ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Несколько слов об эволюции ангелов

Несколько слов об эволюции ангелов


14-03-2013, 11:28. Разместил: VP

В Рождество крылатые гуманоиды становятся особенно популярны. Но откуда они взялись?

 

 

История представлений об ангелах отражает тысячелетние перипетии религиозной мысли. «Ангелос» с греческого означает «вестник». В греческом переводе Библии этим словом названы посланцы Бога.

 

 

Ангелы приобрели привычный нам вид только к XIV веку, как на этой фреске в итальянской капелле. (Фото SuperStock / Getty Images.)
Ангелы приобрели привычный нам вид только к XIV веку, как на этой фреске в итальянской капелле. (Фото SuperStock / Getty Images.)

 

В первые дни христианства некоторые верующие считали Иисуса Христа одним из ангелов. Мы знаем об этом, поскольку авторы конца IV века приложили немало усилий, чтобы опровергнуть эти представления. Иисус «официально» потерял ангельский статус только в 325 году на Никейском соборе, созванном римским императором Константином I для выработки единого, унифицированного христианского богословия из множества разношёрстных учений. Только там было окончательно «установлено», что Христос имеет ту же природу, что и Бог. При этом подразумевалось, что ангелы — это нечто иное.

 

 

Хорошо, но кто же они такие?

 

Представления об ангелах были столь же разнородны, как воззрения первых христиан на самого Христа. Монах и аскет IV века Евагрий, к примеру, писал, что сущность человека состоит из трёх частей.

 

«Нижняя» вызывает в нас голод, сонливость, желание плотских утех.

 

Другая, эмоциональная, заставляет нас сердиться, гордиться и т. п. Третья часть — рациональная. Именно она делает нас похожими на Бога и ангелов. По мысли Евагрия, гнев — это что-то вроде демона, который нападает на нас. Если мы не можем с ним справиться самостоятельно, на помощь приходит рациональный ангел.

 

 

Эта теория многим приглянулась, и ангелы стали восприниматься как бестелесные «разумы», или «интеллекты». Тогда же разгорелась дискуссия, всем ли служат такие ангелы. Некоторые апологеты монашества утверждали, что ангела-хранителя надо заслужить, причём сделать это можно только в монастыре. Однако в городской культуре верх взяла более демократичная точка зрения. Епископы и прочие служители церкви уверяли прихожан, что ангел-хранитель есть у каждого. В Египте даже возникла гипотеза о том, что истинные аскеты, отказавшиеся от плотских удовольствий и семьи, сами могут стать ангелами уже на земле. Отшельники скромно отвергли этот комплимент: мол, мы больше похожи на животных, чем на бестелесных существ. В конечном итоге победила популистская точка зрения: мы не ангелы, но мы все достойны ангелов-хранителей.

 

 

Не успели верующие хоть немного договориться о том, как такие ангелы, как теологи принялись спорить о самоорганизации небесных посланников. Библия об этом мало что сообщала, и желающих заполнить пробелы Св. Писания развелось множество. Неизвестный автор под кодовым именем Псевдодионисий, писавший около 500 года, воспользовавшись идеями предшественников, разделил небесную иерархию (его работа так и называлась — «О небесной иерархии») на девять чинов. От высшего к низшему — ангелы, архангелы, начала, силы, добродетели, доминионы, престолы, херувимы и серафимы. Церковь, правда, эту иерархию так и не признала.

 

 

Примерно в то же время родилась традиция считать, что не все ангелы — ангелы. Скажем, сатана некогда был ангелом по имени Люцифер, но потом пал. Тем самым люди наделили ангелов свободой воли и сделали их ещё больше похожими на самих себя. Ряд средневековых богословов в итоге предположил, что за человеческую душу ведут борьбу два ангела — падший и ангел-хранитель. Частью церковного учения эта теория тоже не стала, но популярна в народе по сей день.

 

 

Уже христианские теологи II–III веков (например, Ориген Александрийский) полагали, что падшим ангелам была отведена важная роль в Божественном замысле. По их мнению, они принимают участие в управлении Вселенной (насколько им позволяет Господь), искушая человека и делая прочие гадости.

 

Наивные историки полагают, что средневековье осталось далеко позади. Не тут-то было! Согласно опросу, проведённому в 2008 году организацией Gallup по заказу Университета Бейлора (США), около 55% американцев продолжают верить в то, что их защищают ангелы-хранители. Социолог Карсон Менкен из этого университета собрал более 1 100 историй «общения» с небесными заступниками. Как правило, речь идёт о «чудесном» спасении во время несчастного случая, нападения, клинической смерти. Людям очень хочется верить в то, что их жизнь в надёжных, всесильных руках.

 

 

 

Подготовлено по материалам National Geographic.


Вернуться назад