ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Свастика: мифы и реальность

Свастика: мифы и реальность


22-08-2012, 09:09. Разместил: VP
Тамара БОГДАНОВА. Великая Эпоха
Фотография сделана американским телескопом Хабл. Фото предоставлено сотрудниками архызской обсерватории
Фотография сделана американским телескопом Хабл. Фото предоставлено сотрудниками архызской обсерватории
 
«…Дело в том, что звезда, в ней нет… вращения. Все ее лучи исходят из одного центра, но нигде не встречаются друг с другом. Они идут в бесконечность. Грубо говоря, это символ индивидуализма… В свастике нет индивидуализма, там есть принцип коллективизма. То есть вот эти крюки, вот эти ветки, они переходят, дублируют, один в другой. Они показывают вращение. Они показывают, что индивидуализм – это иллюзорная идеология, мы все зависим друг от друга. В обществе не может человек сам по себе существовать. Но принять эту правду очень сложно для человека…»
Роман Багдасаров. Передача «Цена Победы» на радио «Эхо Москвы», 15 декабря 2008 г.

В 1996 г. было впервые напечатано исследование этнолога, искусствоведа и историка православных традиций Романа Владимировича Багдасарова, посвященное символизму свастики. Это первое в России полномасштабное исследование по данному вопросу. Ученый в своих дальнейших работах неоднократно возвращается к этой теме. Последняя его книга о свастике называется «Мистика огненного креста» (изд. 3-е, доп. и испр.). На сегодняшний день Р. В. Багдасаров считается лучшим российским специалистом в данной области.
В его книгах привлечен обширнейший археологический, этнографический, исторический и искусствоведческий материал, охватывающий период, начиная от палеолита (а именно тогда, по данным археологов, находят первые упоминания о свастике) до наших дней. Особое внимание уделено использованию свастики в культуре народов, проживающих на территории России.

По словам Багдасарова, «споры о происхождении и смысле свастики не утихают с середины прошлого столетия. На это, в первую очередь, повлияло бурное развитие археологии, когда свастика была обнаружена на всех обитаемых материках, причем разнообразие ее видоизменений не мешало существованию сходных вариаций, далеко отстоящих друг от друга в географическом пространстве и на шкале времени.

Средний и Ближний Восток, Центральная, Северная и Южная Европа, Средняя Азия и Дальний Восток, обе Америки, Полинезия, Африка – поистине, свастика является планетарным символом. В отличие от других примитивных знаков, свастику стали считать первым символом, сознательно передававшимся по цепи традиции от человека к человеку, от племени к племени, от народа к народу».

Изучение свастики с точки зрения религии приводит к не меньшему многообразию. Исходя из монографии Т. Уилсона, представленной  в 1894 г. Национальному Музею Соединенных Штатов, «свастика идентифицировалась как знак Зевса, Ваала, Агни, Индры, Брамы, Вишну, Шивы и Юпитера-Громовержца, Афины, Артемиды и других богов. Большинство исследователей конца XIX века сошлись во мнении, что свастика является древнейшим арийским (индоевропейским) символом, обозначавшим солнце, небо, свет, свечение зигзагообразной молнии, воду; она также была эмблемой Великого Бога, Создателя и Правителя Вселенной; позже она получила значения, связанные с культами Будды и Христа».

Багдасаров подробнейшим образом рассказывает о том, как и в каком виде свастика встречалась на каждом шагу в культуре славян: ее наносили на священные объекты (иконы, кресты и распятия, в узоры и росписи Храмов), на повседневные предметы быта и одежду, она типична для памятников архитектуры и искусства.

«Санскритское восклицание «свасти» переводится, в частности, как «благо», – пишет ученый. Наверное, именно поэтому есть трактовка знака свастики как символа счастья и благополучия. А так как принято считать, что свастика также символизирует жизненную силу, свет, космическую энергию, циклическое возрождение и считается знаком Создателя, то многие народы изображают свастику всегда и везде, где требуется призвать благословление божественных сил. Ее часто используют в повседневной жизни и быту как некий «оберег».

Большинство традиций и древних знаний сходятся в том, что язык символов не является изобретением человека. Божественные силы доносили эти откровения пророкам и отдельным избранным, которые передавали эти знания людям. Они обновлялись и видоизменялись в соответствии с происходящими событиями в духовной сфере жизнедеятельности человечества.

К сожалению, многие духовные знания и традиции были утеряны в нашей стране во время революции и в последующие годы советской власти. И вот на эту полную потерю знаний и древних традиций наложились трагические события Второй мировой войны, после чего свастика в сознании людей стала ассоциироваться с фашизмом. На самом деле, Гитлер в свое время присвоил эту свастику.

Роман Багдасаров пишет, что под «определение «нацистской» символики может подходить лишь свастика, стоящая на ребре 45° с концами направленными в правую сторону… Желательно также называть знак не «свастика», a «Hakenkreuz», как поступали сами нацисты. Наиболее точные справочники последовательно проводят различие между «Hakenkreuz» («нацистской свастикой») и традиционными видами свастики в Азии и Америке, которые стоят на поверхности под углом в 90°».

На передаче «Цена Победы», прозвучавшей на Радио «Эхо Москвы» 15 декабря 2008 г., Багдасаров прокомментировал этот вопрос так: «…И вот, когда перед Гитлером встал вопрос, какой же символ станет ведущим символом движения, то свастика показалась ему оптимальным выбором. Во-первых, это древний символ. Во-вторых, он очень понятный. С ним не связано было никаких в тот момент отрицательных коннотаций.

Он был общеизвестен, он был характерен для всех культур от Запада до Востока, от Севера до Юга. И никто, в общем-то, никакая политическая сила, такая значимая, его пока что не приватизировала. И поэтому Гитлер, естественно, не мог пройти мимо этого как талантливый политический лидер и взял этот символ...» В своих книгах ученый приводит обоснования того, что «фашизм и свастику следует окончательно разделить».

Потому что «последствия варварского отношения к свастике оказываются весьма плачевными для современной культуры российских народов. Известен факт, когда во время Второй мировой войны работниками Каргопольского краеведческого музея был уничтожен ряд уникальных вышивок, содержащих орнаментальный мотив свастики из-за боязни быть обвинёнными в гитлеровской агитации. До наших дней в большинстве музеев памятники искусства, имеющие свастику, не включаются в основную экспозицию. Тем самым, по вине общественных и государственных институтов, поддерживающих «свастикофобию», пресекается многотысячелетняя культурная традиция».

Интересный случай, связанный с этим вопросом, произошел в Германии в 2003 г. Председатель Ассоциации Фалунь Дафа Германии (Фалунь Дафа – древняя система совершенствования души и жизни, основанная на повышении нравственности) неожиданно получил уведомление о возбуждении уголовного дела от окружного прокурора Германии, где его обвиняли в показе «незаконного» символа на вебсайте (эмблема Фалунь содержит в своем изображении свастику системы Будды).

Дело оказалось столь необычным и интересным, что рассмотрение его длилось более полугода. В окончательном приговоре суда говорилось, что символ Фалунь является легальным и допустимым в Германии, также указывалось, что символ Фалунь и незаконный символ внешне полностью отличаются друг от друга и имеют совершенно разное значение. Выдержка из решения суда: «Символ Фалунь представляет мир и гармонию в сознании, что является именно тем, что твёрдо отстаивает движение Фалуньгун. <…>

Последователи Фалуньгун есть во всем мире. Сейчас Фалуньгун жестоко преследуется в стране его происхождения – Китае. До настоящего времени 35 000 человек были арестованы, и несколько сотен из них были приговорены к заключению от 2 до 12 лет без предоставления всяких свидетельств обвинения». Прокурор не захотел принять такой приговор суда и подал апелляцию.

После тщательного расследования приговора Окружного суда Апелляционный суд вынес решение подтвердить первоначальный приговор и отказать в дальнейших апелляциях. Похожий случай произошел в Молдавии, где с сентября 2008 г. рассматривалось аналогичное дело, и только 26 января 2009 г. было вынесено решение суда с вердиктом полностью отказать в ходатайстве прокурора и признать, что Эмблема Фалунь Дафа не имеет ничего общего с нацистской свастикой.

В трудах Багдасарова есть интересные сведения о свастике для людей, склонных к научному познанию мира. «Архетип свастики воспроизводится на всех этажах мироздания. Подтверждение тому – наблюдения за миграцией клеток и клеточных пластов, в ходе которых зафиксированы структуры микромира, имеющие форму свастики. Речь идет о молекулах адгезии клеток. (Адгезия, один из первичных процессов развития, означает слипание, прикрепление клеток друг к другу, без чего не может возникнуть эмбрион).

Молекулы адгезии (МАК) образуют структуры, каждая ветвь которых представляет собой белковую цепочку». Фотографии МАК, сделанные с помощью электронного микроскопа, имеют вид трех и четырехконечных свастик. «Таким образом, процесс экспрессии МАК (творение микрокосма), доступный человеческому зрению в виде свастики, повторяет форму модели мироздания (макрокосма)…» Ту же структуру имеет наша галактика, если смотреть снимки Вселенной, сделанные из космоса. Поэтому свастика очень привлекательна для астрофизиков и геофизиков. И возможно, именно с этими фактами связаны мистический и эзотерический аспекты символизма свастики.

Таким образом, мы видим, что знак свастики пронизывает все наше бытие от микро до макромира и встречается везде в нашей жизни, хотя наши современники (особенно в странах бывшего Союза), утерявшие древние знания и культурные традиции поколений, подчас об этом и не подозревают. И становится понятным, почему наши предки считали свастику знаком Создателя, называли священным символом и так бережно несли традицию передачи этих знаний от поколения к поколению.

Свастика свастике рознь

Надежда ЛИАНОВА. Великая Эпоха
Россия. Свастика на одеяниях православных священнослужителей. Фото с сайта secretdoctrine.ru
Россия. Свастика на одеяниях православных священнослужителей. Фото с сайта secretdoctrine.ru
 
 
Сингапур. Статуэтка Будды. Фото с сайта secretdoctrine.ru
Сингапур. Статуэтка Будды. Фото с сайта secretdoctrine.ru
В понедельник член Совета федерации Рустем Шиянов внес в Госдуму законопроект, в соответствии с которым в Уголовный кодекс из административного переносятся статьи, карающие за пропаганду,  демонстрацию, изображение, ношение или продажу нацистской атрибутики или символики.
 
Автор законопроекта предлагает штраф в размере 2 тыс.  рублей повысить на несколько порядков либо вообще заменить на тюремные сроки, - сообщает «Газета».

Более жесткое наказание, по мнению Шиянова, должно грозить тем, кто распространяет свастику. В случае принятия закона их могут штрафовать на сумму до 300 тыс. рублей, принуждать к общественным работам на 200-240 часов либо к исправительным - на срок от года до двух. В крайнем случае нарушителю может грозить и тюремное заключение - от одного до трех лет. Все эти нововведения Шиянов обосновывает угрозой общественной безопасности и многочисленными просьбами граждан.
 
Напомним, что в 2002 году был принят закон «О противодействии экстремистской деятельности» и ряд соответствующих поправок во многие другие законы. Согласно этому закону под определения экстремизма попали действия, связанные с «пропагандой и публичной демонстрацией нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения».
 
В законе нет никакой оговорки относительно целей и способов использования символики, сходной с нацистской, и таким образом любое использование свастики оказывается противозаконным. Если учесть, что свастика – это очень древний знак, который был известен в культуре всех древних народностей, включая и славянских, то у государства  появляется инструмент для ликвидации любой неугодной для нее организации, которая использует знак свастики.

Если бы государство выполняло требования этого закона полностью, то были бы уничтожены многие культурные ценности в России, поэтому оно пользуется этим инструментом избирательно. Например, в Омске в 2004 году было принято решение о ликвидации «Древнерусской инглистической церкви православных староверов инглингов».

В этом деле решающее значение сыграло то, что инглинги использовали свастику, хотя она красно-синего цвета и не так расположена, но сходство, безусловно, есть.

Или пример с включением в список экстремисткой литературы в 2008 г. книги последователей «Фалунь Дафа»*. Одной из причин этого послужило изображение свастики в эмблеме этой школы. Хотя в самой книге «Чжуань Фалунь» автор Ли Хунчжи подчеркивает, что свастика - не нацистский символ, а знак уровня Будды. Еще более нелогичной стало изъятия с выставки «Истина, Доброта, Терпение» картин с изображением свастики, как эмблемы этой школы .

Было бы интересно узнать, будет ли грозить тюремное заключение Владимиру Путину за то, что его фотография верхом на лошади, украшенной свастикой, облетела весь мир. И как бы он стал доказывать, что эта эмблема не имеет отношения к пропаганде нацисткой символики?
 
Александр Верховский, директор информационно – аналитического центра «Сова», анализируя закон об экстремизме, писал, что использование государственных ресурсов может быть малоэффективно и одновременно наносить ущерб в смежных областях. Религиозной толерантности больше не становится, зато свобода совести оказывается под большой угрозой. И речь идет не об «эксцессах исполнителя», а о принципиальных ошибках, которые допускаются не только чиновниками и политиками, но и заинтересованной частью общественности, что делает исправление ошибок особенно затруднительным.

Предложение Рустема Шиянова об ужесточении наказания было неоднозначно принято в  комитете Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Председатель комитета Павел Крашенинников  считает, что законопроект служит, скорее, самопиаром автора, нежели действенной мерой, и имеет мало шансов быть одобренным в комитете.

Справка:

*Всемирная Энциклопедия (2002) (World Book Encyclopedia): «Фалуньгун - духовный путь существования, который появился в Китае в начале 1990-х годов. Фалуньгун обучает технике медитации при помощи упражнений для улучшения физического здоровья, а также нравственной и духовной чистоты. Название Фалуньгун на китайском языке означает поворот колеса закона. Фалуньгун также называется Фалунь Дафа. Фалуньгун имеет миллионы последователей во многих странах».

По данным Информационного Центра Фалуньгун, в 1999 г. коммунистическое правительство Китая начало массовые репрессии последователей Фалуньгун, усмотрев в большой популярности этой практики угрозу своей власти, а также боясь потерять идеологический контроль над людьми. В настоящее время Центром официально уже подтверждено 3253 смертельных случая последователей этой практики в результате преследований; сотни тысяч - находятся в заключении. Стали также известны факты незаконного извлечения внутренних органов для продажи у заключённых последователей Фалуньгун.

Обратите внимание на уздечку. Фото: AFP PHOTO /RIA NOVOSTI /KREMLIN POOL /DMITRY ASTAKHOV
Обратите внимание на уздечку. Фото: AFP PHOTO /RIA NOVOSTI /KREMLIN POOL /DMITRY ASTAKHOV
Россия. Свастика различных видов широко применялась царской династией Романовых, начиная с родового герба, где была применена спиралевидная Свастика, до Свастики на капоте автомобиля последнего императора Николая II. Классического вида прямоугольная Свастика широко использовалась династией Романовых и в оформлении дворцов, в частности, Эрмитажа. Здесь видим фрагменты паркета Павильонного зала и мраморного пола Зимнего Дворца. Фото с сайта secretdoctrine.ru
Россия. Свастика различных видов широко применялась царской династией Романовых, начиная с родового герба, где была применена спиралевидная Свастика, до Свастики на капоте автомобиля последнего императора Николая II. Классического вида прямоугольная Свастика широко использовалась династией Романовых и в оформлении дворцов, в частности, Эрмитажа. Здесь видим фрагменты паркета Павильонного зала и мраморного пола Зимнего Дворца. Фото с сайта secretdoctrine.ru
Россия. «Световой поток» на орнаменте северорусской ткани XIX в. Фрагмент полотенца с изображением собирающих и сеющих прямоугольных Свастик. Браное ткачество; р. Пинега, бывш. Архангельская губ. Конец XIX в. Фото Г. П. Дурасова. Фото с сайта secretdoctrine.ru
Россия. «Световой поток» на орнаменте северорусской ткани XIX в. Фрагмент полотенца с изображением собирающих и сеющих прямоугольных Свастик. Браное ткачество; р. Пинега, бывш. Архангельская губ. Конец XIX в. Фото Г. П. Дурасова. Фото с сайта secretdoctrine.ru
Самый древний на Руси православный храм Святой Софии в Киеве. Храм заложен в 1037 г. В Софийском соборе Священная Cвастика венчает Святительский чин. Здесь – мозаика правой части алтаря и фрагмент центральной части. Снимки А. Радченко. Фотофрагменты алтаря сделаны с разрешения дирекции собора-музея. Фото с сайта secretdoctrine.ru
Самый древний на Руси православный храм Святой Софии в Киеве. Храм заложен в 1037 г. В Софийском соборе Священная Cвастика венчает Святительский чин. Здесь – мозаика правой части алтаря и фрагмент центральной части. Снимки А. Радченко. Фотофрагменты алтаря сделаны с разрешения дирекции собора-музея. Фото с сайта secretdoctrine.ru
 
Самый древний на Руси православный храм Святой Софии в Киеве. Храм заложен в 1037 г. В Софийском соборе Священная Cвастика венчает Святительский чин. Здесь – мозаика правой части алтаря и фрагмент центральной части. Снимки А. Радченко. Фотофрагменты алтаря сделаны с разрешения дирекции собора-музея. Фото с сайта secretdoctrine.ru
Самый древний на Руси православный храм Святой Софии в Киеве. Храм заложен в 1037 г. В Софийском соборе Священная Cвастика венчает Святительский чин. Здесь – мозаика правой части алтаря и фрагмент центральной части. Снимки А. Радченко. Фотофрагменты алтаря сделаны с разрешения дирекции собора-музея. Фото с сайта secretdoctrine.ru

 


Постоянный адрес статьи: http://www.epochtimes.ru/content/view/22963/9/

 

 

 

Свастика на юге Франции

Наталья ОРЬЕН. Великая Эпоха (The Epoch Times, Франция)
Юг Франции - территория традиционного расселения басков. С древних времен баски хранят много традиций, свой особенный диалект.  Одной из местных  достопримечательностей  является красная свастика. Этот древний символ встречается здесь повсюду: на почтовых ящиках, на одежде, кухонной утвари, на стенах домов и т. д.

Считается, что знак символизирует четыре стихии "Ветер, Вода, Земля и Огонь". Но более точного его значения и происхождения  никто не помнит.

Тем не менее, баски бережно хранят этот древний символ. Они  уверены, что свастика приносит им удачу и благополучие. А приезжие могут заметить, что символ придает региону особый шарм и привлекательность.

 

свастика

Свастика на юге Франции. Фото: Наталья Орьен/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Постоянный адрес статьи: http://www.epochtimes.ru/content/view/43778/6/


Вернуться назад