ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Д.И.Менделеев о российском государстве
Д.И.Менделеев о российском государстве9-02-2014, 13:17. Разместил: Moroz50 |
Иван Козиков
От редакции "Россия навсегда": 8 февраля исполняется 180 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева ― гениального русского ученого, химика, создателя Периодической системы химических элементов. И только в последнее время мы открываем его как мыслителя, историософа, геополитика, экономиста с яркой гражданской позицией и прозрениями в будущие нашей Родины. И сейчас мысли Менделева о значении государства, пороках капитализма, национальном общежитии народов России сверхсовременны, о чем и приводимая ниже статья. Автор Иван Андреевич Козиков ― доктор философских наук, профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова, ― является крупнейшим специалистом по идейно-философским взглядам Д.Менделеева. Он автор фундаментальной монографии "М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, В.И.Вернадский о России". Данная работа была опубликована в издании: Вестник Московского Университета, серия 12 "Политические науки" №4 1995 г. *** В истории России, как и всего человечества, наступил переломный этап. Кризис современной цивилизации ставит перед человечеством необходимость поиска путей выхода на новые рубежи прогресса с тем, чтобы не прийти к гибели. В контексте этого кризиса агонизирует и наше Отечество. Вопрос о том, каким путем идти, — самый главный, самый актуальный для российского общества. В поисках ответа на него необходимо учитывать весь исторический опыт человечества, представления о путях, тенденциях общественной эволюции, выработанные общественным сознанием. Поиск путей возрождения России как великого государства будет тем успешнее, чем глубже и основательнее будут переосмыслены достижения общественной мысли, идеи, представления отечественных мыслителей о судьбах страны, ее обустройстве. Среди них особое место принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву.
Д.И.Менделеев был не только великим ученым-естествоиспытателем, но и крупным экономистом, социологом, организатором промышленного производства в России. Он глубоко исследовал коренные проблемы развития российского общества в период вступления страны на путь промышленного развития. Будучи глубоко озабоченным о судьбах Родины, ученый искал пути накопления богатства для российского народа, укрепления могущества страны. Процветание России он связывал с развитием производительных сил, переходом к промышленному производству, с экономической рациональностью, укреплением государства и его суверенитета на международной арене, с развитием образования, просвещения, науки, культуры, с усилением международных взаимосвязей Российского государства с другими народами, с использованием передового опыта других стран, критически переоцененным с учетом особенностей исторического развития России. Назревшие вопросы, писал ученый, необходимо осмысливать в тесной связи "с историей как общечеловеческою, так и нашей русскою".
В 1905 г. Д.И.Менделеев писал: "Сомнению не подлежит, что наступившее столетие получило в наследство от прошлого совершенно своеобразную, новую постановку множества важных вопросов, всегда занимавших людей, но никогда не решавшихся до конца и не обострявшихся до такой степени, как к началу XX в.". Важнейшей тенденцией в эволюции человечества на рубеже столетий он считал переход к промышленному производству. Этот переход Менделеев рассматривал как новый этап в истории человечества, как новую историческую эпоху. Он убедительно доказывал, что "будущее России несомненно теснейшим образом связано с предстоящим промышленным развитием". "Там впереди (с усилением российской фабрично-заводской промышленности), — писал ученый, — не только мир и соединение России с Западом, но и торжество русского гения на пути промышленного прогресса, а вместе с тем богатство и новое могущество русского народа". Менделеев неоднократно отмечал, что в эту новую эпоху самой историей России предназначено сыграть передовую роль.
Исключительное значение в развитии России, ее прогрессе Менделеев отводил государству. Он был глубоко убежденным государственником. "Мы, — писал ученый, — живем в эпоху господства государственных начал повсюду на земле, и они составляют не только плод исторического движения всего человечества, но и залог всех его дальнейших успехов в победе над природою и над животными инстинктами самих людей, потому что в государстве заложено формирующее начало общественности и общего блага, ведущего к совершенствованию общежития, а через него и усовершенствованию жизни отдельных лиц". В регулировании всех сторон общественной жизни он отводил большое место государству, подчеркивая, что оно должно управлять экономическими и политическими процессами, способствовать промышленному развитию страны, координировать и направлять, стимулировать и охранять предпринимательскую деятельность и таким путем обеспечивать "общее благо развития" в интересах всего общества, а не только отдельных лиц.
Большое значение ученый придавал проблеме укрепления государства Российского и его территориальной целостности. "Период бывших еще сравнительно исторически недавно крупных изменений в границах стран и в их составе в общих чертах почти закончился, — писал он, — но я — при всем желании мирного решения международных столкновений — не могу думать, что войны прекратятся в ближайшее время, потому что неравномерность условий разных стран будет еще долго возбуждать споры и зависть, кончающиеся войнами".
В этих международных конфликтах за территории, за земли особое место, отмечал ученый, занимает Россия. "Считаю здесь не излишним, — писал он в 1905 г., — по отношению России заметить, что ей более, чем кому другому в Европе, необходимо быть наготове к обороне по той причине, что она поставлена выгоднее всего остального мира, взятого в совокупности, по отношению к количеству земель, пригодных для промышленных целей". История полностью подтвердила выводы, сделанные Менделеевым в начале XX в. С того времени человечество пережило две мировые войны, в которых передел территорий занимал не последнее место. В эпицентре этих двух потрясений человечества стояла Россия.
В своих заветных мыслях о судьбах России ученый наметил ряд путей по укреплению целостности государства. С внутренними факторами он связывал прежде всего укрепление военного могущества, рассматривал его как "важнейшую сторону государственного быта, выразившуюся в конце XIX в. в общеизвестном начале "всеобщей воинской повинности". "России, — подчеркивал ученый, — следует быть сильной военной державой, не страшась потребных для этого пожертвований". Только при военном могуществе страна может оградить себя от возбуждающей завистливости, от великого соблазна для окружающих народов дать отпор, отстоять свою целостность и независимость.
Менделеев считал, что для укрепления Российского государства необходимо наращивать промышленное производство, которое обеспечит могущество страны, ее будущее, а также ее обороноспособность. "Ради обороны страны, — писал ученый, — нам следует увеличивать нашу "промышленность", так как ею одною можно достигать богатства народного, а во время его возрастания повсюду возрастает народонаселение". Обобщая исторический опыт, он стремился убедить в том, что укрепление Российского государства связано прежде всего с разумным, интенсивным использованием на благо своего народа собственных богатств страны, которых, как он доказал, в России очень много во всех отношениях. Вместе с тем он подчеркивал, что в стране необходимо укреплять внутренний порядок, организованность, улучшать быт, развивать народное образование, просвещение. Для этого необходимо сохранять наши основные исторические начала, осуществлять совершенствование "всей сложной машины... управления столь обширною страною, какова... Россия".
Послужив главным путем великого переселения народов, Россия содержит осевшие на месте их остатки". Русское государство в отношении других народов, по мнению Менделеева, не проводило колониальной политики. "Я не могу, — писал он, — никоим образом сравнивать расширение Великобритании, особенно в Индии, с расширением России, особенно в ее азиатских областях. Там основано на желании покорять, иметь рынок сбыта для метрополии. А в России вынуждено историческими событиями, побочными, не имеющими отношений к производительности России. Народы постепенно с ней сливались, с ее коренным населением". Более того, ученый напоминал, что именно Россия способствовала освобождению Германии, Австрии, Италии от Наполеона, а Сербии, Болгарии, Румынии, Герцоговины от турецкого гнета.
В многонациональном Российском государстве, отмечал Менделеев, важную консолидирующую роль играет русская нация. "Государственное единство, — писал он, — прежде всего и больше всего определяется господствующей народностью, которая выражается яснее всего в принадлежащем ей языке". Стремление оказывать другим национальностям помощь и объединять их вокруг себя, по убеждению Менделеева, вытекает из характера русских людей. Русский человек, заняв холодные, однообразные лесные и степные равнины, был вынужден стать прежде всего реалистом.
Размышляя о судьбах малых народов, Менделеев считал, что история идет в направлении их консолидации с большими народами. Им "практически необходимо соглашаться навсегда с большими, так как в будущем прочно лишь большое и сильное". Слияние с русским народом малых народов России приносило им большую выгоду, ибо "присоединение к русской державе земли малых народов, затем охотно слившихся с Россией, так как через это слияние их выгоды были, очевидно большими, чем для покоряющей России".
В связи с вопросами национальной политики и укрепления национального единства Российского государства Менделеев много писал о патриотизме. Он горячо выступал в защиту этого чувства и призывал к его всемерному воспитанию, отмечая, что патриотизм вытекает объективно из государственного объединения народов, ставшего историческим фактом. Именно крупные объединения народов в государства исторически и порождают патриотизм. Менделеев выступал против тех, кто умаляет патриотизм, подменяя его космополитизмом. "Любовь к отечеству, или патриотизм, как, вероятно, небезызвестно читателям , — писал он, — некоторые из современных учений крайних индивидуалистов уже стремятся представить в худом виде, говоря, что ее пора заменить совокупностью общей любви ко всему человечеству... Ложность такого учения становится, на мой взгляд, ясною не столько со стороны одних важнейших исторических услуг скопления народов в крупные государственные единицы, вызывающие самое возникновение патриотизма, сколько со стороны того, что ни в каком будущем нельзя представить слияния материков и стран, уничтожения различий по расам, языку, верованиям, правлениям и убеждениям, а различия всякого рода составляют главную причину соревнования и прогресса... любовь к отечеству составляет одно из возвышеннейших отличий развитого общежитного состояния людей от их первоначального, дикого или полуживотного состояния". Ученый отмечал, что самобытность народного сознания о единстве, скрепленном государственностью, вполне согласуется не с нивелирующим космополитизмом, который стали проповедовать "умственные еретики XIX в.", а с необходимым, реальным и неизбежным сближением всех народов.
Вместе с тем Менделеев выступал против шовинизма, против обвинения в нем русского народа.
Важнейшими путями укрепления и наращивания могущества государства Российского Менделеев считал развитие образования от начальной ступени до системы среднего специального и высшего образования и рост народонаселения. В работе "Заметки о народном просвещении России" он разработал целую программу реформы образования в России в начале XX столетия. "Теперь, — писал он, — силу самостоятельности государств надо определять их образованностью, производительностью, численностью народов и надобностью всего этого для остальных народов"
Опыт развития XX в. полностью подтвердил идеи ученого о возрастающей роли образования в общественном прогрессе. Об этом не следует забывать и современному Российскому государству, система образования которого все больше и больше идет к упадку, возможно, и к распаду. Все это также относится и к проблеме роста народонаселения. Обострение проблемы связано не только с кризисом объективных условий существования россиян, но и с ее недооценкой современной властью.
В своем широком подходе к вопросам укрепления государства Российского Менделеев затрагивал вопросы законотворчества, считая, что правильная выработка законов является важным условием укрепления порядка и организованности в стране. Законы должны отражать объективные процессы, реальную жизнь и не подстраиваться под личности. "Законы и обычаи, — писал он, — как и дела и понятия людские, подлежат переменам по условиям времени и места, но в данных условиях не переменяются с лицами, т.е. должны быть лишены личного произвола, что и составляет первое условие общения". Он считал, что при создании законов наряду с объективными условиями необходимо учитывать и моральные основы общества.
Важное организующее начало в государстве Менделеев видел в умелом, рациональном сочетании индивидуальных и общих интересов. Он ставил вопрос о необходимости демократизации интересов в обществе, о защите интересов трудящихся масс, на которых, как отмечал он, держится все общество, о социализации интересов. "Новая история, — писал Д.И.Менделеев, — характеризуется преобладанием и развитием интересов индивидуальных, новейшая — должна дать наибольший простор и широкое, прежде небывалое, развитие интересам социальным". Государство должно умело сочетать личные и общие интересы, вместе с тем не допуская уравнительности, что, по мнению ученого, является пагубным для прогресса. В этом сочетании интересов в обществе необходимо стремиться к удовлетворению потребностей всех жителей государства.
Раздумывая о путях укрепления государства, о его разумной национальной, социальной политике, об упрочении государственных институтов, организованности, укреплении духа народа и его быта, Менделеев исключительную роль отводил укреплению единства в государстве. Справедливо полагая, что в период нарастания капиталистических отношений в обществе усиливается дифференциация интересов и условий существования людей, он подчеркивал, что в этих условиях поиск путей укрепления единства становится тем более актуальным. "Разрозненных, — писал Менделеев, — нас сразу уничтожат, наша сила в единстве, воинстве, благодушной семейственности, умножающей прирост народа, да в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия".
Важное место в идейном наследии Менделеева занимают его мысли о внешних факторах укрепления Российского государства, о геополитическом положении России. Ученый считал, что как внутри страны, так и на международной арене государство должно строить свою политику на основе признания равенства всех народов. Движение прогресса, писал он, требует, "по моему крайнему разумению, прежде всего признания принципиального равенства народов, без которого немыслимо правильное приближение к идеальному состоянию личных "свободы, равенства и братства". Все народы одинаковы, только находятся "в разных эпохах эволюционного изменения". Исходя из этого принципа, Российское государство на международной арене должно проводить миролюбивую политику, что является важным фактором его укрепления.
"Наш русский народ, — отмечал ученый, — занимая географическую середину старого материка, представляет лучший пример народа реального, народа с реальными представлениями. Это проявляется в отношениях нашего народа ко всем другим, в его уживчивости с ними, в его способности поглощать их в себе, а более всего в том, что вся наша история представляет пример сочетания понятий азиатских с европейскими". "Не подлежит никакому сомнению, что русский народ, взятый в целом, принадлежит к числу мирнейших". Менделеев отмечал, что миролюбивую суть Российского государства подтверждает его история.
Миролюбивую политику необходимо проводить с учетом геополитического положения России как евразийского государства. "Россия, — писал Д.И.Менделеев, — расположена отчасти в Европе, отчасти в Азии и граничащая с владениями, наиболее центральными в той или другой части света, назначена историею именно для того, чтобы так или иначе Европу с Азией помирить, связать и слить" [**].
Большое значение в миролюбивой евразийской политике ученый придавал сближению России с Китаем. У этих "спящих великих народов" много общего. Подобное сближение, считал Менделеев, может оказать огромное влияние на всю международную обстановку. "Тесный союз России с Китаем мог бы послужить обеспечением как дальнейшего мирного развития обеих стран, так и господства мира во всем мире".
Одним из направлений внешней политики Российского государства Менделеев считал консолидацию и поддержку славянских народов. "Во всех славянах, — писал он, — мы должны, во всяком случае, т.е. вовсе не придерживаясь славянофильства, видеть наших ближайших братьев, и если француз, немец, англичанин, индус или китаец, нам близкие, то ближе всего все же славяне". Эта близость и определяет политику по отношению к славянским народам. Только Россия может обеспечить их защиту, как это было уже не раз в истории. "Россия составляет единственную сильную опору славянства, взятого в целом и содержащего примерно 130 млн, т.е. составляющего более трети всех жителей Европы". В геополитической стратегии России, считал Менделеев, огромную роль играет выход к морским просторам. Он отмечал, что "значение для будущей России морских берегов, прозорливо усмотренное Великим Петром, никогда не прекратится". Россия должна особое внимание обратить на освоение Северного Ледовитого океана, его берегов, достичь Северного полюса и использовать открытия в этой области для экономического развития.
Выступая за проведение миролюбивой международной политики как пути укрепления геополитического положения Российского государства, Менделеев отмечал, что это нисколько не означает, что страна не должна проявлять заботы о своей военной мощи. Такой подход к проблемам безопасности страны вытекает из объективных международных условий, что заставляет российский народ с недоверием относиться к громким "миролюбивым" лозунгам. Одним из таких он считал лозунг разоружения, предупреждая, что, пока существует внешняя угроза, страна не должна себя разоружать. Наоборот, Россия, содержа войско, не поддаваясь соблазну утопического "разоружения", может играть еще большую роль, плотнее сближаясь с Китаем. Сам он был за мирное решение международных проблем, о чем неоднократно высказывался, выступал против всяких войн. "Как принципиально убежденный реалист, — писал он, — я принадлежу к числу немалочисленных ныне противников всяких войн, поклонников "мирного улаживания международных столкновений".
Одним из путей укрепления международного положения страны, сохранения ее позиций, избежания войн Менделеев считал усиление экономических взаимосвязей России с другими государствами, развитие экспорта своих возможностей, ресурсов. "Россия — писал он, — вызывает зависть ресурсов. Их нужно пустить в мировой оборот". При этом Менделеев постоянно подчеркивал, что страна должна пускать в оборот свои ресурсы на взаимовыгодной основе, главным образом в виде конечного продукта.
В своих размышлениях о судьбах России Менделеев не обошел и такого важного вопроса, как политический строй страны. Хорошо зная ситуацию в мире в начале XX в., он полагал, что для России капиталистический путь развития в тех исторических условиях неизбежен. Эта неизбежность, по его мнению, была связана с самим ходом исторического развития, с необходимостью использования опыта индустриального развития других стран. "В литературном сознании, — писал ученый, — еще не разделяется промышленное развитие от развития капиталистического влияния, а между тем в существе дела ныне соединенное глубоко различно: промышленное развитие есть высшее благо, современностью выработанное, а капитализм есть осознанное зло, которое оставляют существовать лишь потому, что нет еще выработанных средств достигать промышленного развития без развития капитализма. Но это сочетание лишь временное, лишь простая эволюция роста человечества, и, раз только зло сознанно — а зло капитализма сознанно — средства избежать его найдутся".
"Образцы развитого индивидуализма" он увидел в Соединенных Штатах Америки, где проявляется хищническое отношение к природе и людям, где господствуют доллар, мещанство правящих и властвующих. Историческое же развитие, по мнению Менделеева, ориентировано не на углубление индивидуализма людей, а на укрепление социальных, общественных начал. Для России эти начала имеют исторические традиции. Главными принципами общественного строя, подчеркивал он, станут социальность, коллективность, справедливость, свобода, организованность. Эти традиции могут сыграть важную роль в преодолении индивидуализма, капитализма вообще. "Артельно-кооперативный способ борьбы со злом капитализма со своей стороны считаю наиболее обещающим в будущем и весьма возможным для применения во многих случаях в России именно по той причине, что русский народ, взятый в целом, исторически привык к артелям и к общинному хозяйству".
В этой связи становится понятным отношение Менделеева к капитализму. Говоря о неизбежности его утверждения в России, он отмечал, что наша страна не должна слепо копировать опыт Запада. "Надо, — писал ученый, — много осмотрительного благоразумия для того, чтобы при таком сочетании обстоятельств не угодить "из куля в рогожку", куда толкают нас неразумно полагающие, по всей видимости, что в истории можно перескакивать сразу и власть — в чьих бы руках она ни находилась — может что-либо сделать противу законов исторической необходимости". Россия, считал Д.И.Менделеев, должна осуществлять свой переход к новому строю постепенно, путем медленных эволюционных изменений, путем реформ, которые не разрушали бы, а умножали бы блага народа. Ученый отдавал предпочтение эволюционным формам общественного развития, хотя допускал и иные формы. Постепенное, поступательное решение коренных внутренних и внешних проблем будет способствовать быстрейшему выходу России на передовые рубежи прогресса. У нас, отмечал Менделеев, "вопросы народного прироста, переселения, соседской жизни разных рас, развития промышленности и науки, отсутствия утопических увлечений, мирного улаживания международных недоразумений и т.п. должны занимать первое место — вслед за вопросом о способах прекращения общей средней народной бедности, составляющей причину всех наших бед". Решение этих вопросов позволит России выйти на передовые рубежи человечества, стать великой державой и оказать свое влияние на судьбы цивилизации.
Сегодня мы можем говорить о том, с какой прозорливостью и глубиной Д.И.Менделеев видел не только близкие, но и далекие перспективы развития Российского государства. Его мысли, раздумья, отстоящие от нас почти на столетие, и ныне современны, актуальны и поучительны. В настоящее время Россия на перепутье. Решение ее проблем существенно для всего современного человечества, для нынешнего этапа его цивилизации.
Вернуться назад |