ОКО ПЛАНЕТЫ > Первая полоса > Санкционная мания vs. Россия

Санкционная мания vs. Россия


26-08-2018, 05:48. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

 

 

 

Санкционная мания vs. Россия

На протяжении почти 100 лет Россия находится под санкциями США, наложенным зачастую  в ущерб интересам национальной безопасности самой Америки.

By Stephen F. Cohen      August 15

Стивен Ф. Коэн, почетный профессор  Нью-Йоркского и Принстонского университетов,  занимающийся изучением России и её политики, и Джон Бачелор продолжают свои (обычные) еженедельные обсуждения новой американо-российской холодной войны. Предыдущие дискуссии,  продолжающиеся уже пятый год подряд ,  можно  найти на   TheNation.com .

 

Коэн начинает с того, что   вводит нынешнюю двухпартийную  сенатскую кампания по наложению  новых, «сокрушительных» санкций в отношении России в исторический контекст. 

В широком понимании санкции были частью политики США в отношении России на протяжении большей части последних 100 лет. Во время гражданской войны в России 1918-20 годов,  президент Вудро Вильсон послал американские войска для борьбы с формирующимся советским правительством. Хотя «красные»,  к 1921 году,   уже  явно были утвердившимся правительством Советской России, Вашингтон продолжал отвергать дипломатическое признание СССР до тех пор, пока президент Франклин Рузвельт не установил формальные отношения в 1933 году. В течение большей части 40-летней «холодной войны», США накладывали на своего сверхдержавного конкурента различные санкции, в основном связанные с технологическим и военным экспортом, плюс  периодические высылки дипломатов и «шпионов» с обеих сторон.

Главным политическим вкладом Конгресса была поправка к   закону Джексона-Вэника от 1975 года, которая отказывала Москве  в статусе привилегированного торгового партнера Соединенных Штатов, в первую очередь из-за ограничений Кремля в отношении еврейской эмиграции из Советского Союза. Указанием  на то, какими бездумно привычным инструментом стали санкции для США является то, что закон Джексона-Вэника был аннулирован только в конце 2012 года, [через много лет] после  развала Советского Союза и конца каких-либо ограничений в отношении евреев, уезжающих (или возвращающихся) в Россию. Еще более показательным было то, что в декабре 2012 года он был немедленно заменен "законом Магнитского", который предполагал санкционировать отдельных российских чиновников и «олигархов» за «нарушения прав человека». Закон  Магнитского остается в  силе, дополненный  новыми санкциями против России,  введенными  в результате украинского кризиса 2014 года и, в частности, аннексии Крыма  Москвой.

Оглядываясь на эту долгую историю, мы  не можем обнаружить никаких доказательств того, что  какие бы то ни было санкции США когда-либо заметно меняли «поведение» Москвы так  как  это  задумывалось. Или что они отрицательно повлияли на правящую политическую или финансовую элиту России. Все  страдания [причиненные санкциями], выпадали на долю простых граждан, которые тем не менее «патриотично» сплачивались  вокруг кремлевского руководства, как совсем недавно [они сплотились] вокруг президента России Владимира Путина. Исторически сложилось так, что такие санкции - это не решение проблем, направленных на обеспечение  американской национальной безопасности, они более сродни вспышкам гнева или драке на дороге, которые делают ситуацию намного хуже, чем разработка и проведение реалистичной политики.

Тогда  чем  можно  объяснить новый припадок санкционной мании  Вашингтона против Москвы, особенно учитывая жесткую официальную реакцию России, высказанную премьер-министром Дмитрием Медведевым, который назвал предложенные Сенатом меры «декларацией экономической войны» и пообещал, что Кремль ответит?

Одно из объяснений  лежит в основе удивительного  предположения недавно высказанного  Майклом Макфолом, медиа-гуру, бывшего  посла США в Москве и давнего   ученого-русиста: «Чтобы продвигать почти все наши основные интересы национальной безопасности и экономики, Соединенным Штатам  Россия не нужна». Такое заявление интеллектуала и бывшего/нынешнего политика, вероятно беспрецедентно в наше время - и явно ошибочно. Коренные интересы США «нуждаются» в российском сотрудничестве  по многим жизненно важным вопросам. Они включают в себя предотвращение ядерной войны; предотвращение новой и более опасной гонки вооружений; защита от распространения оружия и материалов массового уничтожения; борьба с международными террористами (которые  пытаются получить такие материалы); достижение прочного мира в Сирии и других странах Ближнего Востока; содействие процветанию и стабильности в Европе, частью которой является Россия; содействие улучшению отношений с исламским миром, частью которого является и Россия; и избегать многовековой конфронтации с огромным новым союзом, в который уже входят Россия, Китай, Иран и другие страны, не входящие в НАТО. Если предположение Макфола широко распространено в Вашингтоне, а кажется,  что это именно так и есть, то мы действительно живем в крайне неблагоразумные и опасные времена.

Второе предположение не менее проблематично и опасно: Кремль слаб и не имеет контрмер  против новых санкций, которые пропагандируются в Вашингтоне. Рассмотрим, однако, следующие реальные возможности. Москва могла продать свои миллиарды долларов казначейских ценных бумаг США и начать торговать с дружественными странами в не-долларовых валютах, оба  эти варианта она уже начала использовать. Она может ограничить, подорвать каким-либо образом или даже закрыть многие крупные корпорации США, которые давно делают прибыльный бизнес в России, в том числе Citibank, Cisco Systems, Apple, Microsoft, PepsiCo, McDonald's, Johnson & Johnson, Procter & Gamble, Ford Motor Co., и даже Boeing. Она  может прекратить экспорт титана в Соединенные Штаты, что жизненно важно для американских гражданских и военных авиастроителей, включая Boeing. И прекратить продажу ракетных двигателей, необходимых для космических операций НАСА и США. Крупнейшая в мире (по размерам) страна, Россия может начать взимать с американских авиакомпаний более высокие тарифы за использование своего воздушного пространства или вообще полностью запретить  их полеты, делая их неконкурентоспособными против других национальных перевозчиков. В политическом плане Кремль может положить конец своим санкциям в отношении Ирана и Северной Кореи, смягчая давление Вашингтона на  их правительства. И может закрыть российский маршрут поставок войскам США, сражающимся в Афганистане, который использовался с начала 1990-х годов.

Ничто из этого, похоже, не рассматривалось фанатиками санкции из  Вашингтона. Также как не рассматривались и другие последствия. Санкции против российских «олигархов» фактически помогают Путину, которого так презирает и постоянно  шельмует американский медийно-политический истеблишмент. В течение многих лет он пытался убедить многих из богатейших олигархов репатриировать свои оффшорные богатства в Россию. Мало  кто поддался на уговоры. Теперь, опасаясь, что их активы за границей будут заморожены или изъяты в результате мер принятых США, все больше и больше богатых людей делают это. Во-вторых, новые санкции, ограничивающие способность Москвы брать взаймы и финансировать инвестиции дома, будут замедлять темпы роста экономики страны. Но Кремль справился после санкций в 2014 году и  сделает это снова, еще больше поворачиваясь от Запада в сторону Китая и других незападных партнеров, а также развивая собственные возможности производить санкционированный импорт. (В последние годы, например, российское сельскохозяйственное производство значительно выросло, став теперь крупной экспортной отраслью). В-третьих, недовольные существующими экономическими санкциями против России, европейские транснациональные корпорации, а значит и сама Европа, могут  еще больше  отдалиться  от своего капризного «Трансатлантического партнера» в Вашингтоне, который  сокращает  их  огромный рынок на Востоке.  И, в-четвертых, от ведения «экономической войны» остается только один импульсивный шаг до разрыва всех дипломатических отношений с Россией, и это на самом деле обсуждается вашингтонскими фанатиками. Такой разрыв отбросит нас нас на многие десятилетия назад, в эпоху, когда без России нет ни «глобализации», ни международной безопасности.

И  наконец, какие  причины для введения новых санкций в отношении России  называют сами оголтелые ястребы из Вашингтона? Большинство из них  сидит в Сенате США, исторически являвшимся государственным органом в  котором были представлены по крайней мере несколько независимо мыслящих  деятелей. В настоящее время это не так, за явным исключением единственного  сенатора - Рэнда Пола из Кентукки, который демонстрирует глубокие познания и значительное  здравомыслие в вопросах американо-российских отношений. Провозглашаемые ими [ястребами] причины различны и бессмысленны. Одни говорят, что Россия должна быть санкционирована  из-за Украины, но эти события произошли четыре года назад и Россия уже была «наказана» за них. Другие говорят, что -  из-за «агрессии России в Сирии», но именно военное вмешательство Путина разрушило  режим оккупации террористами Исламского государства значительной части страны и предотвратило угрозу захвата ими Дамаска, на благо Америки и ее союзников, включая Европу и Израиль. Третьи настаивают  на том, что Кремль должен быть санкционирован за отравление с помощью боевого ОВ Сергея Скрипаля и его дочери в Великобритании несколько месяцев назад. Но дело британского правительства в отношении Кремля, как  поймет любой внимательный читатель статей David Johnson’s Russia List,  практически развалилось.

И  наконец, [кто-то  считает что], новый приступ санкционной мании - это  ответ на предполагаемое «нападение России на американскую демократию»  на президентских выборах 2016 года. На самом деле никакого «нападения»  не было - ни Перл-Харбора, ни  9/11, ни один российский парашютист не десантировался на Вашингтон, - было только «вмешательство» во  внутренние дела другого государства, «вмешательство» которое обе страны практикуют, практически ритуально, в течение  последних почти ста лет. Действительно, как бы ни «вмешивались» русские в 2016 году, их «вмешательство» наверное выглядит смешным  по сравнению с массированным, очень навязчивым политическим и финансовым вмешательством администрации Клинтона в компанию избрания президента России  в 1996 году в интересах обанкротившегося Бориса Ельцина.

Таким  образом,  остается одна  - реальная причина новых антироссийских усилий по санкциям   - противостоять и даже наказать президента Дональда Трампа за его политику «сотрудничества с Россией». И Путина  тоже, за то, что он встретился и сотрудничал с Трампом в Хельсинки в июле. Эта странная, беспрецедентная реальность - это нечто большее, чем   просто слухи. Согласно  анализу «Нью-Йорк Таймс», а также другим опубликованным сообщениям, «двухпартийная группа сенаторов  встревоженная тем, что г-н Трамп не выступил публично против Путина в связи с вмешательством России в выборы, опубликовала  законопроект о новых санкциях против Москвы. «Принятие такого законопроекта будет означать ввод в действие некоторых самых разрушительных санкций».

Оставим  в стороне то, что отнюдь не русское «вмешательство»  делегитимизирует наши выборы, а все эти голословные  утверждения делают это. (Сколько проигравших кандидатов в 2018 году заявят, что их победа была украдена Путиным?) Просто  вспомните  о том, что делал каждый американский президент после Эйзенхауэра, - встречался с сильным кремлевским лидером, чтобы  предотвратить скатывание к  войне между ядерными сверхдержавами. В результате и Трамп, и Путин осуждаются и клеймятся вашингтонским истеблишментом, в том числе и представителями  американских разведывательных служб.

Но  если это плохо, то кто  тогда предотвратит перспективу войны с Россией, новый кубинский ракетный кризис, предположительно в Балтийском регионе,  на Украине или в Сирии? Совершенно точно - ни один из ведущих представителей Демократической партии. Конечно же - не нынешний русофобский «двухпартийный» Сенат. Естественно -  не влиятельные СМИ, которые чуть ли не ежедневно повышают градус милитаристской истерии. В этом, самом жизненно важном отношении на данный момент может действовать только,  нравится вам это или нет, президент Дональд Трамп.

 

Стивен Ф. Коэн  почетный  профессор Нью-Йоркского и Принстонского  университетов, занимается изучением истории  и политики России, редактор The Nation .


Вернуться назад