ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > История промышленной мобилизации США
История промышленной мобилизации США6-01-2015, 09:37. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Никогда не лишне иногда посмотреть чужой опыт действий, тем более, если этот опыт был результативным. Ведущая капиталистическая страна мира добилась переломного момента вподнятии своей экономики из руин жуткой депрессии путем планового государственного управления не надеясь на свободный рынок и прославляемые сегодня конкурентными приимуществами капиталистического хозяйствования. Все, что навязывают нам, ссылаясь на приимущества, откровенная ложь. И сегодня во многом благодаря корпорациям-монополистам, на основе планового ведения своего бизнеси эти отрасли продолжают удерживать экономику страны на плаву. Конкуренция хороша в среднем и малом бизнесах. там, где потери не значительны для экономики страны, от хаотичных действий отдельных участников этой борьбы за выживания. Там же цена вопроса - огромные капиталовложения, никакая конкуренция не поможет, нужно "ручное управление".
Давайте кратко, на сколько это возможно, рассмотрим опыт промышленной мобилизации США в период тяжелых финансовых проблем и выхода и глубокого кризиса с 1933 по 1945 годы, который стал прецедентом современной истории, дал возможность превратить страну в ведущую экономику мира, стать доминирующей во многих отраслях производства и, прежде всего, в финансовой сфере. Итак, на фоне краха финансовой системы и распада экономики страны президент Герберт Гувер 22 января 1932 г. образовал Корпорацию финансирования преобразований (ReconstructionFinanceCorporation, RFC) соответствует. Он израсходовал 1,62 млрд долларов из средств RFC на чисто защитные меры: оказание помощи банковской системе (а также на выкуп облигаций железнодорожных компаний — крупнейшего актива в портфеле банков). Отвергнув попытки расширить использование RFC, Гувер не смог остановить крах физической экономики США или хотя бы спасти банковскую систему. Представление нового президента США о RFC,Франклина Рузвельта, было прямо противоположно представлению Гувера: по его мнению, RFC можно было использовать в качестве мощного института первичного кредитования, который восстановил бы в стране контроль государства над кредитованием. Единоличным собственником RFC стало правительство США. Таким образом, используя RFC, Рузвельт мог по сути дела порвать с британско-европейской системой центрального банка, которая господствовала в США с 1900 г. Рузвельт положил в основу RFC принцип образованного Александром Гамильтоном Первого национального банка (1791-1811 гг.), предоставляя дешевые целевые кредиты на развитие инфраструктуры, станкостроения, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. За 1933-1945 гг. RFC выдала кредиты на сумму 33 млрд долл. (в сегодняшних ценах — более 1,2 трлн. долл.), что превратило ее в крупнейшую кредитную организацию мира. Эти кредиты использовались для решения трех задач: 1) реорганизация банковской системы США через банкротство, что остановило ее стремительный распад; 2) выполнения долгосрочной программы развития инфраструктуры. Администрация общественных работ (PublicWorksAdministration, PWA) Гарольда Икеса (HaroldIckes) и Администрация развития общественных работ (WorksProgressAdministration, WPA) Гарри Гопкинса (HarryHopkins) реализуя эту программу простимулировали создание миллионов рабочих мест и вывела производительность в американской экономики на высокие рубежи; 3) обеспечения экстренной мобилизации экономики на нужды Второй мировой войны в 1939-1944 гг., это привело к революционному научно-техническому преобразованию экономики США и к удвоению объема производства. Взаимодействие этих и других программ Рузвельта сделало Соединенные Штаты самой мощной агропромышленной державой мира. Кроме того, RFC финансировала долгосрочное развитие инфраструктуры в Латинской Америке и способствовала образованию Кредитного института по восстановлению (KreditanstaltfurWiederaufbau) послевоенной Германии. RFC была ликвидирована в 1956 г. 1. Попытки восстановления банковской системы В первые восемь месяцев 1931 г. в США обанкротились около 1000 коммерческих банков. Напуганный президент Гувер искал решение проблемы в соответствии с принципом невмешательства. По предложению министра финансов Огдена Миллса (OgdenMills), Конгресс принял закон о RFC и Гувер подписал его 22 января 1932 г. Согласно закону Корпорация получила в свой уставный капитал из бюджета государства 500 000 000 долларов США RFC была уполномочена выдавать кредиты в размере до 1,5 млрд долларов США, впоследствии их размер увеличился до 3 млрд долларов. Оценить масштабы предложенной программы можно оценить по факту того, что в 1932 г. государственный бюджет США составлял всего 4,66 млрд долл. (RFC привлекала капитал, за исключением первоначальных 500 млн долл., при помощи выпуска собственных дебентур — одного из видов облигаций). Законом была разрешена выдача кредитов банкам и финансовым организациям практически любой формы, железнодорожным корпорациям и сельскохозяйственным корпорациям. В нем не разрешалось выдавать кредиты промышленности, но было отмечено, что оказание помощи банкам повышает их способность кредитовать промышленность. Несмотря на это ограничение, RFC имела значительные полномочия. Однако Гувер свел Закон к одной функции: оказанию бесполезной поддержки банкам и выкупу железнодорожных облигаций. Чтобы держать RFC в этих жестких рамках, Гувер назначил ее председателем Юджина Майера (EugeneMeyer), который одновременно занимал пост председателя совета управляющих Федеральной резервной системы США. Мейер был руководителем инвестиционного банка LazardFreres — основного института международной группировки приверженцев синархии. К концу 1932 г. RFC выдала кредиты на огромную сумму 1,62 млрд долл., 79% этой суммы были предоставлены в виде финансовой помощи банкам и железным дорогам. Однако экономика и банки не стали здоровее. Деньги как будто утекли в песок. В действительности, банкам была нужна функционирующая экономика, а кредиты RFC просто увеличивали их задолженность, средства выданные железнодорожным компаниям были использованы главным образом на поддержание рынка их облигаций. Проводившаяся Гувером политика британского толка провалилась. В 1932 г. Франклин Рузвельт сменил Гувера, одержав сокрушительную победу. К моменту инаугурации Рузвельта в начале 1933 г. финансовая система рухнула. Двадцать пять процентов из 23 695 американских коммерческих банков, существовавших в начале 1930 г., объявили о банкротстве. Ко дню инаугурации почти все банки, Нью-йоркская фондовая биржа и все товарные биржи в США приостановили свою деятельность. Рухнула и реальная экономика. В 1929-1933 гг. объем промышленного производства в сократился на 37-54% (по данным разных источников). В начале 1933 г. сталелитейная отрасль использовала всего 24% производственных мощностей 1929 г. С 1929 по 1933 гг. чистый доход фермерских хозяйств в постоянных ценах снизился на 45%. В январе 1933 г. официальная численность безработных составляла 12,83 млн человек, по официальным данным — 24,9% рабочей силы (однако фактический уровень безработицы был выше). 2. Расширенные полномочий RFC Президент Рузвельт сменил стратегию. Он увидел, чтобы остановить коллапс и стимулировать подъем народного хозяйства, RFC могла работать как Национальный банк Гамильтона — выдавать кредиты под государственные гарантии. Хотя Конгресс осуществлял жесткий контроль, Рузвельту не было необходимости обращаться к Конгрессу за получением новых средств. У RFC был собственный механизм финансирования — выпуск дебентур для населения, — и каждый раз, когда ей возвращали основной долг и проценты, она могла использовать их в качестве возобновляемых средств для выдачи новых, более крупных продуктивных кредитов. Рузвельту нужно было просить Конгресс принять поправки к закону о RFC, которые позволили бы корпорации выдавать кредиты промышленности, а также включить в него другие нормы, заблокированные администрацией Гувера. В 1933 г. Рузвельт назначил председателем RFC Джесси Джонса, который уже входил в Совет директоров Корпорации. Джонс, настроенный резко против Уолл-стрит, был успешным предпринимателем и вырос до руководителя NationalBankofCommerce. В 1913 г. Джонс возглавил Совет директоров Хьюстонского порта; он был руководителем одного из важнейших инфраструктурных проектов в штате Техас — строительства Хьюстонского судоходного канала и порта Хьюстона. Одной из первых задач, взятых на себя Рузвельтом, было расширение полномочий RFC, чтобы вновь поставить на ноги банковскую систему США. На следующий день после вступления в должность президента 4 марта 1933 г., используя положение закона 1917 г. «О торговле с врагом» (TradingwiththeEnemyAct), он издал приказ, в котором объявил национальные банковские каникулы. Этим приказом все банки в США были закрыты на неопределенный срок с 6 марта. 9 марта Рузвельт внес в Конгресс «Чрезвычайный закон о банках» (EmergencyBankingReliefAct), разработанный его командой экономистов и несколькими экономистами из команды уходящего президента Гувера при участии Джесси Джонса. В разделе I были законодательно закреплены уже объявленные Рузвельтом банковские каникулы. Раздел II наделял Контролера денежного обращения США правом назначать арбитражных управляющих, уполномоченных вводить в банках внешнее управление и ликвидировать те банки, которые нельзя было спасти. Раздел III вносил изменения в закон 1932 г. о RFC, наделяя корпорацию правом приобретать акции банков, железнодорожных компаний и других организаций в целях укрепления банков и других структур и предотвращения их банкротства. Ранее RFC могла лишь выдавать кредиты банкам. Крах экономики в 1929-1932 гг. уничтожил способность банков зарабатывать деньги на выдаче собственных кредитов промышленности и сельскому хозяйству; такие кредиты стали убыточными. Кредиты RFC банкам означали, что банки должны были раз в месяц или раз в квартал выплачивать корпорации основной долг и проценты именно в тот момент, когда они были неспособны осуществлять эти выплаты. Их положение ухудшилось. Напротив, в соответствии с политикой Рузвельта RFC получило право приобретать ноты или привилегированные акции проблемного банка, что увеличивало объем его активов и стоимость его базового капитала. Это возвращало банк на уровень платежеспособности, предписанный федеральным законодательством, и давало ему средства для выдачи кредитов. И все это без увеличения задолженности банка. После банковских каникул администрация Рузвельта вновь открыла банки. К 12 апреля большинство банков возобновило работу без получения помощи, а 3115 национальных банков оставались закрытыми; они не были неплатежеспособными, но нуждались в помощи от RFC. Наконец, в течение 1933 г. арбитражные управляющие Контролера денежного обращения ликвидировали 1100 банков как безнадежно неплатежеспособные. Многие из 3115 банков, которым требовалась помощь RFC, не обращались за ней. К тому же через несколько месяцев после возобновления работы банков Джонс установил, что несколько тысяч банков, в том числе ряд крупных, имели серьезные проблемы и нуждались в помощи, иначе они стали бы банкротами. В то же время придерживавшийся принципов синархии банковский альянс Морганов, Меллонов и Дюпонов подверг обновленную RFC критике, называя ее социалистической, и отговаривал банки от обращения к ней за помощью. Этот вопрос достиг максимальной остроты 5 сентября 1933 г. в Чикаго на ежегодном съезде Американской банковской ассоциации, где выступил Джонс. Ни один человек не аплодировал его речи, а член Совета управляющих Федеральной резервной системы Юджин Блэк высказался о ней уничижительно. Позже, на обеде участников съезда, Джонса попросили выступить; он поднялся и сказал: «Сегодня я уже произнес речь, и вам она не понравилась. Теперь, я полагаю, мне нужно сказать что-нибудь, что реабилитирует меня в ваших глазах. Сказанное мною здесь говорится на неофициальном обеде и полностью “не для протокола” <…> Половина представленных в этой комнате банков неплатежеспособны; и те из вас, кто представляет эти банки, знают это лучше кого бы то ни было». Джонс сел, и воцарилось мертвое молчание. Но дело сдвинулось с мертвой точки. В октябре Харви Д. Гибсон (HarveyD. Gibson), президент крупного ManufacturersTrustBankofNewYork, в сопровождении поверенного банка нанес визит Джонсу в Вашингтоне. Гибсон заявил Джонсу, что банк отчаянно нуждается в капитале в размере 25 млн долл. Джонс предоставил эту сумму. За ManufacturersTrustBank пришли другие банки. К июню 1935 г. вложения RFC в акции и капитальные ноты 6800 банков составляли 1,3 млрд долл.; это означало, что RFC принадлежало более трети совокупного капитала банковской системы США (если бы RFC захотела национализировать банки, то у нее был для этого инструмент, но она не задавалась этой целью). В этот момент RFC решила, что банки были стабильными, и начала изымать вложения; этот процесс завершился через нескольких лет. Рузвельт и Джонс провели банковскую значительную реорганизацию банковской системы через банкротства. RFC не списала большой объем спекулятивных облигаций банков просто потому, что крах банков в значительной степени уже уничтожил их. 1100 американских банков, ликвидированных федеральными арбитражными управляющими в 1933 г., были лишь небольшой частью тех банков, которые обанкротились бы, если бы Рузвельт не использовал RFC. В 1934 г. обанкротился всего 61 коммерческий банк, в 1935 г. — лишь 32 банка. Рузвельт и RFC остановили обескровливание банковской системы. 3. Строительство инфраструктуры в рамках «нового курса» В период «нового курса» в 1933-1937 гг. Рузвельт использовал RFC для финансирования восстановления и подъема экономики, строя объекты инфраструктуры, которые в техническом плане подняли экономику на новый уровень. Это принесло два результата: во-первых, миллионы людей были заняты непосредственно в общественных работах и в отраслях, обеспечивающих поставки для этих объектов. Во-вторых, инфраструктура обеспечила передачу технологии всей экономике. Это была одна из величайших программ развития инфраструктуры в истории страны, она уступала только программе, которую президент Авраам Линкольн и его советник по экономике Генри Кэри (HenryCarey) развернули в 1861-1879 гг. Для реализации этой программы Конгресс расширил полномочия RFC: весной и летом 1933 г. корпорация получила право выдавать кредиты сельскохозяйственным округам и промышленности, а в 1934 г. — муниципальным округам. Общественные работы Один из историков писал: в 1933 г. президент Рузвельт «захотел, чтобы RFC выдала 1,5 млрд долл. прямых кредитов бизнесу и самоликвидирующиеся кредиты административно-территориальным образованиям для организации общественных работ». Кредиты RFC стали дополнительным финансированием уже проводившихся общественных работ, которые оплачивались главным образом из средств общего бюджета или, во многих случаях, кредиты RFC финансировали значительную долю расходов какого-либо инфраструктурного проекта. Работая с Конгрессом, Рузвельт получил из федерального бюджета два крупных ассигнования на общественные работы: 3,3 млрд долл. в соответствии с разделом II «Общественные работы и строительные проекты» принятого в июне 1933 г. Закона о восстановлении национальной промышленности (NationalIndustrialRecoveryAct) и 5,0 млрд долл. в соответствии с Законом об ассигнованиях на чрезвычайную помощь (EmergencyReliefAppropriationAct) (апрель 1935 г.); обе суммы были рекордными для своего времени. Однако когда денег стало не хватать, Рузвельт обратился к RFC. В 1933 г. RFC предоставила Федеральному управлению по чрезвычайной помощи 500 млн долл. Это сделало возможным выполнение одной из самых удивительных в истории основанных на экстренной мобилизации программ общественных работ. В конце 1933 г., при более чем 11 миллионах безработных и в преддверии суровой зимы, Гопкинс предложил Рузвельту создать Администрацию гражданских работ (CWA). С согласия Рузвельта CWA начала функционировать 9 ноября 1933 г. Десять дней спустя у Гопкинса работало 800 тыс. человек, которые получали зарплату по ведомостям CWA. Две недели спустя в CWA работало почти 2 миллиона человек. К 18 января 1934 г. численность работающих в CWA достигла пикового уровня 4 263 644 человек. При помощи RFC Администрация гражданских работ построила или усовершенствовала десятки тысяч ценнейших объектов инфраструктуры и сохранила человеческие жизни. После образования в апреле 1935 г. руководимой Гопкинсом Администрации развития общественных работ (WPA) — преемника CWA — «RFC предоставила WPA 1 млрд долл. и, таким образом, та смогла начать работу сразу же», выполняя общественные работы, писал один из историков. Затем RFC использовала новый способ вливания значительных средств в PWA, в портфеле которой находился большой объем ценных бумаг штатов и местных органов власти. RFC предложила забрать ценные бумаги у PWA и продать их; если при продаже принадлежавших PWA ценных бумаг RFC получала прибыль, то отдавала PWA всю стоимость ценной бумаги и прибыль; в случае убытка RFC принимала его на свой счет и выплачивала PWA полную стоимость ценной бумаги. Таким образом, RFC выплатила 695 млн долл. за находившиеся в портфеле PWA ценные бумаги штатов и местных органов власти. И таким же способом RFC продала принадлежавшие PWA железнодорожные облигации стоимостью 199 млн долл. Для масштабных капиталоемких программ PWA использовала поступавшие от RFC средства для приобретения станков и экскаваторов и принимала участие в проектах, преобразовавших страну (или финансировала такие проекты), — например, в возведении дамбы Гувера, дамб на реке Колумбия (дамба «Гранд Кули») и в городе Бонневилле, совместно с Инженерным корпусом армии США (ArmyCorpsofEngineers) — в строительстве системы отвода воды и противопаводковой защиты на реке Миссисипи. С 1933 по 1939 гг. 70% новых школьных зданий и 35% больниц и систем здравоохранения страны были проектами RFC. С 1933 по 1938 гг. RFC направила в программы общественных работ Икеса и Гопкинса более 2 млрд долл. Помимо передачи технологий, обеспечивающей постоянное повышение производительности инфраструктуры (что, в свою очередь, повышало производительность обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства), программы общественных работ создавали рабочие места. В год создавалось в среднем 3,1 млн рабочих мест, которые вызывали мультипликативный эффект, создавая рабочие места в частных промышленных компаниях, производивших сталь, чугунные трубы, цемент, кирпичи, плитку и современное оборудование, которые использовались в строительстве объектов инфраструктуры. RFC финансировала множество других важнейших программ общественных работ по развитию инфраструктуры. В частности, она выдала кредиты в размере:
Вернуться назад |