ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Аварский каганат в истории евразии

Аварский каганат в истории евразии


17-01-2013, 10:12. Разместил: VP

Одной из важнейших задач всемирной истории в Республике Казахстан должна стать углубленная разработка истории Центральной Азии, Евразии, начиная с древности и до наших дней. Конец эпохи античности и последующие столетия, то есть IV - VII вв. вошли в историю Евразии и Европы как эпоха Великого переселения народов. Именно на эти 4 столетия приходится пик миграционных процессов, захвативших практически весь континент и радикально изменивших его политический, этнический и культурный облик. Это период гибели античной эпохи и зарождения новых общественных отношений, период возникновения цивилизации средних веков. Начиная, с IV - V вв. главную роль в Великом переселении играли наряду с другими общностями тюркские племена. В семидесятые годы IV в. началось массовое продвижение гуннов из Центральной Азии в Восточную и Западную Европу. После распада Гуннской державы к концу V века в европейских степях остались кочевать многочисленные племена, которые упоминаются в ряде раннесредневековых источников. Среди этих кочующих этнических групп выделились племена аваров.



 

 

История Аварского каганата VI-VIII вв. - это часть тюркского мира и евразийской истории. В западной науке до сих пор отсутствует какое-либо подробное литературное изложение истории этнических образований, пришедших с Востока в Европу в бурную эпоху масштабных переселений. Это касается и русскоязычной литературы, включая советскую медиевистику, где история гуннов и авар почти не освещалась. По-видимому, здесь сказалось и влияние ряда поколений западноевропейских авторов, характеризовавших это движение как некое движение «азиатов», якобы уничтожавших европейскую культуру.

 

Сегодняшний этап развития исторической науки располагает возможностями, при которых ученые Евразии должны предпринять систематическое изучение давно назревших проблем истории тюркского мира, взаимодействия Востока и Запада. Прежде всего, надо по крупицам собрать и изучить историю Аварского каганата, тюркоязычных авар, пришедших с глубин Азии и евразийских степей на места прежних гуннских поселений в Паннонии. Именно здесь, в пограничных с римской провинцией местах была и основана мощная держава - Аварский каганат, игравший значительную роль в международных отношениях раннего средневековья. Источники свидетельствуют о политической истории авар дунайского периода, о кочевых племенах объединенных властью кагана Баяна.

 

Авары (лат. Avari, Avares) - это союз центральноазиатских племен тюркского и тюрко-монгольского происхождения. Греки вспоминают их как авар, русские летописцы обров, арабский писатель Ибн-Хордадбех в свое время наряду с хазарами отмечал могучий союз абаров (аваров), когда тюркские племена утверждали свое господство на востоке Европы.

 

В эпоху правления первого Тюркского каганата (551 - 630 гг.) успешными для тюрков были их западные походы. К концу 60-х годов VI в. Тюркский каганат включается в систему политических и экономических отношений с крупнейшими государствами того времени - Византией, Сасанидским Ираном, Китаем, ведет борьбу за контроль на торговом пути, связывающим Восток со странами Средиземноморья.

 

Историки имеют основание считать, что авары, появившиеся в VI веке в степях Западного Прикаспия, в Причерноморье и европейских степях, были частью разбитого тюрками (тюркютами) огромного азиатского каганата жуань-жуаней (жужаней). Есть доказательства, что племена жуань-жуаней бежали в Северный Китай и далее на юг, другая их часть на запад. Положение аваров, бежавших с территории Центральной Азии на запад от преследования тюркютов, на первый взгляд, кажется безнадежным и гибельным. За их спиной были неумолимые, очень сильные враги, а впереди неизвестность, многочисленные и богатые страны, народы, привыкшие к войнам и объединенные в союзы хорошо вооруженных государств. Авары же большей частью, судя по некоторым источникам, напоминали тогда толпы неорганизованных беглецов. Как и почему они не только уцелели, но и победили в жестокой и кровавой борьбе за право иметь свое жизненное пространство, можно ответить, только внимательно рассмотрев политическую обстановку того времени.

 

Первую задачу авары выполнили - оторвались от противника. Им это удалось лишь потому, что тогда в Средней Азии активизировались эфталиты, т.е. «белые гунны», они отвлекли Истеми - кагана, младшего брата кагана-Бумына. Византийские источники на латинском языке сохранили слова Истеми, заявившего: «Авары не птицы, чтобы, летая по воздуху, избежать им мечей туркских; они не рыбы, чтоб нырнуть в воду и исчезнуть в глубине морской пучины; они блуждают на поверхности земли. Когда покончу войну с эфталитами, нападу на аваров, и они не избегнут моих сил». Это свидетельство взято у Менандра Протектора - византийского хрониста, историка VI в. Его главный труд, условно именуемый «История» (Fragmenta), охватывает период с 558 по 582 гг. и является продолжением сочинения известного его предшественника Агафия - автора сочинения «Historiarum libri quinque», посвященного царствованию императора Юстиниана. Что касается хроники Менандра, то ее можно рассматривать как ценный источник об аварах, тюрках, славянах.

 

Упомянутый первый Тюркский каганат в 70-х годах VI в. простирался от Маньчжурии до Боспора Кимерийского, от верховьев Енисея до Аму - Дарьи. Тюркские каганы вслед за гуннами в ходе Великого переселения народов стали создателями евразийской империи, политическое и культурное наследие которой оказало существенное влияние и на историю Центральной Азии и Юго-Восточной Европы.

 

Движение тюрков на запад в эпоху Великого переселения было не просто завоеванием, а крупной миграцией центральноазиатских тюркоязычных племен, заселением обширных горно-степных районов на севере и востоке Средней Азии, прежде всего казахской степи. Местные кочевые племена, по языку родственные тюркам, были либо включены в военно-административную систему, созданную тюрками, либо бежали вместе с аварами в степи Восточной Европы Они приняли то же этническое имя, значительно укрепили военный потенциал авар. Последнее дало повод византийскому автору VII в. Феофилакту Симокатте назвать этих беглых людей «псевдоаварами». Однако сами тюрки, по словам вышеназванного Менандра Протектора, именовали бежавших именно аварами.

 

Теснимые на запад каганом Истеми, авары проникали в восточноевропейские степи. Здесь они столкнулись с отколовшимися от гуннов после распада державы Аттилы объединениями гуннских племен савиров (saviri), утигуров (utiguri) и кутригуров (cotriguri) и др. Побеждая все попадавшиеся им на пути группы племен и образований, авары, вероятно, оказались не в силах вытеснить побежденных с насиженных земель. Пытаясь обрести хотя бы территорию на правобережье Днепра, аварское войско напало на антов-славян и в 557 г. разбило их. После этого авары стали разорять землю антов, грабить её и порабощать жителей.

 

На юге Восточной Европы авары столкнулись с Восточной Римской Империей. Византийская дипломатия, широко практиковавшая политику подкупов и натравливания одних племен на другие, не преминула использовать новых пришельцев для противодействия, в частности, славянам. В результате переговоров между посольством аварского кагана Баяна и Юстинианом, происходивших в 558 г., было достигнуто соглашение, по которому авары обязывались, на условии получения ежегодной дани от Византии, охранять её дунайскую границу от вторжений других варваров.

 

Почувствовав свою силу, тюркские кочевники начинают предъявлять всё большие требования к Византии. Так, они просят предоставить им места для поселения и увеличить ежегодное вознаграждение за сохранение союза и мира. В 562 г. аварский каган Баян обратился в Византию к императору Юстиниану с просьбой выделить ему земли на византийском пограничье в Подунавье. Юстиниан решительно отказал аварам, узнав от перебежчика, что Баян-каган собирается, заняв пограничье, начать наступление на Византийскую империю.

 

Получив отказ, авары ринулись к Дунаю, на земли, занятые малочисленными племенами гуннов и славян. В 578 г. они покорили римскую провинцию Паннонию, а в начале VII в. занятую славянами область - Далмацию. Именно во время этого нашествия при вторжении в Венгрию авары захватили территорию одного из сильнейших племенных союзов - дулебов, соединение, которого, очевидно, произошло после распада Гуннской державы. Отказ Византийской империи платить дань дал повод аварскому союзу устремиться далее на запад Европы. По свидетельствам франкского хрониста Григория Турского, считавшего, как и многие западные авторы-летописцы аваров, гуннами, писал: «... после смерти короля Хлотаря гунны вторглись в Галлию. Против них выступил Сигиберт... Гунны разбили их наголову. А когда войско Сигиберта обратилось в бегство, сам он был задержан гуннами и содержался у них под охраной до тех пор, пока позднее, будучи ловким и проворным, он подкупил дарами тех, кого не смог одолеть храбростью в сражении».

 

В дальнейшем авары, вмешиваясь в распри германских союзных племен -лангобардов и гепидов, разбивают последних в 567 г. Лангобардский автор VIII века Павел Диакон, написавший историю своего племени, отмечал, что его предки были в неволе у авар после того, как те разбили лангобардов. Останавливаясь на истории короля лангобардов Аудигуна и вождя Альбуина (конец VI - нач. VII вв.), Павел Диакон дает следующее ценное сообщение - «Альбуин вступил в вечный союз с аварами, которые первоначально назывались гуннами, впоследствии же по имени своего народа были названы аварами».

 

В начале VII века авары занимают преимущественную территорию в области Далмации. Здесь уместно вставить слова византийского автора Феофилакта Симокатты о том, что усиление аваров произошло благодаря приходу с востока новых гуннских племен - тарниахов и котзагиров (кутригуров). «В то же время, - писал он, - племена тарниах и котзагиров (они были из числа yap и хунни) бежали от тюрок и, прибыв в Европу, соединились с теми из аваров, которые были под властью кагана. Говорят, что и племя забендер было родом из народа yap и хунни. Эта дополнительная военная сила, соединившаяся с аварами, исчислялась в десять тысяч человек».

 

Под властью Баяна объединились многие народы, в том числе ранее подвластные Гуннской державе. Объединение стало именоваться каганатом. Хана Баяна можно сравнить с известными правителями и полководцами средних веков. Так как авары вели постоянные войны с Византийской Империей, вполне понятно отношение византийских авторов к каганату. Тот же Менандр скорее враждебен, чем благожелателен к так называемым «варварским племенам и народам», в том числе и к аварам. Например, он описывает событие, как посланник аваров в Византию по имени Кандих сказал императору следующее: «К тебе приходит самый великий и сильный из народов; племя аварское неодолимо; оно способно легко отразить и истребить противников. И поэтому полезно будет тебе принять аваров в союзники, и приобрести себе в них отличных защитников; но они только в этом случае будут в дружеских связях с римской державой, если будут получать от тебя драгоценные подарки и деньги ежегодно, и будут поселены тобой на плодоносной земле».

 

Входившие в каганат кочевые народы начали, видимо, формироваться в единый этнический комплекс со своей культурой, преобладающим языком которого стал тюркский язык.

 

Воссоздание подлинного образа хана Баяна, этого могучего правителя, как впрочем, и всей истории Аварского каганата, давно ждет своих исследователей.

 

При реконструкции истории Аварского каганата многое достигается с помощью археологии. Данные археологии последних десятилетий XX-начала ХХI вв. свидетельствуют о хозяйстве, ремеслах, материальной культуре Аварского каганата. Авары принесли с востока два связанных друг с другом нововведения: железные стремена и сабли однолезвийные, слегка изогнутые клинки, предназначенные для нанесения скользящего удара. Со времени кагана Баяна, археологии последних десятилетий XX в. известны богатые захоронения вождей, знатных людей, в частности, в районах между Тиссой и Дунаем.

 

Как письменные, так и археологические источники свидетельствуют о высоком уровне развития военного искусства в каганате. Подобно гуннам, авары были прекрасными конниками, они без промаха стреляли из лука. Как писалось в византийских трактатах о военном искусстве, известных под названием стратегиконов, вооружение аваров состояло из лат, мечей, луков и длинных копий, причем в бою у многих имелось по два копья. Воины сражались разомкнутым строем, вытянутым в одну линию и состоящим из отдельных групп; неприятеля преследовали, пока полностью его не рассеют; они были стойки в бою и продолжали битву даже после поражения, пока их не разбивали наголову. «Сражаться против авар надо также при помощи конницы, - писал Псевдо - Маврикий. - Для них особенно чувствителен недостаток в пастбищах, так как при войске они ведут много животных, поэтому следует лишать их пастбищ».

 

В аварскую эпоху имело место продолжение гуннских традиций. Это можно проследить и на примере искусства, где наблюдается взаимодействие Востока и Запада. Наряду с влиянием Европы, шедшим через Византийскую империю и от лангобардов, в аварском искусстве присутствует сильное влияние гуннского стиля. Именно с тюркских пределов были привнесены звериные сюжеты, которые в это время и позднее продолжали существовать на Востоке, и в частности, на Алтае. Собственно аварские вещи, например, стремена, сосуды, выполненные из золота и серебра - типично тюркские, идентичные с находками в тюркских могильниках VI - VIII вв. в Центральной Азии.

 

Данные археологии подтверждают историческую преемственность Аварского каганата и Гуннской державы, его многоплеменность, развитие международных связей от Востока (Алтай, области Центральной Азии, Иран) - до Запада (Византийская империя, союзы германских племенных образований и королевств).

 

В конце VIII в. в результате указанных постоянных войн военный потенциал каганата постепенно ослабел, кочевой нород становился оседлым и смешивался с побежденными племенам.

 

В своих публикациях и лекциях по истории гуннов я неоднократно отмечал, что выдающейся личностью I тысячелетия является Аттила - могущественный правитель и полководец Гуннской державы в Евразии и Европе, хотя в западной историографии авторы склонны отмечать роль и место Карла Великого - императора Франкской империи Каролингов.

 

Известно, что в юго-восточных границах разросшегося Франкского королевства Карл Великий столкнулся с Аварским каганатом. Авары совершали постоянные походы и набеги на соседей. В 788 г. они напали и на Франкское королевство, положив начало франко-аварским войнам, продолжавшимися до начала IХ века. И только союз Франкской империи с южными славянами позволил в 796 г. одолеть крепость аваров. В результате, Аварская держава, являвшаяся крупным субъектом международных отношений на протяжении более 2-х столетий, распалась.

 

В этой связи хочу сказать, что мне приходилось работать над многими историческими свидетельствами в библиотеках, в частности Германии, Франции. Так вот, по свидетельствам отдельных франкских источников, мать Карла Великого - императора западных христиан, была дочерью аварского князя и её звали Берта. Отец Карла Великого Пипин Короткий женился на ней из династических соображений. Поэтому, думается, не случайно Карл Великий предпринял поход в Аварию, считая себя как бы наследником аварских земель и сокровищ.

 

Авары сделали свою историю и рассеялись среди оседлых народов Европы, а нам, казахстанским ученым, современникам начала III тысячелетия, остается только удивляться нынешним европейским историкам, толи не желающим вспоминать Аварское царство, толи в угоду других исторических причин умалчивающих свое аварское наследие. Собственно, не в том главное, потому что все мы уже встали на путь международного, глобального общения с европейскими странами на котором можем говорить историческую правду, глядя друг другу в глаза, поскольку в развитии мировой цивилизации преобладает глобальный синтез устоев, традиций, культур, а он связан с понятиями «прогресс» и «цивилизация».


КАЛКАМАН ЖУМАГУЛОВ,
д. и. н., профессор, заведующий
кафедрой Всемирной истории
КазНУ им. аль-Фараби, Почётный
профессор Гёттингенского
университета в Германии.
На первом фото: 2007 г. профессор
К. Т. Жумагулов в библиотеке
Тюбингенского университета.
Германия.
На втором фото: 2007 г.
К. Т. Жумагулов с профессорами
университета Сапиенза. Италия


Вернуться назад