ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Кто "пригласил" Руста на Красную площадь?

Кто "пригласил" Руста на Красную площадь?


28-05-2009, 10:49. Разместил: VP

Ровно 22 года назад, 28 мая 1987года, на Красную площадь Москвы сел легкий самолет «Цессна». К остановившейся крылатой машине сбежались зеваки и милиционеры, а пилот спокойно вышел к людям и начал раздавать автографы. Так в столицу СССР, минуя современнейшие средства ПВО, прилетел 19-летний гражданин ФРГ Матиас Руст. Каким же образом простому немецкому юноше удалось то, чего не удавалось ранее никому?

 

Матиас Руст родился 1 июня 1968 года около Гамбурга. Его отец был бизнесменом, продававшим самолёты «Цессна». На одном из таких аппаратов юноша и пересек воздушное пространство СССР.

 

Днём 27 мая 1987 года Руст вылетел из Гамбурга на четырёхместном лёгком самолёте «Цессна-172Б Скайхок», после чего он совершил промежуточную посадку в аэропорту Мальми в Хельсинки - для дозаправки. Диспетчерской службе аэропорта Руст сказал, что направляется в Стокгольм.

 

Вскоре после вылета, Руст прервал связь с финской диспетчерской службой и направился к береговой линии Балтийского моря. Самолет снизился до пятидесяти метров и стал практически невидим для гражданских служб. В воду Руст сбросил специально припасенные канистры с маслом – чтобы сбить с толку возможных наблюдателей или даже преследователей. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и расценили это как доказательство крушения легкого самолётика. Руст же пересёк советскую границу и взял курс на Москву.

 

В 14.29 на экранах радиолокаторов таллинских ПВО в районе города Кохтла-Ярве появился неизвестный тихоходный объект. Факт пересечения границы не был зарегистрирован ни радарным, ни визуальным наблюдением, поэтому изначально предполагалось, что это заблудившийся гражданский самолет. Однако, на радиозапросы объект не отвечал и на код «свой-чужой» не реагировал. Как и положено, объекту были присвоены боевой общесоюзный номер 8255 и код «чужой».

 

Три дивизиона Ракетных войск были приведены и боевую готовность. Цель можно было уничтожить в любую минуту, нужна была только команда – но её не поступало. Несмотря на эти факты, впоследствии в советских газетах успех полёта Руста был обусловлен, главным образом, якобы благодаря провалу отечественной системы ПВО.

 

Для опознания объекта, по тревоге с военного аэродрома «Тапа» были подняты два истребителя-перехватчика «МиГ». Уже через двадцать минут после появления самолета на радаре, пилот первого истребителя сообщил, что в просвет облаков видит цель - легкомоторный самолет белого цвета. Однако сразу после установления визуального контакта самолетик ушел вниз, на высоту 20-30 метров, и исчез не только из поля зрения пилота-наблюдателя, но и с экранов радаров.

 

А Руст продолжил свой путь на юго-восток и к трем часам пополудни уже летел над Псковом. Именно тут произошло то, что потом трактовалось компетентными органами как «случайность». Журнал «Огонек» потом напишет об этом так:

 

«В это время в окрестностях древнего города проходили учебные полеты одного из местных авиаполков. В воздухе одновременно находилось до десятка самолетов, поэтому появление на радарах новой точки осталось никем не замеченным. Ровно в 15.00 все воздушные объекты должны были сменить свои коды системы госопознавания. Однако, поскольку полеты были учебные, а летчики - вчерашние курсанты с минимумом опыта, то многие из них за азартом полета просто забывали о смене кода и становились для системы «чужими».

 

Увидев на экране радара огромное количество «чужих», руководитель радиотехнической группы принудительно присвоил им код «я - свой». В числе прочих получил этот код и самолет Матиаса Руста. Теперь он летел в нашем воздушном пространстве уже как советский малый самолет и интереса для военных не представлял».

 

Дальше был Торжок. Тут самолет Руста был «легализован» вторично – на сей раз окончательно. За день до полета в сорока километрах от Торжка произошла авиакатастрофа: в воздухе столкнулись истребитель «МиГ-25» и дальний ракетоносец-бомбардировщик «Ту-22М». Район аварии был буквально «наполнен» поисковыми вертолетами.

 

Случайно над этим же местом пролетела и «Цессна» Руста, а, так как скорость движения и высота немецкого самолетика почти точно совпадали со скоростью и высотой полета поисковых геликоптеров, то диспетчеры и приняли его за вертолет. С таким индексом он и влетел в зону ответственности ПВО Московского округа.

 

Удивительно, но когда Руст уже подлетал к Москве, кто-то (неизвестный до сих пор!) дал приказ временно отключить автоматизированную систему управления (АСУ) ПВО для проведения внеплановых профилактических работ. Если бы не этот приказ, самолет Руста могли бы сбить просто «по умолчанию», как неустановленный объект, приближающийся к стратегически важному центру. Чуть позже так же неизвестное лицо на двадцать минут прекратило полеты над Шереметьево. Именно через это необычное двадцатиминутное «окно» Матиас Руст в 19.38 и влетел в столицу СССР.

 

Посадить самолет немецкому юноше удалось лишь с третьей попытки. Вышедшего из кабины улыбающегося пилота тут же арестовали. «Воздушного хулигана» довольно быстро осудили и приговорили к четырем годам колонии.

 

Инцидентом же по полной программе воспользовалось политическое руководство страны: через несколько дней лишились своих постов давно не устраивавшие Горбачева министр обороны СССР маршал Сергей Соколов, отправлен на пенсию главнокомандующий войсками ПВО Александр Колдунов и перевернут практически весь Генштаб. Руст же, отсидев 432 дня, был амнистирован 3 августа 1988 года и отправлен в ФРГ.

 

По одной из современных версий, полёт Руста являлся тщательно подготовленной акцией иностранных спецслужб. В одном из интервью генерал армии Петр Дейнекин, главнокомандующий ВВС РФ в 1991-1997 годах сказал: «Нет никаких сомнений, что полёт Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб. И что самое важное - проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза».

 

Максим Кондратьев


Вернуться назад