ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Новый учебник истории: время расставлять акценты

Новый учебник истории: время расставлять акценты


3-02-2014, 12:43. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Новый учебник истории: время расставлять акценты (АУДИО)

Стояние на Угре угра Золотая Орда татаро-монгольское иго русь

В 2016 году в России появится новая линейка учебников по истории для средней школы. С такой инициативой год назад выступил Владимир Путин. Новые учебники должны минимизировать бесчисленные спекуляции вокруг важнейших вех прошлого. Но самое главное – дать подрастающему поколению объективную историческую картину, которая не предполагает нескольких, зачастую противоположных друг другу трактовок


Отношение русских земель с Золотой Ордой, череда революций начала XX века, итоги Второй мировой войны, голодомор на Украине, эпохи оттепели и последовавшего за ней застоя, ключевые события новейшей истории. Эти и многие другие темы в руках умелых манипуляторов давно стали козырными картами в далеко не всегда честной политической игре. В какой-то момент возникла мода на отрицание достижений государства и его конкретных граждан, очернение всего исторического пути страны.

Признаком продвинутости и хорошего тона стало перекраивание и беззастенчивое искажение важнейших исторических фактов в угоду внешней или внутренней конъюнктуре, интересам конкретных групп. Подобная историческая "полифония" никогда не сулит ничего хорошего. Как известно, у того, кто не знает своего прошлого, нет будущего.

Инициатива президента РФ в условиях нестабильного современного мира с множеством интересов, в том числе идущих вразрез с интересами России, появилась как нельзя вовремя. Любой нации, которая хочет добиться успеха и процветания, в том числе и российской, нужен некий прочный, не подверженный внешнему воздействию базис. И один из его компонентов – объективное представление о собственном историческом пути.

 

Владимир Путин считает, что историю школьникам необходимо преподавать в контексте единства и неразрывности всех этапов развития государства:

"Любые драматические, неоднозначные события – это неотъемлемая часть нашего прошлого. И при всей разности оценок и мнений мы должны относиться к ним с уважением. Это жизнь нашего народа, наших предков, а отечественная история – это основа нашей идентичности, культурно-исторического кода. И задача школьного курса – дать ребятам хорошие, фундаментальные знания о ключевых фактах, делах выдающихся соотечественников. С этим подчас возникают большие проблемы. И мы вольно или невольно принижаем то, что было сделано предками. Зачем мы это делаем – мне непонятно. Объективная оценка может и должна быть".

 

 

До сих пор в некоторых регионах по-разному трактуются различные вехи формирования и развития государства, что нередко находит отражение в учебных пособиях. В ходу десятки учебников с различными концепциями и взглядами на истоки и недавнее прошлое России, включая самые экстравагантные и абсолютно антинаучные. Зачастую заказы на создание подобных "фолиантов" оказываются в руках авторов, исповедующих далеко небезобидные идеи. Подобная ситуация не может служить основой для консолидации общества и укрепления чувства национальной идентичности, принадлежности к единому государству, в арсенале которого великие свершения. Уже через 2 года картина качественно изменится.

 

Один из разработчиков концепции, председатель московского отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Павел Панкин обращает внимание на одну ее немаловажную особенность.

Работа над учебниками будет базироваться на принципиально другой методологии: соединении истории страны с ее культурой в цивилизационном контексте:

"Понятие «культура» наиболее широкое, включает в себя историю. И поэтому предстоит соединить напрямую историю и культуру. Это первый момент. Второй, очень важный – историко-антропологический подход. Это история через человека, преломленная через людей, с человеческим взглядом на историю. Это сравнительно новый для нас подход, хотя нельзя сказать, что он абсолютно новый. Наконец, это многофакторность истории".

 

 

Владимир Путин считает, что единый подход к отечественной истории, которую, по его мнению, можно преподавать синхронно с зарубежной, ничуть не предполагает единообразие и шаблонность мнений преподавателей. Речь здесь идет не об идеологических клише, обязательных к использованию всеми педагогами, а о едином, выверенном подходе к событиям и периодам, определившим путь страны и ее влияние на глобальные процессы.

А пока учебники для разных классов находятся в разработке, учителя истории будут пользоваться специальными методическими пособиями, которые появятся ближайшей осенью.


Вернуться назад