Затем шли ошеломляющие цифры. «В ближайшие пять лет Китай импортирует товаров на US$8 триллионов, привлечёт US$600 миллиардов иностранных инвестиций, сделает US$750 миллиардов иностранных инвестиций, а китайские туристы совершат 700 миллионов заграничных визитов».
Для большей части «сообщества общего будущего» не много потребуется времени, чтобы утонуть в последствиях.
Затем появилась угроза американо-китайской торговой войны. Возможное окончание политики «одного Китая». Угроза блокады в Южно-Китайском море.
А затем появилось письмо. Письмо Трампа, адресованное Си, с добрыми пожеланиями «китайскому народу». Слишком мало, слишком поздно — более чем через неделю после начала Года Петуха. Но всё же, с большим тактом Министерство Иностранных Дел в Пекине подчеркнуло, что связь всегда была, «её поддерживал китайский дипломат высшего ранга, государственный советник Янг Цзечи, по статусу он выше министра иностранных дел».
Затем, наконец, последовал телефонный звонок. Впервые они поговорили. Трамп рассказал Си о своих намерениях уважать политику «одного Китая». Игра продолжается.
Что дальше?
Уходят «границы», приходят «коридоры»
Можно обсуждать, писал ли кто из кто из помощников Трампа по Китаю — на самом деле их фактически не существует — памятную записку о масштабе того, что Пекин пытается сделать в бизнесе. Это не займёт много времени, ведь Трамп в итоге разбудит кого-нибудь в 3 часа ночи телефонным звонков с вопросом «Как получилось, что мы не участвуем?».
То, что встроено в «Новые Шёлковые Пути», они же «Один Пояс, Одна Дорога» (ОПОД), так это новая транспортная концепция, территориальность распространяется от национальных границ к поясам и дорогам — по сути, линиям поставок. Это выходит за рамки технических деталей: управление линиями поставок, внутренняя модальность, внутренняя технологичность, новый подход к логистике, можете сами продолжить. Это представляет собой основание новой транснациональной геоэкономической модели, и — если она окажется успешной в долгосрочном плане — новой геополитической модели.
Эта модель подразумевает, что Китай предлагает через эти коридоры — обновленную скоростную Транссибирскую магистраль, через Юго-Восточную Азию, через Пакистан — целые новые слои к идее многонационального сотрудничества: политического, экономического, финансового (как с ролью в Азиатском Банке Инфраструктурного развития и Фонде Шёлкового пути). Неудивительно, что группа китайских исследователей недавно опубликовала революционное эссе в Monthly Review под заголовком «Один Пояс, Одна Дорога: стратегия Китая для нового глобального финансового порядка».
Верхом на железном петухе: Си пытается перекроить глобальную геополитическую карту. Фото «Рейтер».
Добавьте к этому прогрессивную интерполяцию ОПОД с возглавляемым Россией ЕАЭС. ЕАЭС полностью институционализирован, заполнены бюрократические слои, а ОПОД пока ещё просторный эксперимент в процессе. Как подчёркивали Си и Владимир Путин, ОПОД и ЕАЭС полностью дополняют друг друга — и это придаёт дополнительное измерение российско-китайскому стратегическому партнёрству.
Продвижение Пекина в Центральную Азию по сути своей геоэкономическое, как поставщика инфраструктурных услуг, а Москва со своей стороны не впадает в паранойю по поводу того, что Пекин таит политические гегемонистские разработки. Свет в конце тоннеля (скоростной магистрали) — всегда интеграция Евразии, причём региональные державы Иран и в итоге Турция тоже в составе и готовы к долгому рейсу.
Пора диалектической вражды
Клаус Баадер, главный азиатско-тихоокеанский экономист «Сосьете Женераль» в Гонконге, недавно сказал в интервью «Блумберг»: «Сколько раз Трамп говорил, что объявит Китай валютным махинатором в первый же свой день на посту президента? Это была чистая риторика... Риторику невозможно воплотить».
Это не означает, что после телефонного разговора Трампа и Си вся риторика исчезнет. Ребята из внутренней аудитории/электоральной базы легко восприняли желание — иллюзию — что они заслуживают лучшего распределения богатств, поскольку они находятся в самом сердце «исключительной нации», и что это может произойти главным образом за счёт Китая, которой в огромном масштабе выиграл от глобализации. Именно это подчёркивала риторика Трампа.
Сердце Америки: как его немного смягчить? Фото «Рейтер».
Со своей стороны Китай пошёл намного более амбициозным путем — хотя и полным опасностей. Ему необходимо прекратить настолько зависеть от экспорта в Соединённые Штаты. И он должен продолжать инвестировать в свой внутренний рынок, перемещая избыток и возможности с восточного побережья в центральные провинции и на запад. Но больше всего Пекин сконцентрировался на том, чтобы проложить путь к новому геоэкономическому «китайскому миру» в будущем.
Обширные секторы глубинного государства США остаются привержены развороту к Китаю — то есть прямому его сдерживанию. Трамп, возможно, уже понял, что торговая война — предложение в любом случае проигрышное. В отсутствие азиатской экономической версии НАТО (торговое соглашение о Транс-Тихоокеанском Партнёрстве зашло в тупик), акцент придётся на «бдительность» союзников и слегка замаскированных вассалов, вроде Японии, Южной Кореи и Австралии (после «того» телефонного звонка премьер-министру Малкольму Торнбуллу, Канберра окажется в трудным орешком).
Вот в чём суть: разворот к Азии в той или иной форме сохранится. Отметим ряд «рекомендаций» президенту со стороны специальной комиссии по американо-китайской политике, организованных Азиатским Обществом и Калифорнийским университетом в Сан-Диего.
Среди банальностей о правах человека и необходимости « вновь подтвердить приверженность США» кроется всё тот же сбивающий с толку акцент на «свободе навигации» — что Китай воспринимает, как морскую гегемонию США, подразумевающую природное право — и вошедшую в поговорку необходимость «поддерживать активное морское и воздушное присутствие США», чтобы «решительно ответить на использование Китаем силы против США или их союзников в соответствии с соглашениями». (Отметим, что предварительное условие всегда — китайская агрессия).
Принятие желаемого за действительное — всегда разбивающееся о реальность — тоже норма, как и «необходимые изменения Транс-Тихоокеанского Партнёрства для достижения двухпартийной ратификации в Конгрессе».
Всё слишком предсказуемо. Курт Кэмпбелл, в данный момент отвечающий за политику Пентагона в области обороны, помимо прочего ещё и основной член специальной комиссии по изучению данного вопроса. Кэмпбелл был идеологом концепции «разворота к Азии», он и продал эту концепцию Хиллари Клинтон, а уж она потом продала её Обаме. Для Пентагона категорическим императивом остаётся прежнее: Китаю ни при каких обстоятельствах нельзя позволять соперничать с США за «доступ» или избегать геостратегического сдерживания в Южно- и Восточно-Китайском морях.
Добавьте это сковывающее послание, представленное бывшим директором ЦРУ Джеймсом Вулси, который до недавних пор был советником Трампа по национальной безопасности: «США считают себя хранителем баланса влияния в Азии и, вероятно, останутся решительно настроены защищать своих союзников от китайского превышения полномочий». Грубый перевод: или по-нашему, или катись (скорее, иди на дно океана).
Итак, знакомьтесь со всеобъемлющими установками трамповского разворота к Китаю. Диалектически враждебный подход, не так ли?
Мир, гармония и счастье плюс поток юаней
Инклюзивная глобализация, беспроигрышная глобальная торговля, Сделано в Китае 2025... Президент Си использует форум Пояс и Путь, чтобы объяснить, как инициатива расширяющейся торговли изменит Китай и мир
- Автор: Пепе Эскобар
Президент Си Цзиньпин в своей вступительной речи на открытии двухдневного форума по международному сотрудничеству «Пояс и Путь» в Пекине приложил все усилия, чтобы объяснить будущее Новых Шёлковых Путей.
Си сказал, что инициатива «Пояс и Путь» — раньше она называлась «Один Пояс, Один Путь» — многосторонний проект, призванный принести «мир, гармонию и счастье» по всей Евразии, «стратегически связав» столь разные страны, как Россия, Монголия, Турция и Вьетнам с помощью планов развития, которые уже действуют. И ещё он добавил, что они будут успешны, поскольку дополнительное финансирование уже на подходе.
Си сказал присутствующим, среди которых были президент России Владимир Путин, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Филиппин Родриго Дутерте и ряд других мировых лидеров и официальных лиц высшего ранга, что он предложил дополнительно выплатить 780 миллиардов женьминби (приблизительно US$113 миллиардов) из различных источников.
Среди них Фонд Шелкового Пути, Китайский Банк развития, Китайский Банк Экспорта и Импорта и также заморские капиталы, предоставленные китайскими банками. Азиатский банк инфраструктурного развития не числится — по крайней мере, пока — в числе предложенных.
Впереди ещё долгий путь к тому, чтобы исполнить гигантские инфраструктурные нужды Азии — они оцениваются по меньшей мере в $5 триллионов к 2022 году.
Экономическая логика явно указывает на возможность сообщения между Азией и Европой, усиливающуюся по мере увеличения торговли. Италия и Британия уже стали восторженными сторонниками Инициативы Пояса и Пути. То же касается и немецких промышленников.
Китайский маршрут через Пакистан к Аравийскому морю. (Франс-Пресс).
Важно, что перед саммитом Си общался по телефону с новым президентом Франции Эммануэлем Макроном, взявшим власть в свои руки в это воскресенье. Си не только предложил пересмотреть поддержку интеграции ЕС, он поощрял Макрона присоединиться к Новым Шёлковым Путям — что не очень хорошо понимают во французском бизнесе и СМИ — как части объединённой стратегии ЕС.
Нет сомнений, что эта массированная попытка строительства инфраструктуры — трубопроводов, портов, дорог, шоссе, железных дорог, оптико-волоконных кабелей — направленная на объединение Евразии в связанное торговое пространство представляет собой определённый геоэкономический/геополитический проект.
ОПОД/ИПП сформирует Второй Глобализационный Проект или, как сказал Си в Давосе, Инклюзивную глобализацию».
А это в действительности дает основания интерпретировать ОПОД/ИПП, как «деамериканизированную глобализацию».
И ОПОД/ИПП определённо будет работать в качестве существенного компонента стратегии Си 2025 «Сделано в Китае» и ставшей теперь основной вдохновляющей концепции «Китайской Мечты». Инициатива стала торгово-экономической внешнеполитической частью стремления Си придать Китаю статус «умеренно богатого» общества.
К чему стремился Си во время Пекинского саммита — обратиться к двум ключевым, но противоречивым пунктам. Как Китай предлагает финансировать ОПОД/ИПП. И как выстроить консенсус, чтобы это была беспроигрышная операция для всей Евразии.
Чёрный или белый кот
Деятельность Нового Шёлкового пути уже стала захватывающей. Возьмем, к примеру, железнодорожный экспресс Китай — Европа. Он охватывает 51 различную железнодорожную линию с товарными поездами, уже связавшие 27 китайских и 28 европейских городов. А ещё запланирована железнодорожная ветка между Китаем и Лаосом и скоростная железная дорога между китайской провинцией Юньнань и Таиландом. В Малайзии — порт-технопарк Куантан и производство алюминия и пальмового масла. В Турции три государственных китайских компании превращают третий по величине порт страны Кампорт в ключевой узел ОПОД/ИПП.
Среди всех этих мириадов проектов, вероятно, наиболее амбициозный — Китайско-Пакистанский Экономический Коридор (CPEC) стоимостью US$46 миллиардов. Это сложная сеть магистралей, железных дорог, нефте-газопроводов, портов, аэропортов и особых экономических зон, связывающих Синьцзян с портом Гвадар в Белуджистане, и это первый проект Нового Шёлкового пути, который получит прямые инвестиции Фонда Шёлкового Пути.
В ноябре 2016 года обновленная и расширенная магистраль Каракорум связала этот порт на Аравийском море с древним китайским шёлковым путём Кашгара.
Как подчеркнул Си, за пределами CPEC Китай геополитически приблизится к Пакистану в рамках ШОС.
Отсюда и индийская вспышка гнева — и следом отправка делегации низкого уровня на саммит в Пекине.
Это можно бы назвать контрпродуктивным, поскольку стратегии развития Китая и Индии не являются взаимно исключающими. Индия — второй по величине держатель акций Азиатского Банка Инфраструктурного Развития после Китая; и обе страны, Китай и Индия, равные партнёры в Новом Банке Развития — банке БРИКС — который непрямым образом связан с финансированием проектов ОПОД/ИПП.
И самое главное — Китай и Индия члены Экономического Коридора Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма, цель которого — ну что же ещё — экономическое развитие. Этот Экономический Коридор либо станет ветвью ОПОД/ИПП, либо будет развиваться как независимый с равным правом голоса всех членов.
Итак, усовершенствуем Ден Сяопина. «Не имеет значение, какого цвета — чёрного или белого — кот Нового Шёлкового Пути до тех пор, пока он ловит мышей». А ловля мышей в 21 веке означает Евразийскую интеграцию.