Ссылка на оригинал
Основные политические иллюзии, преследующие начинающих неравнодушных граждан
Крайне мало голосов разума сейчас. Но они есть. Вот, почитайте это, если собрались на субботнее сборище.
Вот основные политические иллюзии, преследующие начинающих неравнодушных граждан.
1. Иллюзия тотальной массовости. Человек в принципе не способен удерживать в сознании более 7 вещей за раз, — а тем паче, отслеживать, хотя бы поверхностно, жизни более чем сотни знакомых. Те, кто всерьез считает, что «все вокруг» чем–то обеспокоены, на самом деле говорят не более чем о 1/1.400.000 части населения отчизны, попавшей в их зону внимания. Причем эти люди реально загнались по одной вещи из семи, и теперь видят ее повсюду. Это НЕ разумно. Нельзя принимать серьезных решений, основываясь на лайках друзяшек в лентах социальных сетей. Иначе может оказаться, что более широкие слои населения воспользуются плодами «фейсбук–свободы» несколько не так, как мечталось белому воротничку за бизнес–ланчем (см. хоть Бишкек–05, хоть Лондон–11, и Б–же нас храни от недавнего Каира).
2. Иллюзия претензии на справедливость. Да, «все возмущены» — это неправда. «Всем», как обычно, похуй. Возмущена нынче вполне определенная страта — городские, образованные, недовольные. В РФ наша (конечно, и я из этих, хоть и не вполне такой же) страта статистически ничтожна, и совершенно неорганизована. Вне зависимости от положения вещей, в относительно «плоском» обществе ХХ века «образованщина» всегда и везде и всем бывает недовольна. Таково ее общественное назначение — катализатора развития. Однако это совершенно не значит, что желания данной страты действительно указывают курс к справедливости. Семиотический народ привык ни за что не нести ответственность — он играет дискурсами и знаками; и горе тем, кто отнесется к этой игре со свинцовой серьезностью руководства к действию. Выдавать мучительный когнитивный диссонанс, возникающий у образованщины при сравнении существующей реальности с идеальной, воображаемой, за «тягу к добру, свету и справедливости» — один из древнейших манипулятивных приемов этой прослойки. «Делайте, как мы сегодня хотим, и к 2000 г. всем станет хорошо и коммунизм». На практике, заявляемый результат недостижим даже для самих интелей, сильнее всех страдающих при любых масштабных потрясениях в обществе.
3. Иллюзия единства целей. Даешь и Долой. «Мы вместе», «Wind of change», «Yes, we can!» и прочее возьмемтесь за руки. No, we can’t. THEY can, we only let them. Нет никаких «мы». Вы не встречали «наших бьют» людей до мероприятия, и отнюдь не узнали их, вместе оказавшись на нем. У тех, кто выступал перед собравшимися на Чистых 5 числа, как минимум, не обязательно те же цели и задачи, что и у тех, кто их слушал. Ненависть–ненависть, эскалация националистической проблематики, канализирование недовольства в политически–выгодном направлении — это цели президиума митинга. Цели аудитории на самом деле абсолютно патерналистские — «заметьте нас, большие люди, мы недовольны». Вас заметили, ОК? не надо было даже рвать цепи и ломиться к Кремлю, превращая соцсети в перепись попавших в ОВД айфононосцев. То есть, собравшимся не надо было. Президиуму — очень надо: каждому нужны долгожданные именные дивиденды Лидера Народных Протестов. Из–за президиума пострадала аудитория. Не из–за ПЖиВ, не из–за Колокольцева, Собянина и лично ВеВе Путина. Люди сидят 10–15 суток за эго, прости Г–споди, сраного лузера Яшина. А Немцов, кстати, даже и не сидит.
4. Иллюзия общепринятого инструментария. Зачем вы именно идете именно на митинг? Чему это поможет, и какую задачу решит? В ответ на этот вопрос люди начинают сыпать чужими лозунгами и собственными фантазиями. Простейший анализ показывает, что большая часть реальных запросов либо банальна и решаема без буч, либо не решается в принципе. Но всегда находятся подсказчики, предлагающие ищущим решения гражданам универсальный рецепт: протест! погром! смена курса! Как проход маршем по улицам Москвы помог бы монетизированным пенсионерам в 2006–7 (когда меня судили за организацию этих массовых беспорядков) — было в какой–то мере понятно. Как помогли прорыв оцепления легального митинга и превращение его в нелегальное, факельное по настрою своему шествие установлению конституционной законности и демократических институтов в России? С каких это пор верховенство закона насаждают, демонстративно нарушая его? Просто включите логику. Если вам говорят, что чудо–таблетка помогает ото всего, а на самом деле таблетка 20 лет как ни от чего не помогла, а до того — вызывала у страны болезненные судороги, так, может быть, в данной аптеке имеет место какая–то наебка?
5. Иллюзия несерьезности последствий. «Мы им покажем», «сам погибай, а едроса убивай», «аля–улю, гони гусей», «ибо заебали», «потому что так правильно — а сердце плохого не подскажет» — десткий сад, вторая группа. Люди принимают решения об участии в политических акциях, способных привести к печальным последствиям для страны и населения в целом, исходя из банальных капризов, дурного настроения, мелких обид. Пусть обижаются, но они — глупые, неразвитые, недостойные звания гражданина люди. Гражданин — это ответственность за себя, семью, страну. Импульсивность — верный признак люмпена, будь он хоть в трех парах очков, и с тремя дипломами: ВГИКа, МГУ и навальной фабрики лозовязания. Ответственный политик имеет программу, ответственный гражданин — систему ценностей. Ими он поверяет свои действия. Какова программа текущих протестов? Я видел уже 5 вариантов, включая нечеловечески нелепые. Ни в одном из них не поминается, однако, что митинг расчитан на 300 чел., а прийти на него собираются от 5 до 20 тыс. Очень наглядно демонстрирует, насколько все продумано и серьезно.
6. Иллюзия личной независимости. Люди приходят на митинг с некими своими установками, сильно отличающимися от установок, декларируемых организаторами либо заранее, в агитации, либо постфактум, с трибуны. Неважно, зачем вы пришли на митинг 5–го — за материалом для сценария или за ощущением единения с простыми хорошими честными людьми. Для полит–мерчендайзеров из несистемной оппозиции — вы пришли поддержать их лично. Для истерических СМИ — вы пришли свергать кровавого Путина. Для либеральных соколов Запада — вы пришли выбрать свободный путь поступательного развития по Ливийскому сценарию. И вообще, вот же вы, бросаете бутылки с зажигательной смесью меж знаменитых пальмовых бульваров Москвы, и в отчаянии вызываете на себя огонь фридом либерейторов, «йя сюда пришьла погибайт за свьобьоду», по Пелевину с Солженициным пополам.
7. Иллюзия постмодернистского конца истории. В конечном счете, все акторы происходящего (кроме особо циничных, остающихся в тени) уверены, что Б–г умер, а История закончилась. Юнг Ницшиевич Фукуяма. С момента последнего крушения России прошло два десятилетия, и подросло первое поколение, не знающее на шкуре, что это такое — Родина в беде. Никто больше не верит в развалы, бойни и распады, — а очень зря. Тот, кто думает, что все плохое уже позади, «хуже не будет», а также «не существует запроса на перемену строя», попросту не понимает, насколько сложна, страшна и истерзанна сегодняшняя Россия. Никто даже не хочет всерьез обсуждать последствия любого масштаба насильственных явлений в центре многократно выросшего и усложнившегося за 18 лет мегаполиса. А ведь для резкой, как запах нашатыря, прочистки мозгов от розового тумана достаточно пересмотреть несекретные, общедоступные, выхолощенные, и все же такие неприятные глазу кадры народных волнений из той же «Намедни–92″. А коли не хватит, для закрепления, из «Намедни–93″.
ИТОГО. Сейчас те, кто в свое время неплохо погрелся на пожарище, приключившемся после прекраснодушной Перестройки, (а также те, кто тогда не успел к столу), вновь хотят Все Изменить — Любой Ценой! Чем будут оплачены желанные перемены в коллатеральном выражении — им все равно. Например, этой ценой можете быть лично вы.
Обратите внимание — с трибун не больно–то говорят о том, что именно собравшиеся хотят изменить, какими средствами, в какой последовательности, и что из этого проистечет. Целеполагание — это не для массовки. На стихийных митингах ничего никому не объясняют, и никто с собравшимися не советуется. Их просто накачивают лозунгами (довольно глупыми), а потом предлагают подразнить ОМОН. Чего такого демократического в этих активностях — думайте, думайте, думайте.
Есть в происходящем, понятно, и хорошее. Те, кто достаточно умен, чтобы требовать позитивной программы — наконец, могут начать объединяться. Им придется учиться политике, чтобы не сказать ОГП, и приобретать необходимые компетенции. Может быть, в результате у нас появятся и гражданское общество, и прослойка низовых политиков, и потенциал для полного преображения страны и мира.
А на митинг… Говорят, каждый честный человек должен пойти на этот митинг, и привести друга. Это говорят люди либо неумные, любо недобрые. На этот митинг каждый ответственный человек должен не пустить друга. По возможности, донеся до него, почему именно. Но можно и просто позвать его лучше выпить. So be it.
Вернуться назад
|