ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Константин Философ — создатель славянской письменности.

Константин Философ — создатель славянской письменности.


14-05-2012, 09:06. Разместил: VP
Ольга СУДНИКОВИЧ. Великая Эпоха (The Epoch Times)
Более тысячи лет прошло с тех пор, как Константин Философ (перед смертью — Кирилл) явил миру кириллицу — алфавит, которым мы пользуемся до сих пор. Но создал ли он его сам или только преобразовал уже готовые, неизвестные ему ранее письмена? Личность Константина лишь смутно проглядывает сквозь толщу веков, храня свою тайну…

Византия, IX век. Мощнейшая империя, унаследовавшая знания и утонченность древнего мира, давно павшего в Европе под нашествием варваров. В Византии, в Салониках (Солунь) в 827 году в семье знатного македонского друнгария (полкового командира)  Льва родился сын,  которому дали имя Константин. Мать его была гречанка, отец — болгарин. Старшим сыном в семьебыл Михаил, а Константин — седьмым, самым младшим ребёнком, чрезвычайно болезненным и слабым.
Византийская морская крепость. VI век. Фото: altergeo.ru
Византийская морская крепость. VI век. Фото: altergeo.ru
 
 
Из-за слабости здоровья Константин всецело отдавася чтению, изучению наук, и даже пытался сочинять стихи, любимым его автором стал Григорий Богослов. Мальчик отличался красотой, отличной памятью и способностями к языкам, к которым проявлял большой интерес (греческий и славянский языки он знал с раннего детства). По легенде, Константину приснился сон, в котором ему  предложили выбрать среди семи девушек ту, которая станет его невестой. Константин выбрал Софию — премудрость.

В 12 лет Константин лишился отца. На похороны приехал старинный друг семьи, логофет (государственный канцлер) Феоктист, приближенный евнух императрицы. Феоктист, очень богатый и влиятельный человек, забрал юношу с собой, в столицу Константинополь, и стал его покровителем и другом.

Вместе с  будущим императором Константин в дворцовом училище Магнаура в Константинополе  изучал античную литературу, философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Уровень образования в этом училище  был сравним с университетским. Учителями там были выдающиеся учёные того времени — иконоборец Лев Математик и будущий патриарх Фотий, прозванный «христианским Аристотелем». Фотий, один из самых замечательных учёных и политиков Византии, из-за романа с императрицей Феодорой был вынужден в возрасте около 40 лет принять монашество, и впоследствии он стал одним из самых молодых патриархов в истории.

Внутренний вид храма Святой Софии. Фото: 900igr.net
Внутренний вид храма Святой Софии. Фото: 900igr.net

Неожиданно  для Константина обстановка при византийском дворе резко изменилась. В 842 году внезапно умер император Феофил (подозревают, что он был отравлен), и августа (императрица) Феодора тут же отступила от иконоборчества. Фотий поддержал императрицу и выступил с резкими речами против иконоборцев,  а юный Константин, которому тогда исполнилось 15 лет, даже вступил в богословский спор с самим патриархом Аннием и вышел победителем.  Опекуны малолетнего императора Михаила —логофет Феоктист,  брат Феодоры патриций Варда и  доместик-магистр Мануил, при поддержке Феодоры сместили главу иконоборцев, патриарха Анния (Иоанна IVГрамматика. Затем жизнь постепенно  вошла в привычную колею.

На 22-м году жизни (848 год) Константин завершил свое образование, но отказался от  карьеры на государственной службе и выгодного брака с приёмной дочерью логофета, его влекло совсем иное!  Фектист, желая оставить при себе способного юношу,назначил его библиотекарем храма Святой Софии, где находилась и патриаршая библиотека. Для этого Константину необходимо было стать священником, и он, по примеру Фотия, принял сан  иерея и впоследствии всю жизнь прожил в безбрачии.

Через некоторое время Константин  удалился в отдаленный монастырь Полихрон, расположенный в Малой Азии на берегу Мраморного моря, чтобы переждать очередную смуту.  В этом монастыре служил настоятелем его старший брат Михаил, принявший  сан под именем Мефодий (начало своей жизни Михаил посвятил военной службе, десять лет он правил одним из славянских княжеств, подчинённых Византии, затем оставил княжение и постригся в монахи).

Через полгода, по настоянию друзей, Константин возвратился в столицу и стал преподавателем  «философии внешней и внутренней», эллинской и христианской  в родном училище, отсюда и пошло его прозвище — Философ. При этом он по-прежнему оставался библиотекарем патриарха.
Шли годы, Константин, уже признанный учёный, в 852 году (в 25 лет) вместе с Григорием Аскритом отправляется в Багдад для ознакомления эмира с догматами христианства и участия в диспутах с мусульманскими богословами. Кроме того, необходимо было уговорить эмира смягчить участь проживающих в эмирате христиан. В Багдаде Константину устроили экзамен по всем наукам, и во всех дисциплинах его познания превышали познания экзаменаторов. На вопрос об источнике его знания Константин отвечал, что арабы не так давно стали развивать свою науку, а он получил  образование в Греции — родине всех наук, а все науки арабы позаимствовали у греков.

Костюм византийского воина. Фото: allday.ru
Костюм византийского воина. Фото: allday.ru

По возвращении домой Константину пришлось покинуть работу преподавателя  из-за разногласий с ректором  училища Львом Математиком, который не мог терпеть талантливого учёного, превосходившего его в науках. Константин вновь удалился в монастырьПолихрон, где провел почти 10 лет.

Столицу тем временем опять лихорадило. Опекуны императора не поделили власть,  патриций Варда убил покровителя Константина логофета Феоктиста,  захватил власть и стал фактическим правителем Византии. Феодору отправили в монастырь. Юный император всё больше погрязал в разврате и пьянстве (в историю он вошёл под прозвищем «Пьяница» и впоследствии был убит своим постельничим). Константину стало тяжко в столице, и Фотий, который в 858 году стал патриархом,   в 862 году отправил его с миссией к союзнику Византии хазарскому кагану. Вместе с ним отправился его брат Мефодий, с которым они уже больше не разлучались (в историю они  вошли как Солунские братья, так как родом были из Солуни).

Путешествие было очень опасным, но  братья без особых приключений  прибыли на место своей первой остановки — в Корсунь (Херсонес Таврический), где полтора века спустя произошло знаменитое крещение князя Владимира. В Корсуни братья должны были выполнить три задачи – выучить хазарский язык, принять участие в диспуте с иудаистами и отыскать мощи святого Климента, который мученически погиб с якорем на шее в водах близь Херсонеса.  Константин успешно справился со всеми тремя задачами. Проведя археологические раскопки, он нашёл захоронение Святого Климента, третьего Папы Римского, и эти святые мощи он впоследствии использует для того, чтобы добиться в Риме личной встречи с действующим Папой АдрианомII.

Херсонес был греческой колонией, основанной в 528 году до н.э. выходцами их Гераклеи Понтийской, находившейся на побережье Чёрного моря. В V веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи, а в IX веке стал её военно-административной областью. Византийцы называли его Херсон, а русские – Корсунь. До падения Византии город был её форпостомв Крыму, здесь же пересекались военно-политические  интересы Хазарского каганата, Византии, Киевской Руси, печенегов и половцев. Город, таким образом, являлся важным стратегическим пунктом. В 988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город, что позволило ему навязать свои условия Василию II,окреститьсяи жениться  на византийской царевне Анне. В сознании русских летописцев захват Корсуни непосредственно связан с крещением Руси и распространением православия и славянской письменности среди русского народа.

 Византийские костюмы. Фото:allday.ru
Византийские костюмы. Фото:allday.ru

Согласно некоторым источникам, именно в Корсуни в руки Константина попали Псалтирь и Евангелие, написанные неведомыми ему «русьскими» письменами. Якобы, он встретился с человеком, который посвятил его в тайны этого письма и языка, которыми Константин быстро овладел. Эта часть предания о Константине —самая загадочная и сомнительная. Кто был этот незнакомец и был ли он вообще? Почему Константин, знавший 10 языков, знакомый с алфавитом Вульфиллы, предшествующим славянским азбукам,  не знал этого языка? Зачем писать «русьскими письменами» Евангелие, когда до крещения Руси ещё оставалось 150 лет? Не была ли это та самая таинственная протоглаголица, о которой много писали учёные в XIX веке? Скорее всего, это так и останется загадкой истории.

Более тысячи лет прошло с тех пор, как Константин Философ, перед смертью  — Кирилл, явил миру кириллицу — новый алфавит.С трудом прокладывал себе дорогу, этот алфавит в некоторых славянских странах забылся, зато в России мы пользуемся им до сих пор, с благодарностью вспоминая Солунских братьев.

Братья тем временем продолжили свое опасное путешествие к хазарам. Повелитель Хазарского каганата отличался веротерпимостью, сановники при дворе могли исповедовать и ислам, и иудаизм, и христианство, но у христиан не было богослова, который мог бы спорить с муллами и раввинами. Константин Философ произвел благоприятное впечатление  на кагана, но все же их миссия не увенчалась успехом. Через 6 лет, надеясь на военную помощь Хив, хазары приняли мусульманство,  но это не спасло их от разгрома дружинами киевского князя Святослава. Все же  братьям удалось окрестить 200 хазар и увезти на родину пленных греков. 

Вернувшись, братья обнаружили, что Константинополь осаждают  братья-славяне, то ли Олег, то ли Аскольд. В то же время болгарский царь Богорис (Борис) просит составить славянский алфавит для нужд церкви и государства. Константин, вновь удалившись в монастырь Полихрон, взялся за работу, доводя до ума уже имеющуюся у него глаголицу — первый вариант славянской азбуки.  Откуда взялась у него глаголица, учёным до сих пор неизвестно. Одни считают, что это преобразованное греческое письмо, другие сравнивают её с древнейшими письменами финикийцев и брахманов, а некоторые выдвигают гипотезу существования протоглаголицы, которая была в древности у предков славян, населявших Причерноморье.  Опять всё тот же таинственный незнакомец и «русьские письмена»?

Наконец, новый алфавит готов, и его вместе с переведенными на славянский язык текстами Библии отправляют в Болгарию. Там новый алфавит быстро приживается —округлая болгарская глаголица. (Болгары до сих пор празднуют дни славянской письменности с большим размахом, и 24 мая — День Кирилла и Мефодия — у них нерабочий день).

Затем  Великий моравский князь Ростислав также обратилсяв Византию по поводу письменности.  Моравский князь решил, с одобрения Папы Римского, заменить немецких священников, которые вели службу на латыни, на греческих священников.  При этом он хотел, чтобы греческие священники разработали славянский алфавит. Эту задачу Константин решил несколько иначе — сложные значки глаголицы переписал греческими литерами. При этом соблюдалось условие  духовенства, которое требовало, чтобы все религиозные тексты писались только на трех языках: еврейском, латинском и греческом. Это было требование триязычников.

Константин и Мефодий создали новую азбуку, которую теперь называют кириллицей. Часть букв они взяли из коптского алфавита, часть — из славянского алфавита Вульфиллы, еще часть букв осталась такой, как в глаголице. Братья переводят церковные книги, пользуясь уже новой азбукой. С этими книгами Константин и Мефодий отправляются в славянские земли – Моравию (Чехию), Болгарию и Паннонию (Венгрию), чтобы создать независимую от германского духовенства славянскую церковь. «Когда молюсь на незнакомом языке, то дух мой молится, а разум мой остается бесплодным», – говорил Константин.

В славянских землях братья организуют школы, число их учеников неуклонно растет,  они без устали переводят на местные языки церковные книги.  Почти четыре года провели братья в Моравии и Венгрии,  и решили, наконец, вернуться в Византию, но не тут-то было. В Болгарии шли междоусобные войны, и они были вынуждены задержаться в Венгрии у князя Коцела.  Князь принял их очень радушно, сам выучился славянской грамоте и дал им 50 учеников. Здесь же они решили усовершенствовать обучение грамоте по своей азбуке и изобрели азбуку в картинках. Карточки-буквы  превратились в людей, животных, обучение азбуке стало походить на игру, карточки-цифры служили для обучения счёту.

Братьям так и не суждено было вернуться на родину. Вместо этого они из Паннонии отправились в Венецию, где почти год дожидались аудиенции с Папой Римским НиколаемI, участвуя при этом в философских диспутах и защищая славянское богослужение. Немецкое духовенство было недовольно просветительной деятельностью Солунских братьев и обратилось на них с жалобой к ПапеНиколаюI, из-за чего и возникла потребность в аудиенции.

В этот год (867) произошло много событий. В Византии был убит жестокий император Михаил III,  его место на престоле занял его же соправитель и бывший постельничий Василий Македонец, основавший новую Македонскую династию, при которой Византия  укрепилась и наконец-то снова начала процветать.  При его правлении славянская азбука начала распространяться в Киевской Руси.

В этом же году был низложен патриарх Фотий, который крайне обострил отношения с престолом Папы Римского, умер и его непримиримый враг Папа Николай I, и новый Папа Андриан II пригласил братьев в Рим.  (В то время ещё не было разделения на католическую и православную церковь, разделение было чисто территориальным, а раскол произошёл в 1054 году). Приняты братья были благосклонно, их перевод Священного писания был одобрен, одобрено и славянское богослужение, но при условии, что Апостол и Евангелие будут сначала читать на латыни, а затем по-славянски. В Соборе  Святого Петра состоялась первая служба на славянском языке.

К этому времени здоровье Константина был подорвано. За 50 дней до своей кончины он принял схиму и новое имя — Кирилл. 14 февраля 869 года в Риме Константин Философ, Кирилл, умирает в возрасте 42 лет.  Перед смертью Кирилл обратился к Мефодию со словами: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, а другой должен продолжить путь»… Константин просил похоронить его рядом с матерью, но  Мефодий не смог выполнить его просьбу. Он был погребен здесь же, в Риме, в базилике Святого Климента, чьи мощи он доставил в Рим. В XIX веке, в годы первой римской республики, останки Кирилла были извлечены из базилики и на время затерялись, но часть его мощей монахи-доминиканцы обнаружили в 1960-е годы, и захоронение было восстановлено.

Кроме переводов священных текстов (которые в подлиннике до нас не дошли), Константин известен как автор стихов, речей, научных трудов, от которых до нашего времени практически ничего не сохранилось, хотя сохранились труды более ранних и менее талантливых деятелей. Возможно, его труды были  позднее сознательно уничтожены деятелями церкви, так как Константин, несомненно, был знаком  с наследием древнегреческих философов и учёных, и его взгляды во времена средневековья, скорее всего, были признаны еретическими.

После смерти брата Мефодий один продолжил нелегкое дело — распространение  новой славянской азбуки кириллицы, испытывая гонения и трудности. В 870 году Мефодий был назначен архиепископом Сирмийского округа, в который входили Великоморавское  (чешское) и Блатенское (венгерское) княжества. Там  он продолжил распространение славянской письменности и перевод священных книг, но в том же году  он был обвинен немецкими епископами в незаконном захвате областей, подчинённых баварскому духовенству, которые не могли смириться с его возрастающим влиянием на славянские народы.  По решению собрания баварских епископов, Мефодий и его ближайшие ученики были заключены в тюрьму. В монастырской тюрьме в Южной Германии узников держали «под открытым небом в самую суровую зиму и во время сильных дождей». Два с половиной года тянулось страшное испытание, и только благодаря ходатайству князя Коцела и заступничеству Папы Римского Мефодий с учениками был освобождён, и ему возвратили епископскую кафедру, деятельность его была признана канонической.

6 апреля 885 года в Моравии, в сане епископа,Мефодийзакончил свой земной путь, избрав своим преемником ученика Горазда. Отпевали Мефодия на трёх языках: славянском, греческом и латинском. После его смерти его противники добились у Папы Стефана V запрещения славянского языка в богослужении, и в Моравии славянская азбука былазапрещена и забыта.Но ученики Кирилла и Мефодия  направились на юг, к хорватам, и на юго-восток – к болгарам. Болгарский князь Борис создал все условия для развития славянской письменности, а при его преемнике – царе Симеоне, наступил Золотой век славянской литературы.

Ныне славянская письменность распространилась по всей  Русской земле.

Молчат гробницы, мумии и кости —
Лишь слову жизнь дана.
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь письмена…

(И.А.Бунин)

Вернуться назад