ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Портрет Клеопатры
Портрет Клеопатры13-07-2009, 16:59. Разместил: Damkin |
«И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой клинок, И все, что мне - только снится, Ты будешь иметь у ног» (Марина Цветаева) Вопрос еще окончательно не решен. Но сдается, что "бюст неизвестной", найденный в Цезарее, это и есть истинный и единственный пока дошедший до нас скульптурный портрет знаменитой царицы. А если так, то, значит, вовсе не в Рим или Лондон, а в маленький заштатный городишко Шершель должен совершить путешествие тот, кто захочет своими глазами увидеть портрет Клеопатры. Клеопатра! Самая знаменитая из женщин Древнего мира! Какой она была? Как выглядела? Сейчас многим ученым кажется, что они знают это.
Но раньше, чем рассказать о находке предполагаемого портрета царицы Египта, придется вспомнить историю дочери ее и Марка Антония - Клеопатры Селены. После гибели своих родителей маленькая Клеопатра Селена была увезена в Рим. Детские и девичьи ее годы прошли под наблюдением сестры Октавиана Августа, победителя Марка Антония, той Октавии, что была в Риме женой ее отца. Вместе с египетской царевной у Октавии воспитывался сын Юбы I, царя Нумидии, в свое время сражавшегося в Африке против Цезаря, разбитого "божественным Юлием" и кончившего жизнь самоубийством. Когда мальчик подрос, Октавиан Август в 25 году до нашей эры сделал его царем подвластной Риму Мавритании. Это было огромное царство с центром в нынешнем Алжире. Столицей Юбы II стал древний финикийский город Идоль, который получил название Цезареи. Пять лет спустя Юба II женился. Женой его стала подруга его детских лет Клеопатра Селена. Юба II верно служил римлянам и правил долго, почти полвека. Цезарея стала при нем значительным и большим городом. С каждым годом прибавлялись тут новые дворцы, с залами, расписанными художниками, с обширными дворцами, буквально уставленными скульптурами. Самый большой дворец принадлежал, разумеется, Юбе II. Гордостью царя были библиотека и собрание статуи. Человек, понимавший толк в искусстве, сам пробовавший, и не без успеха, свое перо и в драме, и в баснях, и в историческом повествовании, Юба был страстным коллекционером. Изо всех уголков Средиземноморья, из Рима, из Греции везли к нему драгоценные амфоры, беломраморные статуи, чеканные серебряные вазы, статуэтки, сосуды. Юба сам отбирал для своего собрания наиболее редкие экземпляры. Особенно нравилась ему великолепная статуя Венеры, стройная и изящная, красивей которой не было, пожалуй, и в Риме. Она стояла в нише, на почетном месте, и к ней чаще всего подводил своих гостей царь. Были в собрании два портретных бюста: бронзовый, самого Юбы, - на котором он был изображен молодым, кудрявым, с лицом волевым, но еще юношески округлым, с большими глазами и чуть изогнутыми капризными толстыми губами. И его жены - беломраморный, с грубоватыми, почти мужскими чертами, прямым носом и волосами, затянутыми повязкой. А неподалеку от дворца стояла большая статуя Изиды, египетской, богини, жены Озириса и матери бога Солнца. В ее честь был сооружен храм, и царь даже поселил в нем крокодила. Клеопатре Селене не суждено было вновь побывать на родине. Но вплоть до самой своей смерти, последовавшей в пятом году до нашей эры, она тосковала по Египту. Доставленные с берегов Нила реликвии напоминали ей о земле ее предков
Городок Шершель, что мирно раскинулся на берегу моря примерно в ста километрах восточнее Алжира, нынче особенно ничем не знаменит. Его приземистые, в большинстве одноэтажные дома, его маленький порт, его сонное спокойствие вряд ли могут навести впервые сюда попавшего человека на мысль, что некогда тут был большой и оживленный город, что сюда, в огромный, прославленный собранием знаменитых статуй и картин царский дворец прибывали на высоченных военных кораблях из самого Рима важные правительственные чиновники вечной империи... Назывался в древности этот город Цезареей. И о его былой славе напоминают сейчас только руины древнего акведука, на которых играют дети, там и сям разбросанные остатки фундаментов древних зданий, мраморные плиты в стенах нынешних домов да музей, где уже более полувека хранятся найденные в Шершеле и его окрестностях античная утварь, античные статуи, иной раз, как знаменитая здешняя Венера, ничуть не уступающие прославленным европейским. Эту Венеру, кстати говоря, спасли от окончательной гибели чисто случайно: один офицер увидел ее на тачке в тот момент, когда статую хотели бросить в печь - первые европейские колонисты не отличались особым уважением к старине. Дыханием далекого прошлого веет в этом любопытном музее. Здесь можно увидеть обломок мозаичной фрески, повествующей о том, как премудрый Одиссей и его спутники спаслись от коварных сирен. Здесь находится беломраморный бюст суровой и грустной женщины с грубоватыми чертами короткого, почти мужского лица, с тщательно уложенными короткими, забранными под повязку локонами - царицы Мавритании Клеопатры Селены. Здесь же хранится большая женская мраморная голова. Мимо нее, так же, как и мимо портрета Клеопатры Селены, не пройдешь равнодушно. Гордое узковатое лицо, волевой подбородок, нос с горбинкой, волосы, покрытые спускающейся на шею вуалью и аккуратно убранные на египетский лад; тонкий разлет красивых бровей, миндалевидный разрез больших и некогда, наверное, красивых глаз. Женщине, изображенной на этом портрете, лет под сорок. Лицо ее жестоко и высокомерно.
Давно уже канула в небытие Римская империя, а о некогда существовавшем в Африке Мавританском царстве помнят разве только историки. И только они интересуются Египтом эпохи Птолемеев, потомков удачливого военачальника Александра Македонского, основавших после смерти неистового завоевателя царство с центром в Александрии. Но необычная судьба Клеопатры, последней царицы из рода Птолемеев, события, в центре которых она оказалась, ее трагическая гибель остались в памяти поколений. Со временем легенды сильно приукрасили облик Клеопатры. Некоторые античные авторы наделяли ее невиданной красотой; о ней писали, что многие были согласны расплатиться жизнью за одну лишь проведенную с ней ночь. Но как же все-таки выглядела эта волшебница? Сохранилось ли хоть одно ее изображение? Таковыми долгое время считались два бюста; один из них хранится в Британском музее, другой - в Ватиканском. Но сейчас почти все специалисты оспаривают их право называться портретами Клеопатры. ...И остались две-три монеты, в том числе и тетрадрахма (четверть драхмы), отчеканенная в 36 году до нашей эры по случаю свадьбы Антония и Клеопатры. Женщина, изображенная на ней, наделена орлиным профилем, у нее довольно крупный, с горбинкой нос, чуть приоткрытые, словно она хочет что-то сказать, губы, немного выдающийся вперед подбородок, аккуратно завитые, под повязкой волосы. ...Ныне здравствующий французский искусствовед Шарбонно попал в Шершель не случайно. Дело было в 1953 году, и он давно был уже наслышан о сокровищах здешнего музея. Долгие часы ходил он по галереям, окружающим большой двор, подолгу рассматривая немые, но красноречивые свидетельства былой славы Цезареи. Здесь многое было ему интересно. Но один скульптурный портрет буквально не давал ему покоя: портрет женщины, хранящийся неподалеку от бюста Селены. Об этом портрете один из первых увидевших его ученых Стефан Гзелль писал: "...по всей вероятности - изображение матери римского императора Нерона, Агриппины". Но действительно ли это бюст Агриппины? И почему бы ему оказаться в Цезарее?
Конечно, последнее категорически не исключишь: мало ли какие бывают случайности. Но все же: прическа вроде бы не римского образца, а скорее египетского. В манере исполнения, во всем облике чувствуется что-то не совсем привычное для римского портрета. Но больше всего Шарбонно смутило другое. Хотя кончик носа немного поврежден, также как и губы, но если глядеть на статую в профиль, то бросалось в глаза, что он напоминает профиль... Ну да, профиль Клеопатры, такой, во всяком случае, как изображали на сохранившихся монетах! Вначале Шарбонно был как-то не очень уверен. Но добавочные аргументы, казалось, напрашивались сами. Вот, например, вуаль, покрывающая полголовы и складками спускающаяся на шею: ведь именно такие вуали, судя по сохранившимся изображениям, носили все царицы династии Птоломеев! И потом что же тут удивительного, если Клеопатра Селена хранила у себя портрет матери? Более того: она могла и специально позаботиться о том, чтобы он был исполнен. Насколько можно судить, портрет был сделан в ранние годы царствования Августа, предположительно между двадцатым и пятым годами до нашей эры. И есть в нем какое-то едва уловимое сходство с портретом самой Селены: прическа, линии скул. Многие ученые сейчас соглашаются с гипотезой Шарбонно. Есть, разумеется, и противники. Но и они признают, что в его рассуждениях немало похожего на правду. ...Она не очень молода здесь, египетская царица. И она действительно напоминает, в особенности в профиль, свое изображение на монетах. Вопрос еще окончательно не решен. Но сдается, что "бюст неизвестной", найденный в Цезарее, это и есть истинный и единственный пока дошедший до нас скульптурный портрет знаменитой царицы. А если так, то, значит, вовсе не в Рим или Лондон, а в маленький заштатный городишко Шершель должен совершить путешествие тот, кто захочет своими глазами увидеть портрет Клеопатры. ...В моей любви для вас блаженство? Блаженство можно вам купить... Внемлите ж мне: могу равенство Меж нами я восстановить. Кто к торгу страстному приступит? Свою любовь я продаю; Скажите: кто меж вами купит Ценою жизни ночь мою?.. (А.С. Пушкин «Египетские ночи») Вернуться назад |