ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > В плену исторических стереотипов

В плену исторических стереотипов


13-07-2009, 10:03. Разместил: VP

В последнее время в зарубежном общественном мнении стал утверждаться «миф» о том, что СССР помог гитлеровской Германии сформировать боеспособные части немецкой армии, тем самым способствуя агрессивной политике нацизма и развязыванию второй мировой войны. Попытки заявить о том, что «фашистский меч ковался в СССР», не имеют под собой никаких исторических обоснований и во многом объясняются тем, что долгое время тема советско-германского военно-политического взаимодействия в 20-х — начале 30-х гг. ХХ столетия оставалась вне поля зрения отечественных исследователей, а многоаспектная оценка истоков и причин второй мировой войны в советское время просто была затруднена. В послевоенное время в СССР вообще отрицался факт военного сотрудничества с Германией, т.к. это могло снизить поднявшийся после второй мировой войны авторитет СССР на Западе.

 

Исследование данной темы начинается с момента открытия секретных документов и материалов из зарубежных и отечественных архивов в конце 80-х гг.. 


Сотрудничество СССР с Германией в этот период объясняется, прежде всего, интересом страны Советов к передовым технологиям, получить которые можно было только в Германии, т.к. устойчивый рост торговых связей со странами Антанты наметился только к концу 20-х гг. С приходом в 1933г. к власти в Германии А.Гитлера советско-германское военное сотрудничество было свернуто.

 

Участие СССР в возрождении военной силы Германии сильно преувеличено. СССР никогда не предоставлял Германии ни танков, ни тяжелой артиллерии, ни боевых самолетов. Все это было у Германии и помимо самой отсталой страны Европы, каковой был СССР в 20-е годы. РККА была «обучающейся» стороной и никак не могла обучать курсантов рейхсвера. Основные расходы за существование военных центров на советской территории несла немецкая сторона. Кроме того, и техника, и оборудование были предоставлены, в основном, германской стороной. Также не подтверждается историческими фактами и обучение в этих военных школах первых лиц нацистской армии. Так, Г.Гудериан был в танковой школе в Казани лишь с краткосрочной инспекцией, а Г. Геринг никогда не был в лётной школе в Липецке. Наоборот, в 1920-е — начале 1930-х гг. немецкие специалисты помогали создавать в нашей стране базу для танковой, авиационной и химической промышленности. Благодаря военно-техническому сотрудничеству с Германией были заложены основы советского военно-промышленного комплекса, что в значительной степени повлияло на исход Второй мировой войны и предопределило разгром фашистской Германии.

 

Побудительным мотивом советско-германского тайного сближения в начале 20-х гг. явилось стремление преодолеть вынужденную геополитическую изоляцию Веймарской Германии и Советской России. Для Германии было принципиально важно укрепить военный потенциал, восстановить мощное государство и расширить границы до довоенных пределов. Советской России необходимо было создать армию, отвечавшую современным реалиям, для защиты границ молодого государства. Требовалось современное оружие, развитая военная промышленность, новая техника. Ничего этого у России не было, зато всем этим обладала Германия –единственная из стран Запада, которая могла выйти на сотрудничество с СССР. Версальскими законами Германии запрещалось иметь танки, тяжелую артиллерию, химическое оружие, военную авиацию и подводные лодки. Кроме того, численность офицеров, количество военных заводов и т.д. были строго регламентированы. Для послевоенной Германии первоочередной задачей была возможность развивать собственные вооруженные силы в обход Версальских ограничений. Такую возможность ей давало сотрудничество с советской Россией.

 

Концепция военного сотрудничества СССР и Германии была намечена в результате серии секретных двусторонних переговоров в Москве и Берлине в 1920-1923гг.. В результате реальные очертания в виде оформленных договоров получили следующие проекты – производство самолетов, отравляющих веществ, боеприпасов для артиллерии, т.е. наиболее перспективные направления в развитии военной техники.

 

В первой половине 20-х гг. СССР заключил ряд концессионных договоров с германским акционерным обществом «Юнкерс». Сделка носила исключительно взаимовыгодный характер: советская сторона не только получала прямой доступ к немецким авиационным технологиям, но и при определенных обстоятельствах рассчитывала пополнить самолетный парк Красного Воздушного флота с помощью известной немецкой фирмы. Германия, в свою очередь, в обход Версальского договора могла наладить серийное производство своих военных самолетов на советской территории.

 

Но «Юнкерс», прежде всего, был заинтересован в получении коммерческой прибыли в самые короткие сроки. Кроме того, развертывание авиационного производства в СССР требовало больших технических и материальных усилий и не соответствовало стратегическим интересам германского крупного капитала, стремившегося поставить Советский Союз в зависимость от германских технологий. За 4 года завод «Юнкерса» дал всего 100 самолетов типа Ю-20 и Ю-21, худших по качеству, чем аналогичные иностранные образцы. В 1927г. концессия была ликвидирована. Но даже неудачная работа немецкого концессионера оказалась далеко не бесплодной для развития советского авиастроения.

 

К середине 20-х гг. в характер военного сотрудничества были внесены коррективы, и постепенно основной упор был перенесен на совместные испытания новейших образцов танков, самолетов, химических боеприпасов, подготовку квалифицированных кадров и взаимное участие в маневрах армий обеих стран. В 1924-1928 гг. в СССР были созданы военно-учебные центры рейхсвера – авиашкола под Липецком, танковая школа под Казанью и школа «химической войны» (так называемый «объект Томка»).

 

С точки зрения подготовки кадров и перспективы ведения войны наиболее важным военно-учебным центром рейхсвера на территории СССР стала авиационная школа. Там проводились испытания боевых самолетов, созданных авиастроительными фирмами Германии. Рабочие группы из советских летчиков и инженеров-самолетостроителей постоянно находились в Липецкой школе, подробно знакомились с работами германских специалистов и участвовали во всех технических испытаниях немцев вплоть до 1933 года, когда военное сотрудничество было прекращено.

 

Военное руководство Германии прекрасно понимало, что в будущих войнах решающую роль сыграют бронетанковые войска. Отставание в этой области от армий ведущих мировых держав заведомо ставило Германию в неравное положение. СССР также был заинтересован в создании современных танковых войск, но в отличие от Германии не обладал ни промышленной базой, ни технологиями, ни квалифицированными кадрами, поэтому в 1929 г была открыта танковая школа в Казани, обучение в которой позволили нашим инженерам практически использовать немецкий опыт. В дальнейшем в советских танках Т-24, Т-26, Т-28 и БТ были применены элементы немецких конструкций.

 

Танковая школа в Казани просуществовала относительно недолго. Ее постигла та же судьба, что и остальные немецкие объекты в СССР: по приказу Гитлера она была ликвидирована летом 1933 года. В школе готовились квалифицированные кадры танкистов, изучался передовой зарубежный опыт, испытывались новые образцы бронированных машин, отрабатывалась тактика боевых действий. Это способствовало тому, что уже через десять лет советские танковые войска заняли лидирующее положение в мире и одержали ряд блестящих побед в годы второй мировой войны.

 

В ходе реорганизации Красной Армии особое внимание было уделено созданию собственных химических войск. И здесь Советский Союз не мог позволить себе развивать химическую промышленность самостоятельно, в первую очередь, из-за отсутствия материальной и технической базы. Германия же обладала высокоразвитой химической промышленностью, которая занимала ведущее положение в мире. Так же Германия стремилась создать скрытно от Антанты базу химических вооружений . В 1918 — 1945 годах химическое оружие занимало ту же нишу, что и атомная бомба в наши дни. Наличие химических арсеналов у страны, вовлеченной в военный конфликт, служило лучшей гарантией непри-менения «боевой химии» ее противником, чем любые международные протоколы и конвенции.

 

Одним из направлений совместных работ стало создание и испытание новых боевых химсредств, совершенствование способов их применения на химическом полигоне, получившем условное наименование объект «Томка» или химическая школа «Томка».

 

Начало работы вселяло оптимизм, но уже в 1929г. появились первые неудачи в экспериментах из-за ряда технических дефектов в присланных приборах. Также слишком значительной казалась разница в технической оснащенности «Томки» и лабораторий Германии. На основе этого советским руководством делался вывод о том, что значительная часть наиболее важных и ценных работ немецкими химиками скрывалась. Из немецких дипломатических документов сегодня известно, что подозрительность советских партнеров была обоснованной. Весной 1933г. встал вопрос о свертывании объекта «Томка» по инициативе Москвы.

 

Сотрудничество РККА и рейхсвера в области военно-химических разработок не могло не иметь последствий для обеих сторон. Германия была хорошо подготовлена к ведению крупномасштабной химической войны. Советская сторона также получила определенную выгоду – на основе немецкого опыта она уже самостоятельно могла разрабатывать ОВ и средства защиты.

 

Сотрудничество между Советской Россией и Германией в этот период было основано на взаимных интересах. Контакты с Советской Россией дали возможность Германии разрабатывать и апробировать новые виды оружия и военной техники. Для советского государства данное сотрудничество было способом укрепления собственной обороноспособности. Во-первых, был обучен руководящий комсостав РККА и военные специалисты. Во-вторых, была оказана помощь в становлении советской военной промышленности и переданы передовые по тем временам технологии. Тухачевский, Уборевич, Якир, Фельдман, Егоров, Левандовский, Тимошенко, Мерецков, Василевский и др. руководители Красной Армии выросли в профессиональном плане благодаря изучению германского военного опыта. Практически благодаря этому сотрудничеству были заложены основы ВПК СССР. В качестве примера достаточно упомянуть завод в Филях (Москва), сегодня – завод им. Хруничева, на котором производится ракетное оружие, химзавод в Чапаевске, полигон в Шиханах (Саратовская область), который и по сей день используется в военных целях. Фактически с предоставления концессий «Юнкерсу» началось становление советской авиационной промышленности и воздушных перевозок внутри страны.

 

Елена Березина


Вернуться назад