ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > История двуглавого орла

История двуглавого орла


21-05-2013, 16:54. Разместил: VP
Ольга СУДНИКОВИЧ. Великая Эпоха (The Epoch Times)
Двуглавый орел на главных воротах Эрмитажа
Двуглавый орел на главных воротах Эрмитажа
 
 
Двуглавый орел хеттов около деревни Богазкей, Турция Оба фото с сайта: Fotki.yandex.ru
Двуглавый орел хеттов около деревни Богазкей, Турция Оба фото с сайта: Fotki.yandex.ru
 
Двуглавый орел не выдуман специально, а имеет свою историю. Из далекой древности до нас дошли парные изображения зверей и птиц: пары неравноправные - когда один из зверей терзает другого, и пары союзные - одинаковые звери и птицы, обращенные друг к другу.
 
Из века в век эти пары сближались так, что их шеи переплетались, и по закону уплотнения изображения и смысла, в символах сливаются в одно или их головы, или тела, а головы остаются две, то есть перед нами два существа, слитые в равноправном единстве. Самые распространенные пары - львы, кони и орлы. Но всегда ли это было  так в случае с двуглавым орлом? Попробуем восстановить его историю.

Двуглавый орел - очень древний символ, история которого насчитывает более 3000 лет. Этот символ был распространен в Шумерской культуре, древние хетты также хорошо его знали. Государство хеттов, древнего индоевропейского народа,  возникло в Малой Азии на территории современной Турции, и к середине II тысячелетия до н.э. достигло своего расцвета. Столица Хеттского государства находилась неподалеку от современного турецкого села Богазкей, и там было обнаружено самое древнее (VIII век до н.э.) изображение двуглавого орла, высеченное в скале. Считается, что двуглавый орел был официальным символом хеттских царей.

В VI веке до н.э.  изображение двуглавого орла прослеживалось в Мидии, расположенной восточнее бывшего Хеттского царства. Символ двуглавого орла использовался персидскими шахами из династии Сасанидов (I век н.э.),  а затем и арабскими правителями, которые изображали этот символ на своих монетах. В Персии двуглавый орел был символом победы. В древности орел и лев были символом царственности.  «Римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах, как знак главенства над действующей армией... Позднее он... был превращен в исключительно императорский знак, символ верховной власти», - пишется в Словаре международной символики и эмблематики.

В 330 году н.э. римский император Константин Великий переносит столицу Римской империи в Константинополь, так из Рима двуглавый орел попал в Византию, но он не стал официальным символом Византии,  не был он и символом императорской семьи Палеологов, последних византийских императоров (хотя некоторые историки  считают его государственным гербом Византии).  Но как он попал в Рим?  Византия располагалась на древней земле хеттов, так что и «завозить» этот символ туда было не нужно.  Складывается впечатление, что этот символ был очень хорошо известен древним народам, хотя его мистический смысл утрачен.

Предполагается, что европейцы заново узнали этот символ во время крестовых походов, и он стал часто использоваться в европейской геральдике. Германский император Фридрих I Барбаросса (XII век н.э.) первый начал использовать в своем гербе черного двуглавого орла. Фридрих во время крестового похода  посещал Византию и видел этот символ во дворце Василевсов.  До 1180 года на печатях, монетах и государственных регалиях, как и на личных вещах императора, не было двуглавого орла.  Ранее символом Германии был одноглавый орел, а, начиная с императора Фридриха, на гербе Священной Римской империи стали изображать оба символа. Разграничение этих символов произошло в начале XV века, и император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной римской империи. С 1806 по 1919 год (после распада Римской империи) двуглавый орел становится гербом Австрии.  И в настоящее время он помещен на гербы многих европейских государств, а также масонских лож.

Подлинный смысл этого символа до сих пор неясен, и ученые толкуют его по-разному. Орел - царь птиц, с древности он считался символом царей земных и небесных. В орла превращается Зевс, чтобы похитить Ганимеда. Существует множество изображений Бога Солнца Гелиоса, который путешествует по небу в колеснице, запряженной четверкой коней. Кони на Руси также были слугами Солнца, стремительно несущими его по небу, и найдено изображение коней с одним туловищем и двумя головами. Исследователи полагают, что конные пары - знак летнего солнцестояния (или равноденствия). Но есть очень редкие изображения Бога Солнца Гелиоса в колеснице, запряженной  двумя двуглавыми орлами, причем они разного цвета, белый и черный.  Что это? День и ночь? Свет и тьма? Возможно, это символы весеннего и осеннего равноденствия, когда день равен ночи, и черный орел  - осеннее равноденствие, когда одна голова смотрит на уходящее лето или жизнь, а вторая - на приближающуюся зиму, мрак и смерть, а белый орел - символ весеннего равноденствия, когда жизнь возрождается. Кто знает...

Тем не менее, существует одна малоизвестная версия.  «В раннем средневековье одиночные изображения двуглавой птицы встречаются в  декоративном искусстве балтийского субрегиона. Они представляют принесенную жертву, рассеченную вертикально птицу на последнем этапе культового действа. Он заключался в том, что распластанная птица крепилась к столбу или стене. Данное изображение стало символом власти князя, приносившего жертву богам для процветания подвластной ему дружины... Следует обратить внимание на ... крест, расположенный между частями головы распластанной жертвы. Этот крест, не имеющий отношения к христианской символике, связан с культом Тора-Перуна и составлен из топориков, символов бога-громовника». «Не исключено, что этот образ был представлен на щитах варяжской дружины, из состава которой рекрутировались телохранители византийских императоров» (археолог  В.И. Кулаков, журнал «Гербовед» за 1994 г. №5-6)

Возможно, первоначально тела птиц (воронов) прибивались на щиты непосредственно, но затем были заменены на их изображения, вырезанные из дерева.  Считалось, что вертикально рассеченная птица-жертва охраняла воинов от враждебных действий потусторонних сил. Эта гипотеза объясняет в какой-то степени изображения вертикально рассеченных птиц хеттов и индусов, помещавшихся на зданиях. До 18 века изображения вертикально рассеченной птицы встречались над входной дверью и на зданиях в Пруссии. 

С приходом христианства в католических странах символам изображений животных стали придавать отрицательное значение (новая религия всегда борется с символами старой религии), тогда как на Руси и в странах Востока эти символы сохранили позитивно-магическую функцию оберега. Так же и двуглавый орел, хотя и распространялся в странах, ставших опорой христианства, не получил христианской трактовки, а остался чисто царским или императорским символом.

Одиночный орел в качестве мистического символа-хранителя до сих пор используется бурятами-шаманистами острова Ольхон на Байкале. Места эти скрыты от посторонних глаз. Мне довелось случайно побывать в одном из таких мест на Ольхоне: в глубине леса на вершине высокой сосны, очищенной от веток, был прибит орел с распластанными крыльями. Стволы и ветки огромных старых деревьев вокруг этого места были странно и неестественно изогнуты, как будто под действием необъяснимой силы. Впечатление было необыкновенно жуткое.

Итак, получается, что славяне с древности знали и использовали символ рассеченной птицы-жертвы, которая затем трансформировалась в  двуглавого орла. Когда же  этот символ стал  гербом России? Мнения историков по этому поводу расходятся. Известный историк XVIII века В.Н. Татищев, ссылаясь на «Старую Гисторию Соловецкого манастыря», считал, что этот герб принял Иоанн Великий (III)  после брака (в 1472 г.) с морейской принцессой Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI Драгаса.

 В подтверждение этой версии обнаружилась жалованная грамота Великого Московского князя Ивана III Васильевича князьям Волоцким Федору и Ивану с привешенной к ней печатью, на лицевой стороне которой был изображен всадник, пронзающий копьем дракона,  а на обратной её стороне находился двуглавый орел. Грамота датирована 1497 годом и сохранилась до наших дней, и это первое  известное официальное использование двуглавого орла. Эту же версию поддержал и Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского», он один из первых, кто обратил внимание на эту печать. Эта версия так прочно закрепилась в умах людей, что даже празднование 500-летия герба  России отмечалось в 1997 году.

Однако в настоящее время историки опровергают эту версию. Двуглавый орел не был символом Византии и императорской семьи Палеологов (хотя  на золотом стяге, который везли во главе свадебной процессии  Софьи Палеолог, и был выткан черным шелком двуглавый орел). Византийский историк Георгий Акрополит (1217-1282г.) отмечал, что золотые двуглавые орлы украшают ткани, одежду и обувь, ими украшали щиты, оружие, они находились в храмах.  На французской миниатюре XIV века изображен император Иоан VI Кантакузен на соборе 1351 г. в Константинополе,  подушки у подножия его трона украшают белые двуглавые орлы, а император Константин Драгас, погибший при защите Константинополя, был опознан по золотым двуглавым орлам на его сапогах. Зато ни на одном из атрибутов государственной власти в Византии (корона, монеты, печати, флаг и личный герб императора) нет двуглавого орла. Можно предположить, что, когда римляне завоевали земли, которые стали называться Византией, они переняли этот символ у побежденных народов, но, естественно, не стали делать его  символом империи.

Выдвинута новая, более правдоподобная, версия: Иван III (или великие князья до него) принял этот символ, чтобы подчеркнуть свое равенство с европейскими монархами, имевшими в своих гербах орлов, а также быть равным первому монарху тогдашней Европы - германскому императору. В «Хронике Констанцского собора» Ульриха фон Рихсенталя от 1416 года помещен герб Руси с изображением двуглавого орла, то есть он был известен в России еще до приезда византийской принцессы.

В 1613 году на престол взошел царь Михаил Федорович, положивший начало династии Романовых, при котором в 1625 году был принят герб - двуглавый орел с тремя коронами. При его сыне царе Алексее Михайловиче было принято первое изображение орла с распростертыми крыльями под тремя коронами и с символом власти - скипетром и державой в лапах. Орла в то время изображали золотым на красном поле.

С 1699 года Петр I учредил орден Святого Андрея Первозванного, и в герб были введены изображения ордена  и орденской цепи. Императорские короны вместо царских появились на гербе России после присвоения в 1721 году ПетруI титула Императора Всея Руси и Отца Отечества, а на груди Орла стал изображаться всадник, которого с 1727 г. официально назвали Святым Георгием.

Цветовая гамма герба - черный орел на золотом фоне и серебряный всадник на красном поле - окончательно установилась при Екатерине Великой.  При Николае I, Александре II  и Александре III в герб были внесены некоторые изменения, и он просуществовал до 1917 года.

Значение двуглавого орла в российской геральдике до конца неясно. Считается, что этот символ олицетворяет верховную власть государя-самодержца и идею освобождения и объединения русских земель, но этот смысл ему придали позже, чем он появился на Руси.

В середине XIX столетия в книге «Русская геральдика» А.Б. Лакиера дано следующее, более новое объяснение символа: «Око государя было обращено на Восток и Запад, а распоряжения обеим сторонам исходили из одного источника». И это объяснение до сих пор популярно.

На  печатях и денежных купюрах изображение двуглавого орла просуществовало до 1918 года, правда, без державных атрибутов власти. На денежных купюрах Временного правительства достоинством в 250 рублей орел изображался на фоне свастики (рисунок художника И.Я. Билибина).

На долгие годы двуглавый орел исчез из Российской символики, пока Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1998 года не был утвержден Государственный герб РФ: золотой двуглавый орел на красном фоне (автор эскиза герба художник Е.И.Ухналев).

 



Вернуться назад