ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Битва при Молоди-вторая Куликовская битва. Или первое Бородино?
Битва при Молоди-вторая Куликовская битва. Или первое Бородино?29-12-2012, 06:28. Разместил: vladusm |
В этом, 2012 году Россия отмечает очередной день окончания смутного времени и выдворения польских интервентов из Московии. Несомненно, битва народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским с польскими оккупантами, принесла России свободу и мир от иноземцев. Правда, битвы против поляков были постоянными на всем протяжении смутного времени, а начались они гораздо раньше.
Король Сигизмунд III не оставлял попыток захватить русские города и русские воеводы вынуждены были вести непрерывные войны с бесконечными польскими отрядами, многотысячной ногайской ордой, которая насчитывала до 100 тысяч бойцов, фактически все мужское население ногайцев, да и крымских татар, которые также активно набегали на русские земли, разоряя всё, что попадалось на пути к Москве, убивая мужчин и стариков и уводя в рабство, для дальнейшей продажи в Турцию женщин и детей. Хотя формально смутное время и закончилось избранием на царство М.Ф.Романова, фактически оно продолжалось до 20 годов 17 века. Но все же, не будь у людей желания, быть бы Русскому царству разделенным между Польшей, Швецией, Литвой, Ливонией и Крымским ханством.
Вот здесь я хотел бы задать вопрос: "А откуда оно возникло, это желание? Или почему оно не иссякло, не исчезло, не прекратилось, не исчерпалось это желание быть вместе, жить в одном государстве, под сенью царя?" Государя, царя-батюшки? Я уж не говорю о тяжелейших природно-климатических условиях того времени. А ведь тогда был малый ледниковый период, зимы начинались в августе и заканчивались в июне. Многие деревни вымирали от голода из-за неурожая, от того, что даже неприхотливая рожь не успевала созреть. И тем не менее, Ивану удалось отвоевать земли до Астрахани и Дикое поле, то есть все приазовские и причерноморские степи, которые стали активно заселяться русскими крестьянами. Не говоря уж об освоении Поволжья, Урала и Сибири.
В этом же году, когда вся страна отмечала день 4 ноября 1613 года, исполнилось 440 лет другой важнейшей битве, выигранной русским народом. Эта битва незаслуженно забыта сначала историками, а потом нами, потомками тех, кто создавал и защищал русское государство. Впрочем, незаслуженно забытых войн и битв в России много, особенно тех, которые выиграл царь Иван IV Грозный, защищая свое государство и свой народ от бесконечных набегов и разорения ногайских орд, крымских и казанских татар, турецкого султана, поляков, литовцев, ливонцев, шведов и массы европейских наемников.Что говорит о великом военном таланте и огромном авторитете царя.
Эту битву можно совершенно справедливо назвать второй Куликовской битвой, а может быть даже первым Бородино. Именно так и никак иначе. Потому что, если бы эта битва была проиграна, то Россию в 1572 году постигла бы участь Византии. И что было бы тогда, неизвестно. Скорее бы всего Русь разделили бы Польша, Литва, Швеция, Ливония, крымские и казанские татары.
Что мы вообще помним о царе Иване Грозном. Его деда, Ивана III, тоже звали "Грозный", но он остался в исторической памяти, как собиратель земель русских. А что мы помним о его внуке и тезке? Согласно придворному публицисту Н.Карамзину, советскому кинорежиссеру С.Эйзенштейну, российскому режиссеру П.Лунгину и драматургу Э.Радзинскому, это былтиран и деспот. Казнил кого попало, направо и налево. Даже сына не пожалел, убил. За время введенной им опричнины было казнено якобы 11000 человек. И вот сидим мы с вами в благополучном 21 веке и ужасаемся кровавым деяниям царя. Мало того, еще и удивляемся, наивные, и почему это народ безмолвствовал? Молчал, терпел самодурство и кровожадность царя? А почему народ восставал против власти, которая его не устраивала всегда до его правления и дальше после его правления? Но почему народ ни разу не восстал против Ивана IV, если он был таким ужасным? Отсюда напрашивается только один вывод: он не был таким, каким его описывают историки. Ведь очернение царя началось с лживых, злых и подлых пасквилей придворного польского писателя Гейденштейна, который активно усердствовал в порицании Москвы во время Ливонской войны. Продолжил черное дело друг детства Ивана, князь Курбский, который предал его в самый тяжелый момент для Русского государства. Получил от польского короля замок во владение, земли, крестьян и прочие милости. И вот, чтобы оправдать собственное предательство, стал выдумывать мифические казни, злодейства и издевательства над народом. Николай Карамзин, создавая по заказу императора Александра III историю государства Российского, начитавшись сиих трудов, даже не захотел изучать заметок других, непредвзятых, современников Ивана. В результате,либеральное и свободолюбивое дворянство ужаснулось и поверило. И мы продолжаем верить до сих пор. В том числе и деятели российской культуры.
Итак, что же было при Иване IV? Во-первых, в стране существовала феодальная система удельных бояр и князей. И каждый считал себя владыкой, равным царю. Каждый хотел властвовать не только в своем уделе, но и при первом же удобном случае старался захватить соседние земли. А это означает – междоусобные войны. Еще это означает наличие у каждого местного властителя собственной частной армии. А так как в начале правления Ивана в стране не существовало крепостного права, то все крестьяне были свободны и могли свободно носить оружие и защищать себя и свое имущество. Это означает, что страна неподконтрольна царю.
Так могли ли свободные и вооруженные крестьяне, особенно новгородцы, терпеть гнет, самодурство и кровожадность царя Ивана? Наверняка нет. Характерный пример такого вывода можно сделать из такого факта, как приглашение польской шляхтой на польский трон царя Ивана. Если бы Иван был таким, каким его описывают историки, стали бы поляки приглашать его править собой? Во-вторых, царь Иван, пожалуй, впервые в истории ввел местное самоуправление в виде Земских Соборов. Кроме того, на всероссийских Земских Соборах (Съезд народных депутатов) присутствовал лично, и принимал участие в выработке и принятии коллегиальных решений, которые потом становились законами и нормой жизни. Вот почему народ и после смерти царя Ивана верил в царя-батюшку. Чему очень сильно удивлялись революционеры всех мастей:всяческие декабристы, разночинцы, эсеры, кадеты и прочие народовольцы.
Так может быть пришла пора реабилитировать одного из величайших русских царей? Который заботился не только о своей власти, но и о народном благополучии? Вернуться назад |