ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > "Руское" государство между "европейским счастьем" и монголами

"Руское" государство между "европейским счастьем" и монголами


18-01-2014, 16:39. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
"Руское" государство между "европейским счастьем" и монголами: чему учат детей учебники по истории Украины


В апреле 2013 года решением Президиума Российского исторического общества был утвержден состав рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. С лета 2013 года в России активно обсуждается проблема нового единого учебника истории. Был опубликован установочный документ - "Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории", являющегося проектом нового единого российского учебника истории. Ранее в СНГ по пути создания единого учебника отечественной истории в 2009 году пошла союзная с Россией Белоруссия.

Соседняя с Россией и Белоруссией Украина не использует метод преподавания отечественной истории по единому учебнику. Государственный стандарт определяется другим способом. Для каждого нового учебного года министерство образования Украины издает утвержденный список школьных учебников. Список на 2013/2014 учебный год занимает 228 страниц. Изучение отечественной истории в школах Украины начинается в 5-ом классе, продолжается в 7-м, 8-м, 9-м, 10-м классах и заканчивается в 11-м. Соответственно утвержденный список учебников включает для 5-го класса два издания, датированных 2013 годом, для 7-го - два издания 2007 года, для 8-го - четыре издания 2008 года, для 9-го - три издания 2009 года, для 10-го - пять изданий, из них три 2010 года выпуска, а два - 2012 года, для 11-го класса - два издания 2011 года. Из семнадцати действующих в 2013/2014 учебном году учебников по истории Украины девять выпущено издательством "Генеза" и пять - издательством "Грамота". Таким образом, издание учебников отечественной истории на Украине централизовано.

Не трудно заметить, что действующее поколение учебников по истории являются продуктом эпохи президентства Виктора Ющенко. При президенте Януковиче были изданы учебники для классов, в которых излагается новейшая история Украины. Гибкая украинская система позволяет изымать идеологически не подходящие для очередного правящего режима учебники.

Типовой образовательный план, утвержденный министерством просвещения Украины в 2009 году, предусматривает по одному часу в неделю обучение истории Украины в 5-м, 6-м, 7-м классах, по полтора часа - в 8-м и 9-м, в 10-м и 11-м - вновь по одному часу. В опубликованном в 2012 году проекте предполагалось дальнейшее сокращение часов на преподавание истории Украины - во всех классах по одному учебному часу в неделю. За такую программу министра образования Украины Дмитрия Табачника следовало бы расстрелять, - полагает лидер ультранационалистической партии "Свобода" Олег Тягнибок.

Теперь рассмотрим цивилизационную идентичность, навязываемую украинским школьникам учебным курсом истории Украины. Заметим, что в этом отношении всегда более важную роль играет учебник начального периода истории. Именно здесь формулируется системообразующая идея. Учебный курс 7-го класса истории Украины охватывает период от образования Киевской Руси до Великого княжества Литовского в период наибольших успехов последнего, т. е. до конца ХV века. Рассматриваемый нами украинский учебник истории предельно европоцентричен. В учебнике для 7-го класса под редакцией В. А. Смолия и В. С. Степанкова во введении утверждается: "В учебнике на современном научном уровне с учетом общеевропейских тенденций содержится систематическое изложение истории украинского народа эпохи средневековья". Итак, Украина при началах своего существования, по мнению составителей учебника, следовала "общеевропейским тенденциям". Означенный период, по мысли авторов учебника, важен в том аспекте, что "именно в средневековую эпоху зародилась и сформировалась европейская цивилизация, были заложены основы становления современных европейских государств и народов". Авторы рассматривают без всяких сомнений Украину и украинцев в качестве "европейского государства" и "европейского народа" - частью европейской цивилизации, но при том условии, что "в каждом регионе Европы оно [т. е. средневековье] имело свои особенности". В учебнике утверждается: "Средневековая эпоха в истории Украины является важным этапом в ее цивилизационном развитии. На этом этапе произошло тесное переплетение общеевропейских закономерностей и национальных особенностей, которые взаимно дополнялись и обогащались. Главное же, что, несмотря на все местные различия и изменения в своем политическом статусе, в средневековье все исторические регионы нашей Родины [т. е. Украины] развивались как единое целое". Таким образом, утверждается идея территориальной и культурной целостности современной государственной территории Украины в ранний период ее истории. Что касается хронологии истории Украины, то она, по мнению авторов учебника, полностью аналогична европейскому средневековью. "В украинском средневековье выделяют периоды, отвечающие европейскому раннему, зрелому и позднему средневековью".

"Средневековая история Украины - важный этап в формировании украинского этноса и его культуры; расцвета и гибели Руской империи; вхождения в европейскую цивилизацию через утверждение христианства". Киевская Русь, в версии авторов учебника, представляла собой выдающееся явление европейской средневековой цивилизации.

Однако не всегда было так. На 13-ой странице учебника для 7-го класса украинский школьник читает: "Территория их проживания [т. е. восточных славян] находилась на границе между Востоком и Западом, на рубеже двух великих цивилизаций - европейской и византийской, а следовательно, не случайно получила название Великого кордона". Понятие "Великий кордон" позаимствовано в украинскую историографию в постсоветский период украинскими историками Игорем Чорноволом, Сергеем Лепьявко, Ярославом Дашкевичем из теории "фронтира" (frontier) американского историка Фредерика Джексона Тернера (1861-1932). Концепция фронтира Тернера утверждала выдающуюся значимость для развития человеческих сообществ огромных пограничных пространств, самостоятельно существовавших на границе цивилизаций. Теория фронтира, в украинском исполнении - это "Великий кордон", используется украинскими историками в школьном курсе дважды: для периода, предшествовавшего созданию Киевской Руси, и для периода перед основанием на Украине в ХVII веке т. н. "Козацкой державы".

Отметим во фрагменте о "Великом кордоне" школьного учебника "Истории Украины" для 7-го класса очевидный ляп, допущенный авторами учебника. В нем единственный раз по тексту учебника упоминается о существовании "византийской цивилизации". Далее по тексту всего учебника речь идет исключительно о европейской цивилизации. От последней Украина, по утверждению авторов учебника, и получила христианство. О цивилизационном выборе Киевской Руси при принятии христианства, столь очевидно изложенном в тексте "Повести временных лет", речь не идет. Византия, как цивилизационное явление, совершенно отсутствует на страницах украинского школьного учебника 7-го класса. Современное украинское школьное историческое образование стесняется и понятия "православие". На 228 страницах учебника истории Украины для 7-го класса под редакцией В.А.Смолия слово "православие" со всеми производными встречается всего тридцать раз. Дважды в учебнике вместо термина "православие" используется понятие "византийское христианство". Зато в приложенном в конце учебника "терминологическом словарике" поясняется понятие "автокефальная церковь" - "православная церковь, наделенная полной самостоятельностью в решении организационных и культовых вопросов" (с. 211). В изложении школьного курса истории читаем: "Русь стала неотъемлемой частью европейской христианской цивилизации. Крещение Руси способствовало европеизации древнеруского общества, приобщало государство к европейской культурной и духовной жизни". "Через христианство страна русов приобщилась к сокровищнице европейской культуры, вошла в круг ведущих европейских государств. Руские князья начали оказывать заметное влияние на отношения в Восточной и Юго-Восточной Европе". В социальном плане "в эпоху средневековья на этнических украинских землях сложилась в целом типичная для общества того времени социальная структура. Как и в странах Запада, население разделялось на отдельные группы - сословия, наделенные различными правами и имевшие разные обязанности перед государством".

Отечественная история Украины в ее начальном периоде и националистическом прочтении более амбициозна, чем довольствующийся периферийной ролью школьный курс истории соседней Белоруссии. Киевская Русь, по утверждению авторов украинского учебника для 7-го класса, населена украинцами, которые для отличия от современных "русских" (т. е. "россиян") авторы по тексту отличают в написании слова исключительно одной буквой "с". Даже в переводе на русский литературный язык учебника украинской истории для 7-го класса мы неоднократно встречаем понятия: "руский", "Руское государство". Подобный трюк - простой результат освоения националистических теорий основателя украинской историографии проф. Михаила Грушевского (1866-1934) - автора фундаментальной "Истории Украины-Руси". Подмена понятий позволяла игнорировать простой факт - отсутствие украинской идентичности и топонима "Украина" в период Киевской Руси. Однако это еще не все. Украина на начальном отрезке ее истории была империей, подчеркивают неоднократно авторы учебника украинской истории. "Руское государство постепенно превратилось в могущественную империю, известную под названием Киевская, или Древняя, Русь... В состав Киевской Руси были включены, в частности, и ареалы проживания нынешних российского и белорусского этносов". B правление князя Владимира "завершается процесс превращения Руского государства в империю", а развитие столицы и упорядочение законодательства "свидетельствовали о стремлении Ярослава вывести Русь на уровень наиболее развитых стран Европы". "С 30-х годов XI в. внешняя политика Ярослава Мудрого впервые в истории Руси переориентируется на отношения с западными странами, и князь превращается в "тестя Европы". Вхождение в "христианскую семью" европейских правителей узаконивало как власть руского монарха, так и существование собственно самого государства", - подытоживают авторы учебника. Европейская линия далее проходит через весь период Киевской Руси. "Коронация Даниила "королем Руси", а не "Галичины и Волыни", означала признание европейской "семьей правителей" Руского королевства законным наследником Киевской Руси, оно продолжало традиции ее политической и культурной жизни". В версии украинского школьного учебника галицко-волынская держава погибла не из-за ложного цивилизационного выбора, а из-за частных и случайных причин: "недостатка политической мудрости у преемников Даниила Галицкого, грубых ошибок Василька, который допустил возрождение удельной системы и ослабление центральной власти". Кроме того, "Украинская империя" пала под ударами монголов. Здесь по тексту авторы учебника украинской истории для 7-го класса используют известное положение из Карамзина: "Русь стала щитом для народов Центральной и Западной Европы, защитившим их от монгольского нашествия". "Последствия монгольского ига оказались более трагическими для Руского государства - защитив собой Европу от губительных разрушений, оно фактически прекратило существование". С положением о жертвенной защите Европы от монголов русская историографическая традиция связывает тезис об "отставании" от Европы. В случае учебника по истории Украины для 7-го класса отставать из-за монголов стала, разумеется, Украина. Крах государственности привел к "заметному отставанию уровня украинской культуры от культурного развития стран Центральной и Западной Европы". "Неслучайно многие молодые украинцы выезжали на учебу в Польшу, Германию, Италию, Чехию. Получив образование в тамошних университетах, большинство из них возвращалось на родину, распространяя здесь мировоззренческие и моральные ценности гуманизма - новой культуры, зародившейся в XIV в. и утверждавшей право человека на счастье и свободу", - пишется в завершающей части учебника. Итак, Европа еще в ХIV веке несла Украине "право человека на счастье и свободу".

В отличие от белорусского учебника аналогичного периода в украинском начисто отвергается теория существования в период Киевской Руси "древнерусской народности", из которой позднее выделились великорусская, украинская и белорусские народности. Вместо этого в украинском школьном курсе утверждается идея начала формирования украинского, русского и белорусского этносов до возникновения Киевской Руси - "Руского государства", в терминологии учебника. "В дальнейшем этнические процессы развивались в направлении создания довольно устойчивой этнокультурной общности, для которой были характерны наличие собственного языка, религиозное и культурное единство, чувство территориальной целостности. Начиная с средины XII в. в пределах этого этнокультурного массива начинают выделяться несколько центров, которые в дальнейшем дали импульс развитию русского, украинского и белорусского этносов". Украинским школьникам предлагается классическая цитата из Грушевского, определившего формулу начальной украинской истории, отделяющей Киевскую Русь от России: "Мы знаем, что Киевское государство, право, культура были созданы одной народностью, украинско-руской; Владимиро-Московское - другой, великорусской... Киевский период перешел не во владимиро-московский, а в галицко-волынский, потом литовско-польский XIV-XVI вв. Владимиро-Московское государство не было ни наследником, ни преемником Киевского, оно выросло на своих корнях и отношение к нему Киевского можно бы скорее приравнять, напр., к отношениям Римского государства к его галльским провинциям, а не преемственности двух периодов в политической и культурной жизни Франции. Киевское правительство пересадило в великорусские земли формы общественно-политического устройства, право, культуру, созданные исторической жизнью Киева, но на этом основании еще нельзя включать Киевское государство в историю великорусской народности. Этнографическая и историческая близость народности украинской к великорусской не должна служить причиной к их перемешиваниям, - они жили своей жизнью вне своих исторических соприкосновений и встреч".(2)

Итак, можно констатировать, что в двух соседних постсоветских государствах Украине и Белоруссии (Россию мы вынесем за скобки) в школьных учебниках истории используются противоположные по своему значению концепции этногенеза. На Украине Киевская Русь рассматривается, как исключительно украинское - "руское" государство. Древнерусская этническая общность, ставшая источником для трех народов, отрицается. Школьный курс истории Беларуси признает существование "древнерусской народности".

Можно также констатировать, что по утверждению авторов школьного курса для 7-го класса, Украина полностью идентична европейской цивилизации. Европейская цивилизационная идентичность навязывается украинским школьникам с завидной прямолинейностью. Авторы не рефлектируют относительно конкретного места Украины в Европе. По тексту термин "Восточная Европа" встречается всего четыре раза. В историческом плане украинский учебник более национально эгоистичен в отношении наследия древней Киевской Руси. Регионально он более амбициозен в продвижении идеи украинской имперской государственности на начальном периоде мнимой истории украинского этноса. И, как следствие всех этих моментов, украинский школьный курс более наполнен историческими мифами, о которых мы специально поговорим в следующем обзорном очерке школьного курса истории Украины.


(1) История Украины: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учебн. завед. В. А. Смолий, В. С. Степанков / Пер. с укр. Киев: Генеза, 2007. 232 с.: ил., карты.
(2) Грушевский М. С. Звичайна схема "русскоï" iсторiï i справа рацiонального укладу iсторiï схiдного слов'янства // Статьи по славяноведению. СПб., 1904.

REGNUM

Вернуться назад