ОКО ПЛАНЕТЫ > Первая полоса > Совместная пресс-конференция по итогам российско-украинских переговоров на высшем уровне

Совместная пресс-конференция по итогам российско-украинских переговоров на высшем уровне


18-05-2010, 15:08. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Совместная пресс-конференция по итогам российско-украинских переговоров на высшем уровне

 

На совместной пресс-конференции по итогам российско-украинских переговоров на высшем уровне. С Президентом Украины Виктором Януковичем.

 

В.ЯНУКОВИЧ: Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Мы с Дмитрием Анатольевичем провели сегодня третье заседание межгосударственной комиссии и пришли к выводу, что так работать нельзя: за такой короткий период времени провести семь встреч – и загнать руководителей наших рабочих групп в ситуацию, когда они должны ускоренными темпами готовить различные решения. Но они все обусловлены тем, что и Украина, и Россия ещё находятся в посткризисном состоянии. И не принимать эти решения – значит остановить рост экономики и затормозить торгово-экономическое развитие. Поэтому мы сегодня дали поручение нашим правительствам продолжать работать над целым рядом направлений, которые являются для нас взаимовыгодными – и для Украины, и для России. Это отрасли судостроения, авиастроения, космическая промышленность, целый ряд энергетических проектов, которые создают условия для роста экономик и, конечно, самое главное, получения финансового результата.

Завтра мы будем проводить наш совместный бизнес-форум. И представители бизнеса Украины и России выскажут свою точку зрения. Мы договорились, что по тем вопросам, по которым мы увидим, что наше объединение даст эффект синергии; мы будем способствовать тому, чтобы создавались совместные предприятия – возможно, холдинги или корпорации, которые, дополняя друг друга, осуществляя кооперационные связи, в том числе работая совместно на третьих рынках, будут увеличивать объёмы наших экономик и делать их конкурентоспособными.

Конечно, наши сегодняшние решения в области безопасности – это решения, направленные в перспективу. Мы предлагаем нашим соседям, предлагаем в целом на евроатлантическом пространстве создать условия безопасности, которые бы соответствовали нынешнему этапу и тем угрозам, которые сегодня есть в мире.  

Мы определились, что будем работать в области гуманитарного сотрудничества. Это также очень важно, потому что граждане наших стран, которые находятся по обе стороны границы Украины и России, связаны родственными связями, связаны историей наших государств, – их права не должны быть ущемлены на территориях наших государств. И мы должны решить совместно целый ряд вопросов, которые связаны с социальной защитой, с пенсиями. Остались ещё старые вопросы, но они очень больные для наших людей, чувствительные. Мы также договорились, что будем их решать в самое ближайшее время.

Ещё что я хочу сказать? Мы договорились, что мы не будем вместе дружить против кого-то. А все решения, которые мы принимаем, мы их будем принимать для того, чтобы защитить свои национальные интересы.

Хочу сказать, что, конечно, у нас есть вопросы очень принципиальные, над которыми нам придется ещё поработать – например, делимитация нашей водной границы. Мы не смогли на этот раз прийти к этому решению, потому что было очень мало времени, но мы будем над этим вопросом работать, и я думаю, что мы его в самое ближайшее время доработаем.

В целом я хочу сказать, что партнёрские, добрососедские, стратегические отношения Украины и России сейчас восстановлены. И мы надеемся, что это даст положительный эффект уже в этом году. Президент России Дмитрий Медведев в своём интервью подчеркнул, что 7 миллиардов долларов, тот товарооборот, который был за три месяца этого года, – это такая, как говорят, первая ласточка надежды на то, что уже в этом году наш товарооборот будет на уровне приблизительно 35 миллиардов долларов как минимум. Но я думаю, что мы во втором полугодии динамику ускорения роста товарооборота между нашими странами увеличим.

Я хочу поблагодарить Дмитрия Анатольевича за то, что он в свойственной ему деловой манере очень принципиально поставил вопросы перед Правительством России, перед российской частью нашей межгосударственной комиссии, и нам легко было работать с нашими коллегами. Мы, естественно, не могли ответить другим. То есть всё, что мы делали за этот период времени, – это была напряженная двусторонняя работа, которая проходила в различных регионах Украины и России.

Кроме этого, мы договорились значительно активизировать наше межрегиональное сотрудничество и приграничную торговлю между нашими регионами. Этот вопрос также связан с упрощением процедуры прохождения наших границ и таможенных переходов для наших граждан. И конечно, вопросы миграционной политики также важны: чтобы эта политика не была унизительной для тех граждан, которые работают и в Украине, и в России, которые не нашли работу на своих территориях. Мы также будем над этим работать.

В целом мы удовлетворены проведением третьего заседания. Считаем, что объективно то, что можно было за этот короткий период времени решить, мы этого достигли.

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые представители средств массовой информации!

Мне бы хотелось практически со всем согласиться из того, что было сказано Президентом Украины, – может быть, кроме одного. Виктор Федорович сказал, что так работать нельзя, но мне бы хотелось добавить, что так работать придётся по нескольким причинам. Во- первых, потому, что за последнее время мы очень многое потеряли. Я обращаю внимание на то, что сегодня у нас третье заседание межгоскомиссии – и это за пять лет. А вообще-то по-хорошему нужно встречаться таким странам, как Россия и Украина, два раза в год. Стало быть, к сожалению, ничего до этого почти не делалось. И, во-вторых, что, на мой взгляд, очень важно, Виктор Федорович сейчас сказал о том, что хорошо работалось, российская сторона была по-деловому настроена, – мне приятно это слышать, не буду скрывать. Мне бы хотелось сказать, что российская сторона хорошо работала потому, что у неё наконец появился полноценный украинский партнёр, то есть нормальное руководство, которое принимает решения и исполняет их. Это очень важно в межгосударственных отношениях, когда твой партнёр отвечает за свои слова, когда он руководствуется не сиюминутными политическими интересами, политической конъюнктурой, которая есть, конечно, в каждом государстве, а стратегическими интересами развития своей страны, развития своей нации. И таких партнёров Российская Федерация обрела в лице Президента Украины и тех людей, которые сегодня составляют его команду, входят в Правительство и Администрацию Президента.

Мы почти всё уже рассказали из того, что было сделано. Действительно, приятно то, что так быстро стал возобновляться рост товарооборота. Мне уже на эту тему приходилось рассуждать. Я уверен, что это следствие не только общего улучшения экономической ситуации в наших странах. Здесь весьма весом субъективный фактор – и это хорошо, потому что тем самым мы надеемся на то, что выход товарооборота на докризисные цифры не за горами.

Более того, я считаю, нам нужно ставить амбициозные цели. В ходе своих визитов в различные государства мы всегда смотрим вперед, думаем о том, как будут выглядеть наши торгово-экономические отношения, скажем, через три, пять, семь лет. Мы сегодня с Виктором Федоровичем тоже об этом говорили и договорились о том, что создадим специальный план координации нашего социально-экономического развития на перспективу в десять лет. И торговый оборот нужно планировать на перспективу. Я считаю, что если мы сейчас говорим о цифре в 35–40 миллиардов, то это цифра нынешнего года, её нужно достигать в этом году, а в перспективе ставить 100. Это как раз тот уровень, который отвечает и масштабам наших экономик, и нашему желанию развивать взаимную кооперацию, нашему пониманию места экономики России и Украины на европейском рынке, и не только на европейском, конечно.

Обо всём, что было сделано, мы уже рассказали. Впереди, конечно, работа над конкретными проектами. Я надеюсь, что мы в ближайшее время завершим ряд документов, которые сейчас согласовываются и в области топливно-энергетического сектора включая атомную энергетику. Также наше сотрудничество будет расширяться в сфере ракетно-космических технологий, авиастроения, судостроения. Мне бы хотелось, чтобы наше сотрудничество приобрело именно тот самый высокотехнологичный характер, тем более с учётом потенциала наших экономик, их технологической, их производственной близости, несмотря даже на достаточно трудный постсоветский период и кризисный период последних двух лет. Всё-таки эти экономики коррелируются друг с другом. И это очень важно, потому что мы только таким образом можем достичь полноценных результатов.

Важны, конечно, и гуманитарные проекты. Хотел бы напомнить о том, что мы и сегодня подписали целый ряд документов на эту тему. Очень важными являются культурные обмены, контакты между гражданским обществом. Я в прошлый раз говорил о том, что мы готовы к тому, чтобы начать полноценное вещание на украинском языке с использованием российских спутниковых возможностей, с тем чтобы все, кто интересуется украинским языком, украинской культурой в Российской Федерации, могли получать информацию прямо от источника, имея в постоянном 24-часовом вещании один из важнейших или крупнейших украинских каналов. Впоследствии можно будет этот перечень расширить.

У нас есть нерешённые вопросы, по которым предстоит ещё провести довольно сложные консультации. Мы люди здравомыслящие, мы понимаем, что за три месяца невозможно решить все задачи. Мы понимаем, что впереди ещё длительные консультации по целому ряду вопросов. Но самое главное, что мы вновь вернулись к дружескому обсуждению, сели за один стол. И сегодня, закрывая заседание межгоскомиссии, я сказал, обращаясь и к российской стороне, и к украинской стороне: самое главное сейчас зависит от наших коллег, которые должны практически в ежедневном режиме общаться, снимать мелкие вопросы, которые возникают, продвигать амбициозные цели, договариваться о создании совместных проектов. И тогда всё получится.

Бизнес должен подключиться. Я надеюсь, что мы с Виктором Федоровичем завтра поговорим с деловым сообществом и дадим все необходимые сигналы о том, что мы открыты для взаимных инвестиций, что эпоха «охоты на ведьм» прошла, что инвестиции из наших стран (украинские и российские) взаимно приветствуются и им обеспечивается надлежащий уровень защиты – уровень наиболее благоприятствуемой нации, как говорят обычно в международном праве.

Вот что мне бы хотелось сказать вначале. Хотел бы искренне поблагодарить Виктора Федоровича Януковича и наших украинских партнёров за продуктивную работу и за то, что заседание межгоскомиссии прошло в столь деловом ключе.

ВОПРОС: Вы уже упоминали о том, что договорились активизировать сотрудничество и в судостроении, в авиастроении, космической области, энергетике. Нельзя ли чуть подробнее об этих проектах? И, главное, на каких условиях они будут осуществляться, потому что украинская оппозиция утверждает, что при создании совместных предприятий, холдингов Украина потеряет и авиастроение, и атомную энергетику, и в результате – газовую трубу.

И второй вопрос – относительно границ: когда уже на местности будут проведены границы? И при такой дружбе – что дают эти границы двум государствам?

Д.МЕДВЕДЕВ: Меня спрашиваете?

РЕПЛИКА: И Вас тоже, да. Обоих президентов.

Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо. Понятно.

По поводу проектов в области судостроения, авиастроения, космоса, энергетики. Знаете, если бы мы были всем довольны, можно было бы никаких совместных проектов и не затевать. Но мы с вами знаем те сложности, которые испытывает промышленность – и украинская, и российская, если уж по-честному говорить. И кризис в ещё большей степени эти сложности обострил. Мало того, что у нас наша промышленность требует коренной реорганизации, модернизации, так ещё и кризис крайне негативно повлиял на наши конкурентные возможности.

Что в этом случае делать? Во-первых, не расстраиваться, а стараться находить даже в тех отрицательных процессах, которые идут, максимальный позитив. А позитив заключается в том, чтобы создать принципиально иные стандарты конкурентоспособности. Вот мы должны все те проекты, которые мы будем реализовывать, реализовывать исходя из двух принципов.

Первый принцип. Это должны быть абсолютно прагматические подходы. Никакой филантропии, никаких односторонних решений, а именно полная взаимовыгодность этих проектов. Только в этом случае они будут жизнеспособны, в противном случае одна из сторон будет чувствовать себя обиженной и не будет заниматься реализацией этого.

И, второе, мы должны выходить на самые современные технологические решения.

У нас, например, в авиастроении есть уже неплохой потенциал сотрудничества и желание продолжить работу по всей линейке тех авиационных продуктов, которые, например, могут совместно разрабатываться ГАК «Антонов» и Объединённой авиастроительной корпорацией. Речь идёт о всех машинах, которые, собственно, уже изготовлены и, что называется, поставлены на крыло, или о перспективных машинах. Я имею в виду и «Ан-140», и «Ан-148», в перспективе – «Ан-70» и «Ан-124». Но на этом нельзя останавливаться. Если мы смотрим в будущее, то мы должны думать о том, чтобы готовить продукты, которые будут востребованы на авиационном рынке через 10–15 лет. А если говорить прямо, все из названных мною машин – они всё-таки в основном из прошлого.

Нам нужно создавать новые продукты, это должны быть уже цифровые модели и самолётов, и судов. Только в этом случае мы сможем с этими моделями выходить на рынок: на украинский рынок, на российский рынок и на европейский рынок. Поэтому сотрудничество в этой сфере может быть только на таких началах.

А что касается конкретных соглашений, то по всем этим направлениям они готовятся. Кстати, сегодня подписан вполне серьёзный документ по ГЛОНАСС. Это абсолютно практическая работа, взаимополезная, которая позволит использовать соответствующую систему на территории Украины с использованием всех самых современных технологий. Поэтому я надеюсь, что в ближайшее время мы сможем выйти на подписание уже конкретных договорённостей о кооперации по всем самым важным индустриальным отраслям нашей экономики.

В.ЯНУКОВИЧ: Я хочу дополнить немножко Дмитрия Анатольевича. К той линейке «АНов», о которых он сказал, ещё добавился «Ан-158», который на 15 мест больше, чем 148-й, и по экономическим характеристикам выше, чем 148-й. Думаю, что он тоже будет конкурентоспособным на рынке, мы его уже поставили на крыло.

Хочу сказать, что предварительно наше сотрудничество в авиастроении, которое мы прорабатывали, предусматривает, например, что, если сборка самолета происходит на территории России, комплектация приблизительно будет такая: 60 процентов – российская, 40 процентов – украинская. Если на территории Украины сборка, комплектация будет 60 процентов украинская, 40 – российская. И наши специалисты давно уже работают друг с другом, в разные времена им только мешала власть, мешала бюрократия. Сегодня мы прекрасно понимаем: для того, чтобы выйти на рынки третьих стран, нужно выйти не на штучное производство самолётов, как оно производилось до этого, а на серийное производство – это уже будет совершенно другая конкурентная цена, это уже будет совершенно другое качество. И конечно, смежные предприятия, которые выпускают комплектующие для авиастроения, также будут снижать цены на свои комплектующие, потому что они будут выпускать их в большем количестве, и они будут гораздо дешевле. И это значит, что мы будем совместно зарабатывать больше, чем если бы мы в одиночку боролись на мировых рынках.

Аналогично можно сказать и о судостроении, провести такую же параллель и в космической отрасли. По судостроению, Дмитрий Анатольевич не сказал, мы договорились с ним о том, что Россия достраивает проект 1164 – это крейсер «Украина». Этот проект для нас тоже имеет, я бы сказал, принципиальное значение, потому что он столько лет уже простоял, фактически 95 процентов готовности, но мы его без России достроить просто не имеем возможности.

Что касается демаркации границ, Вы задали вопрос: договор об устройстве границы между Украиной и Россией был подписан в 2003 году. Представьте себе, прошло семь лет – и только через семь лет мы вышли на договор о демаркации границы. Конечно, это было наше совместное политическое решение. И сейчас в рамках этого соглашения будет создана комиссия, которая очень быстро решит эту проблему, создаст дополнительные условия и для Украины, и для России в решении различных проблем, в том числе международных.

ВОПРОС: Виктор Федорович, добрый день! Вы сейчас сказали, мы действительно видим в последнее время серьёзную активизацию российско-украинских отношений, но вместе с тем не секрет, что на Украине есть силы, которые выступают против этого. Как Вы считаете, есть ли сегодня реальная угроза тому, что будет сохранён новый тренд в наших отношениях?

И сразу, Дмитрий Анатольевич, если можно, вопрос к Вам. Сегодня стало известно, что Иран, Турция и Бразилия договорились о дообогащении урана на территории Турции, о передаче урана для обогащения на территорию Турции. Будет ли это служить гарантией от применения санкций в отношении Ирана? И будут ли каким-то образом задействованы российские мощности в этом процессе?

В.ЯНУКОВИЧ: Я уверен в том, что сегодня украинскому народу стало абсолютно понятно, где мы были пять лет. И, если нам нужно вернуться в прошлое, этот вопрос нужно задавать не мне. Нужно задать его людям в любом регионе Украины. Повторяю, не только на западе, юге, востоке. В любом регионе Украины сегодня понимание стабильности приобрело решающее значение, потому что стабильность – это фактор улучшения экономики и жизни людей. И мы не только во  внутренней политике должны быть эффективными. Власть должна пользоваться доверием людей. А доверие достигается только решением различных проблем, я бы сказал, жизнеустройства в нашей стране, жизнеобеспечения. А без экономики это невозможно решить.

А в международных отношениях – скажите, пожалуйста, когда была эффективной политика противостояния? Я не знаю такой страны, которая бы за счёт такой политики защищала свои национальные интересы. Поэтому, естественно, принципиальная позиция защиты национальных интересов всегда будет присутствовать в нашей политике. Мы всегда будем принципиально к этому относиться. И это будет основой.

Д.МЕДВЕДЕВ: Прежде чем сказать несколько слов по иранской ядерной программе, хотя вопрос адресовался и не мне, и в общем перед украинским народом отвечает Президент Янукович как избранный Президент, а не кто-либо другой, я скажу, может быть, совсем простую вещь, но, на мой взгляд, самую важную. В конечном счёте, люди, которые живут здесь или живут в России, они чувствуют, есть изменения к лучшему или нет. Их восприятие основано на самых разных фактах, из которых складывается их благополучие, их самочувствие. Так вот если от сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной люди, которые живут здесь, и на востоке Украины, и на западе Украины, и в центральной части, будут ощущать только позитивные изменения, если они будут чувствовать, что приход инвестиций, увеличение товарооборота, в конечном счёте, создаёт новые рабочие места, увеличивает их зарплату, создаёт возможности для нормальных выплат пенсий, социальных пособий, я уверен, что ни у кого никаких сомнений не возникнет, потому что это главный критерий, по которому обычные люди определяют правильность внешней и внутренней политики руководства страны.

Теперь в отношении того, что происходит на иранском треке. Действительно, из Ирана пришла интересная информация. Та работа, которая велась с участием Бразилии и Турции, завершилась подписанием соответствующей декларации. Сейчас мы эту декларацию самым внимательным образом изучаем. Я надеюсь ещё сегодня вечером пообщаться по телефону со своим коллегой, со своим другом Луисом Инасиу Лулой да Силвой, Президентом Бразилии. Надеюсь получить информацию из первых рук.

Сейчас могу сказать следующее. Во-первых, хорошо, что есть определённый результат: удалось обсудить самую сложную проблему ядерной программы Ирана.

Во-вторых, есть желание проводить обменные операции низкообогащённого урана на высокообогащенный уран в тех пропорциях, в которых это зафиксировано в соглашении.

Возникает вопрос о том, достаточен ли этот уровень обменных операций? Все ли участники международного сообщества будут этим удовлетворены? Не знаю. Видимо, потребуются отдельные консультации с участием всех, кто, что называется, в теме, кто в процессе.

Отдельный вопрос, который возникает, – будет ли Иран сам проводить дообогащение? Насколько я понимаю, судя по выступлениям отдельных официальных представителей этого государства, такого рода работа Ираном будет продолжена. В этом случае, естественно, те опасения, которые были у международного сообщества, могут остаться.

И, наконец, нужно посмотреть, что последует за соответствующей декларацией. Поэтому, думаю, в любом случае то, что было сделано нашими коллегами из Бразилии и Турции, следует приветствовать. Это политико-дипломатический способ решения иранской проблемы. Нужно провести безотлагательные консультации с участием всех заинтересованных сторон включая Иран и уже по итогам этого определиться, что нам делать дальше, достаточно ли тех решений, которые предложены, или же необходимо предпринять что-то иное. Поэтому я думаю, короткая пауза по этому вопросу будет не лишней. Я уверен, что мы консультации с нашими партнёрами – и Бразилией, и Турцией, а также другими коллегами, которые занимаются вопросами иранской ядерной программы, – продолжим в самое ближайшее время.

 

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

17 мая 2010 года

<!-- BEGIN #content --> <!-- BEGIN #b-entry -->

Президенты Российской Федерации и Украины отметили, что исторические перемены в мире создают благоприятные условия для создания на европейском континенте общего партнерства безопасности – не через использование вооруженных сил или угроз, а через дипломатию и диалог на основе взаимного доверия и уважения. В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, спустя тридцать пять лет после подписания Хельсинкского заключительного акта и двадцать лет после принятия Парижской хартии для новой Европы, необходимо покончить с наследием старой эпохи «холодной воины».

Российская Федерация и Украина поддерживают строительство гармоничного миропорядка, опирающегося на центральную координирующую роль сильной ООН и основывающегося на взаимозависимости и сотрудничестве с целью решения общих проблем, неотъемлемой частью которого должно стать единое пространство безопасности и стабильности от Ванкувера до Владивостока с глобальным подходом и разделяемыми всеми задачами.

Российская Федерация и Украина, реализуя всю полноту своих прав по Уставу ООН и Хельсинкскому заключительному акту, будут на индивидуальной и коллективной основе, в том числе в рамках процесса Корфу и других механизмов ОБСЕ, а также в контексте отношений России и Украины с НАТО и ЕС, активно способствовать созданию общего пространства юридически обязательных гарантий равной и неделимой безопасности для всех без исключения государств евроатлантического пространства, включая надежные гарантии безопасности для стран, добровольно отказавшихся от ядерных арсеналов, и внеблоковых государств.

Стороны согласились, что такой подход может стать основой для дальнейшего развития конструктивного диалога по широкому спектру вопросов безопасности: контроль над вооружениями и меры доверия, налаживание взаимодействия между всеми организациями, действующими в области безопасности, выработка общих критериев урегулирования конфликтов исключительно мирными средствами на основе международного права, а также противодействие глобальным угрозам безопасности.

В этих целях стороны будут способствовать предметному рассмотрению инициативы Президента Российской Федерации о заключении Договора о европейской безопасности и инициативы Президента Украины по формированию в Европе новой системы коллективного противодействия глобальным угрозам и вызовам безопасности в XXI веке. Стороны подчеркнули совпадение принципиальной направленности этих инициатив.

Президенты Российской Федераций и Украины отметили важность предложения Республики Казахстан о созыве саммита ОБСЕ в 2010 году.

Россия поддерживает стремление Украины занять пост председателя ОБСЕ в 2013 году.

Россия и Украина, подтверждая свою решимость устранить существующие в Европе разделительные линии, выступают за снятие визовых барьеров и создание общего пространства для человеческих контактов на европейском континенте.

 

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ ПО ПРИДНЕСТРОВСКОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ

17 мая 2010 года

<!-- BEGIN #content --> <!-- BEGIN #b-entry -->

Российская Федерация и Украина, выступающие в качестве посредников и стран-гарантов справедливого и всеобъемлющего урегулирования приднестровской проблемы, подтверждают свою приверженность ранее достигнутым в переговорном процессе договоренностям. Они считают неотъемлемыми составляющими урегулирования укрепление доверия между Республикой Молдова и Приднестровьем, обеспечение стабильного социально-экономического развития в регионе, дальнейшее становление институтов гражданского общества, соблюдение прав и свобод человека в соответствии с нормами и принципами международного права.

При этом они исходят из необходимости решения приднестровской проблемы исключительно мирными политическими средствами путем равноправного диалога с целью определения особого надежно гарантированного статуса Приднестровья на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова, конституционного нейтралитета и формирования единого правового, экономического и оборонного пространства.

Страны-гаранты продолжат согласованные усилия по восстановлению взаимопонимания между Республикой Молдова и Приднестровьем и призывают их воздерживаться от односторонних действий, способных осложнить ситуацию в регионе и перспективы урегулирования. В этом контексте максимальное содействие будет оказываться деятельности созданных Кишиневом и Тирасполем экспертных групп по мерам доверия на Днестре в торгово-экономической, транспортной, гуманитарной и других сферах.

Российская Федерация и Украина подчеркивают важную стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в регионе и выступают за конструктивное взаимодействие всех входящих в нее компонентов. Страны-гаранты отмечают, что в Московском заявлении от 18 марта 2009г. стороны высказались за трансформацию нынешней операции в мирогарантийную под эгидой ОБСЕ в контексте приднестровского урегулирования, и подтверждают принципиальную готовность принять в этом активное участие.

Российская Федерация и Украина намерены в контакте с международными партнерами содействовать созданию надлежащих условий для возобновления работы «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию» с участием политических представителей Республики Молдова и Приднестровья, посредников от Российской Федерации, Украины и ОБСЕ, а также наблюдателей от Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки.

Страны-гаранты убеждены, что тесное сотрудничество и координация усилий всех участников переговорного процесса в формате «5+2» способно ускорить достижение всеобъемлющего и устойчивого политического урегулирования на Днестре.

 

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ

 

17 мая 2010 года

<!-- BEGIN #content --> <!-- BEGIN #b-entry -->

Российская Федерация и Украина, в дальнейшем именуемые сторонами,

исходя из общего стремления своих народов к расширению и укреплению сотрудничества на основе Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной,

выражая удовлетворение поступательным развитием отношений добрососедства, дружбы, взаимного доверия и партнерства,

руководствуясь Уставом ООН и придерживаясь принципов, зафиксированных в Хельсинкском заключительном акте, в частности, уважения суверенитета и территориальной целостности, равенства, невмешательства во внутренние дела,

рассматривая поддержание мира, стабильности и развитие сотрудничества в Черноморском регионе как важную составляющую часть коллективных усилий по созданию общего пространства равной и неделимой безопасности для всех без исключения государств Евроатлантики,

сознавая свою особую ответственность, наряду с другими прибрежными государствами, за поддержание мира и безопасности в Черноморском регионе и исходя из необходимости объединения усилий в борьбе с новыми вызовами и угрозами, включая угрозы терроризма, распространения оружия массового уничтожения, средств его доставки и относящихся к ним материалов, незаконного оборота наркотиков, транснациональной организованной преступности, нелегальной миграции,

учитывая важное значение в укреплении безопасности на Черном море развития сотрудничества прибрежных государств в рамках существующих и возможных новых инициатив военно-политического характера, включая Документ о мерах укрепления доверия и безопасности в военно-морской области на Черном море, Соглашение о создании Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор», сотрудничество в рамках операции «Черноморская гармония»,

подчеркивая, что дальнейшее расширение и укрепление двустороннего сотрудничества между сторонами в духе добрососедства и дружбы отвечает коренным интересам их народов и является важным позитивным фактором стабильности, безопасности, развития и процветания в Черноморском регионе,

учитывая важную роль масштабного экономического сотрудничества в деле упрочения региональной безопасности на Черном море,

заявляют о следующем:

1. Стороны, исходя из реалий данного региона, договорились активно развивать двусторонний диалог и консультации по вопросам безопасности в Черноморском регионе и приветствуют участие в этом процессе всех заинтересованных государств региона.

2. Стороны выразили готовность к продолжению углубленных консультаций по основным международным проблемам, затрагивающим ситуацию в области безопасности в Черноморском регионе, а также к проведению по мере необходимости консультаций в рамках ООН, в других международных и региональных организациях и форумах.

3. Стороны выступают в пользу расширения взаимовыгодного сотрудничества между Черноморским флотом Российской Федерации и Военно-Морскими Силами Вооруженных Сил Украины.

4. Стороны придают важное значение взаимодействию своих военно-морских сил, наряду со взаимодействием военно-морских сил других черноморских государств, в рамках Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор», операции «Черноморская гармония», а также многосторонних инициатив по борьбе с терроризмом и пиратством в Средиземном море и других акваториях мирового океана.

5. Стороны выражают приверженность полному выполнению согласованных мер укрепления доверия на Черном море, рассматривая их в качестве важного элемента безопасности в регионе.

6. Стороны продолжат активное сотрудничество в целях противодействия угрозам со стороны международного терроризма и транснациональной организованной преступности, в частности таким, как незаконный оборот наркотиков и оружия.

7. Стороны будут продвигать взаимодействие в интересах борьбы с незаконным промыслом и контрабандой морепродуктов, считая полезными рабочие контакты по этим вопросам между соответствующими заинтересованными ведомствами и службами.

8. Стороны будут развивать сотрудничество между ведомствами, обеспечивающими поддержание безопасности на море, а также совершенствовать обмен информацией по вопросам обеспечения безопасности мореплавания в Черноморском регионе.

9. Стороны будут совместно работать над укреплением экологической безопасности Черного моря.

10. Стороны будут продолжать содействовать повышению эффективности многосторонней деятельности Организации черноморского экономического сотрудничества и на этой основе укреплению благоприятного политического и делового климата, доверия и стабильности в Черноморском регионе.

 

Начало заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии

Заседание Российско-Украинской межгосударственной комиссии.

 

В.ЯНУКОВИЧ: Приветствую всех наших коллег – участников заседания в Киеве – столице Украины. Можно уже сейчас сказать, что наши встречи стали регулярными, и, конечно, они прежде всего нацелены на результат. Не только я, думаю, что большинство украинского народа приветствует это.

Уверен, из той информации, которая у нас идёт из России, та же ситуация у наших друзей в России. И, конечно, мы уверены в том, что нам вместе удастся обеспечить не только условия для нового качественного роста экономики, но сегодня мы ещё говорим о том, что последствия экономического кризиса мы ощущаем, и мы не должны о них забывать и должны искать взаимодействие с двух сторон, как преодолеть эти последствия.

На этом пути, конечно, у нас будет очень много вопросов и старых, которые, как мы говорим, застарелые вопросы, их нужно будет решать. Или, как говорят, в числе новых очень часто встречаются хорошо забытые старые вопросы, но новых вопросов также очень много, с двух сторон инициируют наши правительства, бизнес. И, конечно, создание условий сейчас, создание стимулов, в том числе на законодательном уровне, соответствует и настроениям, и национальным интересам наших стран.

Укрепляя наше сотрудничество, конечно, в том числе и на этой встрече, мы наметили целый ряд вопросов, по которым нам хотелось бы подписать некоторые наши соглашения. Мы это сегодня сделаем. Но я хочу сказать – всё, что бы мы ни делали, прежде всего направлено на усиление наших национальных экономик и, конечно, благосостояние людей. Мы видим всё-таки, Дмитрий Анатольевич, что вы немножко нас опередили, как говорят, на вираже, на повороте, потому что Украина немножко провалилась в экономике больше, чем Россия.

И вам удалось за этот период времени значительно поднять стандарты жизни людей, особенно пенсионеров. Мы отстаём и сейчас должны принимать нестандартные решения. Прежде всего это модернизация нашей экономики, внедрение новых технологий, углубление переработки нашего сырья. И на всех технологических циклах, конечно, нужны очень серьёзные средства, иначе ускоренной модернизации не получится и, естественно, ускорения экономики.

Поэтому мы в этот сложный, тяжелейший период времени начинаем реформы. Уже в июне мы будем объявлять план реформ. Мы пойдём по этому пути. И, конечно, считаем, что нашим стратегическим партнёром в этом вопросе является Российская Федерация.

Всё, что мы сегодня делаем, мы предполагаем, будет иметь далеко идущие последствия. Мы сегодня думаем о будущих поколениях, чтобы наши последователи, которые будут уже идти за нами, получили новое качество.

Мы хорошо понимаем, что завершения реформ не бывает, есть только продолжение. Но насколько будет задан сейчас темп, насколько будут скоординированы наши действия, от этого будет очень многое зависеть.

Мы сегодня с Вами обсудили очень много вопросов, в том числе и экономико-гуманитарное сотрудничество. Конечно, мы бы хотели всё, что касается гуманитарного сотрудничества, совместно рассмотреть.

В Украине, как я Вас уже информировал, создан гуманитарный совет при Президенте, он охватывает многие сферы гуманитарного развития страны. Эти направления мы считаем приоритетными и, конечно, долгосрочными.

Третье заседание Украинско-Российской межгосударственной комиссии направлено на возобновление её деятельности после слишком долгого и ничем не оправданного перерыва.

Хотел бы поблагодарить секретарей комиссии, правительства наших стран за оперативность подготовки сегодняшнего заседания, за работу, проведённую в рамках заседания её структурных органов.

Украинско-Российская межгосударственная комиссия призвана стать и постепенно становится действенным инструментом двустороннего сотрудничества. В рамках нашей комиссии и её структурных органов на протяжении последних двух месяцев мы успешно рассматривали вопросы экономического, внешнеполитического, гуманитарного, военно-технического взаимодействия, международного, регионального сотрудничества, правового оформления границы, пребывания Черноморского флота России на территории Украины и другие вопросы.

Сегодня мы вышли на подписание ряда важных соглашений, самое главное среди которых – соглашение о демаркации украинско-российской государственной границы. И я поздравляю всех нас с этим знаменательным событием. Рассчитываю, что в ближайшее время мы выйдем на принятие конкретных решений и по вопросу делимитации смежных морских пространств Украины и России. Министерством иностранных дел также уже ведётся работа в этом направлении.

Приятно отметить также готовность к подписанию других двусторонних документов, не менее важных: Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области использования и развития российской глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), Соглашение с Министерством образования и науки России о первоочередных мерах по развитию научно-образовательного сотрудничества на 2010–2012 годы, Программы сотрудничества между министерствами культуры Украины и России на 2010–2014 годы, Соглашение о межбанковском сотрудничестве между украинским Экспортно-импортным банком и российским Внешторгбанком.

Вместе с тем считаю важным обсудить возможность подготовки долгосрочной программы социально-экономического и гуманитарного сотрудничества сроком на 10 лет. Мы такую программу уже начали фактически формировать, она у нас в стадии разработки. Для нас это решение было бы очень важным, понимая, что Россия сегодня уже её имеет. Эта программа могла бы определить конкретные направления, формы реализации, положения, зафиксированные в большом Договоре 1997 года.

У нас есть положительный опыт реализации такой программы в первое десятилетие действия большого Договора 1998–2008 годов. Работа над такой программой позволит нам усовершенствовать и сам базовый договор.

Отдельно хотел бы остановиться на вопросах международной безопасности. В этом году Украина будет торжественно отмечать 20-летие Декларации о государственном суверенитете, в которой впервые была провозглашена наша цель – стать внеблоковым государством.

Сегодня Украина наконец имеет все возможности для того, чтобы в конкретной внешнеполитической плоскости реализовать эту цель. И здесь для нас крайне важно взаимодействие с Россией на международной арене, в Европе и в региональном измерении. Мы призваны вместе сделать всё, чтобы окончательно ликвидировать опасные разделительные линии, возникшие в нашем регионе за последнее десятилетие. Мы должны вместе сделать европейский континент зоной мира и процветания для всех стран, малых и больших, входящих и не входящих в военные союзы.

Я с Вами абсолютно согласен, Дмитрий Анатольевич, когда Вы говорите (и мы полностью разделяем эту позицию), что безопасность должна быть не для избранных, а для всех. Именно поэтому сегодня нами будут подписаны совместные заявления по вопросам европейской безопасности, безопасности в Черноморском регионе и по приднестровскому урегулированию.

Важно отметить, что новый опыт взаимодействия в вопросах безопасности может стать примером и для других стран. Уверен, что новые подходы к обеспечению коллективной безопасности должны строиться на сочетании интересов стран – участников оборонительных блоков, внеблоковых стран и стран с нейтральным статусом.

В завершение хотел бы ещё раз подчеркнуть: хотя сделано немало, впереди нас ждёт, конечно, ещё очень большая работа. Поэтому, кроме всего прочего, сегодняшнее заседание должно выработать чёткий план наших совместных действий на перспективу.

Благодарю за внимание.

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемый Виктор Фёдорович! Уважаемые украинские коллеги! Уважаемые участники заседания!

У нас сегодня третье заседание Российско-Украинской межгоскомиссии, и оно проходит в качественно иной ситуации. Оно проходит на фоне активного восстановления отношений между нашими странами, о чём только что сказал Виктор Фёдорович, о чём мы говорили во время беседы тет-а-тет, и я надеюсь, что фактически открывает и новую страницу в развитии наших отношений.

Я уже говорил о том, что за последнее время нам удалось кое-что сделать для восстановления полнокровных связей между нашими народами и между нашими странами. Свидетельство тому и товарооборот, который резко вырос, и резко выросшее количество контактов не только между президентами двух стран, но и между главами правительств, между руководителями отдельных министерств. Надеюсь, что всё это в конечном счёте даст, как принято говорить, синергетический эффект, поможет нам в развитии наших экономик и в преодолении тех сложностей, с которыми они столкнулись в 2008 году при начале мирового финансового кризиса.

Я разделяю те оценки, которые высказал Виктор Фёдорович о начале сегодняшних переговоров и о том, что было сделано за последнее время. Мне бы хотелось, чтобы мы не останавливались на достигнутом, тем более что комиссия сегодня проходит в Киеве. Я ещё раз хотел бы сказать, что очень рад тому, что это происходит именно в Киеве, в столице Украины.

Это всё-таки очень важная структура, но это инструмент. Инструмент причём наивысшего уровня, во главе с президентами, дееспособный инструмент. Надеюсь, сильный инструмент, но мы должны правильным образом применить этот инструмент. А это уже зависит от политической воли сторон и от того, насколько успешно, насколько эффективно, насколько наступательно мы будем работать.

Думаю, что мы правильно поступили с Виктором Фёдоровичем, когда договорились в ходе первого визита Виктора Фёдоровича в качестве Президента Украины, чтобы очередное заседание межгоскомиссии не откладывать в долгий ящик. Рассматривались разные варианты, но мы договорились, что в мае месяце будет официальный визит Президента России и в этот же период будет проведена межгоскомиссия.

Поэтому нам нужно оценить всё, что есть сегодня. Действительно, наши коллеги работали. Хотел бы поблагодарить и секретарей государственной комиссии, и всех министров, которые здесь присутствуют, они переворошили много материала. Как правильно сказал Виктор Фёдорович, многие проблемы нельзя назвать новыми. Это хорошо забытое старое, и, к сожалению, нам потребуются ещё усилия для того, чтобы продвинуть решение этих проблем на соответствующий уровень.

Есть приоритеты работы комиссии. Как мне представляется, высшим приоритетом работы госкомиссии должно быть всемерное развитие отношений между нашими государствами.

С другой стороны, приоритеты должны быть подвёрстаны под наши текущие экономические задачи. Задач этих две и для России, и для Украины – это преодоление последствий глобального финансового кризиса и модернизация наших экономик. И в том, и в другом мы не только находимся в режиме прямой кооперации, но мы должны сделать всё, чтобы мы просто помогли друг другу.

Виктор Фёдорович сказал, что Россия где-то обошла Украину на вираже. Так можно, наверное, выражаться, но я думаю, что скорее можно использовать другое сравнение. Просто в какой-то ситуации мы активно давили на газ, а Украина перешла на пониженную передачу и ещё активно смотрела по сторонам, что происходит в других местах.

В результате темпы были несколько медленнее. Тем сложнее и ответственнее задача, которая стоит и перед Президентом Украины, и перед новым правительством. Я уверен, что мы сможем построить стратегическое, долгосрочное сотрудничество на взаимовыгодной, прагматичной основе.

Мы должны заняться всеми сферами, уже работа идёт. Это и транспортная кооперация, авиапром, космос, военно-техническое сотрудничество, сотрудничество в сфере высоких технологий, так называемые новые экономики, о чём я уже говорил.

Самое главное – снять административные барьеры, которые реально мешают и бизнесу, и прямым контактам предпринимателей. Мы будем этим заниматься не только сегодня, но и завтра в ходе встречи, которая произойдёт с бизнес-сообществом наших стран.

Считаю, что действительно можно было бы подумать о совместной работе над программой социально-экономического сотрудничества на долгосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, как минимум на период, допустим, до 2020 года. Это правильно, тем более что планы всегда лучше готовить с определённой перспективой.

У нас есть целый набор конкретных договорённостей, с которыми мы подошли к межгоскомиссии. Эти договорённости будут зафиксированы президентами. Это три политические декларации, очень важные, кстати сказать, и вполне конкретные экономические соглашения, которые подписываются сегодня. Но хотел бы прямо сказать, это только начало. Никто не ждёт, наверное, что мы сразу же решим все задачи, хотя этого нам бы хотелось. Главное – не снижать давление, не переходить на пониженную передачу, а двигаться быстро и эффективно вперёд.

Действительно, есть темы, связанные с границей. Это важное, историческое соглашение. Надо продолжить работу над соглашением о делимитации.

Нам нужно поговорить и о транспорте, включая транспортный переход через Керченский пролив.

Вижу большие перспективы и в традиционной для нас сфере, о которой ещё сегодня не говорили, но очень важной для наших стран. Это аграрное производство, сельское хозяйство. В этом плане неплохо всё развивалось в наших странах. В прошлом году, даже в кризисный год, российское сельское хозяйство выросло на 3,5 процента в тот момент, когда другие сферы, многие, к сожалению, ушли в минус. Поэтому и у Украины есть свои достижения. Думаю, что можно было бы подумать о такой кооперации в этой сфере, настоящей, полноценной.

В проработке масса других интересных идей и целый ряд соглашений. Мы должны придать им динамику. Имею в виду и соглашения, касающиеся энергетического сотрудничества. Часть из них почти уже согласована. Соглашения, касающиеся транспорта, связи, гуманитарного сотрудничества, – всем этим будем заниматься.

Буквально два слова по международной проблематике. Мы считаем очень важным развитие сотрудничества в рамках СНГ. Не так давно прошёл неформальный саммит в Москве, где мы с Виктором Фёдоровичем встречались, обсуждали текущие вопросы. Конечно, не буду скрывать, наши подходы в отношении строительства единой Европы очень близки сегодня.

Мы заинтересованы в том, чтобы на нашем континенте всем гражданам разных стран были обеспечены современные, достойные, безопасные условия жизни. При этом есть целый ряд инициатив, действительно, есть российская инициатива Договора о европейской безопасности. Мы исходим из того, что невозможно строить свою безопасность в отрыве от безопасности других – безопасность неделима.

Это должен быть краеугольный базовый принцип нашего сотрудничества и сотрудничества с другими странами. Мы будем работать, конечно, и в рамках координации наших усилий в Организации Объединённых Наций, в ОБСЕ, в Совете Европы, в других международных структурах, будем работать на своих треках, обсуждая эти вопросы с Евросоюзом, делясь собственным опытом, развивая интеграционные процессы, тем более что объединённой Европе сегодня непросто.

Мы видим, с какими трудностями столкнулся Евросоюз, и мы готовы к тому, чтобы в кооперативном ключе обсуждать все проблемы с нашими коллегами из Евросоюза, потому что мы понимаем, что в нынешних условиях все барьеры, которые существуют между странами, все стенки, которые существуют, по сути, сделаны из стекла.

Мы как минимум видим, что происходит друг у друга, но, к сожалению, они в любой момент могут просто рассыпаться, и мы можем получить довольно значительное количество проблем, связанных с функционированием нашей финансовой системы, валютной системы.

Общаясь с Виктором Фёдоровичем, я сказал, что Россия как государство – участник «большой восьмерки» и «большой двадцатки» мировых экономик готова по-партнёрски продвигать и самые разные вопросы, касающиеся Украины, включая, но не ограничиваясь вопросами поддержки украинской позиции в МВФ, Всемирном банке.

Более того, считаю, что исключительно важно координировать наши позиции двусторонние и многосторонние в формате СНГ, некоторых других интеграционных объединений по вопросу будущего международного финансово-экономического устройства. Так что здесь мы в Вашем распоряжении, что называется, с учётом того, что Россия – единственное государство на постсоветском пространстве, которое представлено в этих двух авторитетных форумах и, соответственно, которое принимает решения, касающиеся самых разных вопросов развития международной финансовой и валютной систем.

Мы совершили целый ряд прорывных шагов, очень важных шагов, включая вопросы базирования Черноморского флота России на территории Украины. Уверен, что Харьковское соглашение, которое было подписано и ратифицировано, создаёт стабильную, долгосрочную, взаимовыгодную основу на годы вперёд.

Это было мудрое решение, своевременное решение, и при этом я уверен, что в конечном счёте это создаст и лучшие условия для обеспечения безопасности в Европе, и будет влиять на социально-экономическое развитие Севастополя и населённых пунктов в местах базирования с учётом того, о чём мы договаривались. Это партнёрское решение.

Мне хотелось бы ещё раз сказать спасибо Виктору Фёдоровичу за то, что первое заседание межгоскомиссии в обновлённом составе проходит в быстром режиме, проходит в Киеве. Уверен, что мы добьёмся хороших результатов.

В.ЯНУКОВИЧ: Спасибо Вам, уважаемый Дмитрий Анатольевич.

 

Начало встречи с Президентом Украины Виктором Януковичем

С Президентом Украины Виктором Януковичем.

 

В.ЯНУКОВИЧ: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Я рад Вас приветствовать, видеть в Киеве. Я знаю, что Вы давно не были в Киеве. Неоднократно мы говорили о том, что приятные воспоминания Вас связывают с Киевом в жизни, и молодые годы, и зрелые. И сейчас – седьмая наша с Вами встреча, вроде бы хорошая цифра, очень важно, чтобы она была такой точкой отсчёта, когда Вы будете бывать в Киеве часто. Это очень важно.

Что касается нашей сегодняшней встречи, конечно, мы смогли за этот короткий период времени найти взаимоприемлемые решения, которые соответствуют не просто национальным интересам наших стран, они соответствуют настроениям украинского и русского народов. Люди давно ждали, когда наши страны снимут, я бы сказал, непонятную, сложную тональность в своих отношениях. Это очень важно.

Я думаю, что сегодня будет продолжение нашего с Вами конструктивного, плодотворного, дружеского диалога, который позволит нам делать, я бы сказал, шаги, которые соответствуют нынешнему этапу развития наших стран. Думаю, что мы в обязательном порядке должны рассмотреть прежде всего вопросы борьбы с кризисом, которые всё ещё есть в наших странах, и в Украине, и в России, всё, что связано с различными направлениями жизнедеятельности наших стран, в отраслях промышленности, и, конечно, торгово-экономические отношения. Уже сегодня наши товаропроизводители почувствовали, что фактически сняты барьеры, и товарооборот начал расти.

Я в эти дни набрал очень много материала (немного было времени, как говорят, поковыряться и в истории, посмотреть, особенно последние пять лет) и, к своему удивлению, увидел, что за эти четыре месяца товарооборот уже увеличился в полтора раза – около 7 миллиардов долларов. А это говорит о чём? Это говорит о том, что мы двигаемся к цифре уже за 35 миллиардов. Если говорить по году, то эта цифра за 35 миллиардов, ближе к 40. Это очень хорошо.

То, что в последнее время приняты решения и сняты ограничения по многим позициям со стороны как Украины, так и России, даст очередной толчок. И я надеюсь, что мы очень хорошие сигналы дадим завтра бизнесу, который прямо говорит: если нам не будут мешать, мы будем делать то, что выгодно для экономик и Украины, и России.

Конечно, я слушал Ваше интервью, Вы сказали, что без поддержки государства бюрократы никогда не пропустят мимо, не упустят возможности, как говорят, помешать. Но я думаю, что у нас достаточно сил, чтобы убрать эти барьеры на пути демократии. И если всерьёз сказать, я думаю, что мы будем создавать условия с двух сторон.

Поэтому я рад Вас приветствовать, несмотря на то что дождь немножко испортил погоду, хотя народ говорит (в интернете уже есть оценки начала Вашего визита), что такой дождь к деньгам.

Посмотрим.

Д.МЕДВЕДЕВ: Дорогой Виктор Фёдорович!

Я на самом деле неоднократно говорил Вам и представителям средств массовой информации, что я действительно давно не был в Киеве и соскучился. Киев – столица самого близкого нам государства, очень красивый город. Город, в котором проходит политическая, экономическая жизнь Украины. И, конечно, начало новых отношений, восстановление наших добросердечных отношений в полном объёме абсолютно логично начинать с официального визита в столицу Украины.

Насчёт погоды Вы одну версию выдали, я бы мог и другую предложить. Знаете, очень хорошо, когда всё начинается с чистого листа, имея в виду какие-то сложные страницы в наших отношениях, которые были последние годы. Я надеюсь, что дождь, который прошёл, смыл всё то негативное, что было сделано в предыдущий период, и оставил нам добрую, чистую основу для развития полноценных, добросердечных, дружеских отношений между нашими странами.

Действительно, за последнее время мы с Вами уже встречались шесть раз, это седьмая встреча. Такая максимальная интенсивность контактов означает только одно: до этого встреч было мало и есть чем заниматься, разгребать эти самые завалы и создавать современные прагматичные и в то же время очень дружеские отношения между нашими странами. Я на это тоже искренне надеюсь, и с этим связана столь интенсивная программа моего пребывания, потому что мы с Вами проводим переговоры и в узком составе тет-а-тет, сейчас пообщаемся и в расширенном составе, проведём заседание Межгосударственной комиссии, которая давно не собиралась, посетим и целый ряд интересных мест в Киеве. Но, естественно, ещё и неформально пообщаемся, потому что от личных отношений между главами государств действительно многое зависит, а между нашими странами должны быть очень близкие, очень тесные отношения.

Поэтому возможность ещё раз встретиться и просто поговорить в такой открытой манере, неформально, это всегда очень полезно. Именно тогда (кстати, мы с вами давно общаемся, в разных ситуациях общались, в разных должностях), именно во время таких разговоров зачастую возникают очень хорошие идеи, которые впоследствии превращаются в государственные договорённости и приносят пользу нашим странам и нашим народам. Действительно, кое-что удалось сделать даже за этот короткий период.

Я, давая интервью вашим ведущим телевизионным каналам, сказал, что действительно за последнее время очень серьёзно вырос товарооборот. И я это отношу не только к тому, что наши экономики стали восстанавливаться после кризиса. Вы назвали цифру 7 миллиардов долларов, это практически в два раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года. У нас и с другими странами вырос товарооборот, но двукратного роста нет ни с кем.

Это означает, что есть реальное оживление торговли, есть реальное оживление деловых связей. И, конечно, это в немалой степени связано с тем, что сейчас украинское государство имеет другую администрацию и нам проще разговаривать, проще решать целый ряд самых, может быть, сложных задач.

Мы с Вами завтра продолжим общение с бизнесом. Бизнес очень внимательно относится к сигналам, которые идут сверху, очень внимательно относится к тем заявлениям, которые делают лидеры стран. Поэтому от того, насколько мы будем завтра с Вами убедительны, зависит и деловой климат между нашими государствами. А чего мы с Вами хотим? Мы с Вами неоднократно это обсуждали. Мы хотим действительно полноценных, масштабных, больших стратегических отношений между двумя нашими странами. И если завтра мы так же верно расставим эти акценты, а я практически в этом не сомневаюсь, то и наш деловой мир, наш бизнес-форум получит соответствующие сигналы, соответствующие индикаторы от глав государств. Я тоже считаю это очень важным.

Я также считаю важным, чтобы мы как главы двух близких стран общались с нашим гражданским обществом. Потому что от умонастроений внутри гражданского общества зависит и микроклимат, который существует между нашими странами. В этом контексте я считаю, что важно общаться и с интеллектуальной элитой, с политической элитой, с элитой культуры, а также со студенчеством. Это тоже нужно будет делать с учётом наших с Вами замыслов по полноценному восстановлению отношений между Россией и Украиной.

Поэтому я сердечно Вас благодарю за приглашение посетить Украину с официальным визитом. Действительно, этот визит долгожданный и для нас, и для наших украинских партнёров, надеюсь, и я рассчитываю на конструктивные и дружеские переговоры.


Вернуться назад