США берут курс на союз с исламскими радикалами
Сергей Черняховский
Они использовали их против СССР, сейчас же натравливают на Китай Чего стоит Нобелевская премия мира, Обама продемонстрировал уже в Ливии. Теперь лауреат решил добавить к проблемам мира если не еще одну точку напряженности, то потенциальное и предельное обострение ситуации одной из самых старых. Призыв к возвращению Израиля к границам 1967 года был бы прекрасен, прозвучи он от имени США лет 30-40 назад. Или в качестве абстрактного пожелания. Или если бы существовала минимальная возможность, что он, с одной стороны, будет мирно исполнен, с другой – что решит проблему. Границы 1967 года для Израиля – это действительно близко к тому, что было определено для него при его создании по решению ООН. Только проблемы арабо-израильских отношений начались не в 1967 году, а во второй половине 1940-х. Собственно, само создание Израиля стало возможным благодаря тому, что оно активно поддерживалось и во многом инициировалось Советским Союзом. Это тогда было именно советским проектом и одним из основных советских требований в послевоенный период: до этого вся территория Палестины находилась в подмандатном управлении Великобритании. И многие десятилетия спустя в израильских кибуцах на стенах домов висели портреты Сталина, которого еврейский народ считал воссоздателем своей государственности. Но Советский Союз, исходя из своих изначально равноправно-интернациональных подходов, видел будущий Израиль как одно демократическое арабо-израильское государство. Будь реализован именно этот план – многих проблем Ближнего Востока могло бы не существовать. Западные страны, не сумев противостоять самой идее создания Израиля, настояли на образовании двух государств – арабского и израильского, что, по мнению СССР, вело к разделению народов и возникновению долговременного очага конфликтности. Так на самом деле и получилось. Как только на основании Резолюции ООН № 181, принятой 29 ноября 1947 года, Израиль в мае 1948 года провозгласил свое образование, против него была развернута и террористическая война арабских экстремистов, и внешняя агрессия соседних арабских государств, в принципе не принимавших его создания и существования. Благодаря поддержке СССР и его союзников, массовым поставкам вооружения из СССР Израиль вышел из войны победителем. Но уже позже произошла переориентация его руководителей с Советского Союза на США. Конфликт стал элементом глобального противостояния и привел к войне 1967 года, которая имеет свою предысторию, и установлению Израилем своего контроля над рядом территорий, на которых, по идее, должно было быть основано самостоятельное палестинское арабское государство. Строго говоря, именно с этого момента Израиль превратился из жертвы агрессии в агрессора. Однако нужно признать, что неисполнение резолюции ООН в части создания арабского палестинского государства было изначально не продуктом действий Израиля, а результатом политики соседних арабских стран. Территория, предназначенная для арабской Палестины, оказалась именно под их контролем, – и именно они в течение двух десятилетий препятствовали созданию на ней палестинского государства, а также устраивали погромы в лагерях палестинцев. Это и было одним из аргументов Израиля при аннексии данных территорий. Но если с 1967 года Израиль действительно проводил политику, которую можно расценить как агрессию и оккупацию, то к середине 1990-х гг. он ее в принципе изменил. Было заключено соглашение с ООП, по которому в составе Израиля создавалась Палестинская автономия. И как сам Израиль обрел свою выстраданную государственность благодаря СССР, так и палестинцы обрели свою благодаря Израилю. Да, это была автономия, а не отдельное государство. Но когда эта территория контролировалась арабскими соседями – не было ни ее, ни какой-либо иной формы государственности палестинцев. По сути, в 1995 году Израиль отказался от провоцировавшего конфликт западного плана двух государств и встал на путь, близкий советскому плану общего арабо-израильского государства. Террористическая война против него все равно возобновилась, и не столько с требованием полной независимости Палестины, сколько с требованием уничтожения Израиля как такового. Хотя нужно отметить, что еще в Декларации о своей независимости он призвал к равноправному арабо-израильскому сотрудничеству: «Призываем сынов арабского народа, живущих в Государстве Израиль, – даже в эти дни кровавой агрессии, развязанной против нас много месяцев тому назад, – блюсти мир и участвовать в строительстве государства на основе полного гражданского равноправия и соответствующего представительства во всех его учреждениях, временных и постоянных». В этом отношении сегодня, формально соответствуя резолюции ООН, идея Обамы означает, с одной стороны, возврат к ситуации не столько 1967 года, сколько к ситуации конца 1940-х, когда именно политика западных стран его и породила. С другой – понятно, что по совокупности множества причин Израиль с этим не согласится. Зато все его противники будут простимулированы к усилению войны с ним – и получат моральную поддержку США, ведя войну с требованием его уничтожения. Что будет означать лишь углубление и эскалацию конфликта – и его пролонгирование до бесконечности. Более того. Даже если бы Израиль и вернулся к границам 1967 года, он просто вернулся бы к изначальной точке конфликта, который и породил тогдашнюю войну. Потому что требование тех, кто борется сегодня против него, – это не его те или иные уступки, а именно что его уничтожение. Пример того, как нобелевские лауреаты премии Мира разжигают новое военное противостояние, прикрываясь словами о мире. Однако есть и еще одна сторона вопроса, особо важная для России. Призыв Обамы по сути означает переход к новому формату мировой политики США, новому определению их мировых союзников и противников. Ранее, начиная с 1950-х гг., США всегда поддерживали Израиль в его конфликтах с арабским миром. И одновременно играли на противоречиях в последнем, поддерживая его наиболее радикальные, реакционные и экстремистские составные, используя часть этого мира против СССР. В 2000-е годы США сами получили удары от этих же группировок и провозгласили борьбу против них – борьбу, в которой они, Россия и Израиль оказывались по одну сторону. Призыв вернуться к границам 1967 года, при всей его формальной справедливости, есть определенный отказ от поддержки Израиля и переориентацию на соглашение с исламским фундаментализмом, заключение стратегического союза с исламизмом как политическим течением. Во время переворотов в странах Северной Африки в начале этого года США уже выступили в союзе с исламскими радикальными группировками и принесли им в жертву своих старых союзников в регионе. В агрессии против Ливии США прямо своим военным вмешательством поддерживают силы, включающие в качестве составного компонента структуры «Аль-Каиды». Собственно, Восточная Ливия с центром в Бенгази уже доброе десятилетие, если не больше, является одним из основных поставщиков боевого контингента в районы, где «Аль-Каида» и другие экстремистские исламские группы ведут боевые действия. Одной рукой уничтожив вышедшего из-под контроля бен Ладена, другой США сдают фундаменталистам своих союзников, потому что исламский радикальный фундаментализм сам мыслится ими как новый стратегический союзник. Они сами создавали его в борьбе против СССР, и сегодня вновь хотят использовать – в борьбе против растущего Китая. У исламизма есть с ним свои счеты – и свои к нему претензии. И чтобы столкнуть эти две глобальные силы между собой, США готовы и будут жертвовать в пользу исламизма и старыми друзьями, и старыми союзниками. Первыми они отдали мягких авторитарных правителей Северной Африки. Сегодня начинают отдавать Израиль. Основной же оплатой, которую США намерены заплатить исламизму за союз в борьбе против Китая, намечена быть Россия. И именно с этой точки зрения она сегодня должна смотреть на колебания и изменения форматов внешней политики США.
КМ.ру
Вернуться назад
|