ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Запретный город в Пекине

Запретный город в Пекине


8-12-2009, 11:29. Разместил: VP

Десятого октября 2005 года исполнилось 80 лет с того дня, как Императорский дворец в Пекине, который все привычно называют Запретный город, стал музеем. Запретный город на протяжении 500 лет был столицей Поднебесной, отсюда правили 24 императора династий Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.).

  
Запретный город в Пекине: ДАБЫ НЕ НАРУШИТЬ ТИШИНУ
К юбилею музея, который внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, проведена крупномасштабная реставрация, которая обошлась китайской казне почти в 0 млн. Для посетителей впервые открывают дворец У Ин и сад дворца Фуцзянь. 
  
Китайское ноу-хау сохранения аутентичности великого памятника истории и архитектуры  люди и техника. Многие из работающих здесь сегодня - потомки тех, кто в свое время строил Императорский дворец. Они применяют древние рецепты. При реставрации деревянных зданий не используются гвозди, при покраске обходятся без кистей: на протяжении столетий китайцы красили колонны с помощью шелковой ткани, обмакивая ее в краску и заворачивая колонны в ткань - три-четыре раза, пока не достигался нужный оттенок.
        
Императорский дворец - сочетание просторных площадей и великолепных дворцов с лабиринтами узких переулков. Даже самые мелкие детали имеют потайной смысл и значение. Впрочем, как и все в Китае.
        
Еще в начале XX века на площадь перед Императорским дворцом могли ступить лишь немногие высокопоставленные чиновники, причем только в парадном одеянии, и иностранные подданные. Стоять они должны были молча, затаив дыхание, дабы не нарушить священную тишину. Простому же народу - лаобайсин - было строго-настрого запрещено даже приближаться к дворцу.
        
Но и те счастливцы, которые были допущены ко двору, не могли беспрепятственно передвигаться по резиденции: внутри Запретного города существовали абсолютно недоступные территории - комнаты, где жила венценосная семья. Входить туда мог только сам император да евнухи.
  
Запретный город в Пекине: КРАСНОЕ И ЖЕЛТОЕ
Если смотреть на Запретный город с высоты Угольной горки - любимого парка императора, то увидишь желтые крыши и красные стены. Желтый и красный - главные цвета Императорского дворца. В древнем Китае красный цвет означал торжественность, богатство и почтение. Дворцы, выкрашенные в красный, возводились здесь уже 2000 лет назад. Второй, самый важный китайский цвет - желтый, цвет черепицы Запретного города. 
    
Китайцы верили, что Вселенная состоит из пяти элементов: дерева, огня, земли, металла и воды. Самым важным из всех считалась земля, которая обозначала центр. Желтый - самый чистый из всех известных цветов, это цвет земли - центра мироздания. Он символизирует высокое положение и ритуал. Если какой-либо чиновник или члены его семьи одевались в желтое или использовали этот цвет иным образом - например, в оформлении интерьера или покрывали свои дома желтой черепицей, их ждала суровая кара, вплоть до смертной казни вместе со всеми чадами и домочадцами.
    
Правда, есть в Запретном городе здание не с желтой, а с черной крышей - Вэньюаньге, Императорская библиотека. Черный - это цвет воды, которая побеждает огонь. Так что черная крыша библиотеки, в которой хранилось множество легковоспламеняющихся книг, в соответствии с философией фэншуй должна была защищать от пожаров.
  
Запретный город в Пекине: ВЕЧНАЯ ЦИФРА
Важную роль в повседневной жизни императора Поднебесной играли и цифры. Любимое число китайских правителей - девять, и в Запретном городе его можно встретить буквально на каждом шагу. Девятка считалась императорским числом потому, что она последняя и самая большая цифра перед десяткой, а та - число Неба. Кроме того, "девять" (цзю) по-китайски созвучно слову "вечный", а любой император хотел, чтобы если не он, так его династия правила до скончания века. 
  
На многих дверях Запретного города золотые заклепки, у которых первоначально было вполне прагматичное назначение - скрывать гвозди. Если посчитать заклепки в каждой линии - горизонтальной, вертикальной и даже диагональной, их всегда будет девять.
        
Император Юнлэ (1403 -1420 гг.) который построил этот великолепный город, решил было, что во дворце будет десять тысяч комнат. Но стоило дать такое задание архитекторам, как во сне ему явился Нефритовый император. Он был разгневан: ведь в собственном дворце Владыки Неба было именно 10 тысяч комнат! Построить столько же для императора, живущего на земле, - значит посягнуть на авторитет небес.
        
Утром император Юнлэ созвал высокопоставленных чиновников, чтобы обсудить пророческий (он в этом не сомневался) сон. Так было принято решение о том, что в Запретном городе будет 9999 с половиной комнат. Строители обманули императора Юнлэ, понадеявшись на то, что точного количества комнат никто не сосчитает. Сегодня в Запретном городе 980 дворцовых сооружений, а в них 8728 комнат. Половиной считается небольшая комнатушка на первом этаже дворца.
  
Запретный город в Пекине: НА ВЕС РИСА
Простой люд, который мог любоваться желтыми крышами императорской резиденции лишь с почтительного расстояния, слагал о ней самые разные легенды. Говорили, что полы во дворцах покрыты золотом, - и были недалеки от истины. Плиты цзиньчжуань делались не из золота, но стоили почти как золотые. Производили цзиньчжуань недалеко от города Сучжоу - местная глина считалась лучшей в стране. При производстве плит нужно было следовать сложным и строго установленным правилам: выбор глины, придание формы, отливка, сушка в тени и, наконец, обжиг в печи. Это и было самым сложным. Сначала плиты в течение месяца коптились, обернутые в специальную шелуху, потом еще месяц обжигались с опилками, а послед-ние 40 дней - с сосновыми ветвями. Процесс обжига занимал 130 дней, и стоимость каждой изготовленной по такому рецепту плиты составляла 0,96 талов серебра. В то время на эти деньги можно было купить 100 кг риса.
        
Укладка этих необыкновенных плит была делом не менее сложным, чем их производство. Высококвалифицированный рабочий с двумя помощниками справлялся всего с пятью плитами в день. Каждая полировалась, подгонялась по размерам и вымачивалась в тунговом масле - отсюда их блеск, напоминающий мерцание драгоценной яшмы. 
  
Плиты по сию пору по-прежнему крепки, на них практически не встретишь трещин. Хотя по ним прошлись миллионы и миллионы ног…


Вернуться назад