ОКО ПЛАНЕТЫ > Первая полоса > Шифр "Антарктида": какие секреты таит в себе российский ВПК. Подводная мощь: ВМФ ожидает масштабное пополнение сил. Конгрессмен США: мы не знаем, как ответить на новую военную доктрину России

Шифр "Антарктида": какие секреты таит в себе российский ВПК. Подводная мощь: ВМФ ожидает масштабное пополнение сил. Конгрессмен США: мы не знаем, как ответить на новую военную доктрину России


19-03-2017, 07:14. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ



Шифр "Антарктида": какие секреты таит в себе российский ВПК
Шифр
Вторую многоцелевую атомную подлодку проекта "Ясень" спустят на воду 30 марта. Это торжественное мероприятие посвящено Дню подводного флота, который отмечается в России 19 марта.

Какие подлодки послужили своеобразным прототипом для ракетоносцев четвертого поколения, довольны ли "Ясенем" моряки и как он успел доказать свои непревзойденные качества в море, в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" Владимир Дорофеев.

— Владимир Юрьевич, моряки довольны "Ясенем"?

— В целом результат опытной эксплуатации корабля, безусловно, положительный. Характеристики, когда-то заложенные в корабль, превратились в объективные показатели: количество реальных стрельб, торпедных пусков. И они говорят о том, что "Ясень" полностью состоялся как боевой корабль.

— "Ясень" по праву является одним из самых красивых подводных кораблей нашего флота. Его плавные, хищные изгибы корпуса изначально задумывались именно такими?

— В советское время были созданы очень красивые высокоавтоматизированные корабли 705-го проекта ("Лира") с жидкометаллическим теплоносителем, самая скоростная в мире титановая АПЛ, лодка-лаборатория 1710. От них было взято все лучшее, в том числе и во внешнем облике проекта 885. Но с другой стороны, в "Ясене" использованы принципиально новые схемы, архитектурно-конструктивные особенности, которые позволили сохранить фирменный стиль "Малахита" и в то же время реализовать новые схемы размещения оружия на подлодке.

Скоро будет спущен на воду первый модернизированный "Ясень", и когда он окажется на воде, мы сможем оценить и его внешний облик.

— Вы говорили, что он будет отличаться от первого "Ясеня".

— Вот это мы и увидим.

— Работа над "Ясенем" была начата в конце 1970-х годов. Получается, что закладке подлодки предшествовало как минимум 15 лет. А строился головной корабль еще около 20 лет. Не успел ли он устареть за это время?

— Технический облик самого первого "Ясеня", который был создан генеральным конструктором этого проекта Владимиром Пяловым, совершенно другой по сравнению с тем "Ясенем", который сегодня успешно несет боевую службу в составе Северного флота.

За достаточно долгий период строительства головного корабля, по сути, был изменен весь состав средств радиоэлектронного вооружения. Говорить о том, что этот корабль существует в неизменном виде много лет, не совсем верно. Фактически технический облик "Ясеня" был окончательно сформирован в тот момент, когда корабль уже находился на стапеле.

— Правки, которые постоянно вносят в строящиеся проекты, в итоге замедляют сроки сдачи корабля. У проекта "Ясень" есть такие проблемы?

— Безусловно, есть вопрос, связанный с изменением состава определенного оборудования, потому что корабль как живое существо — растет и дышит, претерпевает определенные изменения. У этих изменений разный источник. Например, отработка документации по результатам строительства заказов. Свои коррективы могут внести и разработчики комплектующего оборудования.

И Военно-морской флот тоже зачастую уточняет состав комплексов, потому что жизнь не стоит на месте. Но даже если мы проведем аналогию с Военно-морским флотом США, то увидим, что создание кораблей группировки "Вирджиния" разбито на подсерии, которые заметно отличаются друг от друга.

— Но не вступает ли это в противоречие с основным требованием нашего флота о максимальной унификации наших кораблей?

— Если мы говорим про "Ясень", то идеология создания этого корабля подразумевала как раз унификацию. Он приобрел новые качества для своего класса, его многофункциональность сегодня подтверждена и опытной, и боевой эксплуатацией. Это модульность в части применения ракетного оружия — как того, которое выполняет функцию стратегического неядерного сдерживания, так и противокорабельного. Поэтому концепция "Ясеня" в этом отношении абсолютно соответствует сегодняшнему состоянию дел и взглядам ВМФ.

К тому же по составу основного комплектующего оборудования серийные корабли абсолютно идентичны. Есть какие-то небольшие изменения, но они абсолютно не критичны.

— Проектант участвует в создании береговой инфраструктуры для "Ясеней"?

— Конечно. Именно в компетенцию генерального конструктора входит комплексный подход к созданию группировки кораблей. Это и вопросы базирования, и подготовка личного состава, береговые технические средства, последующие ремонты кораблей, их модернизация и, наконец, утилизация. Иными словами, осуществление полного жизненного цикла.

— На сегодня инфраструктура для "Ясеней" достаточна?

— На данный момент береговая инфраструктура благодаря серьезным усилиям Минобороны полностью готова и успешно приняла головной корабль.

— Жизнь "Ясеня" — это где-то 40 лет?

— Заложена определенная "модель жизни" корабля, которая подразумевает его эксплуатацию с заданной интенсивностью. Поэтому вопросы продления срока службы очень сложны. Необходимо учитывать фактическую интенсивность использования корабля и состояние всех его технических средств. Важен оперативный мониторинг и диагностика всех систем подлодки в реальном времени. К этим работам флот активно подключает и завод-строитель, и бюро-проектант.

— Для "Ясеня", наверное, требуются более подготовленные, чем ранее, экипажи?

— В Минобороны есть специальные учебные центры, которые и готовят подводников. Мы предоставляем для них соответствующие тренажеры. Конечно, все системы на подлодках четвертого поколения построены по совершенно иным принципам, чем аналоговые формы представления информации.

Но жизнь сама исподволь готовит людей к более сложным технологическим задачам — сегодня у каждого из нас есть мобильный телефон, компьютер. Мир гаджетов и цифровых технологий давно окружает нас. Хотя, конечно, при внедрении первых полностью цифровых систем на флоте был переходный период, но на сегодняшний день все эти вопросы решены.

— Возможно ли сегодня оснастить "Ясени" роботами-беспилотниками, телеуправляемыми подводными аппаратами? Необходимо ли это? Или такие новшества — дело будущего?

— Применение робототехнических средств на подлодке не является самоцелью. Любая субмарина создается для решения определенных задач — это борьба с другими подводными лодками, нанесение ударов по корабельным группам или береговым объектам. С этой точки зрения применение робототехнических средств на подлодках не является целью, к которой мы сегодня должны двигаться семимильными шагами. Главное — их вклад в решение задач, стоящих перед кораблем.

— Если допустить в теории, что такие роботы все-таки будут применяться на подлодке, это может демаскировать ее?

— Само существование подводной лодки противоречиво. С одной стороны, ее основное свойство — это скрытность, с другой стороны, подлодка как элемент единого информационного пространства Минобороны должна поддерживать определенную коммуникацию, что само по себе является демаскирующим фактором.

— В этом году Владимир Николаевич Пялов, к сожалению, ушел от нас. Какой была его роль в жизни конструкторского бюро "Малахит"?

— Он стал генеральным директором "Малахита" в конце 1998 года. Это был крайне тяжелый для бюро период, когда всем сотрудникам платили очень мало. Все, кто работал в "Малахите", вспоминают, что предприятие пережило смутное время только благодаря его неуемной жизненной энергии, характеру, целеустремленности. Наладилась выдача зарплаты, реанимировались программы создания многоцелевых АПЛ.

— Разработка АПЛ четвертого поколения, наверное, не в последнюю очередь послужила возрождению бюро в трудные 90-е?

— Локомотивом, безусловно, стали проектные работы и строительство головной атомной подводной лодки четвертого поколения проекта 885. Владимир Пялов прекрасно понимал, что это вопрос не только проектирования, строительства заказа, но и технического перевооружения промышленности. Именно в те годы была утверждена предложенная "Малахитом" программа проектно-ориентированной модернизации производственных мощностей под создание группировки подводных кораблей четвертого поколения.

— Владимир Николаевич работал не только над семейством "Ясеней". Среди известных ныне проектов указывается, например, шифр "Антарктида". Что это такое?

— В рамках этого проекта были созданы опытные образцы, исследующие возможность использования эффекта сверхпроводимости в конструкции многоцелевой атомной подводной лодки.

Особые требования выдвигались к разработчикам электрооборудования. Также велись работы над созданием энергетической установки, в которой были бы использованы элементы сверхпроводимости. Но на тот момент уровень развития технологий не позволил добиться приемлемых результатов. Это связано не столько с самим электродвигателем, сколько с системами, которые обеспечивают поддержание необходимых, очень низких температур.

Эффект сверхпроводимости дает, прежде всего, снижение массогабаритных характеристик оборудования и уменьшение энергопотребления, повышает коэффициент полезного действия любого устройства. Другое дело, что обратная сторона любого устройства, которое использует эффект сверхпроводимости, — это обеспечивающие системы для поддержания сверхнизких температур.

— Эту идею в том виде, в котором она задумывалась, сейчас не реанимируют?

— Если будет разработана устойчивая технология, которая позволит применять эффект сверхпроводимости в промышленных масштабах, то, безусловно, с большой долей вероятности эти технологии найдут свое воплощение и на надводных кораблях, и в подводных лодках.

У Владимира Николаевича был реализован еще один проект, который является уникальным. Это дизель-электрическая опытовая подлодка проекта 1710.

В этом проекте реализованы все те мечты, которые хотелось бы воплотить проектанту при создании подводного корабля. В первую очередь, это идеальная гидродинамика. Это единственная подводная лодка, созданная в Советском Союзе, которая является идеальной с точки зрения минимального сопротивления трению воды, максимальной скорости хода при определенной затрачиваемой мощности. Она имеет идеальную форму наружных обводов, у нее нет ни одного прямолинейного участка в корпусе.

— Она имела оружие на борту?

— Этот корабль на своем борту не имел никакого оружия, главной целью его создания являлась отработка гидродинамики и испытания различного оперения винтов, управляемость на различных скоростях, испытания полимерного покрытия подлодки и связанных с этим вопросов сопротивления трению, снижение помех гидроакустическим средствам. Корабль создавался не сам по себе, а как целый комплекс, в том числе с системой базирования.

Полученные в результате испытаний результаты были реализованы в том числе при создании группировки многоцелевых кораблей четвертого поколения.

— Вы выходили в море на "Ясене"?

— Нет, хотя при случае я бы с огромным удовольствием это сделал. Конечно, выход в море — это не развлекательная прогулка. Но это ни с чем не сравнимое чувство — когда ты видишь жизнь корабля изнутри, чувствуешь, что и ты причастен к его созданию. Специалисты "Малахита" не так давно принимали участие в испытаниях отдельных образцов вооружений, которыми укомплектован "Ясень".

Подводная мощь: ВМФ ожидает масштабное пополнение сил
Подводная мощь: ВМФ ожидает масштабное пополнение сил
Военно-морской флот России встречает 111-ю годовщину своих подводных сил на пороге серьезного обновления корабельного состава – в конце 2016 года была заложена последняя в серии из восьми атомных подводных лодок проекта 955 "Борей", а до конца 2017 года будет заложен последний из семи "Ясеней" проекта 885. В перспективе эти подлодки составят основу стратегического и многоцелевого подводного флота РФ.

В России 19 марта отмечается День моряка-подводника, дата для которого выбрана не случайно — именно в этот день в 1906 году подводные лодки в российском флоте приказом морского министра были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей.

Накануне Дня моряка-подводника РИА Новости рассказывает о текущем состоянии российского подводного флота, а также о перспективах его развития и обновления.

Расцвет для "Ясеней" и "Бореев"

Подводные силы Военно-морского России в настоящее время переживают активную смену поколений — последние несколько лет были отмечены закладкой множества стратегических и многоцелевых атомных подлодок, и в ближайшие годы ВМФ ждет череда пополнений в составе подводных сил – настало время пожинать плоды проделанной работы.

В конце 2016 года на северодвинском "Севмаше" состоялась церемония закладки последнего в серии из восьми подводных крейсеров стратегического назначения "Борей", корабль получил имя "Князь Пожарский". Три таких АПЛ проекта 955 уже вошли в боевой состав, и до 2020 года его пополнят оставшиеся пять подлодок, строящихся по модернизированному проекту 955А, предполагающему, в частности, оснащение усовершенствованной баллистической ракетой "Булава-М".

Примечательно, что на церемонии закладки "Князя Пожарского" заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что "серия "Бореев" 955А на этом корабле завершается". По его словам, Военно-морской флот совместно с Центральным конструкторским бюро "Рубин" уже начал работу над очередной модернизацией проекта "Борей".

АПЛ стратегического назначения "Борей" имеют длину 170 метров, ширину — 13,5 метра и полное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Данные подводные крейсера способны нести на борту до 16 межконтинентальных баллистических ракет морского базирования Р-30 "Булава". В общей сложности до 2020 года планируется принять в состав ВМФ России восемь субмарин проекта "Борей".

Обновление корабельного состава полным ходом идет и в группировке многоцелевых АПЛ Военно-морского флота России – в 2017 году на "Севмаше" состоится закладка многоцелевого подводного крейсера модернизированного проекта 885М "Ясень" для ВМФ. Он завершит серию из семи атомных подводных лодок "Ясень", спроектированных санкт-петербургским морским бюро машиностроения "Малахит".

Шестая в линейке многоцелевых субмарин проекта 885 "Ясень" — АПЛ "Пермь" — была заложена на "Севмаше" в июле 2016 года. В ходе церемонии ее закладки заместитель главкома ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что серия "Ясеней" будет готова к 2023 году. Он отметил, что АПЛ модернизированного проекта продолжат поступать на Тихоокеанский и Северный флоты, "выполняя те же задачи, только с гораздо большей интенсивностью".

В настоящее время в составе ВМФ есть лишь одна такая подлодка — головной "Северодвинск", который был передан флоту июне 2014 года и до весны 2016 года проходил опытную эксплуатацию. Как сообщил РИА Новости источник в судостроительном комплексе, вывод из эллинга "Севмаша" второго "Ясеня", получившего имя "Казань", намечен на конец марта и будет приурочен к проведению Международного арктического форума в Архангельске.

Многоцелевые атомные субмарины проекта 885М имеют водоизмещение 13,8 тысячи тонн, глубину погружения — 520 метров, подводную скорость — 31 узел. Автономность плавания составляет 100 суток. Экипаж — 64 человека. На их вооружении находятся мины, торпеды калибра 533 миллиметра, крылатые ракеты "Калибр" и "Оникс".

"Хаска" на подходе

Практически все АПЛ проектов 885 "Ясень" и 955 "Борей" на сегодняшний день заложены, однако руководство Военно-морского флота не раз заявляло, что строительство атомных подводных лодок подобного класса прекращаться не будет – они являются гарантом стратегической стабильности и безопасности РФ. В связи с этим можно надеяться, что не за горами закладка головных лодок новых проектов, которые займут на стапелях "Севмаша" место, постепенно освобождающееся после "Бореев" и "Ясеней".

Завеса тайны над одним из таких проектов – многоцелевой АПЛ пятого поколения "Хаска" – постепенно развеивается, в 2016 году стало известно сразу несколько подробностей об облике перспективной российской субмарины.

В частности, замминистра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что "в настоящее время ведется разработка аванпроекта перспективной атомной подводной лодки пятого поколения, по результатам которого будет принято решение о сроках ее создания".

Разработкой многоцелевых атомных подлодок в России традиционно занимается санкт-петербургское морское бюро машиностроения "Малахит". Гендиректор предприятия Владимир Дорофеев отметил, что с Минобороны РФ заключен контракт на разработку многоцелевой атомной подводной лодки пятого поколения, а ее строительство начнется после 2020 года.

Готовность начать работы по пятому поколению в данные сроки подтверждает и "Севмаш". Гендиректор завода Михаил Будниченко в интервью РИА Новости отметил, что модернизация мощностей предприятия, которая позволит строить подводные крейсера нового поколения, к 2020 году должна завершиться.

"Сейчас активными темпами идет модернизация мощностей завода для строительства современных АПЛ, и это все, безусловно, послужит фундаментом для дальнейшего строительства подводных крейсеров нового поколения. В соответствии с действующей федеральной целевой программой модернизация предприятия должна завершиться к 2020 году", — сказал Будниченко.

При этом вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарев подчеркнул, что решение о строительстве "Хаска" будет приниматься после рассмотрения эскизного проекта перспективной АПЛ, на разработку которого отведено около двух лет.

Тактико-технические характеристики "Хаска" на сегодняшний день, разумеется, неизвестны. Пока понятно лишь, что эти подлодки будут сочетать в себе качества многоцелевых и стратегических АПЛ, а на их вооружении будут стоять гиперзвуковые крылатые ракеты "Цикрон", способные развивать скорость, превышающую скорость звука в пять-шесть раз.

"Калина" для флота

Смена поколений близится и в неатомном подводном флоте – ВМФ и профильные конструкторские бюро ведут активную работу в этом направлении. На прошедшем в июле 2015 года Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге адмирал Виктор Чирков, занимавший тогда пост главкома ВМФ, заявил, что строительство подлодок с анаэробной силовой установкой начнется в 2018 году. На том же салоне начальник департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов пояснил РИА Новости, что центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" по заказу Минобороны РФ уже разработало проект неатомной подводной лодки проекта "Калина" с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ).

Официальный представитель ОСК сообщил РИА Новости, что строительство новейших неатомных подлодок проекта "Калина" и их количество будет определено новой государственной программой вооружений (ГПВ) России до 2025 года, которую планируется принять в 2017 году. "Вопрос о строительстве подлодок будет зависеть от готовности штатной ВНЭУ, которую планируется создавать по линии федеральной целевой программы ОПК", – уточнил собеседник агентства.

Главными особенностями проекта "Калина" разработки "Рубина" станут штатная воздухонезависимая силовая установка и крылатые ракеты "Калибр-ПЛ". По своим тактико-техническим характеристикам подлодки "Калина" должны значительно превзойти предшественников проектов 636 "Варшавянка".

Тихоокеанские "Варшавянки"

В рамках форума "Армия-2016" Минобороны заключило с "Адмиралтейскими верфями" контракт на строительство шести подлодок проекта 636.3 "Варшавянка" для Тихоокеанского флота.

Сразу после подписания контракта гендиректор судостроительного предприятия Александр Бузаков обозначил все сроки – две лодки будут поставлены флоту в 2019 году, две в 2020 и еще две – в 2021 году. Позднее он сообщил, что строительство первой тихоокеанской "Варшавянки" уже фактически началось, однако официальная церемония закладки головной подлодки в серии запланирована на осень 2017 года.

Вице-президент ОСК по военному кораблестроению Игорь Пономарев, в свою очередь, отметил, что "это будут корабли практически однотипные тем, что уже построены для Черноморского флота". При этом он подчеркнул, что вопросы, связанные с доработкой проекта 636.3 находятся в компетенции заказчика — Минобороны РФ.

Строительство серии "Варшавянок" для Тихоокеанского флота стало возможным во многом благодаря тому, что в 2016 году "Адмиралтейские верфи" передали ВМФ подлодку "Колпино" — последнюю в серии из шести субмарин для Черноморского флота.

Таким образом, на ЧФ создана полноценная группировка неатомных подлодок — первые три подлодки проекта "Варшавянка" уже находятся в месте постоянной дислокации — Новороссийске, а прибытие еще трех субмарин ожидается в ближайшее время.

"Варшавянки" относятся к третьему поколению ДЭПЛ, имеют водоизмещение 3,95 тысячи тонн, скорость подводного хода — 20 узлов, глубину погружения — 300 метров. Экипаж — 52 человека.

У лодок модифицированного 636 проекта выше боевая эффективность. На их вооружении находятся торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов со скоростью перезарядки 15 секунд), мины, ударный ракетный комплекс "Калибр-ПЛ". Они могут засечь цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей расстояние, на котором их может обнаружить вероятный противник.

За незаметность "Варшавянку" в НАТО называют "черной дырой в океане". Значительная огневая мощь и высокая скрытность позволили проекту стать одним из лучших в мире среди неатомных субмарин.


Вернуться назад