Ведь именно феодальные монархии Персидского залива на протяжении многих десятилетий являются ближайшими стратегическими союзниками США и Великобритании в арабском мире. В конечном итоге, именно они и сыграли одну из ключевых ролей в развязывании кровопролитной войны в Ливии, уничтожении Джамахирии и вероломном убийстве Муаммара Каддафи.

Серьезным завоеванием Ливийской революции стало фактическое уравнение в правах женщин. Хотя формально ливийки получили все гражданские права еще во время правления короля Идриса ас-Сенуси, в действительности они продолжали оставаться в домашнем рабстве и не могли эффективно использовать формальное равноправие. Сторонник женского равноправия, Муаммар Каддафи выступил за единобрачие, утверждая, что мусульманину следует довольствоваться одной женой в современных условиях. Революция открыла перед женщинами Ливии новые, прежде недоступные, возможности. Ливийские женщины получили доступ к государственному управлению, став полноправными участницами народных конгрессов и народных комитетов. Они получили право службы в вооруженных силах Джамахирии. Практически ни в одной стране мира, кроме постоянно воюющего Израиля, КНДР и Ливийской Джамахириии девушек и женщин не призывали на военную службу в мирное время. Однако в Ливии они несли военную службу наравне с мужчинами, причем именно из женщин была сформирована элитная гвардия, осуществлявшая личную охрану Муаммара Каддафи. Красивые девушки в форме цвета хаки и в малиновых беретах, несшие службу по охране ливийского лидера, не раз спасали его от покушений со стороны фанатиков – фундаменталистов или агентов американских спецслужб.

Уровню жизни ливийцев в годы Джамахирии можно было только позавидовать. Революционные преобразования в стране коренным образом изменили ее лицо. Была реализована программа по строительству комфортного и доступного жилья, благодаря которой тысячи ливийцев переселились из шатров в квартиры. В стране было введено бесплатное медицинское обслуживание, практически ликвидированы болезни, типичные для нищей Ливии периода монархии. Естественно, что бесплатным в годы Джамахирии было и образование – причем как школьное, так и высшее. Количество студенческой молодежи в Джамахирии многократно превышало общее количество студентов и учащихся в королевской Ливии.

Смерть Джамахирии и ее лидера

Однако, несмотря на многочисленные достижения и полувековой опыт удивительного социального эксперимента в некогда отсталой Ливии, полковнику Каддафи пришлось стать свидетелем трагического крушения дела всей своей жизни и жертвой тех, кто уничтожил независимую и некогда процветавшую страну. Возможно, что население страны оказалось недостойным человека, который положил всю свою жизнь на алтарь его процветания. Ливийской революции так и не удалось произвести коренную ломку социальной структуры старого ливийского общества, которая неизбежно вылезла наружу при обострении ситуации во время начала массовых протестов в стране. Межплеменные разногласия, клановость и коррупция, присущие многим африканским и азиатским государствам, в случае Ливийской Джамахирии сыграли свою роковую роль не в меньшей степени, чем многочисленные просчеты Каддафи во внешней политике.

Ливийская революция и ее лидер


Высокий уровень жизни, который обеспечила политика Каддафи в Ливийской Джамахирии, повлек за собой разложение ливийского общества. Фактически оно утратило черты революционного общества мобилизационного типа и превратилось в аналог западного общества потребления. При этом специфика политического режима в Ливии все же отличалась от европейских государств и ливийская молодежь, имевшая доступ в сеть Интернет, бывавшая в Европе, стремилась свергнуть «диктатора», чтобы жизнь в стране стала напоминать «европейскую сказку». «Кровавый Майдан» в Ливии, приведший к фактическому уничтожению этой страны как самостоятельного актора мировой политики, стал результатом этой «западнизации» ливийского общества, чрезмерно обласканного своим лидером революции. Несмотря на задаваемую обществу революционную идеологию, в действительности в Ливии не существовало серьезных запретов, с помощью которых Каддафи мог бы ограничивать западное влияние в стране. Он и не стремился их вводить, поскольку в последние годы своего правления рассчитывал на установление долгожданного мира во внешнеполитических отношениях с США и странами Западной Европы, надеялся, что Барак Обама – «сын Африки» - станет фигурой, совершающей кардинальный поворот во взаимоотношениях США и Запада в целом с арабским миром, со странами Африканского континента.

Но Муаммар ошибался. Попытки Каддафи заигрывать с европейскими государствами не принесли ему в конечном итоге никакой пользы. Стремясь заручиться добрососедскими отношениями с европейскими лидерами, ливийский полковник поверил в их «цивилизованность», в то, что они не станут столь вероломно свергать существующий в Ливии политический строй, ввергая страну в пучину бессмысленного кровопролития. Сегодня той Ливии, построенной Каддафи и его соратниками, больше нет. Муаммар и большинство его подлинных и преданных сторонников погибли, отчаянно сопротивляясь попыткам «оппозиции» и ее американо-европейских хозяев уничтожить ливийскую государственность. К сожалению, отстоять независимость своей родины «полковнику пустыни» и его воинам не удалось, что никогда не умалит его заслуг по проведению грандиозного и революционного эксперимента в Ливии.

 

 

Автор Илья Полонский

Вернуться назад