ОКО ПЛАНЕТЫ > Первая полоса > Информационная война: под прицелом - все. Стратегия ведения информационной войны

Информационная война: под прицелом - все. Стратегия ведения информационной войны


10-03-2016, 08:31. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Информационная война: под прицелом - все

 
Постепенно вытесняющая привычные боевые действия информационная война затрагивает все области функционирования общества и не знает перемирия

Понятие «информационная война» возникло в середине 1970-х годов. Впервые его ввел ученый-физик Томас Рон, который не только первым понял, но и научно обосновал, что именно информация является самым главным звеном любой армии. По его словам, «приемы и методы, используемые для ведения ... войны, похожи на атомную энергию, которую может служить людям, а может и быть использована для их массового уничтожения».

Сетевая война рассматривается сегодня как наиболее перспективная методика ведения войны, позволяющая при наименьших затратах реализовать все поставленные перед оборонным ведомством задачи.

В зависимости от факторов, которые ложатся в основу классификации информационной войны, можно выделить огромное количество ее разновидностей. Рассмотрим основные из них. В 1995 году институт Национальной Обороны США опубликовал работу профессора Мартина Либики, который, опираясь на фактор сферы возникновения атаки, выделил семь форм информационной войны:

- командно-управленческая;
- разведывательная;
- психологическая;
- хакерская;
- экономическая;
- электронная;
- кибер-война.

Остановимся подробнее на каждой из составляющих данной классификации, поскольку она является наиболее полной и характеризует информационную войну с разных сторон. Командно-управленческая информационная война направлена на каналы связи между командованием и подчиненными с целью лишения последних управления и координации сверху. Разведывательная заключается в сборе и защите военно значимой информации. Психологическая есть не что иное, как информационная обработка населения, то есть, попросту говоря, «промывка мозгов». Хакерская информационная война - это определенные действия, которые приводят к сбоям в работе связи, оружием в данном виде войны выступают компьютерные вирусы. Экономическая война полагает информационную блокаду и информационный империализм - в данном случае под блокадой подразумевается, прежде всего, перекрытие каналов коммерции. Электронная война подразумевает выведение из строя электронных средств связи: компьютерных сетей, сотовых вышек, радиоузлов и т. д. В кибер-войне, в отличие от хакерской, конечной целью является захват информации.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры «Социальные технологии и право» Самарского государственного университета путей сообщения Сергей Ткаченко предлагает свою классификацию информационной войны:

- информационный терроризм;
- информационная блокада;
- СМИ;
- шпионаж;
- сетевые войны.

Здесь, как мы видим, вводится понятие «сетевые войны». Сетевая война как вид информационной войны позволяет захватывать чужие территории и устанавливать над ними контроль без использования обычных вооружений. Именно сетевая война рассматривается сегодня как наиболее перспективная методика ведения войны, позволяющая при наименьших затратах реализовать все поставленные перед оборонным ведомством задачи.

Сетевая война включает в себя проведение следующего комплекса мероприятий по отношению к своему противнику:

- создание атмосферы бездуховности и безнравственности, что автоматически создает благоприятную атмосферу для нагнетания конфликтной обстановки внутри страны-противника и падению авторитета государственной власти;
- манипулирование общественным мнением и политической ориентацией социальных групп с целью создания обстановки политической напряженности и хаоса;
- дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями и движениями с целью провокации кон­фликтов, разжигания атмосферы недоверия и подозрительности;
- обострение политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции;
- развязывание в обществе гражданской войны;
- снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления с целью затруднения принятия важных решений;
- дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;
- провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений;
- инициирование массовых протестных акций, забастовок, массовых беспорядков;
- подрыв международного авторитета государства;
- нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.

Также можно классифицировать информационные войны по масштабу их распространения:

- локальные (небольшие участки, поселки);
- региональные (регионы, области);
- надрегиональные (страна);
- глобальные (общемировые).

Классифицируют информационную войну и по масштабу воздействия на человека:

Главными направлениями информационной войны является сбор и анализ информации, ее переработка и использование по заданному назначению - то есть или разрушение, или защита.

- один человек;
- группа лиц;
- отдельные этносы;
- нация;
- человечество в целом.

Вообще, как мы можем видеть, классификаций информационной войны существует немалое количество, и каждый исследователь может по праву считаться первооткрывателем, а его классификация заслуживающей определенное внимание. Следует также отметить, что некоторые пункты в классификациях разных теоретиков частично совпадают, однако и различий в подходах и определениях хватает.

Информационная война, как и любая другая война, кроме определенных целей и задач имеет и направление, которое во многом и определяет тот или иной вид информационной атаки, намеченной в дальнейшем к применению противником. Как правило, постоянному воздействию подвергается каждая из человеческих сфер деятельности: политическая, экономическая, социальная или духовная. Чем больше охват каждой из сфер, тем эффективней будет результат ведения войны.

Следует отметить, что чаще всего атакам со стороны средств массовой информации подвергаются политическая, социальная и духовная сферы. Причем информационные нападения могут могут исходить не только от СМИ противника, но и от СМИ, функционирующих внутри страны, являющейся целью информационной войны.

Доктор политических наук, профессор Дипломатической академии МИД России Игорь Панарин выделяет три основных направления ведения информационной войны:

- стратегически политический анализ;
- информационное воздействие;
- информационное противодействие.

Стратегический политический анализ заключается в проведении мероприятий по сбору, обработке и обмену информацией о противниках и союзниках в целях ведения активных действий. В свою очередь информационное воздействие есть внедрение негативных комментариев и дезинформации в информационное поле противника, а также пресечение попыток противника получить нужную ему информацию. Информационное противодействие - это блокирование дезинформации, распространяемой и внедряемой противником. Данная классификация как нельзя лучше отражает весь процесс ведения информационной войны.

Таким образом, главными направлениями информационной войны является сбор и анализ информации, ее переработка и использование по заданному назначению - то есть или разрушение, или защита.


Алексей Соколов 

 Стратегия ведения информационной войны

 
Информационная война - это управление информационными потоками, направленными на разрушение или подмену идеалов и ценностей, обеспечивающих принятие нужных решений, осуществляемых через СМИ

Любая война, в том числе и информационная, кроме основных направлений должна иметь и определенную стратегию распространения, в противном случае невозможно будет контролировать процесс атаки и выстраивать оборону, маневрируя в потоках информации противника.

Одна из стадий информационной войны преследует цель расслабить общество - внушать через средства массовой информации, что врагов нет, при этом обсуждать отдельные исторические периоды и интересы отдельных народностей.

Доктор технических наук, аналитика Института проблем информационной безопасности Московского государственного университета имени Ломоносова Сергей Расторгуев в своей книге «Информационная война» приводит следующую схему:

Данная схема доступно отражает все стратегии ведения информационных войн, независимо от их видов и назначения. На ее основе автор выделяет и алгоритм поведения средств массовой информации в условиях ведения информационной войны:

«1) расслабить общество - внушать через средства массовой информации, что врагов нет, при этом обсуждать отдельные исторические периоды и интересы отдельных народностей (цель: общество как целое должно исчезнуть в качестве объекта сознания общества);

2) заставить общество слушать только противника, не обращая внимания на какие-то иные мысли или ощущения, например, акцентировать средства массовой информации исключительно на какой-то одной парадигме общественного развития, например западной, исключив любой другой опыт: Китай, Японию, мусульманский мир (цель: процесс нагружения общественного сознания и действие формирующих сил ослабляются);

3) заставить общество не размышлять над тем, что говорит противник, для этого исключить из средств массовой информации серьезные аналитические исследования проблем (цель: способствовать торможению непрерывного потока мыслей);

4) сосредоточить внимание общества на каком-то предмете помимо входного информационного потока, например внутренние катаклизмы, войны, акты террора (цель: подсистема защиты, ответственная за обработку входной информации, оказывается не в состоянии выполнять свою функцию и как бы расстраивается);

5) постоянно внушать, что само общество становится лучше и лучше, что все окружающие относятся к нему лучше и лучше (цель: подобное внушение ослабляет историческую память и чувство самоотождествленности, которыми характеризуется нормальное состояние общества);

6) средства массовой информации одновременно должны убеждать членов общества, что возникшее состояние - это не совсем то, что должно быть (цель: создание пассивного состояния сознания, в котором сохраняется возможность зависимости от информационного воздействия противника)».

Стратегию ведения информационной войны рассматривает и доктор политических наук, профессор Дипломатической академии МИД России Игорь Панарин. В своей книге «Первая мировая информационная война. Развал СССР» он истолковывает данный процесс следующим образом: «Стратегия ведения информационной войны путем целенаправленного воздействия на общественное мнение предполагает знание настроений всех социальных, конфессиональных и этических групп, знание реального положения вещей. Отсюда, с одной стороны, информационно-психологическое воздействие по всем возможным каналам, а с другой - тщательное изучение общественного мнения, т. е. выявление реакции - отношение элиты и населения к информационно-психологическим воздействиям, для того, чтобы можно было вносить коррективы в параметры воздействия».

Итак, информационная война - это управление информационными потоками, направленными на разрушение или подмену идеалов и ценностей, обеспечивающих принятие нужных решений, осуществляемых через СМИ и другие средства массовой коммуникации. Ее целями являются контроль собственного информационного пространства, осуществление атаки на информационное поле противника, защита от возможных атак оппонентов.

Обобщая представленные сведения, можно сказать, что стратегия ведения информационных войн обязательно включает в себя процесс изучения общественного мнения, социальной и политической среды, сложившейся вокруг человека или целого государства. Кроме того, после проведения всех необходимых исследований, нужно контролировать сам процесс поступления информации в общество, направлять ее в наиболее уязвимые места в обороне противника.

Далее, говоря о современных средствах ведения информационной войны, нужно учитывать те сферы, на которых будет оказано воздействие. Оно может быть: физическое, информационное, программно-техническое и радиоэлектронное. Физическое воздействие заключается в уничтожении источника угрозы. В данную группу средств ведения информационной войны входят: системы противорадиолокационных ракеты, генераторы электромагнитного излучения, графитовые бомбы и биологические средства (микробы, вирусы).

Информационные методы воздействия включают в себя использование информации и информационных технологий как основного средства воздействия на противника. К этим средствам можно отнести СМИ, всемирную информационную сеть «Интернет», неправительственные коммерческие организации (НКО) и различные фонды, связанные с информированием и обучением граждан.

В ходе информационной войны осуществляется воздействие на операторов информационных и телекоммуникационных систем с использованием мультимедийных и программных средств для ввода информации в подсознание.

Программно-технический метод воздействия заключается в использовании против врага всего спектра компьютерных программ и технологий. Реализация программно-технических методов воздействия включает в себя следующие средства: аппаратные закладки, компьютерные вирусы, логические бомбы, а также специальные средства проникновения в информационные сети - программы-взломщики.

Радиоэлектронные методы воздействия представляют собой комплекс помех и радиоэлектронных излучений, разрушающих радиолокационные вышки противника, перехватывая и затрудняя ему передачу информации. К этим средствам относятся радиолокационные станции, средства перехвата и т. д.

В общем виде существует два вида информационных атак: прямая и косвенная. Прямая информационная атака заключается в непосредственном вмешательстве в информационное поле противника и внедрение в его среду ложной информации. Косвенная - в создании ложной информации, которую противник будет принимать за истину. При этом никакого внутреннего вмешательства в информационное поле противника не происходит.

Основными средствами применения информационного воздействия являются:

- нанесение ущерба отдельным физическим элементам информационной инфраструктуры (разрушение сетей электропитания, создание помех, использование специальных программ, стимулирующих вывод из строя аппаратных средств, а также биологических и химических средств разрушения элементарной базы);

- уничтожение или повреждение информационных, программных и технических ресурсов противника, преодоление систем защиты, внедрение вирусов, программных закладок и логических бомб;

- воздействие на программное обеспечение и базы данных информационных систем и систем управления с целью их искажения или модификации;

- угроза или проведение террористических актов в информационном пространстве (раскрытие и угроза обнародования или обнародование конфиденциальной информации об элементах национальной информационной инфраструктуры, общественно значимых и военных кодов шифрования, принципов работы систем шифрования, успешного опыта ведения информационного терроризма и др.);

- захват каналов СМИ с целью распространения дезинформации, слухов, демонстрации силы и доведения своих требований;

- уничтожение и подавление линий связи, искусственная перегрузка узлов коммутации;

- воздействие на операторов информационных и телекоммуникационных систем с использованием мультимедийных и программных средств для ввода информации в подсознание или ухудшения здоровья человека;

- воздействие на компьютерное оборудование боевой техники и вооружений с целью вывода их из строя.


Алексей Соколов

 

 


Вернуться назад