США упрекают ЕС в том, что он нелегально выделяет субсидии концерну «Эйрбас» (Airbus). В качестве наказания американцы вводят дополнительные пошлины на импорт ряда продуктов питания и запасных частей для самолетов. Счет идет на миллиарды. ЕС удивлен и возмущен.

В министерстве торговли США кто-то, очевидно, весьма активно интересуется самыми известными сортами европейского сыра. «Пекорино» и «эмменталер», «грюер» и «рокфор», свежий «чеддар» и «стилтон» — все они числятся в списке, составив который, США идут на обострение уже почти 15-летнего спора с Европейским союзом по поводу субсидирования авиастроителей.

По мнению США, «Эйрбас», несмотря на предупреждение со стороны ВТО, получает недопустимую финансовую поддержку со стороны правительств европейских стран. Поэтому Вашингтон размышляет уже не над протестом, а над конкретными «штрафными санкциями» в виде дополнительных импортных пошлин, как можно более болезненных для оппонентов.

ВТО действительно назвала поддержку «Эйрбас» со стороны правительств европейских стран незаконными субсидиями и тем самым признала право США на встречные меры. Конкретный размер причиняемого ущерба при этом назван не был. Однако американский уполномоченный по торговым вопросам Роберт Лайтхайзер (Robert Lighthizer) составил список продуктов из Европы на 14 страницах: Соединенные Штаты могут ввести на эти продукты импортные пошлины. Наряду с многочисленными сортами сыра речь идет об оливках и апельсинах, масле и йогурте, вине, масле и морепродуктах вроде омаров или мидий.

Стоимость этих товаров оценивается примерно в 11 миллиардов долларов (9,8 миллиарда евро). Это якобы соответствует годовому ущербу, понесенному американскими компаниями, в частности, «Боингом» (Boeing), из-за упущенных контрактов и потерянной доли рынка.

Наиболее критична ситуация для Франции

Впрочем, для президента США Дональда Трампа эта сомнительная поддержка, якобы полученная «Эйрбасом», — не более чем один из множества элементов огромной мозаики. Как Трамп неоднократно писал в Твиттере, ЕС на протяжении многих лет использовал США в собственных интересах, что касается торговли. «Скоро этому настанет конец», — предупредил он недавно. Таким образом, похоже, начинает сбываться то, чего наблюдатели опасались в последние дни: если после торговой войны между США и Китаем стороны постепенно приходят к некоему «общему знаменателю», то нападки Трампа в адрес Европы вновь активизировались.

Тлеющий торговый конфликт между США и Европой грозит обостриться, причем на совершенно неожиданном фронте: американцы уже ввели пошлины на импорт стали и алюминия, а ЕС в ответ принял аналогичные меры против американских мотоциклов и арахисового масла, виски из Кентукки и апельсинов из Калифорнии.

В свою очередь Трамп поручил американским ведомствам проверить, есть ли возможность ввести пошлины на европейские автомобили, как-нибудь связав это с «защитой национальной безопасности». Около девяти месяцев назад спор вроде бы затих, когда Трамп и ЕС договорились подписать соглашение о снижении торговых и таможенных барьеров для промышленных товаров.

Однако Европейский совет (то есть правительства стран ЕС) до сих пор блокирует выдачу официального мандата на соответствующие переговоры комиссару по торговым вопросам Сесилии Мальмстрём (Cecilia Malmström). Прежде всего на тормоза давит Франция, опасаясь, что в конечном итоге в соглашение будет включена сельскохозяйственная продукция, как того, собственно, и требует Трамп. В связи с этим Париж, очевидно, смирился, что президент, недовольный проволочками вокруг переговоров, может ввести импортные пошлины на европейские автомобили. Для Франции это стало бы не такой серьезной проблемой, как для Германии.

Однако теперь Вашингтон в отместку за «незаконную» поддержку «Эйрбаса», видимо, решился на санкции как раз против сельхозпродукции, которые будут наиболее болезненными именно для Франции. Запчасти для самолетов также являются важным экспортным товаром Франции и Италии.

У ЕС есть право на месть

«Эйрбас» и Европейская комиссия выражают возмущение. Авиастроители не видят «правовых причин» для действий США и считают «чрезмерным» в первую очередь охват этих мер, тем более что его должна определять ВТО, а не Соединенные Штаты.

Аналогично высказался и представитель Европейской комиссии. По его словам, указанная США сумма основывается на их собственных расчетах, а не на данных ВТО. Одновременно он предупредил, что ЕС со своей стороны может принять ответные штрафные меры.

ВТО в конце марта действительно указала, что «Боинг», несмотря на соответствующие предупреждения, по-прежнему получает незаконную финансовую поддержку от правительства США. Таким образом, у европейцев есть принципиальное право на ответные меры. Брюссель уже запросил у ВТО оценку наносимого ему ущерба, а упомянутые ответные меры в настоящий момент прорабатываются. Как только арбитражный суд примет решение, ЕС незамедлительно перейдет к активным действиям, предупредил представитель Еврокомиссии. Впрочем, Брюссель всегда готов к конструктивным переговорам.

Грозящий очередным обострением спор длится уже почти полтора десятилетия. США и ЕС обвиняют друг друга в незаконной поддержке концернов «Эйрбас» и «Боинг». ВТО постановила, что незаконную поддержку авиастроителям оказывали обе стороны, не называя, однако, конкретную сумму причиненного ущерба.

В результате акции «Эйрбаса» оказались под давлением, и их стоимость на открытии торгов снизилась примерно на 2% — до 118,36 евро. При этом еще днем ранее она достигала рекордной отметки в 121,20 евро.

«Штрафные импортные пошлины нельзя назвать решением проблемы — они лишь еще сильнее закрутят спираль конфликта», — предупредил представитель немецкого Союза машиностроителей Ульрих Аккерманн (Ulrich Ackermann). По его словам, ЕС следовало бы как можно скорее выдать своему уполномоченному лицу мандат на переговоры с США по соглашению о свободной торговле.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.